.

«ГЛАВНАЯ СЛОЖНОСТЬ В РОССИИ — ЭТО ТО, ЧТО Я НЕ ЗНАЮ РУССКОГО»

— Кристиан, впервые вам пришлось зимой провести так много времени без футбола?

— Да, это был первый опыт. Но нужно было к этому адаптироваться и привыкнуть. Пауза действительно долгая, так еще к декабрю мы набрали хороший ход в чемпионате, у нас была позитивная игровая динамика. Но эти сборы были полезны для команды, потому что игроки много времени провели вместе, познакомились друг с другом, я еще лучше узнал своих русских товарищей.

— В последних матчах вы не забивали. Злитесь, когда покидаете поле без гола?

— Конечно, я люблю забивать, мне хочется это делать чаще, причем не только в матчах, но и на тренировках. Хочу всегда забивать как можно больше мячей. Но бывают такие матчи, которые складываются непросто, бывает мало голевых моментов. Поэтому я вполне нормально отношусь к тому, что порой не забиваю.

— Летом вы не были с Грасией на сборах и впервые провели с ним тренировочный цикл только зимой. Что вас удивило? Например, за зиму у «Рубина» не было ни одной двусторонки...

— Да, таких двусторонок в полных составах мы не проводили, но я считаю, что это непринципиальный момент и тренеры дают нам другую важную работу. Конечно, всем игрокам хочется чаще играть, ощутить себя в условиях матча даже на тренировке. Но у нас бывают упражнения с различными задачами на ограниченной площадке, что тоже важно. Еще мы сыграли 8 товарищеских матчей — за счет этого мы набирали игровые нагрузки и приводили себя в форму. А в физическом плане мы чувствуем себя хорошо и у нас хорошее состояние. Товарищеские матчи ведь помогают набрать игровой ритм, который будет по ходу сезона.

— В холодную Россию из Испании возвращаться не хотелось?

— В этом плане нет проблем. Когда я подписывал контракт с «Рубином», то прекрасно понимал, что меня ждет холодная погода. Это меня не отпугивает. Да, в некоторых матчах бывает немного холодно, но когда футболист выходит на поле, то он об этом забывает и сосредоточен лишь на игре. Нужно адаптироваться к погоде, мы профессионалы. Да и сейчас в России не очень холодно — лишь 2 градуса мороза. Хотя для Бразилии это не так тепло, вот 20 - 30 градусов выше нуля — да, вот это хорошая погода!

— Снег и морозы — пока для вас это главная сложность в России? Как вам российская кухня, к примеру?

— Что касается кухни, то уф... На базе питание просто высшее! Я просто аплодирую сотрудницам, которые нас кормят. Когда прихожу в столовую, то глаза разбегаются, даже боюсь съесть лишнее. Ем какую-нибудь курочку вареную, но хочется всегда больше положить себе в тарелку других вкусностей.

Думаю, самая большая трудность в России для меня — это то, что я пока не говорю по-русски. Иногда мне хочется что-то сказать ребятам, но пока у меня не получается. Мне бы хотелось общаться плотнее с нашими игроками по-русски, когда мы ходим куда-то на командные мероприятия, куда-нибудь их пригласить. Думаю, если мы куда-то пойдем, то общаться и понимать друг друга нам будет трудно, хоть сейчас и пытаемся шутить и говорить о чем-то на смеси русского, испанского и английского. Когда человек приезжает в другую страну, это нормально. С этим всегда сталкиваются в новой стране. Но я планирую вместе с женой изучать русский язык. Думаю, что хорошо говорить по-русски мне будет сложно, но за счет занятий я постараюсь выучить все, чтобы понимать партнеров.

— Есть какие-то российские традиции, которые вас удивили? Плохие дороги, стиль вождения, баня?

— Я ничего плохого про российские традиции и реалии сказать не могу. Баня? Не очень люблю париться в саунах, а вот в бане я не был, может быть, попробую.

.

«КОГДА ПОДЛЕТАЛИ К ЧИТЕ, ДУМАЛ, УЖЕ САДИМСЯ ГДЕ-ТО В КИТАЕ»

— Плохие поля и климат никак не помешали вам выдать результативный первый круг и стать лучшим бомбардиром «Рубина». Как вам удалось адаптироваться в команде быстрее всех новичков?

— Это нормально, ведь я нападающий, моя работа заключается в том, чтобы забивать. Сейчас меня хвалят и говорят, что я хорошо играю, забиваю, но это все потому, что я забил несколько голов. Представьте себе, если бы я эти голы не забил... Наверное, я бы слышал критику, говорили бы, что моя адаптация проходит сложно. Просто показательно, что мне удалось забить голы, но это не совсем связано с адаптацией.

— Чемпионат России вас удивил? Чего вы ждали от лиги, какой уровень представляли?

— В РФПЛ хороший уровень футбола, но когда я приехал в «Рубин», то не старался представить себе, какой тут чемпионат, какой тут уровень, стиль. Самое главное для меня — концентрироваться на своей работе и помочь команде. Я понимал, что в России будет непросто, но за счет совместной работы все должно получиться. Думаю, российская лига похожа на голландский чемпионат. Здесь много борьбы, как и там, делается упор на физическую составляющую, стиль игры похож.

— Самый сложный матч для вас в России?

— Все матчи! Они все были тяжелыми. Понимаешь, когда выходишь играть, осознаешь, что никаких поблажек от соперника не будет. Для того чтобы одержать победу, нужно выложиться без остатка на все сто против любого соперника как из первой лиги, так и из высшего дивизиона. В футболе подарков не бывает, так и в жизни. Играя не в полную силу, победить кого-то невозможно, всегда нужно играть на максимуме.

— Кто из защитников РФПЛ больше всего вам запомнился?

— Я не зацикливаюсь на том, какой защитник против меня выходит и как он действует. Вообще, мне приходилось играть против цепких и неуступчивых защитников. Например, я играл против Серхио Рамоса из «Реала» — он лучший.

— А в России кто лучший?

— Ха! Не знаю. Могу сказать только про своих партнеров — это Карлос и Тарас. Я бы отметил именно их, потому что это очень важно, чтобы в команде были такие сильные защитники. Мы ведь на тренировках играем друг против друга, тем самым они помогают нашим нападающим повысить свой уровень. После той цепкости и надежности, с которой столкнулся на тренировках со стороны своих товарищей, ты готов к борьбе с высокими требованиями и уровнем жесткости уже против защитников соперника.

— Какой российский город больше всего удивил или шокировал?

— Чита — но только из-за дороги, потому что тяжело было туда добираться. Когда подлетали, то я думал, что уже садимся где-нибудь в Китае!

— Что творилось в раздевалке после матча в Грозном?

— Мы все были злыми, потому что должны были обыгрывать «Терек». Арбитр очень сильно усложнил нам задачу. Не знаю, что случилось с судьями в той игре, но было очень обидно, что мы не взяли три очка. После удаления все в игре поменялось.

.

«ХОЧУ СТАТЬ ЛУЧШИМ БОМБАРДИРОМ РФПЛ, НО ЧТОБЫ И «РУБИН» БЫЛ ВЫСОКО»

— Можете заверить, что таких провалов, как на старте сезона, весной у «Рубина» уже не будет?

— Да. Во-первых, игроки лучше знают друг друга, мы потихоньку сыгрываемся, а у тренера за 6 месяцев теперь более полное представление о чемпионате, он окунулся в него. Надеюсь, что серьезных проблем у нас больше не будет.

— Что за эти месяцы работы с Грасией вы почерпнули для себя? Столкнулись с чем-то новым?

— Есть много вещей, которыми меня поразил Хави. Но больше всего он удивил меня как человек. Я вижу, как он общается с футболистами, как он одинаково хорошо относится ко всем игрокам, с каким спокойствием относится к своей работе. Он профессионально относится к своему делу, и это приятно видеть. Хави сам принимает активное участие в занятии, сам что-то показывает, а мы должны воплощать его идеи и требования в матчах. Бывает, что этого не получается, но тренер настойчив и требователен к нам.

— Грасия на тренировках много бегает, работает с мячом вместе с игроками, показывает какие-то упражнения, тактические перемещения сам. Это эффективнее, чем в том случае, когда тренер стоит у поля и дает указания?

— Мне нравятся тренеры, как Хави, которые активно принимают участие в тренировке и живут занятием. Считаю, что это очень хорошее качество для тренера.

— Хуан Солья — самый строгий тренер по физподоготовке в вашей карьере?

— Думаю, все тренеры по физподоготовке строгие. Но у меня никогда не было сложностей в отношениях с ними. Хуан действительно строгий тренер, но ведь он действует так на благо команды и желает добра каждому футболисту. Считаю, что он проводит замечательную работу, потому что мы сами ощущаем, как улучшается наша физическая форма.

— Вы лучший бомбардир «Рубина» в этом сезоне, а у клуба даже в чемпионские годы не было игрока, который бы выигрывал гонку бомбардиров чемпионата. Готовы войти в историю?

— Да, я готов, мне очень хочется этого добиться. Но я прекрасно осознаю, что это будет непросто. Однако мне не нравятся какие-то простые цели, я не люблю, когда что-то дается легко. На первом месте в списке бомбардиров идет Смолов, но он играет в команде с другим стилем игры, нежели у «Рубина», поэтому у него чуть больше голевых моментов. Но это не должно быть отговоркой, я постараюсь забить как можно больше голов.

Отметил бы, что больше всего для меня важны не личные достижения, а успехи команды. Ну представьте, если я стану лучшим бомбардиром чемпионата, а «Рубин» будет находиться низко в таблице, какая мне от этого радость? Вообще, будет здорово, если и мои личные показатели будут высокими, и «Рубин» будет на высоте.

— Что можете сказать о других конкурентах среди бомбардиров?

— Не нужно зацикливаться на других, необходимо смотреть на себя и свою игру. Знаю, что в других командах много хороших футболистов, но у нас футболисты не хуже.

.

«МЕССИ ПРОИЗВЕЛ НА МЕНЯ НЕВЕРОЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

— Кто сильнейший игрок в РФПЛ?

— Хм, сложно сказать. Если бы ты спросил у меня о том, кто лучший в мире, я бы ответил, что Роналду!

— Ну это легко...

— Пожалуй, как Жулиано — очень хороший футболист, так и Промес — сильный игрок из сильной команды. Но я не могу ответить и выбрать кого-то конкретного. Мне нужно поглубже изучить статистику всех игроков, чтобы дать уверенный ответ. У каждого футболиста свой игровой стиль, а еще многое зависит от стиля игры команды.

— А почему лучший — Роналду, а не Неймар или Месси?

— Потому что он получил «Золотой мяч»!

— Только из-за этого?

— Ну конечно! Кто получает «Золотой мяч», тот и является лучшим футболистом. Разве не так?

— Субъективно. Бывает так, что Суарес становится лучшим бомбардиром сезона и показывает лучший футбол, но не попадает даже в тройку, или никто из сборной Германии или «Баварии» не получал «Золотой мяч», когда их команды брали титулы.

— Но я все равно думаю, что Криштиану заслуженно выиграл этот титул. Но это не значит, что я считаю его более лучшим игроком, чем Месси или Неймар. Все зависит от того, как игрок проводит свой сезон. Криштину выиграл все кубки, потому что провел очень сильный сезон и помог своим командам. «Золотой мяч» он выиграл по праву.

— Игрок, который вас больше всего удивил, против которого вы играли?

— Однозначно это Лео Месси. Я играл против него в чемпионате Испании, и он произвел на меня невероятное впечатление. Мяч его слушается просто как привязанный. Все же знают, какая манера игры у Лео, и он не отличается какой-то феноменальной скоростью, иногда просто пешком ходит, но выдает что-то фантастическое, как только к нему попадает мяч.

.

«У МЕНЯ БЛИЗОРУКОСТЬ, НО ПОКА Я ИГРАЮ БЕЗ ЛИНЗ»

— Как ваша семья поживает в Казани?

— Все хорошо, но нельзя сказать, что они полностью адаптировались. Они еще привыкают к городу и чувствуют себя в Казани с каждым днем все лучше и лучше. Когда погода холодная, то на улице особо не погуляешь, не так много занятий можно найти. К примеру, мне и моей супруге очень нравится ходить в кино, и в Казани мы бы тоже ходили в кино, но все сеансы лишь на русском, мы просто не понимаем. А когда я играл в Испании или Италии, то мы постоянно ходили в кинотеатр. Есть вот такая сложность из-за того, что мы пока не знаем языка.

— Бразильцам очень тяжело играть без семьи, и кто-то даже объяснял плохую игру Карлоса Эдуардо тем, что он жил в Казани один вдали от близких. Это действительно очень важно для бразильцев и влияет на их игру?

— Это очень важно, да. Для южноамериканцев, думаю, это важнейший момент. Поэтому мне всегда хочется, чтобы моя семья и близкие были всегда со мной, мои доченьки жили вместе со мной, моя супруга. Ничего лучше этого быть не может! Я приезжаю после работы, и дома меня ждет моя семья. Бывают разные дни, удачные матчи сменяют неудачные, на тренировке могут быть сложности, но, когда приходишь домой, тебя встречает семья, ты забываешь обо всем негативе. В такие моменты для меня очень важна поддержка семьи. Лучше этого ничего быть не может, когда семья ждет тебя дома.

— Казань похожа на европейский город?

— Каждый город отличается и индивидуален. Казань — замечательный город, но я не буду сравнивать его с европейскими городами. Есть здесь красивые места: Кремль и достопримечательности рядом с ним. Да, Казань, вне сомнений, прекрасный город.

— Когда вы приезжаете домой в Бразилию, вас узнают?

— Я родился в Бетине, но с самых малых лет мы переехали в Белу-Оризонти. Да, там меня узнают, люди иногда просят о чем-то, журналисты звонят. Но я не так популярен, потому что покинул Бразилию очень молодым. Но бразильские клубы знают, кто такой Жонатас.

— Правда, что у вас недавно возникли проблемы со зрением?

— Да, год назад у меня обнаружилась близорукость, теперь использую очки или контактные линзы. Но на поле во время матчей и тренировок пока обхожусь без них, потому что нужно проконсультировать с врачами, как лучше поступить. Мне сказали, что если я буду играть с линзами, то, возможно, буду видеть на поле гораздо лучше.

— Это как-то мешает вам во время матчей?

— Мне пока не с чем сравнивать, потому что линзы во время матчей я пока не использовал. Нет, каких-то больших трудностей я пока не испытываю. Если бы попробовал сыграть в линзах, а затем на некоторое время прекратил их использовать, то из-за этого контраста у меня бы могли возникнуть сложности. Но пока никаких проблем из-за зрения у меня не возникает.

— Вы уже как-то примеряли очки на поле. Когда ждать такого же празднования гола в Казани?

— Это тот момент, когда Жонатас стал настоящим футболистом! Это было в «Эльче», и мне там было здорово. Ностальгирую по тем временам. Там я выходил на поле и кайфовал, у меня все получалось.

Как-то мне позвонили из компании, которая занимается очками, они меня пригласили к себе и сказали, что я могу выбрать любые очки для себя и своей семьи, своих друзей. Там был огромный выбор — сотни очков. И я выбрал вот эти и сказал, что на следующий матч надену их, если забью гол. Надо мной прикалывались, но я пообещал, что сделаю это. И вот я забил в следующем же матче и надел эти очки, отпраздновав гол, а изображения с моим празднованием разлетелись по всему миру.

.

«ЕСЛИ БЫ ИЗ КИТАЯ ПРЕДЛОЖИЛИ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ВИТЦЕЛЮ, Я БЫ СОГЛАСИЛСЯ»

— Не так давно на Sports.ru опубликовали рейтинг зарплат футболистов. Жонатас в нем занимает 15-е место с 3 миллионами евро в год. Что вы на это скажете?

— Если я на 15-м месте, значит, не так уж много получаю, ха! А кто в «Рубине» получает больше всех?

— Алекс Сонг.

— Ну понятно. На самом деле я получаю меньше, чем там написано.

— Самые высокооплачиваемые игроки РФПЛ — Гарсия и Чорлука с зарплатами в 4,5 миллиона евро в год.

— Что? Ох, не должен защитник получать больше, чем я!

— Этой зимой в Китай уехали многие футболисты. Как вы относитесь к невозрастным игрокам, которые уехали туда за большими деньгами?

— Не следует никого судить, у каждого своя ситуация, есть семьи, которые нужно содержать. Люди ведь и Халка в России не сразу приняли, хотя он получал много денег, но у него были конфликты с россиянами в команде. Футбол выдвигает высокие требования, и никаких подарков судьба не дает, всего нужно добиваться самому. Думаю, Халку было непросто и пришлось много работать, многое доказать, чтобы обрести такой уровень и статус. А любое решение игроку дается очень непросто.

— Если бы вас пригласили в Китай на большую зарплату, вы бы поехали?

— Нельзя сразу сказать, какое бы я принял решение. Есть много факторов. Деньги не всегда решающий аспект в выборе команды. Если игрок выступает в команде, где у него хорошие отношения с партнерами, ему все нравится, его устраивает город, как в моем случае, к примеру, то зачем что-то менять? Но если бы я получил такое предложение, которое получил из Китая Витцель (25 млн. евро в годприм. ред.), к примеру, то, наверное, я бы принял такое предложение.

— Ага...

— Ну а если бы тебе предложили такие деньги, ты бы не поехал в Китай?

— Конечно бы, поехал.

— Вот видишь, ты меня понимаешь.

— Как вы относитесь к тому, что молодые игроки получают миллионы в раннем возрасте и затем пропадают из-за больших денег?

— Как в Бразилии такое бывает, так и в Европе. Везде есть такие соблазны для молодых игроков, не думайте, что только в России. Но могу сказать, что когда мне было 17 лет и я играл в «Крузейро», то я игрокам старше меня всегда чистил бутсы и выполнял все, что скажут мне опытные партнеры.

— А как сегодня ведут себя молодые игроки?

— Да я старшим даже ответить боялся, а сейчас молодые игроки совсем другие — они очень смелые. Вот играешь с молодым партнером, и он сделал тебе неточную передачу, так он никогда в этом не признается и скажет, что ты неправильно открылся или кто-то другой виноват. В этом плане футбол очень сильно изменился. Молодежь уже ведет себя куда смелее!

— Вас большие деньги не поменяли?

— У меня в жизни бывало всякое. Мне повезло, что я прошел все жизненные соблазны еще до того, когда у меня не было больших денег. И после этого Господь дал мне второй шанс. Признаюсь, что мне нравится ходить за покупками, тратить деньги на семью, друзей. И я люблю, когда вокруг меня какие-то новые, красивые и дорогие вещи. Но я понимаю, что это не самое главное в жизни. На первом месте для меня — это помощь моей семье. Я очень хочу, чтобы они жили в достатке и благополучии. Нужно думать не только о себе, но и о ближнем, и если ты помогаешь другим, то Господь это видит.