Билялетдинов вчистую проиграл серию «Магнитке» — это исключительно тренерское поражение, хотя этому провалу сопутствовали различные факторы, в частности, многочисленные травмы и невнятная игра некоторых хоккеистов

ФИНАЛ РАДИ ФИНАЛА

Нет никакого смысла разбирать заключительный матч серии, которая была проиграна даже не вчера, а еще в концовке третьей игры, когда Данис Зарипов разобрался с «Ак Барсом», оформив дубль за две с половиной минуты. Кажется, после этого игроки казанской команды перестали верить в себя и возможный успех в серии. Иначе трудно объяснить, что «Ак Барс» хотел показать накануне: никакого давления на соперника, игра без эмоций и постоянные ошибки. Все это привело к тому, что матч безнадежно был проигран уже в середине первого периода, когда «Магнитка» дважды реализовала большинство. Ничего не напоминает? Такая же история случилась с «барсами» в финале Кубка Гагарина – 2015 против СКА. При счете 1-3 в серии, команды играли в Казани, но судьба того матча была решена уже в первом периоде — клуб из Санкт-Петербурга разбил соперника еще в начале матча (4:0) и завоевал трофей.

Это был первый сезон Зинэтулы Билялетдинова после возвращения из сборной. Тогда и сам главный тренер, и руководство казанского клуба много и часто говорили о строительстве нового «Ак Барса». Команды-династии, которая будет существовать не один год. Главный тренер много говорил и о селекционном отделе, который должен был создаваться в клубе. Но что мы имеем на сегодня, спустя три года? Перед этим сезоном состав команды обновился наполовину, при этом нельзя сказать, что игроки были подписаны с прицелом на будущее: Рафаэль Батыршин, Андрей Попов и Антон Глинкин, Денис Хлыстов и Евгений Григоренко — это хоккеисты, которые никак не помогут «Ак Барсу» в будущем. Кроме того, у 14 игроков в апреле заканчиваются контракты с клубом, не говоря уже о тех, с кем надо расторгать соглашения.

Ян Коварж Единственный гол казанцев на счету Иржи Секача. У «Металлурга» заброшенными шайбами сумели отметиться Ян Коварж (№43), Виктор Антипин, Сергей Мозякин и Денис Платонов

То есть летом придется заново выходить на трансферный рынок и наполовину менять команду. И такая история при Билялетдинове повторяется третий год подряд. Заявляя о том, что нужно строить новую команду на перспективу, казанский клуб каждое лето начинает с того, что наполовину обновляет состав, совершая нелогичные шаги на трансферном рынке. В сухом остатке за три года мы имеем один финал Кубка Гагарина и финал конференции, но кто об этом вспомнит, если они бездарно проиграны? Куда важнее за это время было построить команду с прицелом на будущее, а не команду-однодневку. Примеры? Посмотрите на ту же «Магнитку», которая выиграла два Кубка Гагарина, но сохранила костяк команды, наполовину состоящий из своих воспитанников. Теперь команда в походе за третьим трофеем.

«БИЗНЕС ONLINE», Я ВАС НИКОГДА НЕ ПОЗОВУ НА ИНТЕРВЬЮ!»

Кто-то скажет: а при чем тут, собственно, Билялетдинов? Разве он комплектует состав? Да, на 70 - 80% состав подбирается под главного тренера — и это нормально. Никто и не винит одного Билялетдинова, вина лежит на всех, кто голословно объявлял о строительстве команды, а на деле занимался непонятными трансферами в клубе, которых за три года набралось множество.

Билялетдинов вчистую проиграл серию «Магнитке» — это исключительно тренерское поражение, хотя этому провалу сопутствовали различные факторы, в частности, многочисленные травмы и невнятная игра некоторых хоккеистов. Конечно, не все во власти Билялетдинова, и, грубо говоря, он не может выйти на лед и начать забивать вместо Глинкина, у которого в каждом матче было по два-три реальных момента для гола. Не может сыграть вместо Степана Захарчука, который частенько «пожарит» у своих ворот. Но ведь он сам хотел видеть всех этих игроков в составе.

И ведь никто не будет сейчас делать выводы из-за поражения «Магнитке» — многие восприняли это спокойно, понимая, что выше головы с таким составом не прыгнешь. Вопрос в другом: что дальше? Есть информация, что главный тренер хочет взять паузу в тренерской карьере и на несколько лет уйти, чтобы отдохнуть. Сам Билялетдинов на пресс-конференции почему-то вел себя как маленький мальчик и решил напрочь отбиваться от всех вопросов касательно своего будущего.

У вас заканчивается контракт. Вы остаетесь главным тренером клуба?

— Давайте по существу, по игре!

Чувствуете в себе силы продолжать работу главным тренером? — переспросили важный вопрос.

— Давайте по существу, молодой человек! Я же вам сказал уже. Это вас не должно интересовать, давайте вопросы по игре. Я готов по игре вам говорить, кто, чего там. Что вы обо мне беспокоитесь? Не беспокойтесь обо мне.

Мы о команде беспокоимся.

— Обо мне не беспокойтесь, молодой человек.

Извините, коуч, но что не так с вопросами о вашем будущем? Многих беспокоит судьба клуба, и не дело эгоистично уходить от всех этих вопросов, наплевав на болельщиков и всех остальных, которым небезразлична команда. А использовать образ тренера-черепашки, который просит своих игроков биться до конца, а сам прячется при острых вопросах — вряд ли правильно.

«Вы о себе подумайте, да», — так завершил Билялетдинов пресс-конференцию. Согласитесь, странная фраза из уст уважаемого тренера... Впрочем, как и вся пресс- конференция — по форме вроде как провел, а по существу — издевательство над здравым смыслом и болельщиками, у которых нет другой возможности общения, кроме как разговаривать с главным тренером и командой через массмедиа.

Хотя нет, у него будет возможность дать интервью «удобным» журналистам, рассказать в очередной раз о строительстве новой команды и о великом будущем «Ак Барса». В коридоре главный тренер добавил, что никогда на это интервью (для читателей подчеркнем, что оно носит всегда кулуарный характер) не позовет «БИЗНЕС Online». Отметим, что мы всесторонне освещали все матчи команды в этом сезоне и не стесняемся задавать острые вопросы.

Степан Захарчук Степан Захарчук провалил не только этот сезон, но и последние три в казанском клубе

МОЛЧАЛИВЫЙ СВИТОВ И ПОНИКШИЙ ЗАХАРЧУК

После последнего матча сезона никто из игроков «Ак Барса» не думал убегать из раздевалки, чтобы не попадаться на глаза журналистов, — все были на своих местах, но большая часть хоккеистов предпочла промолчать и никак не объяснять то, что случилось в финале конференции. Слово взяли те игроки, которым и не должно быть стыдно за свою игру в этом сезоне. Федор Малыхин рассказал, насколько он опустошен и ему все равно на свою личную статистику, когда команда так заканчивает сезон. Владимир Ткачев тоже особо не обращал внимания на свой лучший сезон, переживая за итоговый результат команды. Эмиль Гарипов объяснял, что ему сложно говорить, и в некоторых моментах эмоционально срывался на журналистов. Но его можно понять: вратарь всю серию «тащил» команду, но в нападении она сыграла беззубо.

Захарчук сидел в раздевалке грустным, опустив голову вниз и несколько минут всматривался в ковер. Степан провалил не только этот сезон, но и последние три в казанском клубе. Защитник, у которого было все, чтобы стать ведущим обороны, так и остался на уровне игрока, который в любой момент может выкинуть фокус в защите. «Не», — так отреагировал защитник он на вопрос об интервью.

Александр Свитов накануне вообще не замечал журналистов и все их просьбы игнорировал, хотя именно капитан в первую очередь должен объясняться перед болельщиками. В апреле у Свитова заканчивается контракт с командой, и велика вероятность его ухода. Любопытно, что вчера Свитов не сыграл ни одной минуты на льду, проведя все время на скамейке. Травма еще давала о себе знать, капитан был не в силах сыграть, но для поднятия морального духа команды он был необходим, поэтому в тренерском штабе пошли на такое нестандартное решение. Оно не помогло, но сам этот факт говорит о роли Свитова в этой команде. «Это было его желание, и я думаю, что это правильно, — объяснил Билялетдинов. — Он капитан команды, хотел поддержать ребят. Он, к сожалению, не мог сыграть, но он был рядом с ребятами. Я считаю, что это очень хорошо».

Но капитан должен оставаться капитаном не только на льду, но и вне игровой площадки.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Сейчас у команды будет несколько дней отдыха, чтобы привести в порядок свои мысли и восстановиться физически. Потом, возможно, клуб проведет встречу с болельщиками — это просто необходимо. А в идеале еще и пресс-конференцию с главным тренером и генеральным менеджером — регламент КХЛ обязывает это сделать в течение 7 дней с последнего матча.

Со многими игроками, у которых заканчиваются контракты, нужно будет прощаться. Судя по проведенному сезону, это Свитов, Хлыстов, Джастин Азеведо, Василий Токранов, Стефан Эллиотт. С другими — расторгать соглашения: Попов, Глинкин, Батыршин, Захарчук и Станислав Галимов. В случае с Варнаковым клубу придется подумать: либо расторгать контракт, либо пересматривать условия, серьезно понижая зарплату, — не должен самый дорогой игрок команды не забивать в плей-офф по четыре года.

Касательно Билялетдинова есть два реальных пути. Была информация, что еще после победы над «Салаватом Юлаевым» руководство клуба выразило готовность продолжить сотрудничество с главным тренером. Поменялось ли решение после финала? Возможно. По другой информации, Билялетдинов еще зимой для себя решил, что после этого сезона возьмет паузу в карьере на несколько лет, чтобы отдохнуть. Она специалисту явно не помешает — чтобы посмотреть на хоккей со стороны и уловить его новые тенденции. Второй вариант наиболее вероятен, а в Казань уже сватают Дмитрия Квартальнова. Здесь удивляться нечему. Сейчас это единственный свободный топ-тренер — кого еще сватать?