Евгения Даутова Сегодня банк «Спурт» Евгении Даутовой вынужден был ограничить выдачу наличных средств физлицам до 50 тыс. рублей

«ОГРАНИЧЕНИЯ — ТОЛЬКО ЧТОБЫ ПОГАСИТЬ ПАНИКУ»

Информационная атака, которой подвергался всю прошлую неделю казанский банк «Спурт», возглавляемый Евгенией Даутовой, дала свои плоды. Сегодня банк вынужден был ограничить выдачу наличных средств физлицам до 50 тыс. рублей — об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на операционистов банка. Слухи же о проблемах кредитной организации через мессенджеры, соцсети и отдельные СМИ распространялись уже как минимум неделю.

Как пояснила «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе с физлицами Марина Тонконог, ограничение связано с большим наплывом клиентов, которые в последние несколько дней сняли крупные суммы денег. «Ограничение введено, чтобы могли обслужиться все, чтобы каждый клиент мог получить хоть что-то», — сказала представитель банка.

«Очень массовая информационная атака, которая неприятности приносит. О каких-то проблемах сейчас сложно сказать, потому что мы не знаем, к чему это приведет. А так все в порядке, держимся», — сообщил «БИЗНЕС Onlinе» советник председателя правления АО «Спурт Банк» Валерий Кувшинов. По его словам, ограничение по выдаче денег в банке для физических лиц введено предварительно на неделю — «только чтобы погасить панику». В расчетах с юрлицами никаких ограничений нет, подчеркнул он.

«Пожар тушат деньгами, — ответил Кувшинов на вопрос о том, как банк поддерживает ликвидность в этой ситуации. — Самое главное — удержать нормативы». По его словам, все нормативы Центробанка Спурт Банк на сегодняшний день соблюдает.

По информации наших источников, на прошлой неделе Спурт Банк из-за проблем с ликвидностью начал задерживать проводки платежей. Но эту проблему удалось решить после личного указания президента РТ Рустама Минниханова «АК БАРС» Банку помочь Спурту. В АББ «БИЗНЕС Online» подтвердили, что выкупили у Спурт Банка качественный кредитный портфель на сумму 400 млн. рублей. По нашей информации, это не единственная такая сделка, активы на несколько сотен миллионов выкупил у «Спурта» еще один банк. Кроме того, по нашим сведениям, сама Даутова побывала в Москве, где провела с ЦБ переговоры о предоставлении дополнительной ликвидности под залог активов. Речь идет о сумме примерно в 1,5 млрд. рублей.

«БИЗНЕС Online» позвонил в бухгалтерии нескольких компаний, у которых открыты расчетные счета в Спурт Банке. «У нас пока все в порядке, платежи через Спурт Банк проходят без задержки. Но на всякий случай лучше деньги перечислять на наш расчетный счет в другом банке, — сообщили сегодня «БИЗНЕС Online» в бухгалтерии страхового медицинского общества «Спасение». Информацию о том, что расчетные счета в Спурт Банке действуют, «БИЗНЕС Online» также подтвердили в бухгалтерии «Клиники Нуриевых». Правда, там тоже предложили воспользоваться запасным расчетным счетом или оплатить услуги наличкой. «Да, мы знаем про слухи о проблемах в банке и стараемся минимизировать возможные потери», — пояснили в бухгалтерии.

... По состоянию на 1 февраля 2017 года Даутовой напрямую и через ООО «Газ-маркет» принадлежала доля в 30%. Еще 28,25% контролирует ЕБРР. Также в число крупных совладельцев (через компании) входят Владимир Бусыгин (10%) и Евгений Сорокин 8,4%

«ДУМАЛ, Я САМЫЙ УМНЫЙ, ПРИДУ БЕЗ ОЧЕРЕДИ СЮДА, А ЛЮДИ УЖЕ ВСЕ УЗНАЛИ И ЛОМЯТСЯ»

Новость о том, что Спурт Банк ограничил сегодня выдачу до 50 тыс. рублей, явно дошла до его клиентов отрывочно. Зайдя в здание банка, корреспондент «БИЗНЕС Online» увидела в очереди около 40 человек, которые при этом переспрашивали друг друга, дают ли деньги и сколько можно снять. В ответ получали: «Не больше 50 тысяч рублей на руки». «Все делается для нас с вами. Вот так заботится о нас государство. Рабочий день, стоим возле кассы», — недоумевала одна из клиенток банка. «Так можно любую дрянь написать, и люди сразу начинают панику. Вот как нужно делать, оказывается. И больше ничего не надо. Просто ложь написать под вымышленным именем, и все. Так легко делается», — размышляла о сложившейся ситуации пенсионерка, у которой на депозите в банке хранится больше 1,4 млн. рублей.

Многие, увидев медленно двигающуюся очередь, со словами «что толку-то» уходили из банка. Выходившие из офиса клиенты уверяли, что пришли еще к 9 часам утра, однако получить свои заветные 50 тыс. рублей удалось только к обеду. Кроме того, по их словам, заявление на закрытие вклада банк принимает и обещает в ближайшее время выдать деньги. «Я думал, что самый умный, приду без очереди сюда, потому что нет паники еще, ни статей в интернете, а люди уже все узнали и ломятся, — рассказал молодой человек, тоже пришедший за деньгами. — Я узнал об этом через своих людей, через знакомых. Друзья, кто работает в банковской сфере, сказали — лучше забрать». Простояв 40 минут в очереди, парень решил, что в крайнем случае легче будет через АСВ потом получить свои деньги.

На двери офиса по ул. Бутлерова повесили объявление, где объяснялось, что «в связи с одномоментным поступлением в банк большого количество заявок физических и юридических лиц на снятие денег органами управления Банка принято решение об установлении лимита выдачи». «Данная ситуация сложилась в результате информационной атаки на Банк путем распространения в социальных сетях и СМИ недостоверной информации об отзыве у Банка лицензии», — пояснялось в объявлении. Там же говорилось, что ограничение выдачи до 50 тыс. рублей введено в течение одного операционного дня.

При этом ажиотажа в допофисе вовсе не было. Два-три человека переговаривались между собой о том, как лучше поступить в такой ситуации. «Я только проценты снимаю, деньги все равно вернут», — поделилась женщина. «Не скажи. У меня свекровь в декабре умерла. У нее деньги остались в Татфондбанке — пенсионная выплата пять тысяч за прошлый год, а родственникам не возвращают. Когда деньги в январе АСВ выдавало, говорят: она же умерла, зачем ей», — вмешалась в разговор еще одна клиентка.

Кассирша посоветовала корреспонденту «БИЗНЕС Online» деньги со вклада, если они не превышают 1,4 млн. рублей, не снимать. «До 1,4 миллиона рублей вы все равно получите. Я так считаю, у нас же проценты исчисляют каждый месяц. Если даже будет, не дай бог, что банк закроется, вам до последнего дня выдадут проценты. А если сейчас вы придете... Все равно эти деньги получите», — посоветовала банковский сотрудник. Тем не менее она предупредила, что ограничение на выдачу денег продлится как минимум еще несколько дней: «Вы понимаете, у нас ажиотаж, все идут миллионы снимать. Это такие деньги, сразу же выдать не можем».

... По нашим сведениям, Даутова побывала в Москве, где провела с ЦБ переговоры о предоставлении дополнительной ликвидности под залог активов. Речь идет о сумме примерно в 1,5 млрд. рублей

АНОМАЛИЙ В АКТИВАХ НЕ ВЫЯВЛЕНО

«БИЗНЕС Online» попытался выяснить, есть ли объективные причины для паники вкладчиков или же это очередная попытка внешних сил раскачать ситуацию в республике. Напомним, что в середине февраля в соцсетях со ссылкой на сотрудников Банка России стала распространяться информация о том, что ведущий татарстанский банк «АК БАРС» вошел в список «приговоренных» к лишению лицензии банков. На запрос «БИЗНЕС Online» об обоснованности таких слухов регулятор вынужден был отказаться от своей политики не комментировать действующие финансовые учреждения и заявил о том, что АББ работает в нормальном режиме и обеспечивает полный комплекс операций для обслуживания своих клиентов. Заметим, после этого информационная атака на «АК БАРС» как минимум поутихла.

Аналитический отдел «БИЗНЕС Online» тщательно изучил отчетности Спурт Банка за последнее время. За январь банк сократил активы-нетто на 0,8% до 22,06 млрд. рублей. По данному показателю банк Даутовой занимает 150-е место в федеральном зачете. В целом объем активов «Спурта» за последние 12 месяцев значительно — более чем на 10% — не изменялся. Пик загрузки пришелся на 1 октября, когда объем активов составил 23,13 млрд. рублей. То есть если какие-либо токсичные и просто неудачные активы и попали на баланс, то произошло это в более ранние периоды.

По данным на 1 февраля 2017 года, в кредитном портфеле «Спурта» 13,5 млрд. рублей кредитов предприятиям и организациям. За год эта сумма увеличилась на 1 млрд. рублей. Основная часть таких кредитов — 8,02 млрд. рублей — выдана на срок от одного до трех лет.

Уточним, что именно в кредитах юрлицам и скрывается часто тот самый фактор риска, когда банк кредитует связанные предприятия на льготных условиях: по низкой ставке, с низким уровнем обеспечения, а то и вовсе без него. Однако пока никаких резких доначислений резервов по требованию ЦБ банку проводить не пришлось, о чем говорит стабильная динамика по прибыли в течение года. Прошлый год «Спурт» закрыл с чистой прибылью 40 млн. рублей, а 2015 год — с прибылью 107 млн. рублей. В январе она составила 6 млн. рублей.

Более ликвидные кредиты физлицам банк выдал только на 2,04 млрд. рублей, при этом за последние 12 месяцев объем этого вида кредитования сократился на 591 млн. рублей.

В целом по кредитному портфелю банка сумма просрочки составила всего лишь 557 млн. рублей. Впрочем, за последний год в «Спурте» заметно снизился уровень обеспеченности кредитов залогами — на 5,8 п. п. (до 81,1%). Это сравнительно низкий уровень показателя, но сам по себе он сигнализировать о проблемах не может.

Теперь об одном из самых интересных и, как выяснилось, одном из рисковых активов — облигациях. Напомним, что Татфондбанк погорел на облигациях Внешпромбанка и «Пересвета». У «Спурта» на 1 февраля 2017 года в облигации вложено 3,41 млрд. рублей, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Особо крупных колебаний здесь не отмечалось, к примеру, на 1 марта 2016 года банк фиксировал максимум — 3,7 млрд. рублей, а на 1 августа минимум — 2,9 млрд. рублей.

Выданных межбанковских кредитов на 1 февраля было всего на 160 млн. рублей, на счетах у банков-корреспондентов находился 561 млн. рублей.

На двери офиса по ул. Бутлерова повесили объявление, где объяснялось, что «органами управления Банка принято решение об установлении лимита выдачи»
Чтобы увеличить, нажмите

ОТТОКА ВКЛАДОВ ФИЗЛИЦ И СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ НЕ БЫЛО

Самый главный вопрос — каков запас прочности у Спурт Банка? Данные отчетности показывают, что хотя возможности для маневра и в абсолютном, и в относительном выражении невелики, но нарушений здесь не зафиксировано. Капитал по форме 123 за 12 месяцев сократился на 3,8% и на 1 февраля составил 2,88 млрд. рублей. При этом норматив достаточности собственного капитала за год снизился на 0,9 п. п. и сейчас составляет 11,5% при минимально допустимых 8%.

За последние 12 месяцев вклады населения увеличились на 758 млн. рублей (+ 6,8%) до 11,85 млрд. рублей. Причем основной рост депозитов проходил в третьем квартале 2016 года, когда начал шататься Татфондбанк.

Впрочем, в том же третьем квартале наблюдался отток средств юрлиц. Всего из банка ушло около 500 млн. рублей. Но вот что интересно — в напряженном для банковской системы РТ четвертом квартале заметного оттока не наблюдалось. То есть никто из «своих» ноги из банка не уносил — это говорит в пользу того, что в банке с положением было все нормально. На 1 февраля 2017 года на счетах в «Спурте» средств предприятий и организаций было на 3,98 млрд. рублей.

За последние 12 месяцев вклады населения увеличились на 758 млн. рублей (+ 6,8%) до 11,85 млрд. рублей. Причем основной рост депозитов проходил в третьем квартале 2016 года, когда начал шататься Татфондбанк

ДОЛЬЩИКИ И СИЛИКОНОВЫЙ ЗАВОД ЕВГЕНИИ ДАУТОВОЙ

Впрочем, у Спурт Банка есть и объективные трудности, связанные с строительной компанией «Фон» и строительством мегазавода метилхлорсиланов «КЗСК-Силикон».

В 2007 году банк прокредитовал застройку проблемного набережночелнинского микрорайона «Яшьлек» группы компаний «Фон» Анатолия Ливады на 426 млн. рублей. Так, «Спурт» получил себе в залог земли и квартиры дольщиков. Впоследствии, когда сдача квартир оплатившим стройку дольщикам стала задерживаться, власти Татарстана договорились с Даутовой о том, чтобы перекинуть обязанности перед банком на нового должника, компанию «Профит» депутата челнинского горсовета Марселя Миргалимова. «Профит» взял на себя обязательства по стройке жилья на земле «Фона» — четыре высотки на 1034 квартиры. На сегодняшний день нет достоверной информации, возвращен ли этот кредит банку, однако власти Челнов обещают в этом году решить проблему всех фоновских домов «Яшьлека».

Год назад в интервью «БИЗНЕС Online» Даутова сообщила, что рассчитывает разрешить ситуацию с достройкой домов дольщикам максимум к концу 2017-го: «Думаю, все закончится года за полтора-два». «Конечно, решение проблемы потребует времени, но дорогу осилит идущий. Эти квартиры у нас в залоге, и мы заинтересованы их достроить: и дольщикам поможем, и себе», — говорила она. Причем банк тогда готов был и в дальнейшем помочь финансово: «В Набережных Челнах на объектах „Фона“ новый подрядчик, мы с ним взаимодействуем, администрация и лично мэр держат ситуацию под контролем. Каждую неделю ездим на совещания. Часть домов активно достраивается. Если понадобится, готовы подставить плечо и дофинансировать». Пришлось ли банку выделять допсредства на достройку домов, неизвестно, но решение этого вопроса, кажется, на сегодняшний день уже на финишной полосе.

Спурт Банк участвовал — по крайней мере на самой начальной стадии — в личном проекте Даутовой по строительству завода метилхлорсиланов «КЗСК-Силикон», который должен обеспечить сырьем принадлежащий ей завод КЗСК (Завод СК им. Кирова). В 2014 году банк выделил 350 млн. рублей на предпроектные работы. Сейчас проект переживает не лучшие времена: стройка стоимостью в 13,7 млрд. рублей притормозилась в начале 2016 года из-за приостановки финансирования ключевого инвестора — Внешэкономбанка. ВЭБ засомневался в финансовой составляющей проекта (и было из-за чего — в конце 2014-го подоспел валютный скачок, и капстроительство в один миг удорожало вдвое), в течение лета-осени проводил собственную экспертизу, тем временем работы на «силиконовой площадке» шли потихоньку: часть выполнена наполовину, часть — более чем на 80%. В ноябре Внешэкономбанк объявил о жизнеспособности проекта и его продолжении, однако заявил о необходимости привлечь соинвестора. Этим вплотную занялись в «КЗСК-Силикон»: как сообщали «БИЗНЕС Online» кураторы стройки, появилось сразу несколько потенциальных желающих включиться в проект. Кто же станет (или уже стал?) соинвестором, по нашим сведениям, примерно на 1,2 млрд. рублей, на сегодняшний день неизвестно.

На 1 февраля 2017 года на счетах в «Спурте» средств предприятий и организаций было на 3,98 млрд. рублей

ОТ ГИГАНТОВ К МСБ

Судьба и репутация Спурт Банка неразрывно связана с его предправления и крупнейшим акционером (доля 30%) Даутовой.

В середине 90-х годов Даутова работала начальником отдела ценных бумаг в ИнтехБанке, затем стала советником у тогдашнего министра экономики и промышленности Татарстана Рината Губайдуллина, возглавив рабочую группу по созданию регионального банка развития. Однако, когда случился кризис 1998 года, проект был заморожен. В том же 1998 году «Татгазинвест» приобрел Спурт Банк, и Даутову пригласили его возглавить. «Тогда были неплатежи, газовики поручали сложные задачи: надо было анализировать, какие предприятия санировать, какие — просто кредитовать. Мы набрали сильную группу аналитиков, кандидатов наук (я сама из науки пришла, поэтому это все мне близко) для решения этих задач», — рассказывала Даутова в интервью «БИЗНЕС Online».

Банк в течение 7 лет был уполномоченным банком «Газпрома» в Татарстане. Кроме того, в тот период крупными акционерами банка были «Татэнерго», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим». Как след тех времен — в роли пассивного акционера банка по-прежнему выступает замгендиректора ТАИФа Владимир Бусыгин (14%), а также НКНХ (5,05%).

В 2000-е Спурт Банк активно занимался оборонкой, кредитовал Завод имени Горького, КАПО, КВЗ. Однако потом правила изменились: большие компании, в частности оборонно-промышленного комплекса, начали уходить в госбанки.

В этих условиях Даутова сделала стратегический выбор в пользу кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, и в мае 2007 года в состав акционеров Спурт Банка вошел Европейский банк реконструкции и развития — его доля сегодня составляет 28,25%. В последнее время это сотрудничество не развивается из-за европейских санкций, однако ЕБРР из числа собственников не выходит, а старые кредитные линии продолжают действовать.

Сегодня в 17:00 Даутова собирает пресс-конференцию, на которой постарается вернуть доверие к своему банку. «БИЗНЕС Online» следит за развитием событий.