ВЫРУЧКА ВЗЛЕТЕЛА В 7 РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ У ФЕДЕРАЛЬНОЙ «ТРАНСНЕФТИ»

Новые нефтяные реалии привели к парадоксальному результату: прокачка черного золота становится выгоднее ее добычи. По крайней мере, об этом свидетельствует опубликованная на прошлой неделе бухгалтерская отчетность АО «Транснефть – Прикамье». Местная дочка транспортного монополиста установила сразу несколько рекордов по стандартам РСБУ. Прежде всего, чистая прибыль компании увеличилась в 2,45 раза до 11,3 млрд. рублей, выручка — на 40% до 44,7 млрд. рублей в 2016 году.

Выручка «Транснефти – Прикамье» — на историческом максимуме за все время существования компании. При этом собственно за услуги по транспортировке нефти она получила 40,7 млрд. рублей против 29,1 млрд. рублей годом ранее. «Основными причинами роста выручки „Транснефти“ и ее дочерних обществ, как правило, являются рост тарифов и увеличение объемов прокачки. Хотя тарифы тоже были повышены, основным фактором в 2016 году был рост объемов прокачки сырой нефти нефтяными компаниями на экспорт, который связан с ростом цены на нефть», — отмечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Слова эксперта подтверждает и статистика, зафиксировавшая рекордный уровень добычи. В целом по РФ объем добычи нефти и газового конденсата год к году вырос на 2,5% до 547,5 млн. тонн, а у группы «Татнефть» еще сильнее — на 5,3% до 28,6 млн. тонн. Что касается тарифов «Транснефти», которые традиционно индексируются ежегодно на 0,9 от прогнозной инфляции, то в 2016 году они подросли на 6,12%.

Следует учесть и такой фактор, как распределение нефти по направлениям — на внутренний и внешний рынок. Если ориентироваться на рублевое выражение, у «Татнефти» этот фактор не слишком выражен: выручка от реализации собственной нефти на внутреннем рынке по итогам 9 месяцев 2016 года выросла на 8,4% до 60,6 млрд. рублей, а от продаж сырья в дальнее зарубежье — на 7,4% до 124,3 млрд. рублей. То есть в этом случае пропорции основных направлений выручки сохранились относительно 2015 года. Однако не у всех добывающих компаний есть эффективные мощности по переработке, скажем, в моторное топливо (напомним, что моторное топливо ниже «Евро-5» и вовсе попало под запрет с 1 июля 2016 года). А значит, отдельные компании предпочли нарастить экспорт сырой нефти.

Впрочем, ситуация с переработкой вовсе не однозначна. «Так как цена сырой нефти в 2016 году выросла более чем на 70 процентов, то, безусловно, экспортировать ее было выгоднее, чем перерабатывать. Однако некоторые нефтяные компании наверстывали также в 2016 году отложенный спрос своих НПЗ на производство нефтепродуктов, что было связано с кризисом 2014 - 2015 годов, обвалом автомобильного рынка в России и определенным снижением спроса на бензин и светлые нефтепродукты. Поэтому в 2016 году нефтяные компании использовали сразу два источника заработка доходов — внешний и внутренний рынок, что привело и к росту доходов „Транснефти“», — говорит Мильчакова.

Однако все упомянутые факторы не объясняют взлет выручки «Транснефти» на 40% — за их счет, судя по всему, оборот мог подрасти только на 10 - 15%. Что характерно, такая динамика не совпадает и с показателями материнской компании: у нее выручка компании за отчетный период увеличилась на 6,1% и составила 803,1 млрд. рублей. А вот с прибылью все совпадает — она у ПАО «АК «Транснефть» по РСБУ выросла в 2,4 раза и достигла 30,7 млрд. рублей. Заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков предполагает, что могло стать одной из причин рывка татарстанского филиала: «Наличие в регионах присутствия различных перерабатывающих мощностей также помогло обеспечить такой результат, ведь им требуется сырье». Однако подобная ситуация не уникальна, прояснить же причины таких расхождений показателей из первых рук у нас не получилось: на запрос «БИЗНЕС Online» представители «Транснефть – Прикамья» не ответили.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ УДВОИЛАСЬ, К ЗАРПЛАТАМ ДОБАВИЛИ 10%

Как следует из отчетности компании, себестоимость выросла только на 10,5% до 23,3 млрд. рублей. В том числе расходы на оплату труда выросли на 441 млн. рублей, или 10,3%, до 4,7 млрд. рублей. Итоговых данных по численности персонала «Транснефть – Прикамья» пока нет, но с учетом динамики выручки и расходов на зарплату можно констатировать существенный рост производительности труда.

«Согласно данным Росстата РФ, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду деятельности „транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов“ в 2016 году составила: на 1 января — 24,48 процента; на 1 апреля — 28,48 процента; на 1 июля — 26,92 процента; на 1 октября — 25,62 процента. Показатель почти не изменился за год, поэтому работа по повышению эффективности деятельности оправдана, и ее необходимо продолжать. То есть, по-видимому, ключевым моментом (в росте прибыли и выручки) является именно она», — считает Кабаков.

При этом валовая прибыль транспортного монополиста удвоилась до 21,4 млрд. рублей по итогам прошлого года.

Прочие доходы компании выросли на 286 млн. рублей до 2,45 млрд. рублей лишь благодаря положительным курсовым разницам. Поступления от них взлетели с 47 млн. рублей в 2015 году до 709 млн. рублей в прошлом. В то же время доходы от реализации собственных средств сократились с 538 млн. рублей до 250 млн. рублей. Контрагенты компании стали законопослушнее: поступления наложенных на них штрафов и пеней также снизились со 122 млн. рублей до 78 млн. рублей. Наконец упали в 2,6 раза до 221 млн. рублей объемы возмещаемого НДС.

В свою очередь прочие расходы выросли на 1,4 млрд. до 4,2 млрд. рублей. Причиной роста стали статьи без детализации, которые «потяжелели» на 1,6 млрд. рублей, или более чем в два раза, до 2,9 млрд. рублей.

Что касается основных фондов, то за счет реконструкции и дооборудования компания увеличила их стоимость на 9,7 млрд. рублей, что в два раза превышает показатель 2015 года (4,9 млрд. рублей). «Свою роль в росте показателей могла сыграть и продолжающаяся модернизация активов компании, проводимые работы по повышению эффективности деятельности, сокращению расходов, мероприятия по энергосбережению», — отмечает Кабаков.

И еще один любопытный момент. В расшифровке к отчету о движении денежных средств поясняется, что в 2016 году компания направила ответственному участнику КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) 3,43 млрд. рублей, чего не наблюдалось годом ранее. В отчете уточняется и адресат — материнская компания ПАО «Транснефть».

ГОД ТРУБЫ, А НЕ СКВАЖИНЫ

На фоне рекордной прибыли в 11,3 млрд. рублей можно пожалеть о том, что республика выпустила из своих рук пакет «Транснефть – Прикамья». Предыдущий максимум принадлежал 2013 году, когда компания заработала 7,9 млрд. рублей. Напомним, что еще в 2014 году татарстанский госхолдинг «Связьинвестнефтехим» владел 36% акций компании (тогда еще именуемой «СЗМН»). Однако делиться прибылью через выплату дивидендов «дочка» «Транснефти» все равно не желала, что делает развод объяснимым. СИНХ продал свой пакет одной из структур госмонополии в феврале 2015 года.

Подчеркнем, нынешний взлет доходов «Транснефти» не является проекцией ситуации с добывающей отрасли. У той же «Татнефти» по итогам 9 месяцев (данных за весь год пока нет) дела сложились не столь шоколадно: по стандартам РСБУ компания показала рост валовой прибыли всего на 1% до 124,7 млрд. рублей. Чистая же прибыль выросла на 9% до 76,3 млн. рублей и в основном за счет курсовых разниц. При этом выручка у главного «нефтяника» Татарстана благодаря рекордной добыче сохранилась на прошлогоднем уровне — 349 млрд. рублей.

Зато уже есть предварительные годовые данные по крупнейшей нефтедобывающей компании России — ПАО «НК «Роснефть». У Игоря Сечина с валовой прибылью ситуация неважная: она просела на 12,1% до 1,06 трлн. рублей. Чистая прибыль «Роснефти» вообще обвалилась в 2,4 раза до 99,2 млрд. рублей: кроме падения маржи, свою лепту внесли и «дочки» федерального гиганта — доходы от участия в других компаниях упали на 54 млрд. рублей. Выручка «Роснефти» выросла только на 2,6% до 3,93 трлн. рублей, то есть рентабельность выручки по чистой прибыли составила всего 2,5% против 6,2% по итогам 2015 года.

Теперь сравните: у «Транснефть — Прикамья» рентабельность выручки по чистой прибыли подросла на 11 п. п. до 25% — итоговый показатель в 10 раз больше, чем у «Роснефти»! Можно лишь порадоваться, что «Транснефть» пока на 100% остается государственным активом, все доходы которого идут в бюджетную копилку. Правда, разговоры о ее приватизации идут не один год. Однако в феврале блок-пакеты РЖД и «Транснефти» не вошли (как ожидал ряд экспертов) в прогнозный план приватизации до 2019 года. Источники утверждают, что как альтернатива рассматривалась продажа 5-процентных пакетов инфраструктурных компаний. Но в итоге решили, что инвесторам это покажется неинтересным. А продажа блок-пакетов требует более серьезной подготовки — в том числе надо определиться с тарифной политикой монополистов.