... Рустам Минниханов: «Все будет зависеть от того, какое решение примет ЦБ»

САНАЦИЯ ТФБ: «ПОКА РЕШЕНИЕ НЕ ПРИНЯТО, ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ЦБ»

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов в кулуарах Гайдаровского форума в Москве заявил, что Татарстан продолжает рассматривать возможности докапитализации Татфондбанка (ТФБ), и рассказал о ее условиях.

«Мы, конечно же, готовы оказать всяческое содействие, если будет определен санатор. У нас есть возможности какие-то поддержки, и мы понимаем, что для нас это очень важный проект», — сказал президент РТ, отвечая на вопрос журналистов о том, готово ли правительство Татарстана докапитализировать Татфондбанк.

Минниханов также добавил, что ведутся переговоры с теми компаниями, которые держали деньги на депозитах. Им предлагают в случае санации конвертировать подвисшие депозиты в акции банка — так называемый механизм bail-in. Он упоминается с того момента, как проблемы ТФБ стали достоянием широкой общественности (напомним, что временная администрация АСВ введена решением ЦБ с 15 декабря).

«Есть компании, которые держат там депозиты. С ними ведем переговоры, если появится санатор, чтобы они капитализировали свои депозиты. Но пока решение не принято, все будет зависеть от того, какое решение примет ЦБ», — приводит его слова РИА «Новости». Известно как минимум о 5,4 млрд. рублей, которые держала на депозите в ТФБ группа «Татнефть», и субординированном займе от ГК «ТАИФ» на 4 млрд. рублей. Кроме того, по нашей информации, власти республики готовы вложить в капитал банка земельные участки, ликвидность и справедливость оценки которых, впрочем, вопрос спорный.

Гайдаровский форум в Москве открылся сегодня с делового завтрака, посвященного обсуждению 25-летия иностранных инвестиций в российскую экономику. Организаторы форума пригласили участников (а среди них были и инвесторы, и губернаторы, и кое-кто из правительства) отметить несколько своеобразный юбилей за чашкой чая, а заодно поделиться мнением о том, как же дальше зазывать в страну иностранцев. Тем более складывалось чувство, что только иностранные инвестиции способны спасти Россию: призыв реституции капиталов на родину свое уже отработал...

Начался деловой завтрак в 8:30, что весьма рано для столицы, тем более учитывая тот факт, что форум традиционно проходит в РАНХиГС, корпуса которого расположены отнюдь не в центре Москвы, а на юго-западе столицы. Те же, кто приехал на мероприятие с запасом, казалось, несколько растерянно слонялись между белыми столами, расставленными в вузовской аудитории, в поисках своего места. К слову, вузовский антураж для делового завтрака видеть несколько странно, поскольку обычно на форумах для такого рода мероприятий выбирают просторные, светлые помещения, где белые накрытые столы смотрятся более органично.

Так или иначе всем без исключения участникам определенно пришлось встать рано-рано утром, чтобы прибыть на место вовремя. Впрочем, как мы знаем, есть и те, для кого ранний подъем, видимо, не просто привычка, а образ жизни. Это в первую очередь президент РТ Рустам Минниханов, который с 6 утра привык быть на рабочем месте. Так и сейчас — прибыл вовремя.

... Вузовский антураж для делового завтрака видеть несколько странно, поскольку обычно на форумах для такого рода мероприятий выбирают помещения, где накрытые столы смотрятся более органично

ОРЕШКИН ОБЕЩАЛ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БИЗНЕСУ, МИННИХАНОВ ХВАЛИЛ ОПЫТ КАЛУГИ, А АРТАМОНОВ ВСПОМНИЛ СТАЛИНА

Обратимся к дискуссии делового завтрака, где Минниханов тоже стал одним из участников. Уж кому, как не Рустаму Нургалиевичу, рассказывать о том, как лучше всего привлечь инвестиции. К слову, именно как опытного специалиста в этом деле модератор секции и представил главу РТ.

Тот же, в свою очередь, скромно подтвердил такое высокое звание, отметив, что в республике работает 1,6 тыс. предприятий с иностранным участием, и тут же огорошил тем, что «иностранцы не знают нас». Можно, конечно, допустить, что в мире до сих пор думают о России только как о стране с медведями и балалайками. Но ведь процесс идет, и вот уже сегодня отмечается 25 лет с тех пор, как первый иностранный инвестор пришел в Россию... Татарстану в этом случае, по мнению Минниханова, помогли проведенные и Универсиада, и чемпионат мира по водным видам спорта, которые «дали хороший сигнал», «нашу республику, нашу столицу начали узнавать».

«А что еще надо, чтобы пришли иностранные инвесторы?» — таким вопросом задался Рустам Нургалиевич. И сам себе ответил: «Инфраструктура нужна, гостиницы нужны, аэропорт нужен. Очень большая работа проведена по преодолению административных барьеров». Но нужны еще профессиональные кадры. «По Татарстану у нас проблем в этом нет. За три года создали 23 ресурсных центра серьезного уровня», — как бы мимоходом заметил Минниханов. Так что не случайно республика ввязалась в организацию мирового чемпионата рабочих специальностей WorldSkills.

А еще, по мнению главы РТ, немаловажно все проекты брать под свой собственный контроль. «Мы внимательно смотрим на опыт Калуги, когда сам Артамонов дает поручение контролировать, — до сих пор серьезный Минниханов подмигнул своему калужскому коллеге по губернаторскому корпусу. — У нас примерно так же. Если сам этим не будешь заниматься, сложно, конечно. И так недоверие к нам, но, когда люди к нам приедут, они убеждаются, что можно работать. А это требует определенных усилий».

Губернатору Калужской области Анатолию Артамонову тоже было что сказать сегодня по поводу инвестиций, особенно иностранных. Впрочем, по его мнению, эти инвестиции потекли в нашу страну отнюдь не 25 лет назад, а гораздо раньше: еще Петр I был главным зачинателем данного процесса. «Он не ошибся в своей политике. Благодаря этому удалось построить мощный флот, перерабатывающие предприятия. Перед революцией был бум по привлечению иностранных инвесторов. После революции Сталин активным образом привлекал иностранных инвесторов к развитию нашей экономики», — вспоминал губернатор. Все изменилось в 90-е, когда «мы оказались практически у разбитого корыта». В то время именно главы регионов отважились взять на себя смелость и ответственность, чтобы повернуть все вспять. «И мы тоже в этом числе были, мы начали активно привлекать иностранные инвестиции и спрашивать: „Чего бы вы хотели? Что вас пугает в России?“ Вас пугает бюрократия — давайте мы избавим вас от бюрократии. Вас пугает несовершенная налоговая система — нашими региональными актами отрегулируем. Вас пугает коррупция — избавим от коррупции. Инфраструктура не развита — будем инфраструктурные проблемы под вас заводить и решать. Это подействовало, нам поверили, и с начала 2000-го до 2013-го был фактически инвестиционный бум — главным образом за счет привлечения иностранных инвестиций», — описал Артамонов секрет успеха своей области. Теперь, в эти непростые экономические и геополитические времена, губернатор предлагает вновь перетряхнуть все вопросы и посмотреть, что же теперь препятствует или заставляет задумываться инвестора — идти или не идти, рисковать или не рисковать.

Впрочем, и тут губернатор Калужской области призывает быть осторожными, поскольку и в деле с инвестиционной политикой палка о двух концах. «Нам нужно еще сделать так, чтобы наша инвестиционная политика, которая неизбежно приводит к росту налоговых поступлений, в конечном итоге не ударила нам другим концом по голове, чтобы мы не наступили на грабли, когда наше родное министерство финансов разденет нас до нитки и мы скажем: «Опа! А мы зачем этим занимаемся?» — смело заявил Артамонов.

Минниханов на эту реплику с улыбкой покачал головой — он точно был согласен с мнением калужского губернатора. Тем более, как известно, уже многие федеральные СМИ вдоль и поперек прошлись по высказыванию Рустама Нургалиевича о «раскулачивании». Так что, стало быть, не один Татарстан в списке недовольных политикой федерального центра. Жаль только, что «из родного министерства финансов» на деловом завтраке никого не было.

... Максим Орешкин: «Я думаю, в этом году главная задача правительства — как раз работать над тем, чтобы [были] эта определенность и понимание, как будет развиваться экономика...»

Нашел смелость и время появиться тут только новый глава минэкономразвития РФ Максим Орешкин, который, кстати, не просто сидел за одним столом с Миннихановым, справа от него: министр был крайне сосредоточен и краток — судя по всему, понимал, что каждому его слову внимают, слушают, запоминают, так что нечаянно оброненная неосторожная фраза может ему и боком выйти... Поэтому новый министр в контрасте со своими предшественниками на этом посту говорил тихо и мало. Например, Орешкин сказал о том, что если раньше иностранные инвесторы, приходя в Россию, ориентировались на внутренний рынок, то теперь интересуются экспортом. «За последние два года ситуация меняется, рубль больше не является переоцененным, и мы видим, что больше и больше, в том числе глобальных компаний, начинают работать на экспорт, на глобальный рынок из России», — отметил он. Так что теперь задача правительства — дать бизнесу ту определенность, которая ему необходима. «Я думаю, в этом году главная задача правительства — как раз работать над тем, чтобы [были] эта определенность и понимание, как будет развиваться экономика... И подготовка плана — тот механизм, через который эту определенность у бизнеса нужно создавать», — пообещал министр.

... Судя по выступлениям многих представителей иностранных инвесторов, определенности в России им действительно не хватает

ОПЫТ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ: «НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАИВНЫМ В ВОЛАТИЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА»

Судя по выступлениям многих представителей иностранных инвесторов, определенности в России им действительно не хватает. Тем не менее некоторые как-то умудрялись работать в России все те 25 лет, о которых сегодня неоднократно говорилось на деловом завтраке.

Например, CEO группы компаний Unilever Пол Полман настроен крайне оптимистично. «Менталитет и способность настолько высоки и сильны, что я не сомневаюсь, что вам удастся создать в России такую атмосферу для инвестиций, с которой никто не сможет посоперничать... — льстил он. — Нельзя сказать, что Россия — развивающаяся страна. Это неправильно. Она на середине пути. Мы понимаем, что атмосфера тут бывает неустойчивой, иногда тяжело тут работать, иногда — легко. Нельзя быть наивным, когда работаешь в столь волатильные времена. Просто когда приходишь в такую страну, как Россия, ты должен понимать, что пришел надолго... Бизнес-модели должны быть гибкими и быстро меняющимися. В России тоже экономические циклы сменяют друг друга. Важны гибкость и реакция на изменения. Бизнес-модели также требуют подстройки».

Тут же и Мумин Азамхужаев, генеральный директор ООО «Катерпиллар Евразия», хвастался тремя составляющими, которые удерживают компанию в России годами: «Первая — ориентация на долгосрочную перспективу. Это помогает. Второе — необходимость разворачивания своей бизнес-модели. Третья — взаимовыгодность. Локализация тоже может быть взаимовыгодной». Генеральный директор AbbottLaboratories Елена Карташева с ним соглашалась, отмечая, что те, кто боялся локализации, но делал, выбрали правильную стратегию.

Наконец, чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в России Лори Бристоу призывал не допустить влияния на долгосрочность бизнеса краткосрочной турбулентности. «Я очень надеюсь, что мы нашим компаниям помогаем вести бизнес, оценить риски и возможности. Я могу им рассказать об операционных, политических рисках, о том, как снизить их и что принесет доход. Каждая иностранная компания имеет выбор, куда идти и во что инвестировать. Мне хотелось бы сказать: стройте отношения с тем, кто будет следующим поколением людей, принимающих решения», — философски закончил он.