Арбитражный суд РТ признал Татфондбанк и «АК БАРС» Банк действующими гарантами сделок по закупке самолетов для татарстанских авиакомпаний. В общей сложности они должны вернуть федеральному бюджету 935 млн. рублей субсидий, которые потратили уже обанкротившиеся «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». Как выяснил «БИЗНЕС Online», с помощью проданных за границу самолетов в Индии создана целая авиакомпания. Единственное утешение для республики: с ТФБ в его нынешнем состоянии Росавиация вряд ли много получит.
Росавиация выиграла первый судебный раунд по обоим искам к крупнейшим татарстанским банкам — «АК БАРС» Банку и Татфондбанку — на общую сумму в 934,8 млн. рублей
«БАНК СЧИТАЕТ РЕШЕНИЕ НЕЗАКОННЫМ»
Росавиация выиграла первый судебный раунд по обоим искам к крупнейшим татарстанским банкам — «АК БАРС» Банку и Татфондбанку — на общую сумму в 934,8 млн. рублей. Решения по делам, возбужденным в сентябре 2016 года, были вынесены уже к Новому году, в конце декабря. В документах сказано, что ТФБ обязан выплатить Росавиации 541,3 млн. рублей (515,93 млн. — долг и 25,4 млн. — проценты за пользование этими деньгами), а АББ — 393,5 млн. рублей (373,63 млн. долга и 19,9 млн. процентов). Причем если претензия к Татфондбанку — сумма фиксированная, то в случае с «АК БАРСом» проценты продолжают «капать» и после вынесения судебного решения — пока проигравший не заплатит сполна. «Производить начисление процентов с 21.12.2016 года на сумму 373630000 рублей исходя из ключевой ставки Банка России до момента фактического исполнения обязательств», — велел арбитраж.
Как уже писал «БИЗНЕС Online», суть претензий федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) состояла в том, что банки поручились своими средствами за пользование государственными субсидиями, выделенными на закупку самолетов авиакомпаниям «Татарстан» (АКТ) и «Ак Барс Аэро» (АБА). Условия предоставления субсидий предполагали, что приобретенные с их помощью 24 самолета — 13 Cessna Grand Caravan и 11 Bombardier CRJ200 — должны с момента закупки налетать в авиакомпаниях 5 лет. Однако вскоре после катастрофы «Боинга» в казанском аэропорту в 2013 году оба перевозчика вступили в процедуру банкротства, поэтому часть самолетов попросту не отлетала положенный срок, а часть продолжает эксплуатироваться, но в составе других авиакомпаний. Сегодня обе авиакомпании — признанные банкроты: АБА уже завершила процедуру конкурсного производства и ликвидирована, а АКТ — в завершающей стадии этого же процесса (последний раз суд продлил процедуру до 27 февраля 2017 года). Тем не менее, как постановил суд, обязательства банковских гарантий действуют и в нынешней ситуации.
Стоит отметить, что оба татарстанских банка требования истца не признавали, приводя различные доводы в пользу прекращения обязательств по банковской гарантии. Однако Росавиация изначально чувствовала силу своей позиции: Гражданский кодекс РФ очень хорошо защищает интересы получателя гарантий, а факт того, что приобретенные самолеты не налетали 5 лет в одной авиакомпании, доказать не составило никакой сложности. При этом, как подчеркивали наши эксперты, в России судебная практика возврата или невозврата авиационных госсубсидий, выданных на столь жестких условиях, еще попросту не отработана — получатели бюджетных денег с подобными ситуациями не сталкивались. Отметим, что в поддержку федерального ведомства выступила и тяжелая артиллерия: Приволжская транспортная прокуратура выступила в деле «АК БАРС» Банка третьим лицом.
Сегодня обе авиакомпании — признанные банкроты: АБА уже завершила процедуру конкурсного производства и ликвидирована, а АКТ — в завершающей стадии этого же процесса
В итоге банки проиграли свой миллиард. Татфондбанк, переживающий не лучшие времена, попытался привлечь к делу третьим лицом временную администрацию АСВ, однако суд в этом ходатайстве отказал. В течение месяца (до 20-х чисел января) ответчики имеют право обжаловать решение в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре. «АК БАРС» Банк таким правом воспользуется, сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе кредитной организации. «Банк считает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В настоящее время готовится апелляционная жалоба. Суд апелляционной инстанции проверит правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права», — ответил банк на запрос редакции. О выплате почти 400 млн. рублей в пользу Росавиации в банке пока и не думают: «Вопрос исполнения решения суда первой инстанции будет рассмотрен после вступления решения суда в законную силу». Что касается Татфондбанка, то по понятным причинам запрашивать комментарий редакция не стала — в проблемном банке до марта работает АСВ, разбираясь в судьбе подвисших миллиардов. Но, по крайней мере, в судебной картотеке апелляций по делу Росавиации еще не появилось.
В случае с «АК БАРСом» проценты продолжают «капать» и после вынесения судебного решения — пока проигравший не заплатит сполна
У БАНКИРОВ НЕТ ШАНСОВ?
Опрошенные «БИЗНЕС Online» юристы и ранее высказывали мнение о том, что оспорить позицию Росавиации в суде весьма сложно. Руководитель практики юридического агентства «Юнэкс» Алексей Пузырев считает, что сейчас шансов на отмену решения о выплате миллиарда у банков почти нет. «Учитывая судебную практику по данному вопросу (в том числе определение СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 28.07.2016 года), а также то, что судом достаточно детально и всесторонне проанализированы положения предоставленных банковских гарантий в совокупности и взаимосвязи, учтено существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и принцип независимости банковской гарантии, полагаем, что вероятность отмены указанных судебных актов является небольшой», — сообщил он «БИЗНЕС Online».
История любопытна не только как прецедент борьбы вокруг крупных госсубсидий. Если АББ — живой участник событий и еще может побороться за свои деньги, то с ТФБ ситуация намного сложнее. Что будет с судебным долгом в случае, если банк все же вступит в банкротство? В случае вступления в законную силу судебного решения в отношении Татфондбанка действия Росавиации будут напрямую зависеть от принятого Центробанком РФ решения относительно дальнейшей судьбы банка, считает Пузырев. Так, в случае санации все денежные обязательства будут переданы новым владельцам банка, а значит, именно они и будут решать вопрос с авиавластями. «Проблема выплаты долга в данном случае, как правило, полностью ложится на плечи санатора», — отмечает юрист. В худшем же случае — банкротстве — требования Росавиации войдут в реестр кредиторов. «Задолженность перед Росавиацией, может быть, будет выплачена после погашения Татфондбанком текущих платежей, выплаты заработных плат и иных платежей первой и второй очереди кредиторов», — объясняет старший юрист юридической компании Gain&Partners Дарья Старостина, ссылаясь на статью 189.92 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». «В отличие от некредитных учреждений банки в любом случае обладают ликвидным имуществом, а у конкурсного управляющего есть больше возможностей для возврата выведенных активов, поэтому шансы получения какого-либо возмещения в данной ситуации возрастают», — рассуждает Пузырев.
Татфондбанк, переживающий не лучшие времена, попытался привлечь к делу третьим лицом временную администрацию АСВ, однако суд в этом ходатайстве отказал
ИЗ КАЗАНИ — В ИНДИЮ
Одной из интриг всех этих разбирательств стала судьба тех самых 13 Cessna Grand Caravan и 11 Bombardier CRJ200. Побывавшие на нескольких арбитражных заседаниях корреспонденты «БИЗНЕС Online» вынесли из зала суда впечатление, что ни одна из заинтересованных сторон почему-то не знает, куда же в итоге подевались ни много ни мало 24 борта (а всего, напомним, в татарстанских авиакомпаниях было по 15 Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ200) и кому они в итоге принадлежали и принадлежат. А ведь самолет не иголка.
Как еще в октябре выяснила наша газета, Cessna были проданы (причем при помощи холдинговой компании «Ак Барс») за границу, скорее всего, в США, а в России на эти 9-местные самолеты покупателей не нашлось.
Cessna были проданы за границу, скорее всего, в США, а в России на эти 9-местные самолеты покупателей не нашлось
Судьба CRJ200 интереснее. 8 машин, как мы знаем, летают в созданной на обломках АБА авиакомпании «ЮВТ-Аэро» (предположительно, самолеты были приобретены «Татнефтью»). А 5 самолетов, по данным «БИЗНЕС Online», проданы в Индию. Есть основания предполагать, что речь идет о той самой пятерке CRJ200, из-за лизинговой задолженности за которую едва не разразился скандал: напомним, в августе 2014 года зарегистрированная на Бермудских островах лизинговая компания Magpie Aviation Leasing Ltd потребовала от АБА погашения долга в $4,48 млн. по лизинговым платежам. И Арбитражный суд РТ удовлетворил иск. Предположительно, тогда эти самолеты в итоге оказались в собственности холдинга «Ак Барс».
В минувшем октябре «Авиатранспортное обозрение» сообщило о том, что специалисты покрасочного центра передали молодому индийскому региональному перевозчику Zoom Air воздушное судно Bombardier CRJ200 с регистрационным номером VT-ZOA. Ранее эту машину под регистрационным номером VQ-BHI эксплуатировала АБА. По данным источников «БИЗНЕС Online», в эту авиакомпанию ушли еще четыре барсовских машины. Собственно, кроме этих самолетов у Zoom Air других бортов нет, а образована авиакомпания была все в том же непростом на международные отношения для АБА 2014 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.