2,5 тыс. читателей приняли участие в голосовании нашей газеты за самого отличившегося деятеля культуры республики в уходящем 2016 году. В результате редакция «БИЗНЕС Online» определила сразу двух победителей, представляющих совершенно разные культурные пласты, однако демонстрирующих разницу во вкусах аудитории. Наши корреспонденты рассказывают об успехах ГСО РТ в уходящем году, а также побеседовали с «башкирским Джастином Бибером» о том, как он «горд за свой народ».
В ходе читательского голосования за титул «Человек года» в культуре Татарстана образовалось сразу два лидера — художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский и певец Элвин Грей / Фотоколлаж «БИЗНЕС Online»
ЧИТАТЕЛИ «БИЗНЕС ONLINE» СЕРДЯТСЯ И ГОЛОСУЮТ
...В середине прошлого века зимним московским вечером над зданием ТАСС в Москве появились клубы дыма, естественно, замеченные горожанами. Увидевший их американский журналист Шапиро, работавший в СССР, быстро отправился телеграфировать за океан соответствующую новость. А второй человек по фамилии Шапиро, обычный столичный житель, оказался первым, кто вызвал пожарных. Так, по одной из версий, родилась знаменитая поговорка: два мира — два Шапиро.
Она в некотором смысле иллюстрирует итоги читательского голосования «БИЗНЕС Online» за титул «Человек года» в культуре Республики Татарстан. С солидным отрывом от остальных претендентов, набрав на двоих более половины всех голосов, у нас образовалось сразу два лидера — это певец Элвин Грей и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Нашей редакцией было решено наградить почетным титулом обоих артистов из столь разных музыкальных миров, но тем не менее пользующихся популярностью у аудитории.
Вряд ли стоит представлять маэстро Сладковского, постоянного автора нашей газеты, чье имя становится практически символом высокого искусства в современном Татарстане. Думается, что многие именно по этой причине и голосовали на сайте «БИЗНЕС Online» за худрука ГСО РТ.
Люди из столь разных музыкальных миров на двоих набрали более половины всех голосов
А вот само появление в нашем рейтинге уроженца Уфы Радика Юльякшина, выступающего под сценическим псевдонимом Элвин Грей, вызвало просто бурю возмущения у части нашей аудитории. В чем только ни обвиняли читатели редакцию: в пропаганде низкого и непотребного, в откровенном пиаре артиста... Видимо, наша статья оказалась тем самым «зеркалом», смотреться в которое оказалось для некоторых довольно неприятным занятием. Между тем вряд ли «БИЗНЕС Online» мог пройти мимо поп-певца, который только в 2016 году дал в одной Казани 14 (!) концертов. В один из осенних месяцев Юльякшин пять раз выступал в «Пирамиде», а сейчас в его «Инстаграме» красуется видео с последнего по времени выступления в столице Татарстана в двадцатых числах декабря в переполненном клубе «Люксор» — и все это без какой-либо видимой массированной рекламы. Кроме того, Грей в этом году закрывал фестиваль «Татар җыры» — это ли не показатель статуса артиста на татарской эстраде.
Правда, в самом музыкальном мире республики к Юльякшину неоднозначное отношение: кто-то хвалит его за «качевые треки» и «модный прикид», аранжировщики признаются, что теперь артисты сами обращаются к ним с просьбой сделать что-то как «у Элвина Грея». При этом другие говорят, что этот артист — «феномен не музыкальный, а психиатрический». Третьи отмечают то, как грамотно выстраивается PR-стратегия развития проекта «Элвин Грей» (продюсер —Александр Слюсаренко), на популярность «башкирского Джастина Бибера» работают даже полукриминальные скандалы, вроде недавнего, случившегося в Кукморе.
Так что «БИЗНЕС Online» обратился с вопросом о феномене Грея к авторитетным деятелям культуры из смежных областей. «Мои музыкальные пристрастия лежат в другой плоскости, но я слышал об этом исполнителе, видел какие-то его видеоклипы. Это новое, молодое лицо, не похожее ни на кого, думаю, его победа связана как раз с этим», — считает известный театральный критик Нияз Игламов.
Согласен с ним и поэт, председатель комитета по культуре Госсовета РТ Разиль Валеев, который, кстати, старается не пропускать татарские музыкальные фестивали: «Элвин Грей — своеобразный исполнитель, у него имеется свое лицо, в этом его феномен. Хотя для татар его образ странноват и непривычен. Больше всего за него, наверное, голосовала молодежь, которая как раз и сидит в интернете. К тому же он похож на западных артистов, а молодое поколение, думаю, соскучилось по таким. И в Татарстане, в Башкортостане появился человек, который напоминает иностранных эстрадных певцов. Старшее же поколение за него голосовать не будет, им неблизка его манера исполнения, его подача».
Разиль Валеев: «Элвин Грей — своеобразный исполнитель, у него имеется свое лицо, в этом его феномен. Хотя для татар его образ странноват и непривычен»
Действительно, татарского «мон» в творчестве Юльякшина не больше, чем в аранжировках песен к фестивалю «Ветер перемен». «Да, это не высокое искусство, но я за то, чтобы у нас были разные исполнители», — резюмирует Валеев.
«У Шопенгауэра есть слова: „Когда люди не имеют своего мнения и к тому же лишены способности ценить великие и качественные произведения, то им приходится слушаться голоса лидеров, и в 99 случаях из 100 слава зиждется просто на доверии к чужому авторитету“. Выделение звезд на общем фоне — это особенность массового сознания. Но выделиться без каких-либо оснований почти невозможно, — уверена журналист, доцент Казанской консерватории и создатель творческого объединения „Калеб“ Гузель Сагитова. — Людей привлекает нечто оригинальное. Имя Радика Юльякшина мне знакомо еще с Башкортостана. Около 10 лет назад на довольно узкую, истоптанную сцену башкирской эстрады он пришел со своим стилем, манерой пения, интересными аранжировками. Так сказать, появился свой Джастин Бибер! Подростковая внешность, обаяние, „инопланетность“ покорили сердца девочек-подростков. Я думаю, и сегодня его аудитория радикально не изменилась. Как мне кажется, большинство голосов в „БИЗНЕС Online“ принадлежат его же поклонницам».
«ЕДИНСТВЕННЫМИ МОИМИ УЧИТЕЛЯМИ БЫЛИ МЕСТНЫЕ ПОДЬЕЗДНЫЕ «БИЧИ»
Юльякшин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» признался, что был приятно удивлен самим фактом попадания в рейтинг нашей газеты.
— Радик, насколько неожиданной стала для вас победа в читательском голосовании нашей газеты?
— Действительно, появление моей персоны в рейтинге вашего СМИ было неожиданным, тем более последовавшая победа. Я ведь только год как знакомлюсь с культурой Татарстана. Сам я из Башкирии, но уже считаю татарстанцев и своим народом. Вообще, о голосовании в «БИЗНЕС Online» я узнал от администраторов своих групп в соцсетях. Мне скинули ссылку на ваш ресурс, и, внимательно изучив отзывы, я понял, что публика у вас там сидит солидная и совсем не простая. Если честно, немного не по себе стало от резкости выражений ваших читателей в мой адрес, но ничего, проглотил (смеется).
Элвин Грей (Радик Юльякшин): «Сам я из Башкирии, но уже считаю татарстанцев и своим народом»
— Из тех, кто был представлен в списке, с кем вам действительно было почетно побороться за титул «Человек года в культуре»?
— Из всех претендентов я наслышан пока только о Салават абые. В детстве слушал его песни вместе с мамкой. Еще я лично знаком с Миляушой Лябибовной [Айтугановой]. Мне она показалась непростой, но очень сильной женщиной, с мужской хваткой. Так что, повторю, был удивлен, когда свое имя увидел в одном ряду с этими мощными личностями. Насчет борьбы — не знаю, не люблю я все эти состязания. Обычно всю эту движуху создают мои друзья, поклонники.
— Для вас как артиста 2016 год действительно получился удачным?
— 2016 год для проекта «Элвин Грей» был одновременно непростым и бомбическим. Запомнилась теплая публика, дети, выходившие на концертах на «обнимашки», исполнение песен акапелла. Запомнились мамочки, благодарившие меня за то, что их дети по-другому стали относиться к родному языку. Это было очень приятно!
— Один из комментаторов нашей газеты написал, что в этом году у вас было 14 концертов в Казани. Это так?
— Их количество я не считал, но концертный директор мне подсказывает, что да, 14 выступлений.
— Как вы относитесь к критике, согласно которой Элвин Грей — это не самостоятельный артист, а целиком и полностью слепленный продюсерами проект?
— Что касается критики в мой адрес, я все понимаю и принимаю большую ее часть. Я ведь не певец. Мне далеко по вокальным данным до Гузель Уразовой, я никогда не смогу вытянуть нотки Ришата Тухватуллина, во мне нет брутальности Фирдуса Тямаева, я не так словоохотлив, как он. Я ведь прежде всего аранжировщик, саундмейкер, композитор и исполнитель своих песен. Единственное мое музыкальное образование — это четыре недели посещения кружка по классу курая в башкирском лицее №48 рабочего квартала Уфы под названием Черниковка. Единственными моими учителями и слушателями были местные подьездные «бичи», которые вытаскивали меня из квартиры, давали в руки баян и заставляли играть на слух песни Салавата (смеется).
— Откуда же появился Элвин Грей?
— Элвин Грей родился не на пустом месте. Я с детства слушал песни Араша, Таркана. Как раз в те времена закралась мысль: «Вот бы так же все слушали песни на башкирском и татарском языках. Чтобы не просто понимали, а слушали и кайфовали». Так что пять лет работы в московской студии — и вот я здесь, безголосый, невнятно произносящий некоторые татарские слова (смеется). И все же мои треки слушают, люди посещают мои концерты и не по одному разу. Песни на татарском крутят на русскоязычных радиостанциях, песня на башкирском языке заняла в категории «Трэп» (один из поджанров рэпа в сочетании танцевальной электронной музыкой. — прим. ред.) 76-е место по миру. Я горд и счастлив. Счастлив за себя, горд за свой народ. А мой народ — это башкиры, русские, татары, удмурты, чуваши, казахи и все те, кто приходит на мои концерты. Что касается моего внешнего вида, подачи, это уже работа целой команды стилистов. Они умеют удивлять, и я им не мешаю в этом.
«Планы — покорять Европу дальше!» — уверяет маэстро Сладковский
«ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЗОЛОТОМ ЗАЛЕ „МУЗИКФЕРАЙН“, ПРОРЫВ ОРКЕСТРА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ...»
«Выступление в золотом зале „Музикферайн“, прорыв оркестра на международный уровень — впервые в 50-летней истории оркестра выступления под своим именем в европейском турне», — так маэстро Сладковский оценил в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный итог 2016 года для ГСО РТ. Действительно, он получился урожайным и продуктивным для оркестра, число критиков которого в республике, кажется, потихоньку приближается к нулевой отметке, поскольку замечать этих успехов решительно невозможно, если уж дошло до того, что концерты в Казани Юрия Башмета или Дениса Мацуева стали настолько регулярными, что превратились в элемент повседневной культурной жизни города.
Начинал Сладковский 2016-й с проведения первого фестиваля татарской музыки им. Жиганова «Мирас». «Моя цель — сохранить то, что создал Жиганов, злоупотребляя, может быть, его именем, его юбилеем. Я с пиететом отношусь к данному человеку, потому что он создал в среде, которая не предполагала этого, то, что нас сближает с Европой и цивилизованной Азией. И это моя миссия, я к этому отношусь серьезно и буду делать все, чтобы продвигать творчество татарских композиторов», — так писал об этом главный дирижер ГСО РТ на наших страницах.
«Выступление в золотом зале „Музикферайн“, прорыв оркестра на международный уровень — впервые в 50-летней истории оркестра выступления под своим именем в европейском турне»
Следующий громкий проект года — запись всех симфоний и концертов Дмитрия Шостаковича, о котором также подробно писал «БИЗНЕС Online». И, наконец, европейский тур. «Вообще-то, не было ни одного концерта, с которого публика провожала бы нас сидя», — без ложной скромности рассказывал Сладковский нашей газете о концертах в Братиславе, Линце, Базеле и других городах, особняком среди которых стояла Вена и знаменитый зал «Музикферайн». Видео с этих выступлений подтверждают — это был успех и замечательное окончание календарного года. Впрочем, на этом в оркестре останавливаться не собираются. «Планы — покорять Европу дальше!» — уверяет маэстро Сладковский.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 185
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.