Лукавство средней зарплаты нежданно-негаданно озаботило высшее чиновничество РТ Лукавство средней зарплаты нежданно-негаданно озаботило высшее чиновничество РТ Фото: gossov.tatarstan.ru

КАК ЧИНОВНИКИ ОКУНУЛИСЬ В ЛУКАВСТВО СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ

Походы первых лиц на коллегии всколыхнули важнейшую проблему: средние зарплаты и средние пенсии. Стоит только назвать размер средней зарплаты в зале — и тут же недовольный гул! Именно в такую ситуацию 1 февраля угодил спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. На коллегии минкульта он посетовал, что зарплата у работников культуры составляет 20 тыс. рублей — ниже, чем в среднем по республике. Но в зале, по всей видимости, было мало тех, кто получает даже такие деньги — и спикеру пришлось менять тему. Вице-премьер Василь Шайхразиев на следующий день устроил социальный эксперимент в Татарстанстате, предложив сотрудникам поднять руки — у кого средняя зарплата выше среднетатарстанской в 30 тыс. рублей? Леса рук не оказалось, несмотря на увещевания многолетнего шефа ведомства Валерия Кандилова. В итоге Шайхразиев порекомендовал «быть осторожнее со средней температурой по больнице». Мол, даже вы понимаете — что-то тут не так! «Мы смотрим на ваши показатели, и у нас стоит цель не заблуждаться в этих цифрах», — пояснил вице-премьер. Наконец, вчера лесники сетовали на зарплату в 18 тыс. рублей — ну не заманишь молодежь на эти кутарки! Василь Гаязович, правда, нашелся с ответом — не идут не из-за зарплаты, а из-за отсутствия интереса...

А премьер-министр Ильдар Халиков озаботился странным отставанием Татарстана по уровню пенсий. Мол, как это так? По средней зарплате республика — на втором месте в Поволжье после Перми, а по пенсиям — аж на шестом! В минтруде сочли, что вся проблема коренится в лихих 90-х, когда зарплата в конверте была делом обычным, а уж предприниматели-«челноки» и вовсе не могли оформиться официально никоим боком. Так или иначе, но в результате загадкой лукавой пенсионной цифры займется теперь спецкомиссия минэкономики и отделения пенсионного фонда.

«БИЗНЕС Online» решил составить памятку для чиновников, идущих на коллегии, изучив официальные данные Татарстанстата о зарплатах по отраслям.

Если верить официальной статистике, самым доходным видом деятельности в Татарстане остается спорт Если верить официальной статистике, самым доходным видом деятельности в Татарстане остается спорт Фото: «БИЗНЕС Online»

ТОП-10 САМЫХ БОГАТЫХ: ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОГО СПОРТА, НЕФТЯНИКИ И... УЧЕНЫЕ

Если верить официальной статистике, самым доходным видом деятельности в Татарстане остается спорт. Среднемесячная начисленная зарплата в этой сфере за 11 месяцев 2016 года составила 76,6 тыс. рублей. Аналогичные данные в одной из прошлых наших публикаций вызвали недоумение и даже уважаемых в республике специалистов. Ведь зарплаты детских тренеров или даже районных функционеров рядом не стояли с озвученными цифрами. Однако напомним, что данные Татарстанстата представляют собой пресловутую среднюю температуру по больнице. И скромные заработки рядовых тренеров с лихвой компенсируются контрактами звезд «Рубина» или «Ак Барса», выраженными в миллионах евро... Да и бюджеты самих клубов сопоставимы с бюджетами целых городов.

Что характерно, по сравнению с январем — мартом 2016-го зарплата среднестатистического спортсмена выросла на 7 тыс. рублей, а в годовом разрезе вовсе выросла на 32% — лучший показатель в «дорогом» Топ-10. Кризис кризисом, а виртуозам мяча и шайбы жаловаться на жизнь не приходится. Правда, следует отметить, что по итогам первого квартала их обгоняли представители воздушного транспорта. Возможно, покорители неба и сейчас поборолись бы за лидерство. Но с некоторых пор авиаторов, диспетчеров и прочий персонал аэропортов статистики перестали учитывать отдельно, оставив общую строку «Транспорт». Занятые в нем люди со средней зарплатой 32,8 тыс. рублей обосновались где-то на экваторе официального зачета и в наши таблицы не попали.

Законные второе, третье и шестое места заняли производители нефтепродуктов, сами нефтяники и работники химической промышленности. Тут все понятно: «Татнефть» с ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» с ТАИФ-НК остаются, пожалуй, самыми завидными работодателями республики. К тому же стабильными: объемы производства в хозяйствах Наиля Маганова и Альберта Шигабутдинова лишь растут, да и на прибыль жаловаться не приходится. К тому же «Газпром» с его многочисленными «дочками», включая казанский «Трансгаз», своих сотрудников не обижает — газовики всех мастей обосновались на восьмой позиции в рейтинге.

Несколько удивительным выглядит пятое место профессионалов из такой сферы, как «Научные исследования и разработки» (46,2 тыс. рублей) — ученых в нашей стране редко относят к состоятельному сословию. Впрочем, вероятно, и здесь погоду делают зарплаты исследователей, занятых разработками в углеводородном сегменте: там есть кому щедро оплатить их труды. Стоит добавить, например, что один из флагманов образования в РТ — Казанский федеральный университет — показывает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава выше 53 тыс. рублей.

И, напротив, совершенно логично десятку замыкают чиновники и военные (35 тыс. рублей) — на представителей этих двух категорий до недавнего времени скупиться принято не было. Однако за 11 месяцев 2016 года их средняя зарплата выросла всего на 3,7% — ниже инфляции и меньше, чем у всех остальных представителей первой десятки.

ТОП-10 САМЫХ БЕДНЫХ: ОТ РЫБАКОВ И ПРОДАВЦОВ ДО УЧИТЕЛЕЙ И МЕДСЕСТЕР

На другом полюсе, вопреки еще кое-где распространенному заблуждению, пребывают отнюдь не учителя с врачами, а рыбаки, сельхозрабочие и представители легкой промышленности. Рыболовам и рыбоводам с зарплатой менее 8,5 тыс. рублей, по-хорошему, давно пора задуматься о смене сферы деятельности, если, конечно, их доходы этим ограничиваются. Лишь вдвое больше получают крестьяне и лесники, а также текстильщики и швеи (недалеко ушли и кожевенники).

Розничная торговля и предприятия бытовых услуг, пожалуй, глубже всего увязли в кризисе. Средняя зарплата здесь повыше — 20,6 тыс. рублей, однако это единственная сфера из наших десяток, где за последний год доходы не выросли, а уменьшились. За 11 месяцев падение небольшое — на 1,1%, зато ноябрь к ноябрю — сразу на 7,7%. А это значит, что к концу года снижение зарплат только ускорилось (аналогичная картина у автодилеров, строителей и отчасти у оптовиков).

Впрочем, условным учителям и врачам тоже нашлось место в нашем антирейтинге — на 7-я и 9-я позиции соответственно. По этим специалистам сфер образования и здравоохранения (тех, что заняты в государственных и муниципальных организациях) у Татарстанстата есть отдельные данные. Из них следует, что среди педагогов меньше всего получают сотрудники учреждений дополнительного образования (20,1 тыс. рублей), а преподаватели и мастера начального и среднего профессионального образования получают вдвое меньше вузовских коллег (24,4 тыс. против 47,2 тыс. рублей). В социалке и культуре средние зарплаты слегка не дотянули до 20 тыс., а хуже всего приходится младшему медицинскому персоналу с его 15,5 тыс. рублей.

Хуже всего приходится младшему медицинскому персоналу с его 15,5 тыс. рублей Хуже всего приходится младшему медицинскому персоналу с его 15,5 тыс. рублей Фото: prav.tatarstan.ru

Приведенные цифры могут снова вызвать недоумение у тех специалистов, чьи зарплаты не дотягивают даже до озвученных сумм. Но повторимся, любая подобная статистика лукава, поскольку вместе с мизерными зарплатами «рядовых» учитывает и солидные заработки начальства. Было бы любопытно взглянуть на группировку данных: сколько процентов работников получают условные 10 тыс., а сколько — 50. Но увы — в регулярных отчетах такого не увидишь.

Свой отпечаток накладывает и местечковый фактор. Даже в одном регионе официальные доходы госслужащих и муниципалов различаются от района к району. Опять же, если верить Татарстанстату, то среди работников учреждений культуры РТ самые высокие зарплаты, не считая Казани, — в Чистопольском районе (19,7 тыс. рублей), а самые низкие — в Аксубаевском (13,3 тыс. рублей).

Соцработникам больше всего платят в Набережных Челнах (26,2 тыс. рублей), меньше всего — в Муслюмовском (13,4 тыс. рублей). Педагоги общего образования больше коллег получают в Верхнеуслонском районе (30,6 тыс. рублей), меньше — в Бавлинском (23,1 тыс. рублей). А в медицине даже казанские эскулапы могут позавидовать врачам Елабужского района (46,3 тыс. рублей), на другом полюсе — Пестречинский (32,1 тыс. рублей). При этом самая высокая зарплата у медсестер — в Агрызском районе (17,3 тыс. рублей), самая низкая — в Актанышском (11,3 тыс. рублей). Правда, именно в здравоохранении статистика неполная. Из нее, согласно закону, исключена информация по тем районам, где работает единственная больница, — для соблюдения конфиденциальности данных. Но все же чаще общая картина становится понятна.

Розничная торговля и предприятия бытовых услуг, пожалуй, глубже всего увязли в кризисе Розничная торговля и предприятия бытовых услуг, пожалуй, глубже всего увязли в кризисе Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОДНИ ДУМАЮТ, ЧТО ХОРОШО ПЛАТЯТ, А ДРУГИЕ, ЧТО ХОРОШО РАБОТАЮТ»

Наталья Парфенова — менеджер по связям с общественностью «Хедхантер Казань»:

— Тема эта глобальная, и говорить здесь можно долго, но данные Татарстанстата на самом деле не совсем отражают картину с зарплатами, происходящую на рынке труда. Я думаю, что они вводят в заблуждение руководство. Данными о зарплатах, которые максимально приближены к реальности, обладают рекрутинговые агентства, поскольку это данные по зарплатам, которые работодатели на самом деле платят подчиненным. Причем это не тот размер зарплат, который они публикуют в вакансиях. Часто ведь бывает так, что они пишут, что готовы заплатить менеджеру 30 тысяч рублей, а по факту сотрудник приходит на ставку в 15 тысяч.

Елена Машкова — руководитель центра маркетинговых исследований и аналитики:

— Средняя зарплата в республике — это сравнительный межрегиональный показатель. Если в каком-то регионе средняя зарплата 12 тысяч, а у нас 30 тысяч, это все же говорит о том, что у нас хороший регион. Статистика получается на основе данных предприятий, это все вычисляется по размеру подоходного налога. И это очень важный показатель, на базе его можно строить всевозможные прогнозы.

Но наши предприятия зачастую начисляют зарплату строго на глаз, ориентируясь при этом на уровень зарплат в аналогичных компаниях. И если там уровень низкий, а рынок труда сформирован таким образом, что люди соглашаются на этот уровень, то и показатель будет соответствующий. Но какая бы зарплата ни была, работодатель и работник всегда будут по разные стороны баррикад. Одни думают, что они им хорошо платят, а другие думают, что хорошо работают.

==table1467==

«ЗАРПЛАТА «ТОПОВ» ДОЛЖНА СЧИТАТЬСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ РАБОЧЕГО ПЕРСОНАЛА, ИНАЧЕ ЭТО ИСКАЖАЕТ КАРТИНУ»

Леонид Штейнберг — гендиректор ООО «Кама-Тракс»:

— Все органы — налоговые, пенсионные, страховые — должны создавать условия для того, чтобы предприниматель — ИП, ООО, крупные компании — были заинтересованы в том, чтобы людям платить высокую заработную плату. Чем больше у него сотрудник будет получать, в зависимости от производства, тем у него будет дешевле себестоимость продукции. У него не будет ломаться техника, выходить из строя оборудование и так далее, потому что все в этом будут заинтересованы.

Зарплаты в нашей компании озвучивать не буду, это коммерческая тайна. Но могу сказать, что она хорошая. Как доказательство этому — отсутствие текучки кадров. С другими компаниями отрасли тоже сравнивать не буду — на шпионские вопросы не отвечаю. Зависит же у нас зарплата от того, сколько водитель проехал, были ли поломки, потери топлива и так далее. А ИТР получает в зависимости от того, как отработает основное производство в целом.

Вячеслав Зубарев — гендиректор ООО «ТрансТехСервис»:

— Не знаю, насколько справедлив показатель средней зарплаты в 30 тысяч рублей, потому что просто не знаю, сколько получают на разных предприятиях. Я вообще о средней зарплате узнаю только из двух источников — от тех же самых статистиков, которые ее озвучивают, и от журналистов, которые у меня про нее спрашивают. Но я считаю, что средняя зарплата должна отдельно исчисляться для высшего менеджмента и для рабочего персонала. А у наших статистиков все это считается вместе, что дает очень большое искажение.

Что касается средней зарплаты в нашей компании, то я точной цифры назвать не могу, но она точно выше упомянутых 30 тысяч. За других говорить не буду. У нас же эффективность и клиентоориентированность — вот два основных критерия, от которых зависят доходы сотрудников.

==table1466==

«БОЛЕЕ ТОЧНОЙ БЫЛА БЫ МЕДИАННАЯ ЗАРПЛАТА, НО ОНА ПОРТИТ КРАСИВУЮ СТАТИСТИКУ»

Искандер Ясавеев старший научный сотрудник центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург):

— Это очень знакомые мне «игры в числа»! Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров постоянно занимался ими в течение последних лет. Называемые им средние зарплаты профессорско-преподавательского состава значительно — подчас в два раза — превышали суммы, получаемые большинством моих коллег-доцентов, не говоря уже о старших преподавателях и ассистентах.

Почему так распространены эти «игры» — очевидно. Средние показатели очень удобны для манипулирования и создания привлекательной картинки, которую можно показать вышестоящему начальству. Например, президенту, требующему отчета о выполнении «майских указов» 2012 года. Несколько сверхвысоких значений значительно повышают среднее. Другие показатели, например медианная зарплата, в этом отношении точнее. Но власти не заинтересованы в том, чтобы их использовать. Думаю, что те же самые манипуляции происходят с данными о зарплатах в Татарстане.

==table1468==

«ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЧЕТКОЙ КАРТИНЫ ВЛАСТЯМ НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ С НАСЕЛЕНИЕМ»

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Есть статистика, определенные формы и правила. Есть средний показатель, но в каждой отрасли зарплата своя. Конечно, средняя зарплата в сфере культуры ниже уровня зарплат банковской сферы, зарплата у энергетиков отличается от нефтяников и так далее. Разная нагрузка, разные формы оплаты.

Не надо воспринимать средний показатель как зарплату у всех. Это в целом. А как зарплата распределяется по людям, статистика сказать не может. Есть же анекдот про среднюю температуру по больнице... Для получения более корректных данных властям нужно чаще встречаться с людьми.

Зарплата у нас не завышена относительно производительности труда в сравнении с Западом, но на заработную плату очень сложно прожить. Всегда денег не хватало и везде денег не хватает, стало больше платных услуг.

Мурат Сиразин — фермер:

Я думаю, что официальная средняя зарплата в сфере сельского хозяйства резко завышена или берется во внимание средняя температура по больнице. Какие-то руководители наверняка получают очень большие суммы, которые делятся на всех остальных. Я думаю, что зарплата в сельском хозяйстве в среднем — 10 тысяч рублей, и то эта зарплата вовремя не выдается или выдается кормами по завышенным ценам. Все крестьяне сейчас работают себе в убыток.

Если судить по сбыту своей продукции, то люди три-четыре месяца назад брали литровую бутылку молока, а сейчас — 300 миллиграммов. И то не для питья, а чтобы забелить чай. Не покупают натуральные сыры, колбасы, берут суррогатные продукты. Настоящие продукты не покупают, потому что не в состоянии. Это видно по рынку...

Производительность труда сейчас не зависит от желания и нежелания крестьян работать. Неправильный почин, что наши люди тунеядцы и лентяи. Если взять того же американского фермера, то у него энерговооруженность в разы превышает нашу. У него пашут комбайны, разные тракторы, автомобили. Наши люди продолжают работать вилами, граблями. Человек, желающий заниматься фермерством, не может себе позволить современные орудия труда — кредиты не дают, ставки высокие.