Юрий Слюсарь По словам Юрия Слюсаря, КАЗ в новой стратегии развития ОАК утвержден центром строительства стратегической авиации Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ТУ-160 ПЕРЕГНАЛИ В «ЦИФРУ»

Вот уже второй раз за год президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь делает в столице РТ громкие заявления о будущем Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ).

10 марта 2016-го после подписания соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и ОАК заводу были обещаны золотые горы. Главное — перевооружение 40% оборудования основных производств на «несколько десятков миллиардов рублей». Срок — 2016 - 2020 годы. Итог — создание до 2019-го, по сути, нового завода. «Рад, что КАЗ после достаточно тяжелого периода и недофинансирования, отсутствия загрузки смог вернуться в активное состояние», — сказал вчера Слюсарь. Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», на заводе этого камбэка пока не почувствовали и даже не особо верят в объявленное уже два года назад возобновление производства Ту-160.

Между тем вчера Слюсарь заявил, что это один из приоритетных для ОАК проектов. В частности, он обрадовал заявлением о том, что в конце 2016 года завершена оцифровка планера Ту-160: «Мы на основе новых решений с опережением еще в конце 2016 года закончили фактическую оцифровку с точки зрения масштаба самого сложного по комплексности нашего авиационного комплекса». Если это действительно так, то новость эта сверхпозитивная. «Не совсем понятно, что Слюсарь имел в виду под оцифровкой, — прокомментировал для „БИЗНЕС Online“ слова главы ОАК помощник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Вообще-то оцифровка такого самолета должна занять много времени». Изначально эксперты отводили на эту работу 3 - 6 лет для коллектива минимум в 500 человек. В пример приводили то, что ильюшинская фирма оцифровывала Ил-76 (для создания Ил-476) примерно 6 лет.

Можно предположить, что на оцифровку Ту-160 бросили все силы. Вчера это подтвердил Слюсарь, отметив, что в деле, помимо туполевцев, задействовали КБ Яковлева и Сухого. Поэтому можно предположить, что у проекта возрождения производства Ту-160 (в варианте Ту-160М2) высокая степень приоритетности. Это не может не радовать замерший в ожидании перемен КАЗ.

... «По стратегической авиации завод будет загружен на десятилетия», — заверил вчера Слюсарь
Фото: function.mil.ru

«МЫ С РУСТАМОМ НУРГАЛИЕВИЧЕМ ОЧЕНЬ НА ЭТУ ТЕМУ ПЕРЕЖИВАЛИ»

Поэтому закономерно второе заявление Слюсаря — о том, что в апреле на КАЗе начнут строительство первого Ту-160М2: «Сейчас, в принципе, начиная уже с апреля 2017 года — в марте у нас будет тестовая обработка: на участке электронно-лучевой сварки приступаем непосредственно к изготовлению самолета Ту-160 с модернизированной технологией». Руководитель ОАК рассказал, что «мы с Рустамом Нургалиевичем очень на эту тему переживали». Речь идет о ключевых технологиях для производства Ту-160. Задача решается, заверил Слюсарь, где-то смогли восстановить прежние технологии, где-то улучшили их эффективность, где-то — перешли на новые. Прежде всего речь идет о восстановлении установок для вакуумного отжига и сварки узлов из титана — ЭЛУ-24 и УВН-45. По известным данным, на это было выделено 1,7 млрд. рублей.

«Мы с Рустамом Нургалиевичем очень на эту тему переживали»
Фото: president.tatarstan.ru

38% конструкции Ту-160 сделано из титановых сплавов, в том числе основа основ — центральная титановая балка длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Для ее изготовления разработали технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны... С конца 90-х годов установки находились в нерабочем состоянии, и даже документы на них не сохранились.

По официальным данным, к 30 марта 2017 года установки должны заработать, а точнее, на них должны начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Видимо, именно это и имел в виду Слюсарь, говоря о начале строительства в апреле первого Ту-160М2.

Однако тут надо отметить, что в воздух первой поднимется не эта машина, а либо один, либо два сохранившихся на заводе советских задела Ту-160. Именно на них опробуют формат Ту-160М2. «Полный цикл создания Ту-160М2 займет порядка двух лет, поэтому сначала будут использовать заделы», — поддерживает это предположение в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Стратегический ракетоносец Ту-160
Фото: ©Юрий Стрелец, РИА «Новости»

И ВСЕ-ТАКИ КАЗАНЬ

И, наконец, третье заявление. По словам Слюсаря, КАЗ в новой стратегии развития ОАК утвержден центром строительства стратегической авиации, а инвестиции, которые сейчас вкладываются в Ту-160М2, станут основой и для производственной модели серийного выпуска Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА).

То есть, по сути, Слюсарь официально закрепил проект за КАЗом. Это не может не радовать, ведь такой итог был неочевиден. Впрочем, здесь мнения экспертов расходятся. «Насколько понимаю, это была только казанская тема, а другие могли только на какую часть субподряда претендовать», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Того же мнения придерживается и Мураховский. Однако источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме указывает на то, что на серию ПАК ДА претендовала корпорация «Иркут», а также фирма Сухого, которая «очень сильно рвалась в дело». «Пока ведущим назначили „Туполева“, — констатировал источник, — но чем все закончится, непонятно, потому что деньги очень большие».

На заводе имени С.П. Горбунова проводят капитальный ремонт трех самолетов Ту-160 по заказу министерства обороны РФ
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Напомним, ПАК ДА должен заменить все нынешние дальние и стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160. В СМИ просачивалась информация о том, что машина будет выполненной по схеме «летающее крыло» — военные, вопреки ожиданиям экспертов, захотели не сверх- и не гиперзвуковую, а дозвуковую машину. Изначально сообщалось, что испытания ПАК ДА должны начаться в 2019 году, а в 2025-м он начнет поступать в войска. Интересно, что Слюсарь вчера «перенес» реализацию проекта на «после 2027 года». Очевидно, это новый срок. «Жизнь течет, и все меняется, — философски замечает Мураховский. — Какой проект ни возьми — ПАК ДА, ПАК фронтовой авиации, новый автомат для армии, „Армату“, — все вправо сдвигается».

Скорее всего, создание комплекса сдвинуто в связи с планами начать выпуск Ту-160М2. И это логично, ведь для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта, и производство радикально модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить.

«По стратегической авиации завод будет загружен на десятилетия», — заверил вчера Слюсарь. В какой-то мере символично, что это было заявлено именно вчера, в годовщину смерти Виталия Копылова (застрелился 9 февраля 1995 года), который организовывал в Казани производство Ту-160, стал невольным участником закрытия программы и до последнего доказывал ошибочность этого решения.