300 млн. рублей потеряли сельчане в катастрофе ТФБ. Об этом стало известно сегодня на круглом столе «аграрных рулевых» в Казани. Болит голова о посевной: нужны кредиты, но поздний старт льготных программ застал фермеров врасплох, и на 3-миллиардный лимит оказалось лишь 9 заявок. О чем Марат Ахметов просил Зуфара Гараева и почему вместо 10 млрд. кредитных рублей привлечено лишь 4,5, в репортаже «БИЗНЕС Online».
Айрат Хайруллин
«У НАС СЕГОДНЯ ОСТАТКИ ЗЕРНА ДАВЯТ НА ЦЕНЫ... В СЛУЧАЕ УРОЖАЯ »
Запретительно высокие пошлины, введенные Турцией на российскую пшеницу, спровоцировали сегодня громкие заявления. Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин на круглом столе в штаб-квартире «Единой России» в Казани заявил, что России из-за этого надо бы сократить посевы яровых. Напомним: с 15 марта пошлины на ввоз пшеницы и кукурузы в Турецкую Республику составляют 130%, риса — 45%, подсолнечного масла — 36%, шрота подсолнечника — 13,5%, бобовых — 9,7%. Такие цифры «просочились» в прессу из минсельхоза РФ.
«У нас сегодня остатки зерна давят на цены, и цены на зерно у нас ниже стоимости производства», — заявил Хайруллин. По его словам, если не сократить площади сева яровых, то в этом году в случае хорошего урожая зерно придется продавать по цене в два раза ниже себестоимости. «Думаю, что это (запрет на российское зерно) связано с нашей принципиальной позицией по запуску на наш рынок овощей из Турции», — считает депутат.
Отметим, что Турция являлась одним из самых крупных покупателей российского зерна, подсолнечного масла и шрота. Россия ежегодно поставляла Турции порядка 6,5 млн. т зерна (преимущественно из южных регионов РФ). Однако татарстанские производители отгружают в Турцию подсолнечное масло и шрот.
В то же время депутат заметил, что есть альтернатива, можно закупать зерно «про запас». «Если мы выкупим на рынке 15 миллионов тонн зерна, то цены останутся на нормальном уровне», — заявил Хайруллин. Цифры, понятно, российского уровня. Он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что речь идет о планах ввести государственную закупку зерна. «Мы прописали право государства в случае падения цен ниже уровня, обеспечивающего доходность, выходить на рынок в качестве игрока, покупать зерно в тех регионах, где идет эта негативная тенденция. Это называется «ценовые интервенции». Когда же цены начинают расти, государство обязано выкинуть на рынок это зерно, чтобы сбалансировать цены», — разъяснил Хайруллин. Планируется, что законопроект будет подписан президентом РФ в мае 2017 года.
Однако министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов после окончания встречи заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не собирается сокращать сев яровых и в Татарстане ни при каких условиях. Республика от введения пошлин на пшеницу напрямую вряд ли пострадает. Всего РТ продает за пределы республики до 1 млн. т зерна, но реализуется оно в основном в соседних регионах.
Марат Ахметов
«КОГДА НАЧИНАЕШЬ ДИСКУТИРОВАТЬ С ТОВАРИЩАМИ ИЗ МИНФИНА, ТО ОНИ ВИДЯТ ТОЛЬКО ЦИФРЫ»
Но не только внешние «темные силы» мешают развитию сельского хозяйства в стране. Из-за нехватки бюджетных средств в этом году была сокращена господдержка сельхозпроизводителей. Вместо 237 млрд. рублей (на всю страну) в 2016 году в бюджете этого года в казне уцелело всего 216 млрд. рублей. Есть надежда, что будет добавлено еще. «Я убежден, что это не окончательная цифра, по всей видимости, у нас будет возможность увеличить ее по итогам первого полугодия. По моим ощущениям, эта цифра, будет еще плюс 30 миллиардов рублей», — порадовал Хайруллин. Он заметил, что если это получится, то уровень поддержки превысит прошлогодний уровень.
Сокращение коснулось и республики, подтвердил министр сельского хозяйства РТ Ахметов, из бюджета РФ поступит примерно на 10% меньше средств, чем годом ранее.
На вопрос модератора Леонида Толчинского о том, как все-таки затащить дополнительные миллиарды в сельское хозяйство, Хайруллин ответил в том смысле, что сделать это непросто, ведь на фоне общей стагнации экономики в курируемой им отрасли отмечается небывалый рост. «Это расхолаживает и создает иллюзию того, что раз все хорошо, то и не надо увеличивать меры поддержки. Это ошибочно, — считает Хайруллин. — Эти 30 миллиардов для нашей огромной страны — сумма подъемная. Но когда начинаешь дискутировать с товарищами из минфина, то они видят только цифры. Они не видят эти территории, миллионы гектаров, расселение людей...».
«Что надо делать, чтобы добавили бюджетную поддержку? Надо больше таких людей, как Айрат Назипович, — нахваливал Хайруллина Ахметов. — К ним в комитет сейчас тоже пришел очень смелый человек, Кашин, они в тандеме беспрестанно работают».
«КАМИЯР ТАКОЙ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК... У НЕГО ГАРАНТИРОВАННЫЙ ЛИМИТ»
Фактическое снижение госпомощи — еще полбеды. «Подножку» сельчанам ставит слишком запоздалый старт программы кредитования сельчан под 5% годовых прямо накануне посевной, о чем «БИЗНЕС Online» подробное писал ранее. Хайруллин рассказал, что целью программы было сделать ее более доступной для аграриев. «Чтобы не надо было сначала платить проценты по рыночной ставке, а потом спустя два-три месяца себе получать субсидии на удешевление этих кредитов», — разъяснил он. Депутат вспоминал, что в прошлом созыве депутаты договаривались, что этот механизм будет работать в качестве пилотного проекта, и у крестьян было право выбора: работать по старой схеме или по новой. Однако неожиданно крестьян огорошили: с начала 2017 года получать льготные кредиты по старой схеме стало невозможно.
«И хотя на эту меру поддержки на удешевление коротких кредитов было выделено в разы больше, чем год назад, получилось так, что в первые дни все кредиты оказались выбраны. И сегодня в стране у нас огромный дефицит, огромное количество людей, которые не смогли получить кредит, и это все происходит перед весенними полевыми работами, — говорил Хайруллин. — Сейчас мы ведем диалог с правительством, что необходимо принимать срочные меры, чтобы сделать кредиты доступными», — добавил он.
Интересно, что при общем кредитном аврале квота в 20%, выделенная для малых форм хозяйствования, остается неким оазисом в пустыне. Как рассказал председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров, что из 4,7 тыс. фермерских хозяйств в РТ только 9 фермеров в республике получили кредиты по льготной программе. Сейчас, чтобы невыбранные средства не ушли в другие регионы (а это вполне реально), в ассоциации в авральном режиме ведется работа по доведению до ума заявок от КФХ.
На замечание «БИЗНЕС Online» о том, что у Россельхозбанка, например, накопилась масса претензий к качеству предоставляемых мелкими фермерами документов, Байтемиров разразился ответной критикой в адрес чрезмерно придирчивых банкиров, которые гоняют сельчан с заполнением «ненужных бумажек». К примеру, заявка на кредит для КФХ занимает 25 страниц, тогда как в Финляндии, например, требуется заполнить лишь 3 странички аналогичного документа. Глава ассоциации фермеров считает, что для мелких фермеров должна быть существенно упрощена система подачи заявок на кредиты для малых форм хозяйствования.
«Возьмите хозяйство, которое имеет 100 гектаров земли. И ООО, которое имеет 5 тысяч гектаров. В принципе, документы, которые они готовят, одинаковые! Так должно быть или нет?» — вопрошал Байтемиров.
«Камияр такой счастливый человек, у него гарантированный лимит, субсидия на 5-процентный кредит, 253 миллиона у него лимит, это позволяет ему до 3 миллиардов привлечь кредита», — поддержал и отчасти поддел коллегу Ахметов.
Байтемиров же привел в пример 2015 год, когда кредиты предоставлялись через потребкооперативы, так вот примерно на те же даты два года назад фермеры получили 103 тыс. кредитов на 17,3 млрд. рублей. «О чем это говорит? Да, банки — это важный финансовый институт, но для малых форм хозяйствования нужны иные формы», — считает он.
«В ЭТОМ ГОДУ КРЕДИТОВАНИЕ ИДЕТ ТЯЖЕЛО...»
К нему присоединился и Хайруллин. Он напомнил, что ряд небольших региональных банков (в их числе и Энергобанк, входящий в орбиту интересов семьи Хайруллиных, — прим. ред.) в этом году был отстранен от участия в программе льготного кредитования. Этой же темой обеспокоен и Ахметов. Он отметил, что Энергобанк, к примеру, в год кредитовал сельчан примерно на 3 млрд. рублей, но был отключен от программы. Также выпал из программы челнинский Акибанк, который выдавал до 5 млрд. рублей.
В то же время «АК БАРС» Банк, который в конце концов допустили к кредитованию сельчан под 5%, по малопонятным причинам «тянет резину» — не подписывает соглашения. «Я просил председателя правления, чтобы он ускорил процесс, потому что есть клиенты, которые привыкли работать с региональными банками», — заметил министр.
«Стоимость посевной достаточно дорогая, требует порядка 20 миллиардов оборотных средств. Кроме того, летний сезон — уход за посевами, кормозаготовка, до появления товарного ресурса нового урожая! Еще 27 миллиардов мы должны найти — как свои, так и привлеченные», — говорит Ахметов. В виде кредитов сельчане рассчитывали в этом году привлечь порядка 10 млрд. рублей. Но из-за сложностей, обеспеченных банкирами, в РТ на данный момент привлечено порядка 4,5 млрд. рублей, сообщил Ахметов.
«В этом году кредитование идет тяжело, это новая форма выдачи заранее субсидированных пятипроцентных кредитов. Лимит [на республику] ограничен — 848 миллионов субсидий на короткие кредиты, это максимально позволяет привлечь в порядке 9 - 10 миллиардов кредита. А нам только на посевную столько кредитов привлекать. А уже если ты решился вне лимита привлечь средства в банках, то ты должен коммерческий процент платить. На это статья бюджета не предусмотрена», — сокрушался Ахметов.
Чересчур сложной пока видится министру и процедура согласования: «Даже если Россельхозбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк одобрили выделение кредита, этот договор отправляется в головной офис, потом в минсельхоз России. Тот одобряет или отвергает, потом только банк выдает кредит. Это тоже на две-три недели затягивает предоставление кредита, а на носу посевная!».
При этом паники из-за недостатка средств на посевную на лице министра заметно не было. Он говорит, что для старта посевной финансов и прочих ресурсов хватит, а те кредиты, которые банки будут выдавать, в дальнейшем пойдут на следующие этапы земледелия — уход за посевами и т. д.
КРАХ ТФБ: «НИКТО ДОБРОВОЛЬНО ЭТИХ ДЕНЕГ НАШИМ ФЕРМЕРАМ НЕ ПРИВЕЗЕТ»
Не прошли участники дискуссии и мимо темы банковского краха, который, можно сказать, лишь по касательной прошелся по сельскому хозяйству. Ахметов сообщил, что в Татфондбанке застряли порядка 300 млн. рублей сельхозтоваропроизводителей РТ.
«Никто добровольно этих денег нашим фермерам не привезет. Есть поручение президента о 5-процентных займах до 5 миллионов рублей, мы предложили этот вариант всем пострадавшим, но пока только четверо получили этот заём. Плюс было заявлено недавно о 8-процентном льготном лизинге. Причем первоначальный взнос платит государство. Да, это не возврат. Но это ход правительства навстречу нашим пострадавшим», — заявил Ахметов.
С подачи главы комитета Госсовета РТ Тахира Хадеева от темы хлеба насущного перешли к общим проблемам продовольственной безопасности. Депутат рассказал, как лично ездит по районам и городам РТ и мониторит цены и качество продуктов на полках магазинов. «По сравнению с 2015 годом в целом повышения [цен] не произошло. Марат Готович, у нас цены выросли на хлеб на 11 - 12 процентов, немного — на крестьянское масло, чай черный, а по остальным продуктам есть даже некоторое снижение», — порадовал Хадеев. Другое дело, где произведены товары. Депутат по традиции повздыхал на тему того, что на «теплых» полках в супермаркетах все меньше татарстанских товаров, входить в сети становится все сложнее. «Торговля работает за счет снижения стоимости закупаемой продукции. Проигрывает пока производитель, — жаловался Хадеев. — В 2016 году татарстанские огурцы присутствовали в магазинах — порядка 28 процентов, а на 1 января 2017 года — всего 10 процентов, томаты — 7,5 процентов, стало — только 5 процентов, яблоки по нолям, моркошки сегодня нет», — сокрушался депутат.
Ахметов возразил, что главное для производителей — это выгодно продать товары, причем не обязательно через магазины. «Им же куда-то удается реализовывать, на складах не простаивает же продукция. „Майский“ же умеет свою продукцию реализовывать!» — аргументировал министр. Он намекнул: для того чтобы довести до магазинной полки ту же морковь, нужно вложить большие деньги. Он подсчитал, что для успешной конкуренции с тем же импортом татарстанским компаниям необходимо провести модернизацию на 27 млрд. рублей.
«Запад полностью обеспечивает своих фермеров оборотными средствами, они дают 25 тысяч на гектар, у них нет заботы, откуда выискивать деньги на удобрения, семена, средства защиты, топлива. А у нас 1,5 тысячи на гектар. Как быть при этом конкурентными?» — удивлялся Ахметов.
«В АМЕРИКЕ, ГЕРМАНИИ ДУРАКИ, ЧТО ЛИ, ЖИВУТ?»
Хайруллина эта дискуссия почему-то вывела на философские мысли о судьбе деревни. «Сельское хозяйство сегодня намного более капитальное даже, чем нефтедобыча. Просто об этом мало кто знает. Об этом знают только люди, которые работают на селе и имеют самую низкую в нашей стране зарплату! Мы хотим, чтобы в магазины поставляли качественную продукцию по хорошей цене, без суррогатов. Но соответствующая поддержка должна быть!» — восклицал он.
Ситуация в РТ немного лучше, чем во всей России, считает депутат. «Слава богу, у нас руководство республики не оторвалось от народа и понимает чаяния, но нам очень много нужно сделать. И очень трудно этот сделать в Москве. Часто бывает, что власть отрывается от народа», — сокрушался Хайруллин. Он призвал перенимать мировой опыт. «Что, в Америке дураки, что ли, живут, в Германии дураки живут? Давайте сменим приоритеты. У нас такая огромная страна. Мы рано или поздно все равно будем кормить 1,3 миллиарда человек на планете!» — считает депутат.
«Ну что еще нам на этом этапе перенимать? Высокие технологии? Здорово. А вот по сельскому хозяйству мир готов принимать произведенную у нас продукцию. Давайте сделаем так, чтобы в сельском хозяйстве зарплаты были выше, чем в городе! А иначе как удержать детей, чтобы работали на родине. Словами: «Сынок, ты останься и радуйся, что у тебя зарплата будет в два раза ниже?» — удивлялся парламентарий.
Под занавес участники встречи озвучили свои планы на урожай-2017. Они заверили, что сегодняшняя погода обещает хороший сбор зерна. И даже похолодание, которое горожанам не очень нравится, сельчане воспринимают как манну небесную. Чересчур раннее весеннее солнце может высушить почву еще до того, как на поля выйдут крестьяне. «До того, как все подъехали, мы как раз обсуждали погоду. Леонид [Толчинский] говорит: „Ой какая плохая погода!“ Я говорю: „Какая прекрасная погода!“ Он ведь типичный горожанин, считает, что если жаркий день — хорошо», — шутил Хайруллин. Он заметил, что «пока все развивается так, что этот год будет урожайным».
Министр Ахметов напомнил, что поставил для себя планку в 10% роста. «Конечно, большая мечта вернуться к нашим показателям 5-миллионного сбора зерна. Но это не прогноз, это мечта. На это работаем. Но никаких прогнозов делать не буду. Но министерство будет делать все возможное для роста в 10 процентов». Байтемиров заметил, что крестьяне во все времена были оптимистами. «Как говорят, цыплят по осени считают, и мы надеемся, что планы минсельхоза будут исполнены», — поддержал глава ассоциации Марата Готовича.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.