Эльвира Набиуллина, Александр Новак и Игорь Сечин Александр Новак (в центре) выразил надежду, что соглашение «ускорит стабилизацию ситуации на рынках и обеспечит стабильное развитие нефтяной отрасли» (на фото с Эльвирой Набиуллиной и Игорем Сечиным) Фото: kremlin.ru

В ЗАМЕДЛЕННОМ ПОВТОРЕ

Сегодня рубль с некоторым запозданием повторил «прыжок» нефти и вслед за ней обновил годовые максимумы. Едва открылись торги на Московской бирже, как российская валюта устремилась вверх, сумев продавить доллар ниже отметки 61,4 рубля, а евро — ниже 64,8. Последний раз с «американцем» такое случалось в октябре 2015 года, а с европейской валютой и вовсе в июле. А ведь еще 1 декабря за доллар давали 65,2 рубля, а за евро — 69,3.

Причина, с одной стороны, очевидна: за несколько часов до этого нефть марки Brent протестировала отметку $57 за баррель. Однако предыдущий подъем сырьевых котировок российская валюта восприняла без большого энтузиазма — по крайней мере, на годовые максимумы она явно не торопилась. А ведь на носу еще и заседание ФРС США. И в среду, 14 декабря, Джанет Йеллен с высокой вероятностью (таково консолидированное мнение 121 аналитика, опрошенного Reuters, аналогичные данные приводятся в других консенсус-прогнозах) объявит о повышении базовой ставки на 0,25 п. п.

А это должно означать усиление доллара и ослабление прочих валют, особенно развивающихся. Да и в целом еще пару недель назад эксперты уверенно обещали рублю предновогодний спад.

СМОТРЯЩИМИ ПОСТАВИЛИ РОССИЮ И КУВЕЙТ

Однако в эти выходные произошло событие, которое гораздо больше вдохновило рублевых «быков», нежели историческая встреча в Вене 30 ноября. Как мы помним, подобные соглашения за предыдущие 30 лет заключались уже дважды и участниками не соблюдались. Но в субботу вера инвесторов в серьезность намерений картеля окрепла: ОПЕК и 11 других стран-производителей, за исключением Боливии, договорились о сокращении добычи нефти с 1 января 2017 года на полгода. Для согласования окончательных квот и условий потребовалось более шести часов переговоров. Они явно шли непросто, сопровождаясь информационными вбросами различных цифр в СМИ, но в итоге общий знаменатель был достигнут. Это событие министр нефти Катара и по совместительству действующий глава ОПЕК Мухаммед бен Салех ас-Сада назвал историческим, а глава минэнерго РФ Александр Новак выразил надежду, что соглашение «ускорит стабилизацию ситуации на рынках и обеспечит стабильное развитие нефтяной отрасли». Также он сообщил, что ждет котировки нефти в диапазоне $55 - 60 за баррель, который считает комфортным.

Как известно, из всех не входящих в нефтяной картель стран Россия садится на самую серьезную «диету». Ожидалось, что за пределами ОПЕК сокращение добычи составит 600 тыс. баррелей в сутки (по факту — 558 тыс. баррелей в сутки), из них на отечественные нефтяные компании приходится 300 тысяч. Следом идут Мексика (100 тыс.), Азербайджан (35 тыс.), Казахстан (20 тыс. баррелей в сутки). Остальную сотню тысяч баррелей разделили между Бахрейном, Брунеем, Малайзией, Оманом, Экваториальной Гвинеей, Суданом и Южным Суданом. В результате общий объем добычи нефти в мире сократится на искомые 1,7 - 1,8 млн. баррелей в день. Следить же за соблюдением конвенции будет специальный комитет, который возглавили Кувейт — от ОПЕК, Россия — от «независимых».

ОПЕК и 11 других стран-производителей, за исключением Боливии, договорились о сокращении добычи с 1 января 2017 года на полгода
Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»

РОССИЯ «УЖМЕТСЯ» К МАЮ

Новак уже представил свое видение того, как РФ будет сокращать добычу. На первых порах «секвестр» составит 200 тыс. баррелей в сутки относительно октябрьских объемов — до 11,25 млн. баррелей к марту 2017-го. На договорной уровень добычи отечественные нефтяники выйдут только к апрелю-маю. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают разумным именно такой подход — все равно ближе к лету ремонтные работы сами собой сократят добычу. «Пока никакого сокращения сразу с января делать ни в коем случае нельзя. А потом у нас начнется ремонт скважин по весне, там мы можем естественным путем добычу подсократить и это выгодно подать», — ранее пояснил нашему изданию директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Конкретные графики «пропорционального» сокращения добычи глава минэнерго РФ намерен обсудить с нефтяниками на этой неделе. Но понятно, что одним компаниям сделать это будет легче (да и безболезненнее), чем другим. Новак уже признался в том, что механизм будет «сложным», и пообещал «постоянный режим мониторинга и принятия решений вместе с компаниями». По его словам, самое главное, чтобы «в целом по стране соблюдалось определенное снижение объема добычи». То есть все же предмет для торга есть, и те, кто активно развивает добычу, могут попробовать договориться с правительством за счет «отстающих».

«БИЗНЕС Online» уже публиковал оценку возможных потерь для Татарстана. Речь идет примерно о 2,1 тыс. т в сутки, то есть 2,6% от последних, ноябрьских, показателей. Не так уж и много, если не брать в расчет заморозку планов по наращиванию нефтедобычи, которые ранее озвучивала «Татнефть».

СЛАНЦЕВЫЙ БИЗНЕС ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ

Все это прекрасно, но несколько смущает отношение наших чиновников к некогда скромному «сланцевому» бизнесу в США. До поры до времени они уверяли всех, что принимать в расчет его не стоит: дескать, мал золотник и чересчур дорог. Потом, когда конкурентоспособность новых технологий стала очевидной, пластинка сменилась. Но теперь Новак заявляет, что не надо оглядываться на возможное восстановление добычи сланцевой нефти.

Что бы ни имел в виду министр, оглядываться придется. Ведь именно сланцевые добытчики могут своими действиями вновь определить, где остановиться нефтяным ценам. Во-первых, этот бизнес очень мобилен — он быстро сворачивается, но столь же скоро и заново запускается в прежних объемах. Простая статистика: за второе полугодие 2016 года количество введенных в строй буровых установок в США выросло в 1,5 раза. И, по данным Baker Hughes, за последнюю неделю количество работающих буровых установок в Штатах выросло рекордными с июля 2015 года темпами — плюс 21 до 498 действующих скважин. В соседней Канаде число буровых выросло на 17 до 117 установок. Понятно, что некоторые компании играют на опережение, но кого-то устраивают уже и нынешние котировки: цена «сланцевого» бизнеса (как, впрочем, и «нормального») сильно зависит от конкретных условий.

Кроме того, сегодня у этих компаний появилась неплохая возможность захеджировать текущие цены в районе $54 - 56 за бочку через опционы и фьючерсы. По оценке аналитика Evercore Джеймс Уэст, большая часть независимых сланцевых производителей в США сейчас захеджировала около 31% продукции, а в 2017 году показатель может вырасти до 50%. Это значит, что этим игрокам обеспечены стабильные поступления средств даже при снижении цен на нефть. Evercore уже прогнозирует, что в следующем году американские сланцевые производители могут увеличить на 25% капитальные вложения после двух лет их снижения. Все это означает рост добычи и вполне вероятное падение котировок.

Что касается заседания федрезерва в среду, то прогнозируемое снижение ставки вряд ли сильно повлияет на движения мировых рынков и валютный в частности — они его уже учли заранее. Большее значение имеет риторика Йеллен, которая покажет, насколько активно ФРС готова действовать в 2017 году. Впрочем, эксперты «БИЗНЕС Online» определяющим поведение рубля фактором считают все же нефть, но обращают внимание и на другие факторы.

«В СЕГОДНЯШНЕЙ СИТУАЦИИ 60 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ — ЭТО ПРЕДЕЛ»

Чего ожидать от «курса бочки» и что в ближайшее время будет с рублем? За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Никаких других причин, кроме роста нефти, для укрепления рубля нет. Еще, пожалуй, хорошее состояние бюджета, потому что в октябре дефицит был меньше 1 процента ВВП, но должен сказать, что растущий курс нефти — этого вполне достаточно для укрепления рубля.

Для роста нефти есть более глубокие причины, кроме соглашения о заморозке добычи. Это себестоимость нефти в порту с учетом налогов и аппетитов американцев — 60 долларов за баррель, может, чуть ниже. Можно работать в убыток долго, но нельзя работать всегда. Некоторые глобальные нефтяные компании уже берут кредиты, чтобы выплатить дивиденды акционерам. Это свидетельствует о большом неблагополучии в мировой нефтяной отрасли, а она имеет политические возможности для того, чтобы поддержать курс нефти, который ей необходим.

Сланцевые производители начинают увеличивать добычу с 45 - 50 долларов за баррель, зависит от их собственных обстоятельств. Но это увеличение добычи в надежде на дальнейший рост. Поэтому ожидать, что цена закрепится выше 60 долларов за баррель, я бы не стал. Она будет подползать к 60, обрываться, подползать к 60 и обрываться опять — это вклад сланцевой нефти, пока она есть, пока она успешна. В сегодняшней ситуации 60 долларов — это предел. Может быть, будет 65, но не выше.

Богдан Зварич — аналитик ГК «Финам»:

— Основным и, пожалуй, единственным фактором для укрепления российской валюты в текущий момент выступает существенный рост цен на нефть. Он, в свою очередь, обусловлен договоренностями о снижении добычи, достигнутыми в субботу на встрече стран-экспортеров. Что касается дальнейшей динамики цен на нефть, то при благоприятном развитии событий в ближайшие месяцы нефть марки Brent попытается уйти выше отметки 60 долларов за баррель. При этом максимум может быть установлен в районе 62,5 - 65 долларов, а вероятность более сильного роста, на наш взгляд, минимальна. В дальнейшем рост добычи сланцевых производителей в Штатах, который будет способствовать увеличению предложения нефти на рынке, приведет к откату рынка и дальнейшей консолидации нефти марки Brent в районе 52,5 - 57,5 долларов за баррель.

Геннадий Шмаль — президента союза нефтегазопромышленников России:

— Все страны ОПЕК заинтересованы в том, чтобы цена была достаточно высокой. Американцы тоже заинтересованы в этом, потому что сланцевая нефть, которую они добывают, рентабельна при цене 55 - 60 долларов. Хотя сейчас, если цена немножко подскочит, они опять увеличат добычу сланцевой нефти, и это снова повлияет... Здесь постоянные качели были, есть и будут. Я считаю, что главная составляющая для повышения цены в настоящее время — это как раз соглашение, которое было подписано ОПЕК и к которому мы присоединились.

Когда остановится цена на нефть, сложно сказать. Я думаю, на будущий год цена будет минимум 70 долларов, а потом будет еще разбег. Дай бог, на будущий год будет 70, а потом будет и 80 долларов за баррель.

«СДЕЛКА ПО «РОСНЕФТИ» СНИЖАЕТ РИСК ЧРЕЗМЕРНОГО СПРОСА НА ВАЛЮТУ»

Станислав Клещев — главный аналитик ВТБ24:

— Если смотреть на другие факторы, например сезонные, то там локальный пик выпал по внешнему долгу, а он должен, наоборот, сдерживать оптимизм. Была сделка с «Роснефтью». Та схема, которую объявили, озвучена не в полной мере. Привлечение западного инвестора снижает риски того, что будет чрезмерный спрос на валюту. Все еще ждут, насколько стремительным будет восстановление сланцевой нефтедобычи в Штатах. Но если смотреть предыдущие показатели, то объем добычи вырос практически на 10 тысяч баррелей в сутки, и это дает основания рассчитывать на что-то достаточно динамичное. Если действительно такое произойдет, то под вопросом будет дисциплина стран-производителей, принявших на себя обязательства по сокращению добычи. Снова могут возникнуть вопросы по сохранению доли на рынке.

Надо понимать, что масштаб движения на нефтяном рынке обусловлен не объемами со стороны производителей, а объемами коротких позиций, которые были открыты спекулянтами. Мы полагаем, что в рамках текущего импульса могут быть протестированы уровни выше 60 долларов. Но я не думаю, что это будет устойчиво. В среднем по следующему году мы ждем в районе 50 за баррель.

Рустем Ганеев, исполнительный директор юридической фирмы «Консалтинг.Ру»:

— На мой взгляд, кроме роста цен на нефть всему этому есть еще одно объяснение — продажа акций «Роснефти» за 10,5 миллиарда евро. Это сделка года, я бы даже сказал, сделка последних пяти лет. Около 20 процентов акций «Роснефти» проданы иностранной компании. Соответственно, российский бюджет сегодня насытился, и курс доллара и евро я сильно связываю именно с этими событиями. Более того, в СМИ уже прозвучало, что к концу 2017 года доля государства в уставном капитале «Роснефти» снизится значительно и составит уже менее 50 процентов.

С ПЕРВЫМИ ДАННЫМИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ДОБЫЧИ МОЖЕТ ПРИЙТИ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Алена Афанасьева — старший аналитик ГК Forex Club:

— Больше всего рынок порадовало то, что не входящие в картель страны утвердили то самое сокращение добычи, которое им и рекомендовала ОПЕК: на рынок теперь не ОПЕК будет поставлять на 600 тысяч баррелей в сутки меньше. Плюс Саудовская Аравия выступила сегодня с заявлением, что готова и дальше сокращать объемы добычи нефти, если этого потребует ситуация. Поэтому сейчас рынок в позитиве. Естественно, что на это реагируют рубль и другие, зависимые от сырья активы. Точно так же отреагировали и канадский доллар, и норвежская крона.

Я думаю, что цены на нефть прекратят расти, скорее всего, через полтора-два месяца. Дело в том, что ограничения вступят в силу только с 1 января 2017 года, а еще через месяц будут доступны первые данные о реальных цифрах. Но как только будут получены первые данные, возможно, придет разочарование. В прошлом уже неоднократно наблюдалось, как после достижения договоренностей страны не выполняли своих обещаний и пытались тем или иным способом друг друга обмануть. Так что если хотя бы одна из стран соглашения отойдет от намеченных квот, это может разорвать любые договоренности и привести к обратному падению цен на нефть. На текущий момент есть все шансы увидеть дальнейший рост нефти сорта Brent выше 60 долларов за баррель, а значит, пара евро/рубль может запросто вернуться в район 61.

Антон Шабанов — независимый экономический эксперт:

— На самом деле рубль уже давно отвязался от прямой корреляции с нефтью. Зависимость довольно сильная, но уже не прямая. Есть огромное количество как объективных, так и субъективных фактов, которые влияют на стоимость рубля. Поэтому я думаю, что в ближайшее время рубль будет находиться примерно на тех же уровнях, что и сейчас, либо даже немного сдаст свои позиции. В глобальном смысле, если все-таки нефть будет очень сильно и существенно расти и далее, разумеется, это очень хорошо поможет, в том числе нашему российскому бюджету.

Если брать конец этого года, то нефть будет примерно 64 - 65 долларов за баррель. Что будет дальше, сказать очень сложно, потому что впервые достигнуты какие-то общие договоренности (правда, хрупкие) о сокращении добычи нефти. Однако большинство экспертов все же склонны к тому, что эти договоренности, хоть и были подписаны, останутся на бумаге де-юре, де-факто в жизни они так и не будут соблюдаться, что еще больше ударит по нефти, а это приведет даже к падению ее стоимости. Поэтому на конец следующего года есть два варианта развития: это будет либо 40 - 50 долларов за баррель, если договоренности не будут соблюдаться; и если будут, то цены дойдут до 70 - 80 долларов за баррель.

Александр Разуваев — директор аналитического департамента компании «Альпари»:

— Главное — что будет написано в качестве комментария ФРС. Если рынок решит, что ставку будут повышать достаточно быстро, то это будет плохо и для цен на нефть, и для валют развивающихся рынков. Я был бы сейчас достаточно осторожен, не стоит забывать, что дешевый рубль выгоден российскому правительству, российскому бюджету. Причин для роста нефтяных котировок, кроме соглашения по заморозке добычи, нет.