Рафаэль Батыршин Рафаэль Батыршин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕЗДИЛ С СУПРУГОЙ В СВИЯЖСК — УДИВИТЕЛЬНОЕ МЕСТО»

— Рафаэль, вы недавно вернулись на лед после того, как пропустили четыре месяца. Как себя чувствуете?

— Вроде неплохо, мне доверяют. Стараюсь побыстрее войти в игровой ритм, потому что четыре месяца — это очень много. Надо заново набирать кондиции.

— Как получили травму?

— Такие моменты случаются очень часто в игре, когда еду атаковать соперника. Получилось так, что у меня конек врезался в борт, а соперник меня ударил ногой в этот же конек.

— В тот момент не подумали, что «Ак Барс» несчастливая для вас команда?

— Нет, я трезво оценивал свое решение перейти в «Ак Барс». Это хоккей, бывают травмы. Нужно это пережить, перебороть, сделать правильные выводы. Время, которое я пропустил, позволило мне переосмыслить свое отношение к хоккею. За четыре месяца очень соскучился по игре — появился стимул восстановиться после такой травмы и вернуться на прежний уровень, выиграть вместе с «Ак Барсом» Кубок Гагарина.

— Почему все-таки решили подписать контракт с «Ак Барсом»?

— «Ак Барс» — команда молодая, перспективная. Очень опытный тренерский штаб, который может ставить игру. Клуб всегда ставит высокие задачи. Агент сказал, что поступило предложение из Казани, я посоветовался с семьей, принял решение, что для нас это хороший вариант.

— Чем отличается жизнь в Казани от жизни в других городах?

— Казань — хороший город, есть все условия для комфортного проживания. Знаю, где находятся торговые центры, которые мне нужны и места, куда сходить погулять.

.
Фото: ©Вадим Китаев, ak-bars.ru

— После Магнитогорска, наверное, поинтереснее?

— Не могу сказать ничего плохого про Магнитогорск. Компактный город, быстро там адаптировался. Естественно, Казань побольше. Если сравнивать с Москвой, где я родился, здесь ритм помедленнее, тратишь меньше времени на какие-то дела, до арены доехать можно намного быстрее. В Москве успеваешь сделать намного меньше.

— Чем занимались, пока не играли?

— Если у меня травма, это не значит, что я сижу дома и ничего не делаю. Можно сказать, что была вторая предсезонка, потому что уже через две недели после операции я начал тренировать те группы мышц, которые мог нагружать. До выхода на лед я полтора месяца тренировался, так что много выходных и не было. Когда команда уезжала на выезд, у меня был один выходной, и мы с супругой ездили на остров-град Свияжск, нам там очень понравилось, красивый вид на Волгу. Нигде не встречал такого удивительного места. Ходили в Кремль, посетили «Кул Шариф», гуляли по набережной. Зимой уже мало куда можно выбраться, да и у меня сейчас более плотный тренировочный график. Хочется съездить на Голубое озеро, которое не замерзает.

— Пока вы не играли, «Ак Барс» набрал хороший ход. Не было опасений, что вам не найдется места в составе?

— Особых опасений не было. Чего мне бояться, я довольно опытный игрок. Передо мной стояла задача набрать кондиции, а там уж дальше, как тренер скажет, сколько сыграть и как. Даст пять минут — должен отыграть на 100 процентов, даст 20 минут — то же самое.

— Данис Зарипов говорит, что «Магнитка» играет в советский хоккей. В какой хоккей тогда играет «Ак Барс»?

— «Ак Барс» играет в правильный системный хоккей, но это распространяется в основном на оборону. При игре в нападении в чужой зоне особых запретов нет, никто не говорит: «Отдавайте шайбу и бегите в оборону». В обороне же должны играть правильно, чтобы не было провалов, «обрезов». Если такого не будет, то и пропускать не будем.

— Успели уже почувствовать принципиальность игр с «Салаватом Юлаевым»?

— Да. У меня первая игра после травмы была как раз с «Салаватом». Постарался отбросить все мысли, что не получится, ребята очень помогли почувствовать игру. В последнем матче с «Салаватом» уже не было такого давления, играли в свою игру. Думаю, что и болельщикам понравился этот матч.

.
Фото: ©Вадим Китаев, ak-bars.ru

«СЕЙЧАС ТЯЖЕЛЕЕ ПРИМЕНЯТЬ СИЛОВЫЕ ПРИЕМЫ»

— Говорят, что многие игроки «Магнитки» плакали после увольнения Майкла Кинэна.

— Думаю, что ребята привыкли к Кинэну. Но команда не показывала результата, сами игроки понимали, что многое не получается — увольнение уже назревало. Илья Петрович Воробьев оставил прежнюю атмосферу, подкорректировал лишь некоторые тактические действия. Наверное, эти изменения помогли нам выиграть Кубок, особенно в финале с ЦСКА, когда соперник постоянно давил.

— Воробьев был ассистентом Кинэна. Насколько изменилось его поведение, когда он стал главным?

— Естественно, он ставил себя по-другому, чтобы ребята воспринимали его как главного тренера, а не ассистента.

— Можете сравнить Билялетдинова и Воробьева?

— У них общего мало, каждый имеет свой подход к игрокам. Могут и пошутить, и поругать. Оба требуют выполнения тренерского задания и играть дисциплинированно — вот это, пожалуй, их и объединяет.

— Вы являетесь членом совета игроков профсоюза КХЛ. Как считаете, он справляется со своими функциями?

— Я считаю, что да. То, что творилось лет 10 - 12 назад, сейчас невозможно. Сейчас у игроков есть гарантированные контракты, раньше не всегда выполнялись условия. Хоккеист всегда был в подвешенном состоянии, его могли в любое время уволить. Сейчас даже если есть какие-то задержки, в любом случае деньги выплачивают. В основном работа идет не с КХЛ, а с ВХЛ и МХЛ, потому что там есть много нюансов и недобросовестных клубов. По КХЛ есть обращения, но ребята все равно понимают, что не сегодня так завтра деньги выплатят.

.
Фото: ©Вадим Китаев, ak-bars.ru

— Вам нравится, в каком направлении движется КХЛ?

— Ничего плохого не могу сказать. Появляются новые клубы, судейство движется в одном направлении с мировым. Сейчас много внимания обращают на удары в голову, силовые приемы — их становится тяжелее применять. Естественно, с опаской уже применяешь силовой прием — это несколько осложняет игру для меня как для защитника. Но для безопасности игроков это неплохо.

«ПИЛИ ЧАЙ С СЫЧЕВЫМ И БУХЛИЦКИМ»

— У вас в «Инстаграме» есть фотография, на которой вы с Евгением Тимкиным запечатлены на стадионе в атрибутике футбольного ЦСКА. Болеете за армейцев?

— Нет, я за футболом особо не слежу. На самом деле мы были в Москве, и у нас там был один выходной. На «Арене Химки» был матч, и мы всей командой посетили эту игру. А как сходить на футбол и не купить атрибутику, тем более у ЦСКА она такая красочная. К тому же было прохладно.

— Артем Лукоянов не подкалывал?

— Нет, он, наверное, не видел, что есть такая фотография.

— Вы были и в Ярославле на матче ФНЛ. Как это можно смотреть?

— Уже в следующий выезд мы попали в Ярославль, и в день между играми там был матч между «Шинником» и армавирским «Торпедо», которое тренировал Валерий Карпин. Если мы на игре ЦСКА сидели на хороших местах, то здесь сидели у кромки поля, прочувствовали атмосферу.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Судя по «Инстаграму», вы большой любитель чая. Покупали чай у Басты?

— В месте, где базируется его звукозаписывающая компания, есть клуб «Газгольдер», там мой знакомый снимает помещение, где они отдыхают, общаются и пьют чай. Мой товарищ ездит в Китай и там пробует чаи, потом привозит их в Москву и продает.

— С Бастой пили чай?

— Нет, не довелось. Пили чай с известным футболистом Дмитрием Сычевым и чемпионом мира по пляжному футболу Андреем Бухлицким.

— Какой ваш любимый чай?

— Я приезжаю, спрашиваю, что есть вкусного из последней партии. Когда уезжал из Москвы в Казань, я набрал сортов 10. Последний раз он мне уже высылал то, что мне понравилось до этого. Больше всего люблю шен пуэр — это зеленый пуэр, который не похож на обычный пуэр с земляным вкусом. Шен пуэр тонизирует, придает сил.

— Откуда такая любовь к чаепитию?

— Семейная традиция. Мне кажется, у многих вечерком принято пить чай с печеньем, с сушками. Потом уже, когда в «Витязе» играл с Данилой Марковым, он мне рассказал про друзей, которые увлекаются чаем. И я их постоянный клиент уже восьмой год.

«ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ КНИГУ, ЧЕМ СЕСТЬ ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ»

— Вы татарин, родились в Москве. Откуда ваши родители?

— Папа из Горьковской области, у мамы корни тоже оттуда, но родилась уже в Москве.

— Какие татарские традиции соблюдали в семье?

— Одно из упущений родителей, наверное, что со мной по-татарски не разговаривали. Поэтому я сейчас могу понять разговор, если приезжаю в деревню, но говорить мне тяжело. Но в «Ак Барсе» ребята из обслуживающего персонала со мной разговаривают, что-то черпаю от них.

— С Эмилем Гариповым и Альбертом Яруллиным тоже можно практиковаться в татарском языке.

— Какие-то слова у нас проскакивают.

— Татарскую кухню любите?

— В семье всегда самыми популярными были и остаются беляши, жена сейчас старается их готовить. Треугольники мама пекла, выпечка в основном.

— В мечеть ходите?

— Хожу.

— В какую?

— Которая возле арены (мечеть «Казан нуры» прим. ред.). В Магнитогорске перед каждой игрой ходил в мечеть, совершал намаз. В Казани у нас организованный выезд с базы на игру, поэтому нет возможности посетить мечеть перед игрой. Но когда есть возможность, хожу. Когда мы были травмированы, ходили в мечеть вместе с Альбертом Яруллиным.

— Уразу держать спортсменам, наверное, тяжело.

— Да, у нас тяжелый физический труд. Вроде бы есть послабления, но потом должны восполнять это.

— В ЦСКА был футболист Мусса Маазу, который не мог играть из-за голодания.

— Это воля каждого, как ему поступать.

.
Фото: ©Сергей Манжелеев, ak-bars.ru

— Вы часто выкладываете фотографии с различных концертов.

— Когда у меня была травма, появилось свободное вечернее время. Ходили на концерт L’One — получилось очень зажигательное выступление. Потом посетили концерт Павла Воли, который приехал с новой программой. Еще сходили на Comedy Woman — это я не выкладывал, конечно (смеется).

Comedy Club смотрите по телевизору?

— Бывает, но я лучше возьму книгу в руки, чем сяду перед телевизором.

— Какую последнюю книгу прочитали?

— «Космическая валюта» Дарио Салас Сомера. Это чилийский психолог, очень хорошая книга в моем понимании. Написана на доступном языке, каждый человек может что-то из нее для себя почерпнуть, посмотреть на свою жизнь с другого ракурса.

— Какую литературу предпочитаете?

— Мне больше нравится та литература, которую я могу применить в жизни. Психологическая, философская литература мне больше по душе. Классика для меня тяжелая, есть книги из школьной программы, которые мне понравились, — «Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита». Если я беру в руки книгу и чувствую, что не идет — отложу. В последнее время очень нравятся исторические книги, читаю про революцию 1917 года.

— Успели в Казани в театр сходить?

— Буквально недавно проезжали с женой мимо театра оперы и балета, появилась мысль, что нужно все-таки посетить. Нужно посмотреть репертуар.

— Считается, что в Казани ужасная культура вождения.

— В Казани, мне кажется, все друг другу уступают. Может быть, мне после Москвы везде комфортно? Наверное, у людей появляется культура вождения. Мы смотрим на другие страны и говорим, что у них более культурно ведут себя на дороге. Так в нашей стране такое количество машин появилось лет 15 - 20 назад. Сейчас многие могут позволить купить автомобиль, в других странах это давно уже не роскошь.

— Культура вождения зависит и от общей культуры людей.

— А что, у нас некультурные люди? Просто не знают, как вести себя на дороге. Вырос человек в семье, где не было машины, кто его научит культуре вождения? Он смотрит видео, где люди выходят и морды бьют друг другу. Но сейчас идет тенденция к улучшению ситуации, люди стали лучше относиться друг к другу на дороге.