...

КАРТОТЕКА КОНТРАГЕНТОВ И ФИНАНСОВЫЕ ВЫКЛАДКИ ЗА ПАРУ КЛИКОВ

Сегодня Казань посещает генеральный директор корпорации МСП Александр Браверман. У него плотная программа — гость принимает участие в комиссии по улучшению инвестиционного климата с полномочным представителем президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем и президентом РТ Рустамом Миннихановым. А стартовал визит сегодня утром с большого мероприятия в Институте экономики и финансов КФУ: здесь Браверман встретился с парой сотен предпринимателей со всего Татарстана и обсудил с ними относительно новый государственный инструмент поддержки бизнеса — портал «Бизнес-навигатор». Вместе с ним в формате свободной дискуссии поучаствовали премьер-министр РТ Ильдар Халиков и глава агентства РТ по госзаказу Яков Геллер, а модератором выступил председатель ТРО «Опора России» Азат Газизов.

За час до прибытия самого Бравермана представители корпорации подробно рассказали, как работать с сайтом «Бизнес-навигатор» на www.smbn.ru. От самого мероприятия, вернее, его идеологии впечатление было отчасти двоякое. С одной стороны, с чиновником такого уровня всегда есть смысл пообщаться — вдруг пролоббируешь свой товар или услугу. С другой — команда корпорации пыталась «продать» якобы продвинутой публике в Казани товар, о котором вроде как давно всем и все должно быть известно, поскольку площадка работает с... лета 2016 года и за это время на ней зарегистрировались целых 30 тыс. (!) татарстанских предпринимателей. Если у нас так много активных бизнесменов, есть ли смысл их еще раз собирать более чем через полгода после запуска проекта?

Немного о его сути (для тех, кто не в теме). Портал вполне оправдывает свое название: на данной площадке чиновники собрали всевозможную вспомогательную информацию для малого бизнеса, причем не только связанную с госуслугами, но и вполне себе рыночную. Прежде всего здесь собраны все данные о мерах господдержки в конкретном регионе — скажем, татарстанцам тут можно осведомиться о «Лизинг-грантах», микрозаймах и льготных кредитах с поддержкой гарантийного фонда РТ. Кроме того, на «Бизнес-навигаторе» в режиме обычного поискового запроса можно поискать себе подходящий госконтракт — здесь собраны все аукционы и тендеры с разных госплощадок. Но удивляет сервис, конечно, не этим. Сразу сообщим, что наша газета не успела протестировать сервисы портала, но мы обязательно это сделаем в ближайшее время, чтобы рассказать нашим читателям об удобствах или обнаруженных проблемах. Пока же будем писать, принимая на веру сказанное чиновниками.

Здесь, например, можно рассчитать собственный бизнес-план в привязке к местности. На большом экране сотрудник корпорации продемонстрировал, как это делается: на обычной городской карте местности можно выбрать конкретное место, например, для кафе, АЗС или прачечной и посмотреть, много ли конкурентов вокруг. Система красными точками показывает настоящую «конкурентную плотность». Эти данные, кстати говоря, интегрированы с системой «2ГИС». Но и это не все: здесь же в зависимости от занятой площади можно рассчитать, какой размер инвестиций в бизнес потребуется, каков здесь будет поток клиентов, сколько сотрудников придется нанять и в конечном счете каковы будут сроки окупаемости. Если он превышает пять лет (а на больший срок малые предприниматели не готовы рассчитывать), система показывает флажок: заходить сюда — пустая трата времени и денег. «Бизнес-план за сто секунд», — так назвал этот сервис Халиков.

Любопытно, что в рамках «Бизнес-навигатора» корпорация создала и конкурента платным картотекам с коммерческой информацией вроде «Контур.Фокус» и «Картотека.ру». На портале можно проверить своего контрагента, задав соответствующий запрос и изучив его карточку, в которой будет указана вся информация о создании и работе, владельцах, финансовом состоянии, картотеке арбитражных дел и полученных госзаказах. К слову, финансовую информацию можно будет получить только платно, однако, как заверяют в корпорации, это будет стоить значительно дешевле, чем у конкурентов. «Но предпринимательская инициатива за вами. Это не избавляет вас от необходимости все делать», — напутствовал бизнес-сообщество Татарстана Браверман.

Вообще, сервисы сайта можно перечислять очень долго — здесь есть и реестр свободной рыночной недвижимости, тоже в картах, и реестр франшиз, и база данных трудовых вакансий. Браверман предложил любым желающим выйти к ноутбуку и протестировать ресурс самостоятельно, чем, кстати, многие и воспользовались. По большей части дискуссия шла уже о деталях: где и как на портале найти необходимую бизнесмену информацию? Некоторые даже попросили провести отдельные обучающие уроки или выложить в открытый доступ видеокурсы. Но, как оказалось, такие ролики уже выложили на YouTube — их довольно быстро набрал в своем айпаде Халиков.

Будут новые сервисы — например, создадут отдельную базу данных по придорожному сервису: гостиницам, кафе, АЗС. А кроме того, в «Бизнес-навигатор» загрузят 700 жизненных кейсов. «К вам пришел налоговик: что делать? — привел пример Браверман. — И таких историй семьсот».

Азат Газизов Азат Газизов

Газизов, входящий в руководство федеральной «Опоры России», отозвался о площадке в положительном ключе: по его словам, «Бизнес-навигатор» сразу заинтересовал его как бизнесмена, как и любое новшество для МСП. «Изначально система была сырой, но все блоки были закреплены. За время своей работы она совершила большой рывок», — поделился он впечатлениями. Больше всего его устраивает набор информации для стартапов: «Здесь вопросов почти нет». А вот поисковая система для развивающегося бизнеса, по мнению Газизова, не совсем удобна: «Невозможно в ручном режиме искать весь ассортимент прайса». Еще порталу не мешало бы запустить мобильное приложение. Впрочем, Браверман заверил публику, что такое приложение заработает уже в июне.

Премьер-министра Татарстана же заинтересовало, можно ли получать с портала адресную рассылку: «Если добавить маленькое звено по подписке: что мне хочется?» Халиков уточнил у Геллера, есть ли такой функционал у татарстанской торговой площадки smb.tattis.ru. «10 тысяч предпринимателей ежедневно получают 42 тысячи извещений по подпискам», — не без гордости ответил тот.

«ЖЕЛАНИЕ ОТКРЫТЬ И ПРОДВИНУТЬ СВОЙ БИЗНЕС — ОНО ПРОСТО ОЧЕВИДНО»

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», — скептически отнесся к инициативе первый предприниматель, взявший в руки микрофон. Его компания занимается энергосервисом, однако не подпадает под госзакупки, так что заключает контракты на 4 - 6 млрд. рублей на рыночных условиях. «Может ли корпорация гарантировать [по кредиту] перед банками?» — спросил выступающий. Оказалось, что его скепсис неоправданный: такая функция действительно у корпорации есть — она выдает и гарантии, и поручительства, если бизнес подпадает под категорию малого. А для компаний в сфере энергетики по программе «6,5» такая помощь и вовсе приоритетна, подчеркнул Браверман. «Приходите, это нормально», — подытожил он. «Спасибо!» — обрадовался бизнесмен. «Вам спасибо», — откликнулся директор корпорации МСП.

Казанец Ильназ Набиуллин, чья фирма продает украшения, в месяц открывает 10 - 15 новых торговых точек. Предприниматель, взяв микрофон, порадовался тому, что «Бизнес-навигатор» ему очень помогает. На следующей неделе он открывает новую парикмахерскую на Кварталах — с помощью «Бизнес-навигатора» он промониторил конкурентов, просчитал аренду и другие детали. «Это серьезно сократило нам выбор», — порекомендовал Набиуллин портал бизнес-сообществу. Предприниматель попробовал наугад «открыть» парикмахерскую на случайном месте на улице Чистопольской. Получилось так: потенциальный спрос в городе на парикмахерскую составляет 26 млн. рублей, а покрыто 22 миллиона. «Срок окупаемости — больше пяти лет, так что [система говорит] не открывай», — продемонстрировал он запрос в «Бизнес-навигаторе».

Яков Геллер Яков Геллер

Похвалила портал и Альбина Газизуллина, представитель казанского завода светодиодных светильников Ledel. Раньше она искала тендеры для закупок светильников на нескольких интернет-площадках, теперь — на одной. И тут Халиков вспомнил о вопросе сертификации товаров для торговых площадок, которую проработал и активно лоббирует на федеральном уровне Геллер. «Кирпич кирпичу рознь, — философски заметил министр. — Мы готовы предоставить свою классификацию!» И здесь глава агентства РТ по госзаказу неожиданно вставил критическую ремарку: по его словам, в разработке классификатора в минэкономразвития РФ «пошли не тем путем». «На мой личный взгляд!» — дважды подчеркнул чиновник в ответ на укоризненное замечание премьера — мол, все министерство делает правильно. Министерство делает правильно, а подчиненные — не то, смягчил свое высказывание Геллер.

«Простота нужна», — критически отозвался предприниматель по имени Назар, пощелкав странички «Бизнес-навигатора». Он — выходец из «Фабрики предпринимательства РТ», полтора года разрабатывает мобильные приложения. «Можете и к нам обратиться, мы вам поможем», — смело обратился он к Браверману под смех зала. А некоторым предпринимателям повезло получить приглашение директора корпорации МСП на личную беседу. Так, например, Ринат Насибуллин, развивающий сеть квест-проектов по франшизе, предложил расширить базу данных по проектам развлекательной и туристической индустрии. «Сейчас мы тратим два часа на мониторинг [бизнес-среды] в каждом городе» — рассказал он. «Ринат, подойдите ко мне после встречи», — откликнулся глава корпорации.

Блестящей идеей он назвал и предложение главы консалтингового агентства «Верное решение» Сергея Маслехина решить проблему регистрации данных по малым городам. Сейчас на портале можно увидеть информацию только по городам с населением более 100 тыс. человек. По мнению Маслехина, корпорации можно разместить на сайте информацию о свободных земельных участках, состоянии инженерных коммуникаций и помощи селу. «Но, Сергей, это 2018 год», — предупредил Браверман — сбор столь масштабных данных упирается в большие человеческие и материальные ресурсы.

Вчера только за день на всем портале было зарегистрировано 794 новых предприятия, с гордостью сказал Браверман. «Это в Татарстане готовились к сегодняшнему совещанию», — откликнулся шуткой Халиков.

Шутки шутками, но РТ действительно активнее всех в ПФО проявляет себя на портале «Бизнес-навигатор», отметил Браверман. Да и на встрече в Казани прозвучало 27 вопросов и предложений — больше, чем в каком-либо другом городе страны, отметил гость. «Меня, если честно, переполняют впечатления, потому что 27 вопросов не было ни в одном субъекте Российской Федерации. И такой активности, живой заинтересованности... Не все вопросы были удобные, не на все мы могли ответить. Но мы были честны. Экономическая активность, желание открыть и продвинуть свой бизнес — это просто очевидно. В Казани сюрпризы — тут все так структурированно! — трудно найти, но для нас это был сюрприз», — удовлетворенно сказал журналистам после встречи Браверман.

P. S. Еще раз повторимся, что «БИЗНЕС Online» не успел протестировать, насколько удобны, эффективны и релевантны сервисы портала. Мы успели заглянуть только в рубрику «Новости Портала МСП». Удивило, что она не обновлялась с сентября 2016 года. Остается надеяться, что другая информация, расположенная здесь, более актуальна.