О том, что контент татароязычной радиостанции «Тартиб» будет передан радио «Булгар», принадлежащий холдингу «Татарстан Новый век», стало известно в субботу О том, что контент татароязычной радиостанции «Тартиб» будет передан радио «Булгар», принадлежащему холдингу «Татарстан Новый век», стало известно в субботу Фото предоставлено Маратом Ибляминовым

«НА МОЙ ВОПРОС О ТОМ, ЧЬЕ ЭТО РЕШЕНИЕ, АМИНОВ ДОСЛОВНО ОТВЕТИЛ: «Я ТАК РЕШИЛ»

О том, что контент татароязычной радиостанции «Тартиб» будет передан радио «Булгар», принадлежащуему холдингу «Татарстан Новый век», впервые стало известно в субботу. Информация об этом буквально одним предложением прозвучала в эфире информационно-аналитической программы «Адымнар» на канале ТНВ. «Мне позвонил Ильшат Юнусович (Аминов, генеральный директор ТНВ прим. ред.) и пригласил к себе на встречу, — рассказал «БИЗНЕС Online» бывший учредитель «Тартип FM» Марат Ибляминов — Утром [в пятницу] в его переговорной состоялась наша беседа, на которой он озвучил суть решения: программа радио «Болгар» будет переформатирована в «Тартиб» и будет вещать на всю республику. На мой вопрос о том, чье это решение, он дословно ответил: «Я так решил».

Напомним, что громкий медийный скандал разразился в начале года, когда стало известно, что российский медиахолдинг «РуМедиа» приобретает в Казани сразу три радиостанции с частотами. Это 93.5 FM, включая татароязычную станцию «Тартиб». Все станции принадлежали казанскому предпринимателю Зуфару Ганееву. По информации «БИЗНЕС Online», Ганеев борется с тяжелой онкологической болезнью и перенес несколько операций в Израиле. Это и стало основной причиной сделки, сумма которой, по экспертным оценкам, могла составить 140 - 180 млн. рублей за все три частоты. Москвичи решили переформатировать «Тартип FM», и с 1 февраля на частоте 93.5 FM в Казани зазвучал федеральный Business FM.

Негодованию татарской общественности не было предела. Дело в том, что «Тартиб» резко отличался по формату от существующих в FM-диапазоне татароязычных радиостанций. Если «Татар радиосы» и «Болгар радиосы» ориентированы больше на молодую аудиторию и предпочитали в эфире современную поп-музыку, то «Тартиб» больше ориентировался на старшее поколение, ставя в эфир большое количество песен татарской эстрады прошлых лет и просветительские программы. Несмотря на то, что это был исключительно частный проект, последовали требования подключиться государству к спасению уникального формата. В интернете даже появилась петиция с просьбой к Владимиру Путину помочь с получением новой частоты для татароязычной радиостанции, которая набрала 1788 подписей.

«ОНИ ПОЛУЧИЛИ ЧАСТОТУ И ПОТОМ, РАСКРУТИВ ЭТУ ТЕМУ, БАНАЛЬНО ЕЕ ПЕРЕПРОДАЛИ»

Многие при этом обвиняли Ганеева и миноритарного совладельца радиостанции Марата Ибляминова в том, что, дескать, они воспользовались своим татароязычным форматом для того, чтобы получить лицензию на вещание, и, просуществовав какое-то время в эфире, выгодно продали частоту «налево». При этом вспомнили историю с радио «Орфей»: станция классической музыки просуществовала на 88.9 FM в Казани с декабря 2013 года по июнь 2015 года, а потом была переформатирована в более коммерчески успешное «Дорожное радио».

В этом же ключе на итоговой коллегии «Татмедиа» высказался руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров: «Откровенно скажу, мы с Айратом Ринатовичем (Айрат Зарипов, руководитель агентства „Татмедиа“прим. ред.) проморгали эту тему. Так получилось, что отдельные товарищи, которые нам совсем не товарищи, в прошлом аффилированные с „Татмедиа“ (явно намекая на Ибляминова, который ранее занимал пост замдиректора агентства прим. ред.), используя в том числе и наш ресурс, под благовидным предлогом вещали на татарском языке. Они получили частоту и потом, раскрутив эту тему, банально ее перепродали, — сказал Сафаров с грустью в голосе. — Понимаете, какая реакция была у Рустама Нургалиевича! В первую очередь в мой адрес. Мы находим варианты, чтобы сохранить эту радиостанцию для слушателей-татар. Она действительно полюбилась аудитории. Нам ничего другого не остается. Есть решения, варианты. В ближайшее время мы их озвучим». .

Впрочем, Ибляминов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что не почувствовал никакой критики со стороны Сафарова: «Надо не выдергивать слова из контекста, тогда получается совсем другая картина... Мою фамилию он не произносил». Ранее он выступил с развернутым интервью нашей газете, в котором ответил на упреки, напомнив, в частности, что вообще-то «Тартиб» получил лицензию на вещание не как татароязычная, а как спортивная станция. «У нас были прописаны языки вещания — русский, татарский, но не поставлено процентное соотношение, какой и сколько должен звучать. На конкурсной комиссии один из ее членов тогда задал вопрос: „А зачем вам татарский язык?“ Я говорю, что в Татарстане есть свои спортсмены, про них надо рассказывать», — вспоминает Ибляминов. И действительно, чтобы обеспечить необходимые по лицензии 20% спортивных программ, «Тартибу» приходилось по ночам делать спортивные программы.

Также он напомнил, что радиостанция — частный проект, которому никто никогда не помогал, поэтому предъявлять претензии, с его точки зрения, странно: «Прежде чем кто-то начнет нас ругать, что мы продали „национальную идею“, я хочу сказать, что Зуфар Ганеев — это не газовик, не нефтяник, не „денежный мешок“. Он не тратил свои личные средства на покупку легионеров спортивных команд, на поддержку фуршетов в Куршавеле... Полтора года он дарил вещание „Орфея“ в Казани, два с половиной года мы с ним поддерживали вещание радио „Тартиб“. Мой партнер принял для себя решение выйти из медиабизнеса совсем. В силу каких причин и обстоятельств, я сейчас рассуждать не буду... Но я очень ему благодарен за то, что он помогал и вещал эти 2,5 года нашу национальную культуру. А получается, как в пословице: не делай добра, не увидишь зла...»

Поддержал Ибляминова и владелец радио «Курай» Марат Бикмуллин: «Марат Ибляминов создавал радио „Тартиб“ на энтузиазме. Мне уже тогда было ясно, что надолго его не хватит, потому что у него нет финансовой подпитки. Так и случилось: у него кончились деньги, он не смог найти никаких спонсоров, и татарская культура лишилась радиостанции. А Ибляминов подбирал для нее хороший материал», — прокомментировал он сделку в интервью «БИЗНЕС Online».

Подводя итоги коллегии «Татмедиа» руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров признался, что проморгал эту тему Подводя итоги коллегии «Татмедиа», руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров признался, что проморгал эту тему Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК СКРЕСТИТЬ КОНЯ И ТРЕПЕТНУЮ ЛАНЬ?

Судя по всему, гнев Кремля в отношении менеджера был действительно не так велик, раз его подключили к решению вопроса, хотя весь контент и права на радиостанцию Ибляминов и Ганеев передали коллективу станции «Тартиб». Вчера в офисе радиостанции «Болгар радиосы» на Горького, 15 состоялось расширенное совещание, на котором присутствовали все те же Аминов и Ибляминов.

На встрече обсуждался вопрос о переформатировании государственной станции в формат «Тартиб». Стороны пришли к взаимному пониманию и соглашению. По словам источника «БИЗНЕС Online», Аминов уже сообщил об этом коллективу «Болгар радиосы», отметив, что все сотрудники станции продолжат свою работу и вполне возможно, что к ним присоединятся и работающие на «Тартиб». Дальнейшие детали переформатирования будут прорабатываться. Позже гендиректор ТНВ заявил агентству «Татар-информ», что «Болгар радиосы» сохранит свое название, но изменит формат вещания. Оно станет ближе к тому, что было привычно слушателям «Тартиб». Каким образом будет сочетаться контент этих двух абсолютно разных по стилю станций, пока непонятно. В любом случае аудитория теперь уже бывшей «Тартип FM» увеличится, так как у государственной радиостанции по всей республике есть свои частоты.

«Ильшат Юнусович попросил меня передать всю упаковку эфира, отбивки, наработанные программы, музыкальный архив и т. д. в его ведение, — признался Ибляминов нашей газете. — Это хороший момент, потому что это в первую очередь достояние народа и должно народу принадлежать. А что касается организационных моментов, то это процесс переговорный, думаю, все стороны договорятся. Идеальный вариант, если главред „Тартиб“ Ризаля Исмагилова и музыкальный редактор Лейля Ялалова придут в команду ТНВ. Тогда есть гарантия того, что через несколько месяцев радио в холдинге «ТНВ» не вернется к прежнему режиму работы».

В то же время он высказал и некоторые опасения. «Ни для кого не секрет, что основной заработок для радио „Болгар“ складывался из платной ротации песен, — продолжает Ибляминов. — Не знаю, кто завел эту норму выработки, но у „Болгар радиосы“ есть план по сбору денег. Это смертельная опасность для нашей культуры. Хорошо, заработают они 1 миллион рублей в месяц на ротации разных бездарностей, но потом надо будет на бюджетном уровне истратить еще 100 миллионов, чтобы сделать что-то стоящее, как, например, «Үзгәреш җиле». Например, на „Тартип FM“ был целый перечень артистов, которые даже за очень большие деньги не попали бы в эфир станции...» По словам собеседника «БИЗНЕС Online», продажность эфира приведет к деградации любого программного продукта, а ротация за деньги — это мина замедленного действия, которая может убить нашу культуру и наследие.

К слову, государственная радиостанция из холдинга «ТНВ» не впервые меняет свой формат и даже название. В начале нулевых оно раскручивалось под названием «Болгар FM», затем «Новый век», «Яңа Гасыр», и с 1 января 2012 года радиостанция выходит под новым брендом «Болгар радиосы». По данным TNS-Global, в июне 2016 года «Тартип FM» занимал 27-ю строчку (из 29) в рейтинге радиостанций Казани — это радио слушали в среднем 20,2 тыс. человек в день. Это 1,9 % аудитории. Позади — только «Курай», который не имеет в Казани своей частоты в FM-диапазоне, а вещает только на УКВ и радио «Мир». «Болгар радиосы» занимает 24-ю строчку с показателями 39,5 тыс. и 3,8%. Впереди всех из татароязычных — «Татар радиосы», которое в рейтинге расположилось на 20-м месте. У него 59,1 тыс. и 5,7 % от всей аудитории радио в столице Татарстана.

«КОГДА ЛЮДИ ДОГОВАРИВАЮТСЯ О ЧЕМ-ТО, ЗНАЧИТ, ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ЭТО ВЫГОДНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили грядущие изменения на рынке татароязычных радиостанций.

Дина Гараева — руководитель сети радиостанций «Татар радиосы»:

— Печально, что так получилось. Надо отметить, что за короткое время у «Тартип FМ» появилась своя любящая аудитория, свои программы. В их эфире была классическая, народная музыка, поэзия, программы о культуре, истории, спорте. Слушатели любили этот канал, но слияние было неизбежным, радиостанция не смогла стать востребованной с точки зрения коммерции. Будем надеяться, что обновленный формат будет радовать своего слушателя. Аудитория «Болгар радиосы» и «Тартип FМ» частично пересекалась, поэтому резких изменений тут не стоит ожидать.

Что касается нашей радиостанции, то это чисто коммерческий проект, и наш музыкально-развлекательный формат полностью отличается от «Тартип FМ» и «Болгар радиосы». Аудитория тоже отличается, в основном нас слушают активные, молодые люди от 22 до 45 лет, а основная аудитория «Тартип FМ» и «Болгар радиосы» значительно старше нашей, 45+. Поэтому особой конкуренции никто из нас не почувствует, каждый будет развиваться по-своему. На мой взгляд, программы «Болгар радиосы» и «Тартип FМ», наоборот, будут только дополнять друг друга.

Алмаз Миргаязов — руководитель направления по работе с радиостанциями «Татмедиа»:

— Я бы не называл это сделкой — это решение, договоренность. Потребность аудитории создала такую ситуацию. Хорошо это или плохо, но данное событие поменяет рынок татарских радиостанций не только в Казани, но и в Татарстане. О каких-то результатах можно будет говорить, когда «Болгар радиосы» адаптирует формат «Тартип FM» под свой. Все будет зависеть от понимания и четкого определения своей аудитории станции. В СМИ, особенно на радио, если не спланировать своего слушателя и просто собирать определенный контент, то этот проект обречен на провал. Мне кажется, что у «Болгар радиосы» и его творческого коллектива есть достаточный уровень компетентности и опыта, чтобы эти тонкие моменты уловить, определить себе целевую аудиторию и по поставленной задаче выстроить новый для себя контент. Так как «Болгар радиосы» является сетевым радио республиканского масштаба, стоит, наверное, ожидать, что «Тартип FM» зазвучит почти по всему Татарстану. Но мы все помним, что стало причиной закрытия «Тартип FM» в Казани. Оно перестало существовать из-за того, что коммерчески станция не обосновалась. Будет ли этот формат успешным в новом масштабе, зависит от менеджмента. Но для широкой аудитории, мне кажется, выбранный формат мало интересен.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Когда люди договариваются о чем-то, значит, для каждой из сторон это выгодно. Марат Ибляминов — человек, знающий свое дело, это хорошее приобретение для данной команды. Я не думаю, что исчезновение «Болгар радиосы» будет большой потерей. С другой стороны, можно сделать, чтобы в одно время вещала одна станция, в другое — вторая. Это регулируется Роскомнадзором. Я помню, как на радио «Маяк» включалось радио «Мир». То есть вполне возможно, что будет одна лицензия на вещание и две лицензии СМИ на одной частоте.

Ильфат Файзрахманов — владелец и главный редактор татарской газеты «Безнең гәҗит»:

— Я против такого слияния. У каждой из радиостанций разный формат, разные слушатели. Это не решение проблемы. Частоту под «Тартиб» уже изначально получали для перепродажи, но у радиостанции появилось свое лицо. А то, что радио получилось убыточным... Господин Ибляминов и через вашу площадку говорил, что ему никто не помогал. Моей частной газете тоже никто не помогает. Если менеджеры плохие, то их надо менять, думать о тактике развития. Формат-то был неплохой! Люди слушали, в том числе и я. Современная эстрада не соответствует высокому уровню. на мой взгляд. «Тартиб» не хватало передач, хорошего менеджмента..А сливаться с «Болгар»... Я против этого. Почему «Болгар» не работал в формате «Тартиб»? Они же республиканское радио, унаследовали аудиоархив. Есть же канал «Культура», почему мы, передовая богатая республика, не можем содержать одно нормальное радио?

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

— Это удачное решение, ибо сочетание современности и классики — хороший формат. Есть нечто подобное на «Радио Татарстана», которое вещает несколько часов в день на частотах «Радио России», но этого мало. Одна попса не может формировать этнос, а формат «Тартиб», мне кажется, подойдет не только для старшего поколения, но и для молодежи. Надо знать свою классику и молодым. У нас есть «Татар радиосы», которую выпускает «Барс медиа». Это свой продукт, новые песни, хорошие аранжировки, молодежи нравится. А старшему и среднему поколению и просветительские программы нужны. И эту нишу может занять обновленный «Болгар». Сейчас же государственная станция дублирует формат «Татар радиосы». Они пытаются заработать деньги на рекламе, одинаковый репертуар, похожие диджеи, только у «Болгар радиосы» получается это менее удачно. Так что переформатирование — это спасение для данного государственного радио.

У нас и так нет информационного контента для татарских радиостанций, все превращается в патефон. И мне кажется, команда «Тартбп» сможет развернуться на новой волне, если ей, конечно, дадут достойную площадку для этого. Относиться к этнопродукту как к бизнесу, как к способу зарабатывания денег — это неправильно. «Болгар» и так находится на государственной дотации. Когда столько денег потратили на открытие радиостанции и собирать какие-то несколько миллионов, гробить канал, чтобы он не имел достойного контента, тоже нехорошо. Я считаю, что «Болгар радиосы» должен формировать вкус у жителей Татарстана. Там должна быть сильная команда, которая сможет собрать аудиторию заново, при этом оставляя сильные стороны нынешнего формата.

После переформатирования «Болгар радиосы» неплохо было бы заняться и каналом «ТНВ». Пора уже поймать голос Татарстана! Конечно, веселить публику с помощью эстрады легко, но я могу пойти в магазин и купить диск. Хватит скулить, что нация пропадает и язык теряется. Пора бы через госСМИ помогать изучать язык и культуру. У них же частоты во всех районах. Сколько можно работать патефоном? «Тартиб» не должен полностью заместить «Болгар радиосы», однако он своим контентом может хотя бы наполовину занять эфир.