Эльмира Зарипова Эльмира Зарипова Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕСПУБЛИКА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ПРИВЛЕЧЕНИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ?

Явно в приподнятом настроении проводила накануне пресс-конференцию министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова. Она доложила о том, что безработица в Татарстане впервые за 20 лет скатилась до минимального уровня — всего 0,7% (в 2015 году — 0,9%). 2016 год РТ провожает с 14 тыс. безработных. «Учитывая, что Татарстан — инновационный регион, где реализуются различные инвестиционные программы (и ТОР, и различные площадки в муниципальных районах), а промышленный потенциал республики достаточно высок, состояние рынка труда достаточно стабильно», — констатировала Зарипова.

Отметим, что на портале «Работа в России», с которым работает министерство труда, в РТ — 30 тыс. вакансий, таким образом, на одного человека без работы в республике официально приходится два с небольшим свободных предложения по работе. «При этом если несколько лет назад было актуальным решение вопросов с безработицей, то сегодня актуальным становится вопрос по подготовке кадров для тех, кто приходит в качестве инвесторов, кто приходит для развития каких-либо производств, заводов, то есть вопрос по подготовке востребованных кадров», — обозначила тенденцию Зарипова. То есть если раньше было затруднительно найти работу, то теперь все труднее становится найти работников. Министр даже заявила о необходимости привлечения трудовых мигрантов: «Я говорю не о тех, кто приезжает из стран ближнего зарубежья, а имею в виду прежде всего рабочие руки из соседних регионов и в целом по России». Помимо уже существующих 30 тыс. рабочих мест в ближайшее время 30 тыс. человек потребуется в камский инновационный кластер «Иннокам» и еще 10 тыс. — в ТОР Набережных Челнов. «Мы наблюдаем повышенный спрос на рабочую силу», — констатировала министр.

СЛОЖНО ЛИ ОРГАНИЗОВАТЬ ЖИЗНЬ НА 8252

Далее Зарипова напомнила об «антикризисной программе», по которой минтруд РТ работает с федеральным центром. При плановых показателях в 12 тыс. человек ведомство «запихнуло» туда 33 тысячи. «Здесь были самые различные направления, это и организация временной занятости, прежде всего на КАМАЗе, это и опережающее профессиональное обучение работников, которые находятся под риском увольнения», — рассказала министр. На реализацию программы было предусмотрено 507 млн. рублей, из которых 382 млн. пошли на организацию временных работ, 118 млн. — на опережающее обучение, 5,2 млн. — на возмещение затрат работодателям на трудоустройство выпускников вузов.

На будущий год в приоритетах — трудоустройство инвалидов (для этого наиболее подходящими могут быть IT-отрасль и производство сувениров) и доведение минимального размера оплаты труда (МРОТ; сегодня в РТ — 8252 рубля) РТ до прожиточного минимума (8606 рублей). «Цель — чтобы МРОТ приближался к прожиточному минимуму. Потому мы с вами понимаем, что формально работодатель, устанавливая планку в МРОТ, норму законодательства соблюдает. Но мы же с вами понимаем, что даже на 8252 рубля (а это больше, чем 7,5 тысяч по России) достаточно сложно организовать свою жизнь», — посетовала министр.

Невысокой оказалась просроченная задолженность по зарплате в республике — 11 млн. рублей. Большую часть из этих денег должны ООО «Фон-Строй» (7,3 млн. рублей), а также ООО «Агрофирма Агрыз» (3,7 млн.). О кризисе если и не говорили напрямую, то упомянули в пресс-релизе. Так, 27 работодателей планируют ввести в 2017 году режим неполной занятости для 37 тыс. человек, а 2,5 тыс. человек могут уволить с января по апрель.

НЕ ХОТИТЕ ЛИ ТРУДИТЬСЯ В МИНТРУДЕ?

Вопрос «БИЗНЕС Online» о том, есть ли у министерства опасения по трудоустройству людей, работающих в проблемных Татфондбанке и ИнтехБанке, Зарипову не смутил, она явно была к нему морально готова: «Да, мы рассмотрели свой банк вакансий. Есть 1343 предложения, на которые могли бы быть трудоустроены эти люди. Мы с вами понимаем, что банковские работники либо узкие операционисты, либо продажники. Поэтому [смогут найти работу] в сфере продаж, в сфере торговли, в сфере работы с недвижимостью».

Кроме того, как уверила Зарипова, в банковской отрасли много вакансий для топ-менеджеров, которые однозначно появятся не на рынке труда, а в коммерческих кадровых агентствах по типу HeadHunter и Superjob: «С HeadHunter, с ассоциацией кадровых агентств у нас есть соглашения. Мы с ними проводили совещания, чтобы рассмотреть эту тему. У наших коллег, даже по топовым вакансиям, тоже есть предложения». Вакансии (правда, только в сфере IT) есть даже в самом министерстве труда РТ. «У нас сегодня даже в министерстве труда есть вакансии в отделе IT. Не можем найти. Я думаю, проблем здесь быть не должно», — отметила министр. В случае если все же встанет вопрос о необходимости переобучения какого-то узкого сегмента, то такая работа, по заверениям Зариповой, будет проведена: «Программа содействия занятости как раз предусматривает такие узкие моменты в части переподготовки людей».

В Superjob, отвечая на вопрос о сотрудничестве с минтрудом РТ по банкирам, сообщили, что компания предоставляет социальный доступ учреждениям государственной и муниципальной гражданской службы во всех регионах РФ. Руководитель пресс-службы HeadHunter в Поволжье Наталья Парфенова рассказала, что на данный момент по Татарстану опубликовано 834 вакансии в сфере «Банки/Инвестиции/Лизинг» (неделю назад в этой сфере было 928 предложений). «Это вакансии для разной категории сотрудников: от топ-менеджеров до линейных специалистов, — сообщила Парфенова „БИЗНЕС Online“. — Не всегда и не все компании указывают информацию о предлагаемом уровне вознаграждения. Чаще всего зарплата отсутствует в вакансиях для топ-менеджеров, поскольку их вознаграждение многосоставное и складывается из различных бонусов».

В Топ-3 самых высокооплачиваемых вакансий в банковской сфере РТ (среди предложений с указанными зарплатами) на данный момент входит вакансия НПФ «Будущее» (управляющий филиалом с заработной платой до 200 тыс. рублей в месяц). Россельхозбанк предлагает начальнику отдела по работе с клиентами малого и микробизнеса до 80 тыс. рублей ежемесячно, «Сентинел Кредит Менеджмент» готов платить специалисту по взысканию задолженности от 50 тыс. рублей в месяц. По данным HeadHunter, средний уровень заработной платы в этой профессиональной области по республике составляет на сегодня 32,5 тыс. рублей.

КОГО С ВИЗГОМ ВОЗЬМУТ БАНКИ

Ян Арт — вице-президент ассоциации региональных банков России:

— Не хочется подвергать сомнению слова министра, но такой пионерский энтузиазм в нынешней ситуации просто поражает. Российский рынок наполнен безработными специалистами из банковской сферы. Каждое банкротство, каждая санация приводят к потере рабочих мест. Каждая! В целом по России пара десятков тысяч потерявших работу — это не та проблема, которая видна невооруженным глазом, но для банковской отрасли она, конечно, заметна. Люди просто уходят в другие сферы, банки приучают к технологичности действий, и это дело востребовано в других сферах. Они идут кассирами в магазины. Конкуренция огромная, вакансий нет!.. 10 лет назад заработная плата в банковском секторе была выше среднерыночных, но за последнее время рост резко сократился и свелся к нулю. Выход на рынок 3,5 тысяч сотрудников Татфондбанка в случае отзыва лицензии не будет катастрофой, но для людей это большая проблема. Я полагаю, что еще у нескольких сотен или тысяч человек, работающих на татарстанском рынке в других банках, возникнет эта проблема по схожим причинам. Да, среди них будет 10 - 20 ярких специалистов, которых с визгом возьмут другие банки, — и как бы все. Остальные будут искать работу в других сферах.

Марат Хисиятуллин — начальник операционного офиса «Казанский» филиала «Уфимский» Уральского банка реконструкции и развития:

— Сложно сказать об 1,3 тысячи вакансий, но свободные вакансии есть. Не скажу про топ-менеджмент, но речь скорее идет о рабочих специальностях в банковской сфере — операционистах, кассирах. В казанском офисе нашего банка на данный момент есть четыре открытые вакансии: операционисты, менеджеры по продажам, обслуживанию клиентов. Происходит естественная ротация — кто-то уходит в декрет, кто-то увольняется. Нормальная ситуация. Мы не работаем с центром занятости, поэтому прокомментировать их данные я не могу, мы работаем через HeadHunter, Superjob... Да, сотрудники Татфондбанка и ИнтехБанка к нам обращаются, их пока немного, но мы ждем, что в январе их будет больше.

Наталья Парфенова — руководитель пресс-службы HeadHunter в Поволжье:

— Напряженности на рынке труда мы пока не наблюдаем. И даже то, что за неделю открытых вакансий стало на сотню меньше, не дает поводов для паники. Все-таки рынок предложений состоит не только из вакансий одного Татфондбанка, в республике много других работодателей из этого сектора, и у специалиста, оставшегося без работы, всегда есть шанс трудоустроиться.

Владислав Гладенков — ведущий специалист пресс-службы Superjob:

— Что касается соискателей, то их интерес к работе в банковской отрасли снижается. За год количество желающих здесь работать сократилось почти на 40 процентов. Банки перестают быть гарантом стабильности, высокого дохода и стремительного карьерного роста. В случае поиска работы специалисты из банковской сферы не привязаны к ней руками и ногами. Фактически любой специалист может найти себя в смежной сфере без потери в уровне заработка. Приоритетные сферы — IТ, ретейл и услуги.