Программу оптимизации штата на 400 человек включил Ford-Sollers. Как сегодня заявили в компании, предложение справедливо для всех сотрудников. Однако источник «БИЗНЕС Online» на заводе в Набережных Челнах утверждает, что стимулировать будут только офисных, которые сами отнюдь не стремятся на выход. Эксперты считают программу СП более гуманным и мягким механизмом по сравнению с принудительным сокращением кадров.
FORD-SOLLERS ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ ТРЕТИ ОФИСА
Сегодня стало известно о планируемой оптимизации офисных кадров во всех подразделениях СП Fоrd-Sollers. Прорежая штатное расписание, компания пошла по нестандартному пути: каждому сотруднику, который напишет заявление об уходе с 1 по 13 февраля, работодатель выплатит 5 окладов. Письмо такого содержания компания отправила 27 января на свои производственные площадки в Татарстане и под Санкт-Петербургом, а также в центральный офис в Москве. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственный источник среди дилеров Ford.
Отметим, что программа Ford-Sollers вряд ли рассчитана на какую-либо экономию для компании от способа сокращения сотрудников — здесь скорее речь идет об имидже социально ответственного предприятия. Трудовой кодекс РФ гласит, что при сокращении сотрудника работодатель обязан предупредить его за два месяца и предложить другую вакансию, а после ухода выплатить дополнительно выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты. В компании не захотели озвучить ни среднюю зарплату своего офисного работника, ни долю оклада в ней, однако трудно предположить, чтобы премиальная часть зарплаты в четыре раза превышала окладную — только при таком условии программа имела бы экономический смысл для СП. Следовательно, на стимулировании увольнений Ford-Sollers деньги только теряет, сохраняя при этом образ работодателя с человеческим лицом. Крупные компании вообще не любят заявлять о сокращениях взять хотя бы соседний КАМАЗ. Автогигант планомерно уменьшает свой штат, но выглядит это мягко: пенсионеры уходят, новые кадры не набираются.
По оценке собеседника издания, в настоящее время во всех подразделениях СП работают порядка 4,5 тыс. человек. Напомним, не считая центрального офиса и R&D-центра, занятого вопросами локализации автомобилей, холдинг включает в себя два сборочных производства в Татарстане, завод двигателей в «Алабуге» и один автозавод во Всеволожске (Ленинградская область). Источник утверждает, что цель программы оптимизации заключается в сокращении офисных сотрудников на треть, в то время как белые воротнички в компании составляют четверть общего штата. Стимулируя увольнения, СП надеется сократить штат примерно на 400 человек — почти что децимация...
Вице-президент Ford-Sollers по связям с общественностью Елизавета Новикова уточнила «БИЗНЕС Online», что предложение касается любого сотрудника, однако после прошлогодней оптимизации штата рабочих компания действительно надеется привести к соответствию и штат белых воротничков.
«Предложение действует для всех, но мы рассчитываем, что теперь им воспользуются в первую очередь офисные сотрудники, — пояснила Новикова. — Прежде аналогичное предложение уже было доступно работникам производства, мы просто расширили аудиторию. Производственные подразделения мы оптимизировали в прошлом году, пришло время привести в соответствие с текущим рынком и прогнозами остальные кадровые ресурсы. Мы не ставим перед собой никаких планов и целей в этом отношении — программа абсолютно добровольная, и мы не можем предположить, сколько сотрудников пожелают с нами расстаться. Количество офисных сотрудников мы не раскрываем. Могу лишь подтвердить, что во всех подразделениях у нас работают около 4,5 тысяч человек. На площадках Татарстана заняты 2,5 тысячи работников Ford-Sollers».
По данным «Ведомостей», упомянутая Новиковой аналогичная оптимизация рабочих привела к высвобождению около 130 человек только на заводе во Всеволожске. Между тем штат завода за 3 года сократился почти на треть — примерно до 1 тыс.человек.
После прошлогодней оптимизации штата рабочих компания Ford-Sollers надеется привести к соответствию и штат белых воротничков
5 ОКЛАДОВ К ВЕСНЕ РАБОЧИЕ БЫ ВЗЯЛИ
Между тем собственный источник «БИЗНЕС Online» на заводе Fоrd-Sollers в Набережных Челнах, где собираются модели Ford Fiesta и Ford EcoSport, утверждает, что в автограде пятикратный оклад на самом деле обещан только офисным сотрудникам. По словам нашего собеседника, изначально коллектив воспринял новость о программе «для всех» лояльно. На заводе трудится большое количество приезжих из близких деревень. Так что идея освободиться на весенние полевые работы с пятикратным окладом им понравилась. Однако позже рабочим пояснили, что фактически программа их коснется мало. В то же время офисные работники, напротив, не демонстрируют желания покинуть предприятие, с чем, вероятно, и связаны «сладкие» условия. Источник предполагает, что в случае, если отдел кадров не наберет нужного количества заявлений, добирать будут спецмерами: переводить на заводы в «Алабугу», вынуждая к увольнениям. Также наш собеседник сообщает, что зарплата на заводе состоит из двух частей — окладной и премиальной, причем оклад растет в зависимости от стажа и квалификации. В марте челнинский завод вновь может вернуться к практике четырехдневной рабочей недели.
При этом положение СП на рынке в целом устойчиво. По итогам 2016 года продажи автомобилей марки Ford выросли на 10% до 42,5 тыс. по оценке ассоциации европейского бизнеса. Показатель вполне оптимистичный, поскольку в целом российский рынок легковых автомобилей и LVC сократился на 11%. Тем не менее за период кризиса продажи Ford упали практически в три раза. Напомним, за 5 лет работы СП общий объем инвестиций составил $1,5 миллиарда. Компания перешла к производству по технологии полного цикла 7 локализованных моделей: Fiesta, Focus, Mondeo, EcoSport, Kuga, Explorer и Transit, не считая 25 спецверсий на базе Ford Transit. На сегодняшний день производство локализовано на 50% — в сентябре 2015 года СП запустило в «Алабуге» выпуск двигателей стоимостью $275 миллионов. Дилерская сеть Ford на данный момент насчитывает в России 132 дилерских центра. Кроме того, компания экспортирует всю линейку легковых, LVC и спецавтомобилей на рынки Казахстана, Беларуси и Армении. За прошлый год экспорт вырос более чем в 4 раза до 880 автомобилей.
По итогам 2016 года продажи автомобилей марки Ford выросли на 10% до 42,5 тыс. по оценке ассоциации европейского бизнеса
«ДИНАМИКА ХОРОШАЯ, НО ЭТО ЭФФЕКТ НИЗКОЙ БАЗЫ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» тоже оценивают перспективы СП в 2017 году позитивно. По мнению исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, ситуация с продажами легких коммерческих автомобилей начала выправляться уже в прошлом году, а в этом ожидается 5-процентный рост и по продажам легковых машин.
«Пока объемы продаж еще малы, но динамика по объему производства в сравнении с 2015 годом, безусловно, хорошая. Правда, объясняется это скорее эффектом низкой базы», — считает Удалов. По его словам, надежды на рост продаж легковых автомобилей и LVC в наступившем году оправданны — уже в прошлом году рынок LVC в России «вышел в ноль», а Ford в этом сегменте «практически всегда чувствовал себя лучше рынка». В отношении спроса на легковушки эксперт указывает, что рынок начинает восстанавливаться и для Ford Solers успех будет зависеть от собственной ценовой политики.
Программу, стимулирующую увольнения, Удалов считает вынужденным, но выверенным шагом компании. «Затраты всегда должны быть адекватны объемам выпускаемой продукции. На том же АвтоВАЗе за последние несколько лет сокращение коснулось очень большого количества работников. Одно дело, когда одним составом выпускается 600 тысяч автомобилей в год, и совсем другое, когда выпускается 300 тысяч машин. Сократить одномоментно большое количество людей просто невозможно, поэтому оптимизация растягивается во времени», — объяснил Удалов.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто также указывает фактором роста продаж СП старт с низкой базы. «Ford-Sollers чувствует себя достаточно неплохо, даже есть небольшой рост по продажам автомобилей. Правда, у них низкая база была: три завода, которые и на сегодня не загружены, — отмечает Моржаретто. — Вообще, средняя загрузка российских автозаводов сейчас составляет 40 процентов. Соответственно, у Ford-Sollers, как и у других, есть проблема с избытком кадров. Кстати, они и в начале кризиса так делали: предлагали сотрудникам пять окладов за добровольный уход. При этом уволенным обещали, что в случае нового набора они получат приоритет. Нормальная цивилизованная схема — лучше, чем другие предлагают. На заводах они уже оптимизировали штат, оставили необходимое количество рабочих для работы конвейеров, а в офисах переизбыток. Насколько я знаю, изначально они собирались предложить программу только офисным сотрудникам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.