Приговор Верховного суда РТ в отношении ОПГ «Мебелька» не стал откровением, но ждали его давно. Для Ильдара Бурганова, лидера группировки, правившей бал в нулевые, вердикт означает прощание со свободой, а для кого-то из организаторов убийств — надежду на реабилитацию по одному эпизоду. Вынося приговор одному из подсудимых, суд учел, что он воевал в Афганистане и имеет воинские награды.
ИЗ ВЕНГРИИ — В «МЕБЕЛЬКУ»
Внести ясность в судьбу членов группировки ОПГ «Мебелька» Ильдара Бурганова, Александра Никитина, Олега Тихонова и Виктора Трифонова (ОПС «Воровского») должен был Верховный суд РТ. Спустя 15 лет после совершения преступлений следствие добралось до непосредственных организаторов убийств и покушений на неугодных коммерсантов и коллег по криминалитету. К этому времени они перешагнули 50-летний рубеж. Как стало известно еще в июне этого года, за серией отстрелов участников бандитского сообщества стоял вернувшийся из Венгрии Бурганов. Он пытался не только вернуть былой авторитет, но и получить свою бизнес-долю.
Напомним, «Мебелька» появилась в начале 1980-х в Ленинском районе Казани. Члены группировки зарабатывали авторитет среди других ОПС, занимались «крышеванием» коммерсантов. Несогласных ждала расправа. В 1998 году между Бургановым и Юрием Андреевым, лидером одной из бригад группировки, возник конфликт. Обострился он в 2000 году, когда Бурганов и Ильдар Болтаков с одной стороны и члены «Мебельки» Геннадий Гришагин, Игорь Дерзаев, Андреев — с другой не поделили прибыль. Кроме того, причиной внутренних распрей стал контроль за деятельностью московского Легпромбанка.
Осенью 2000 года Бурганов и Болтаков договорились убить насолившего обоим Андреева. В сговор с ними вступил Тихонов, согласившийся за $10 тыс. устранить соратника. Итог соглашения был подведен 20 марта 2001 года, когда Андреев был застрелен в своем Volkswagen-Bora (но устранил его не Тихонов, а другой исполнитель).
«УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПРЕКРАТИТЬ В СВЯЗИ С НЕПРИЧАСТНОСТЬЮ...»
На финальное заседание по делу «Мебельки» подсудимые заявились в медицинских масках. Но процесс начался не с оглашения приговора, а с постановления судьи, которое касалось Трифонова. Судья Айрат Ибатуллин обратился к событиям мая 2002 года, когда в Казани на ул. Голубятникова от 6 выстрелов погиб лидер ОПГ «20-й двор» Фарид Ахмадуллин. Изначально считалось, что Трифонов был организатором убийства Ахмадуллина. Якобы он обозначил цель Никитину, пообещав вознаграждение $ 6 тысяч. Тот согласился, нашел нужных людей. В результате Ахмадуллин погиб от пуль, пущенных Уразбакиевым.
«В ходе судебного заседания прокурор отказался от обвинения, объяснив это отсутствием совокупности доказательств, — зачитал председательствующий. — Обвинение основано на противоречивых показаниях Никитина, который неоднократно менял показания. В 2004 году подсудимый Никитин говорил, что поручил покушение по собственной инициативе, затем сослался на Бурганова, в 2005 году — на Трифонова. В 2015 году он заявил, что Трифонова оговорил».
Суд признал отказ прокуроров от обвинения мотивированным и обоснованным, к тому же потерпевшая сторона не возражала. «Уголовное преследование прекратить в связи с непричастностью к совершению преступления», — постановил Ибатуллин к удивлению большинства присутствующих. Кроме того, он сообщил о праве Трифонова на реабилитацию. Матери погибших Андреева и Федорова в ответ лишь скорбно качали головами.
БЫВШИЙ АФГАНЕЦ И МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ
После непредвиденного для потерпевших поворота подсудимые скептически ожидали развязки. Спустя четыре часа описаний преступлений с подробнейшими деталями, которые были изучены во время следствия и судебного разбирательства, Ибатуллин зачитал приговор. Бурганов, Трифонов, Тихонов, Никитин признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст.30, пп. «а», «е», «з» ч. 2 ст.105 УК РФ («Организация и пособничество в убийствах, покушениях и приготовлениях к убийствам более двух лиц, совершенным общеопасным способом, из корыстных побуждений»), ч. 1 и 2 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»).
Так, лидер «Мебельки» получил 19 лет лишения свободы. Суд учел, что Бурганов — отец трех малолетних детей. Трифонов и Тихонов приговорены к 9 годам, Никитин — к 22 годам лишения свободы. Отметим, что последний подсудимый отбывает наказание с 21 апреля 2004 года. Суд также учел, что он участвовал в боевых действиях в Афганистане, имеет воинские награды и был активистом ветеранского движения. Впрочем, судя по реакции в суде матерей Андреева и Федорова, потерявших сыновей в криминальных разборках, эти обстоятельства их явно не тронули. Не стало смягчающим обстоятельством органическое расстройство личности, которым страдает Никитин. Подсудимый осознает последствия своих действий и способен их контролировать, заметил судья.
Кроме того, суд постановил частично удовлетворить гражданские иски потерпевших Гильмановой и Антонова (мать и брат убитого Федорова) к Бурганову, Андреевой (мать убитого Андреева) к Бурганову и Тихонову. Принято решение взыскать с Бурганова в пользу Гильмановой 1 млн. рублей, в пользу Антонова — 1 млн. рублей. Также главный подсудимый обязан возместить Андреевой 1 млн. рублей, а Тихонов — 500 тыс.
После приговора потерпевшие, подсудимые и даже их родные выглядели одинаково изнуренными. Дерзаев, выживший после 8 пулевых ранений, также пришел послушать приговор. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», доволен ли он приговором суда, мужчина лишь пожал плечами.
— А вы гражданский иск не предъявляли? Почему?
— Не предъявлял, пусть лучше отдыхает теперь, — с иронией ответил Дерзаев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.