1. НЕДОЛГИЙ БРАК «ТАТНЕФТИ» И ТАИФА

. «Татнефть» Наиля Маганова в марте купила 24,99% обыкновенных акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 19,85 млрд. рублей, но уже к декабрю пакет был продан ТАИФу / Фото: president.tatarstan.ru

Два крупнейших нефтехимических холдинга Татарстана в 2016 году попытались «породниться» долями в уставном капитале: «Татнефть» в марте купила 24,99% обыкновенных акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 19,85 млрд. рублей. В течение года шла речь о докупке пакета акций до блокирующего (нефтяникам не хватало всего лишь около 1,8% акций НКНХ), и «Татнефть» даже успела заручиться соответствующей поддержкой антимонопольщиков. Но уже к декабрю пакет был продан ТАИФу.

В ТАИФе о сделке промолчали, однако ранее глава холдинга Альберт Шигабутдинов рассказывал «Ведомостям», что ТАИФ не отказался бы купить лакомый пакет, если бы ему предложили. Увеличение доли ТАИФа в «Нижнекамскнефтехиме» до квалифицированного контроля — свыше 75% акций — даст возможность «ускорить реализацию новых проектов НКНХ, объяснял он. Меж тем и «Татнефть» не осталась внакладе: пакет был продан за 32 млрд. рублей, то есть на 12,15 млрд. дороже его покупки.

По предположениям «БИЗНЕС Online», деньги от продажи могут пойти на усиление «АК БАРС» Банка через выкуп допэмиссии акций, объявленной буквально в дни проведения «нефтехимической» сделки. И, по нашей информации, стороны расстаются с облегчением: вхождение «Татнефти» в капитал «жемчужины» ТАИФа, вопреки ожиданиям, отнюдь не поспособствовало дружбе холдингов.

2. АЛЬБЕРТ ШИГАБУТДИНОВ ЗАДУМАЛСЯ О ПРЕЕМНИКЕ

Хотя в 2016-м ТАИФ не заявлял о крупных событиях на производстве, год оказался насыщенным и для него. Крупнейший проект — строительство «этиленника» «Нижнекамскнефтехима» мощностью 1,2 млн. т (его стоимость двумя годами ранее называлась в объеме $9 млрд.) — потихоньку стартует и в данный момент ждет ясности с поставщиком лицензий. А в декабре стала известна сенсационная новость: этот комплекс станет резидентом второй, нижнекамской площадки ОЭЗ «Алабуга-2». На какие льготы сможет претендовать этиленовый комплекс, пока неизвестно, но, по словам главы «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафината Яруллина, всю законодательную базу под вторую «Алабугу» для нефтехимиков уже подвели. Теперь ТАИФ, что называется, получил все карты в руки — и полновесный контроль над НКНХ (сдерживаемый только «золотой акцией» государства), и настоящий «нефтехимический офшор».

Удивил в этом году бессменный гендиректор и совладелец ТАИФа Альберт Шигабутдинов. В интервью «Ведомостям» он рассказал о вероятном преемнике на свой пост, который может потребоваться уже через год-два: «Иногда Рустем Сультеев (первый зам Шигабутдинова и совладелец ТАИФаприм. ред.) остается, когда я уезжаю. Иногда мы вместе уезжаем, остается Гузелия Сафина (зам Шигабутдинова по экономике и финансамприм. ред.). Иногда мы втроем уезжаем на неделю, две недели в командировку, остается [сын] Руслан — справляется же. Но другого примера я не могу привести, потому что не знаю. Если так встанет вопрос через год или два, я буду полагаться на их решения и на решения акционеров».

Подпортил неплохую картину на ТАИФе разве что второй за последние два года пожар на заводе ТАИФ-НК в ноябре, в результате которого 4 человека были госпитализированы с травмами и ожогами. О последствиях для производства ничего не сообщалось.

3. КАМАЗ ОЖИВАЕТ — ЖИВУТ ЧЕЛНЫ

. Сергей Когогин: «Продажи нового модельного ряда в этом году составят 3400 автомобилей. В прошлом реализовали около 1300» / Фото: «БИЗНЕС Online»

Наращивание темпа производства позволило КАМАЗу в сентябре отменить режим неполной рабочей недели. 2016-й год автогигант намерен завершить не 32 тыс. автомобилей, как планировалось ранее, а с 34 тысячами. В целом рост нельзя назвать революционным. Но это только если забыть о показателях 2015 года. По его итогам компания понесла чистый убыток в 2,4 млрд. рублей по МСФО (по итогам 2014 года КАМАЗ заработал 211 миллионов). Выручка упала на 12%: со 110,6 млрд. до 97,5 млрд. рублей.

Отметим экспортные успехи завода. В дальнее зарубежье КАМАЗ поставил 70% от всей реализации на иностранных рынках. Если в 2015 году пропорции экспорта составляли 25% продаж в дальнем зарубежье и 75% — в странах СНГ, то в этом году ситуация изменилась кардинально. В соседние с Россией страны ушло лишь 30% экспортных грузовиков. Когогин назвал такое перераспределение потоков «подвигом». Главным покупателем стал Вьетнам, далее идет Куба. Внутренние продажи прогнозируются на уровне 27 тыс. автомобилей. Отрадно, что они связаны с успехом нового модельного ряда. «На 90 процентов прирост связан с ним, — говорит гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. — Продажи нового модельного ряда в этом году составят 3400 автомобилей. В прошлом реализовали около 1300». При этом КАМАЗ за год нарастил свою долю на российском рынке тяжелых грузовиков с 43,2% до 57%.

А вот акции КАМАЗа, наоборот, возвращаются из дальнего зарубежья. В июне было заявлено об идущем полным ходом процессе деофшоризации 23,54% акций завода, которые сегодня держит кипрская компания с российскими бенефициарами Avtoinvest Limited. «Основная тема перевода этих акций в российскую юрисдикцию связана только с одним — любое движение акций должно идти с одобрения всех участников соглашения — это „Ростех“, Avtoinvest и Daimler», — говорил Когогин.

Все эти изменения тут же сказались на динамике роста экономики Набережных Челнов. И понятно, что рост обеспечил именно КАМАЗ, доля которого в общем объеме отгруженной продукции — 43,7%. Успех градообразующего предприятия даже подвиг мэра Челнов Наиля Магдеева на пафосные (в хорошем смысле) слова: «КАМАЗ — это наша судьба. Это не просто слова. Как только на КАМАЗе пошли дела, так в целом оживились сферы торговли, услуг. Не в полной мере, конечно, но ростки оживления заметны».

4. «ТАТСПИРТПРОМ» БЬЕТ ВОДОЧНЫЕ РЕКОРДЫ

. В 2016 году «Татспиртпром» Ирека Миннахметова продолжил бить рекорды по росту производства / Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2016 году «Татспиртпром» продолжил бить рекорды по росту производства. Захватив годом ранее первое место по «водочным» объемам продаж в России, предприятие «оседлало волну»: с ноября «каждая секунда по показателям (производства и продаж) рекордная», сообщал гендиректор АО Ирек Миннахметов. В 2016-м ТСП разольет свой исторический максимум — 12,3 млн. дал продукции, увеличив выручку по сравнению с 2015 годом на 30 - 35% до 42 - 43 млрд. рублей. Правда, на прибыли это пока сказывается не очень серьезно: холдинг тратит ее на модернизацию мощностей.

Параллельно предприятие запустило распродажу непрофильных активов и реконцепцию подшефного казанского ипподрома, который ежегодно генерирует 100 млн. убытка. Площадку ипподрома сдали в аренду частным инвесторам, которые начали застраивать ее спортивными объектами, а к Новому году там открыли «Ханский двор» — место для массовых гуляний с катком и елкой. На забаву казанцев «Татспиртпром» раскошелился на 34 млн. рублей.

Следующий год для «Татспиртпрома» обещает быть не менее интересным: компания впервые объявила о планах производить слабоалкогольную и неалкогольную продукцию, то есть пиво, соки и воду. Объемы пока неизвестны, но соки-воды должны будут покорить не только татарстанский, но и российский рынок. Пиво же будет «местечковым» и должно заменить татарстанцам канувший в Лету «Красный Восток».

5. ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ РАЗБИРАТЬ МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ «ЧАЙНА-ТАУН»

. «Головокружение от успехов» тут же дало решение строить рядом аналогичный «Аммоний-2», в числе возможных инвесторов которого засветилась «Татнефть» Наиля Маганова / Фото: president.tatarstan.ru

В феврале Владимир Путин нажал виртуальную кнопку запуска комплекса по производству минеральных удобрений в Менделеевске «Аммоний». Завод, неспешно строившийся в течение последних 8 лет, в итоге обошелся в $1,4 миллиарда. Предприятие выпускает 717,5 тыс. т гранулированного карбамида, а также 483,7 тыс. т аммиака и 233,8 тыс. т метанола в год и уже в начале 2016-го вышло на проектные мощности.

«Аммоний» стал одним из самых успешных промышленных проектов Татарстана. Он построен по японским технологиям китайскими рабочими. Возведение комплекса уложилось во все проектные сроки и, по словам председателя совета директоров Рината Ханбикова, не вышло за пределы сметы. Планируется, что предприятие окупится за 14,5 лет за счет подорожавшего в конце 2014-го экспорта своих удобрений. Правда, есть и загвоздка: при всем рыночном комфорте «Аммонию» придется и возвращать валютные кредиты в $1,65 млрд. ВЭБу и японскому Sumitomo Mitsui Banking Corporation.

«Головокружение от успехов» тут же дало решение строить рядом аналогичный «Аммоний-2», в числе возможных инвесторов которого засветилась «Татнефть». Президент РТ Минниханов на презентации «Аммония» зарубежным коллегам с ходу предложил не разбирать менделеевский «чайна-таун», мол, стройка продолжается. Технологических партнеров набирают все тех же — во время декабрьского визита Путина в Токио «Аммоний» подписал меморандум о создании нового комплекса о взаимопонимании со своими ключевыми проектировщиками: Mitsubishi Heavy Industries и Sojitz Corporation. Однако пул ключевых инвесторов до сих пор остается секретом.

6. РОБОТЫ В НЕБЕ КАЗАНИ

. Сергей Шойгу сделал внушение гендиректору ОКБ за затягивание сроков по беспилотникам / Фото: president.tatarstan.ru

Сверхдолгожданное для российских военных событие произошло в июле в Казани: АО «НПО ОКБ им. Симонова» подняло в первый полет первый в России тяжелый беспилотник — «Альтиус-М». Он должен составить конкуренцию американским «Хищникам», способным уничтожать цели на земле. Военные ждут эту машину, мягко говоря, с нетерпением. По нашей информации, будучи в Казани, министр обороны Сергей Шойгу даже сделал внушение гендиректору ОКБ Александру Гомзину за затягивание сроков. Впрочем, как полагают эксперты, военные не совсем объективны: американцы тоже долго шли к успеху своих тяжелых дронов, мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за 5 - 7 лет. Как бы то ни было, получение контракта на «Альтиус-М» стало для казанского ОКБ этапным моментом, позволившим ему выйти на качественно новый уровень.

Можно предположить, что первого полета с нетерпением ждали не только из-за того, что это важный технический этап программы, но и ввиду нюансов ее финансирования. По данным источников «БИЗНЕС Online», военные, не видя конкретного результата, стали придерживать деньги (а Шойгу в 2013 году и вовсе пригрозил останавливать работу с создателями робототехники, которые будут не согласны с ужесточением сроков разработки). И пока «Альтаир» окончательно не встанет на крыло (руководство ОКБ заявляло, что опытная эксплуатация начнентся в 2019 году), денег понадобится еще немало.

Интересно, что само бюро не заявляет о своем успехе, а информацию о первом полете «легализовал» в августе на совещании по проблемам авиации общего назначения премьер РТ Ильдар Халиков. Впрочем, зарубежные «потенциальные друзья», видимо, достаточно осведомлены об успехах ОКБ. В октябре достоянием общественности стал снимок «Альтиуса», сделанный с иностранного коммерческого спутника.

7. КВЗ В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Сверхнепростым выдался 2016-й для гордости и одного из главных кормильцев Татарстана — Казанского вертолетного завода. Прежде всего 18 января гендиректора Вадима Лигая освободили от должности заместителя гендиректора «Вертолетов России» (ВР), на которой он курировал ключевые программы холдинга и фактически был вторым лицом холдинга. Причиной назвали «высокую загрузку», связанную с созданием «нового промышленного кластера»: к КВЗ присоединили «КумАПП» (ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»). Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Подарком башкирский завод назвать нельзя — по сути, он находился на грани краха. Впрочем, лихорадит все российское вертолетостроение. Это в полной мере ощутили в КВЗ, объем выпуска продукции на котором в 2015 году упал сразу на 34,8%. Это стало еще одной неприятной новостью начала 2016-го. Всего в 2015 году завод реализовал 77 вертолетов — вместо 107 годом ранее... По итогам 9 месяцев 2016 года выручка КВЗ сократилась в два раза: с 36,18 млрд. рублей за 9 месяцев 2015-го до 18,13 млрд. рублей. КВЗ получил чистый убыток в 883 млн. рублей против 10,55 млрд. рублей чистой прибыли за 9 месяцев 2015 года.

Главной причиной падения эксперты называют отсутствие новых крупных заказов. Сегодня очевидно, что в отрасли обострилась подковерная конкурентная борьба за перераспределение заказов, для КВЗ главный соперник — Улан-удэнский авиазавод. Там тоже дела не сахар. Дошло до того, что 14 апреля работники предприятия записали видеообращение к президенту России Путину, в котором пожаловались, что работой обеспечены по два дня в неделю... И, судя по данным «БИЗНЕС Online», казанцы не всегда выигрывают в борьбе. Например, под конец года стало известно, что Улан-Удэ отдадут часть большого кумертауского заказа на Ка-226, с которыми башкирский завод (а значит, и Казань) связывает главные надежды. Впору говорить о новом витке бушевавшей в начале 2000-х конкурентной схватки между Казанью и Улан-Удэ.

В мае — новый «сюрприз»: КВЗ перевел на «сокращенку» примерно половину своего 7-тысячного коллектива. «Вишенкой на торте» под конец года стала новость о том, что правоохранители накрыли банду, которая выносила детали вертолетов с КВЗ, копировала их и продавала под видом подлинных, нанося поддельную маркировку. По данным источников «БИЗНЕС Online», в деле засветились как бывшие сотрудники КВЗ, так и члены ОПГ «Караваевские», прославившейся похожей аферой на «Казаньоргсинтезе».

. КВЗ впервые продал «Ансаты» за границу, в Китай / Фото: «БИЗНЕС Online»

Вместе с тем были и ободряющие новости. Так, министерство обороны стало первым заказчиком Ми-38. Просматриваются перспективы у медицинских «Ансатов». КВЗ впервые продал «Ансаты» за границу, в Китай.

Эксперты полагают, что кризис российского вертолетостроения продолжится и в 2017 году, а выход из него возможен только со сменой стратегии: отсидеться и переждать не получится, более того, стратегия не ограничивается рамками «Вертолетов России», нужна новая государственная вертолетная политика.

8. ЗАМОРОЗКА «КЗСК-СИЛИКОНА». БУДЕТ ЛИ РАЗМОРОЗКА?

. Строительство казанского завода метилхлорсиланов «КЗСК-Силикон» под руководством Евгении Даутовой в 2016 году дало сбой / Фото: prav.tatarstan.ru

Один из крупнейших промышленных проектов Татарстана — строительство казанского завода метилхлорсиланов «КЗСК-Силикон» под руководством Евгении Даутовой — в 2016 году дал сбой. Активная стройка, в ходе которой в течение последних двух лет возвели более половины комплекса, встала в феврале и до сих пор тянется ни шатко ни валко. Причиной стали разногласия между руководством и основным кредитором — Внешэкономбанком: он обнаружил двукратное удорожание сметы, до 13,7 млрд. рублей, и перекрыл проекту финансовый «кислород».

В течение года банк, ранее сменивший руководство, разбирался, насколько переписка сметы была обоснована, и уже к декабрю сообщил: удорожание действительно имеет место, но претензий к управленцам больше нет. Однако профинансировать весь объем ВЭБ не сможет, поэтому стороны ведут поиск еще одного стратегического инвестора. Требуемая сумма, по сведениям источника «БИЗНЕС Online», не превышает 2 млрд. рублей.

Тем временем государство, владеющее через федеральное агентство по управлению государственным имуществом чуть более 49% уставного капитала АО «КЗСК-Силикон», подумывает продать свою долю: проект оказался в черновике плана на приватизацию госимущества в 2017 - 2019 годах. Будет ли приватизирована доля казанского силикона, еще большой вопрос, но потенциальным инвесторам уже есть над чем подумать.

9. ЗЕЛЕНОДОЛЬСК МЕЧТАЕТ О СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Для татарстанских корабелов год начался со своего рода семейного конфликта двух почти родственных зеленодольских предприятий — АО «Зеленодольский завод им. Горького» и АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). Если коротко, то завод (входит в холдинг «Ак Барс») предложил правительству России перевести проектировщиков под свое крыло (сегодня ЗПКБ входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Зачем? «Наше предложение — создать в Татарстане судостроительный кластер, поэтому логично было бы, если бы завод и бюро находились в одной структуре, — объяснил „БИЗНЕС Online“ генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. — Мы подтвердили на всех уровнях, что готовы их максимально загрузить ЗПКБ». И хотя в новой структуре бюро отводится роль ведущей интеллектуальной силы, его руководство относится к предложению соседей резко негативно. Но, похоже, дело уже решено. В ноябре заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, будучи в Зеленодольске, сообщил: «Ак Барс Холдинг» вышел с инициативой и она будет поддержана руководством страны и минпромом. ЗПКБ скоро войдет в холдинг на правах проектно-конструкторского бюро».

Видимо, руководство России впечатлено активностью завода. Например, в этом году он передал пограничникам патрульный корабль проекта 22100 «Океан» и подписал контракт на строительство еще двух таких же, заложил патрульный корабль проекта 22160, спустил на воду два фрегата проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама. Кроме того, с предприятием заключены контракты на строительство 5 малых ракетных кораблей нового проекта 22800 «Каракурт» и трех МРК проекта «Буян-М». А вещественным доказательством работы завода стала стрельба только что сданных МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» по сирийским боевикам ракетами комплекса «Калибр-НК».

10. ОСОБЫЕ ЗОНЫ: ХОЛОДИЛЬНИКИ, ГРИБЫ И ЧЕТЫРЕХЗВЕЗДОЧНЫЕ ОТЕЛИ

Китайский Haier запустил производство холодильников в Челнах / Фото: «БИЗНЕС Online»

Многообещающими начинаниями отметились в 2016-м особые экономические зоны Татарстана. Собственно, год и начался с создания одной из них — Набережные Челны получили статус территории особого социально-экономического развития (ТОСЭР). Вскоре были одобрены первые заявки резидентов — АПК «Камский» Ильдара Галяутдинова, ООО «Техноанод». К резидентам ТОСЭРа присоединился и металлургический комбинат «ТЭМПО». Завод Фаила Шарифуллина будет выпускать в год до 500 тыс. т строительной арматуры. Обещано создать 1,5 тыс. рабочих мест. Министр экономики РТ Артем Здунов отнес проект «ТЭМПО» к крупнякам, поскольку он подразумевает «добавленную стоимость в течение 10 лет в 17 миллиардов рублей».

Наиболее именитым резидентом можно назвать китайский Haier, который 22 апреля запустил производство холодильников. Объем инвестиций китайской стороны в завод составит $55 млн., из которых $39,1 уже вложено, включая $5 млн., выделенных на реконструкцию автоматно-токарного цеха КИП «Мастер». В период с апреля по июнь 2016 года добавится оставшаяся часть инвестиций — $15,9 млн., которые пойдут на закупку комплектующих и развитие производства. К началу 2017 года на заводе Haier в Челнах будут трудоустроены 500 специалистов. Еще 1,2 тыс. рабочих мест будет создано за счет аутсорсинга (правда, пока в цехах трудятся лишь 120 сотрудников). Производственные мощности завода на первом этапе составят 250 тыс. холодильников в год, на втором — 500 тыс. единиц. Продукция будет реализовываться на рынках России и ближнего зарубежья. Общая площадь открытого сегодня производства составляет 24,5 тыс. кв. м, плюс 2 тыс. кв. м офисов. Протяженность производственных линий — 1,2 тыс. м, оборудование китайское и итальянское... Также Haier планирует запустить в Набережных Челнах производство стиральных машин.

Заявлено, что статус ТОСЭРа даст Челнам 10 тыс. рабочих мест. Только осталось решить один большой вопрос — несоответствия местных кадров требованиям резидентов.

Продолжает радовать новостями ОЭЗ «Алабуга», которая в этом году отметила 10-летие. В 2016 году она привлекла 12 новых предприятий на общую сумму в 11,8 млрд. рублей. Среди них — производство гибких упаковочных материалов «Данафлекс-Нано», производство противотурбулентных присадок ООО «Транснефть-Синтез», производство цемента ООО «Татцемент». На данный момент в ОЭЗ работают 53 резидента, которые создали 5,6 тыс. рабочих мест. В 2016 году их общая выручка прогнозируется на уровне 42 млрд рублей — на 5% больше, чем годом ранее. Суммарный объем инвестиций достиг 105 млрд. рублей.

В ноябре был дан старт двум крупным импортозамещающим проектам с суммарным объемом инвестиций в 4,5 млрд. рублей. Первый — грибоводческий комплекс компании IGS Agro — по прогнозам, должен стать крупнейшим в стране производителем шампиньонов с долей в 20%. Второй — завод пестицидов компании «Август» — претендует минимум на половину татарстанского рынка.

В 2016 году «Алабуга» продолжала обустраиваться. Так, у Генкомпании она выкупила Елабужскую ТЭЦ, а недавно приобрела гостиничный комплекс Alabuga City Hotel, расположенный в живописном месте исторической части Елабуги и рассчитанный на туристов бизнес-класса.