«Многие не обладают элементарными знаниями, которые необходимы каждому собственнику» «Многие не обладают элементарными знаниями, которые необходимы каждому собственнику» Фото: Оксана Черкасова

ПОРОЙ ДОХОДИТ ДО АБСУРДА — НАЧИСЛЕНИЕ ЗА ОДН ВЫШЕ КВАРТИРНОГО

Дмитрий Сергеевич, когда было создано некоммерческое партнерство?

— Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ был создан в июле 2014 года. Но предпосылки к его созданию возникли еще раньше, когда в Общественной палате Татарстана возникло объединение людей, неравнодушных к тому, что происходит у нас в сфере ЖКХ. Была сформирована рабочая группа, куда входили собственники жилья, представители управляющих организаций, старшие по домам, бывшие чиновники. Руководителем рабочей группы по вопросам общественного мониторинга реформы ЖКХ являлся член Общественной палаты Михаил Юрьевич Застела. Что касается создания самой организации, то ее история такова: в России действует Национальный центр общественного контроля, он работает в рамках указа президента РФ №600 об общественном контроле. И с 2013 года каждому региону страны было рекомендовано оказать содействие в организации аналогичных центров, но именно в качестве самостоятельных структур общественного контроля. Наш президент Рустам Минниханов эту идею поддержал. Когда было организовано НП, Застела стал ее председателем, я — исполнительным директором.

Чем занимается организация?

— Основная цель — защита прав граждан в сфере ЖКХ. Мы работаем по принципу открытой общественной организации, куда может обратиться любой гражданин. К сожалению, далеко не все знают, как поступить в той или иной проблемной ситуации, куда обратиться, как правильно оформить документы, написать заявление. А ведь порой достаточно лишь разъяснений и помощи в составлении элементарного обращения в управляющую компанию, чтобы ситуация разрешилась в пользу собственника. Кстати, за 2,5 года, что мы работаем, за помощью и консультацией к нам обратились более 24 тысяч человек.

«За 2,5 года, что мы работаем, за помощью и консультацией к нам обратилось более 24 тысяч человек» «Раз в две недели на базе колледжа коммунального хозяйства и строительства мы проводим однодневные курсы» Фото предоставлено НП РЦОК ЖКХ РТ

С какими просьбами к вам обращаются?

— Практически по всем вопросам: по переселению из аварийного жилья, капитальному ремонту, тарифному образованию, по начислению за коммунальные услуги... Нередко обращаются с просьбой помочь в организации собрания собственников жилья, и мы сами участвуем в собраниях. Кто-то хочет создать ТСЖ или совет дома при управляющей компании: у нас есть все необходимые шаблоны документов для этого. Мы их предоставим, даже сами придем на собрание и разъясним жителям, что нужно предпринять, чтобы их решение было не только взвешенным, но и законным. Причем вся эта работа — на бесплатной основе.

А жалуются на что?

— Порядка половины обращений касается начислений за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и по общедомовым нуждам. Ведь порой доходит до абсурда: начисления за израсходованные ресурсы по квартире могут быть меньше, чем на общедомовые нужды! Люди возмущаются, почему, к примеру, такой большой ОДН по горячей воде? Возмущение логично: ведь горячей водой подъезд не моют, каток во дворе не заливают и цветы не поливают. А в УК отвечают: потери. А почему потери должны оплачивать собственники жилья? То же самое касается электроэнергии: ненормально, когда вы платите 200 рублей за электроэнергию в квартире и столько же — за ОДН.

А что делать в такой ситуации, к кому обращаться? В управляющую компанию? Так там ответят, что все начислено правильно!

— Чтобы понять, сколько собственник должен платить за свет, тепло, воду, нужно попросить распечатать показания с общедомовых приборов учета. Распечатку с приборов учета невозможно подделать и цифры поменять в ней тоже нельзя. К слову, на любое действие обслуживающей организации должен быть документ. Если, к примеру, вам подали тепло в конце сентября, а насчитали оплату за весь сентябрь, вы можете потребовать показать акт пуска тепла — это обязательный документ.

А если обслуживающая организация откажется представлять документы, что тогда?

— По закону не имеет права. Есть 731-е постановление правительства РФ о раскрытии информации управляющими компаниями и 354-е постановление о предоставлении коммунальных услуг населению — обслуживающая организация обязана предоставлять любую информацию по запросу собственников.

«Люди считают, что раз они заплатили управляющей компании за обслуживание дома, то остальное не забота собственников жилья» «Люди считают, что раз они заплатили управляющей компании за обслуживание дома, то остальное не забота собственников жилья» Фото: «БИЗНЕС Online»

КНИЖКА ДЛЯ ЛЕНИВОГО СОБСТВЕННИКА*

В России до сих слабо развит институт собственников жилья. Люди не знают своих прав, не знают и ответственности, которую должен нести любой собственник. Что нужно сделать, чтобы преломить ситуацию?

— Согласен. Наши собственники, к сожалению, в основном безынициативны. Люди считают, что, раз они заплатили управляющей компании за обслуживание дома, то остальное не забота собственников жилья. Я уж не говорю о том, что многие не обладают элементарными знаниями, которые необходимы каждому собственнику: что такое общедомовое имущество, как его можно использовать, какие права и обязанности у жильцов и так далее. Знаете, какой институт у нас развит? Я его называю ОСС — «одна соседка сказала». А потом приходят к нам люди и говорят: «А разве ОДН не отменили? А мне соседка сказала...» А с чего бы отменять? Свет-то в подъезде горит, в подвале горит, пол надо мыть.

То же самое по индивидуальным приборам учета. Ведь сто раз уже говорили, что в рамках 261-ФЗ необходимо установить индивидуальные приборы учета. Но как еще достучаться до людей? Мы говорим: установите, вам же будет лучше, ведь уже сейчас действует повышающий коэффициент, а с 2017 года счет-фактура у тех, кто платит по нормативу, будет увеличена в 1,6 раза. Поэтому мы взяли на себя миссию по просвещению жителей. Полагаю, что это один из самых важных моментов в нашей работе.

«Мы рассказываем, что такое общее имущество дома, как правильно проводить собрания, какие изменения произошли в законодательстве» «Мы рассказываем, что такое общее имущество дома, как правильно проводить собрания, какие изменения произошли в законодательстве» Фото предоставлено НП РЦОК ЖКХ РТ

Как просвещаете? Лекции читаете?

— Раз в две недели на базе колледжа коммунального хозяйства и строительства мы проводим однодневные курсы — жилищное просвещение для собственников, по окончании которых выдается сертификат. Курсы проводятся в специально оборудованном кабинете, где есть все общедомовые приборы: счетчики, узлы погодного регулирования, необходимая сантехника. То есть, жители получают наглядное представление, как работает дом изнутри. Мы рассказываем, что такое общее имущество дома, как правильно проводить собрания, какие изменения произошли в законодательстве. Говорим о примерах в юридической и судебной практике. На занятия приглашаются и представители обслуживающих организаций. Наша задача — разъяснить собственникам их права, а управляющим организациям — их обязанности. Кстати, эти курсы у населения пользуются популярностью, к нам даже молодежь приходит. После окончания занятий каждый слушатель получает разработанные нами методические рекомендации и буклеты, а их у нас порядка 14. Последняя книжка называется «Мы и ЖКХ» — она для самого ленивого собственника, в ней все буквально разжевано о том, что делать, если возникла та или иная проблема. Ведь у нас как бывает: чуть что, народ начинает жаловаться в самые высокие инстанции. Не надо жаловаться руководству города и республики, что у вас в подъезде лампочка не горит, мусор возле дома не убирают! Есть же алгоритм действий, придите к нам, мы объясним, поможем правильно составить заявления. Вы посмотрите, сколько судов проиграно собственниками, и в большинстве случаев из-за того, что они не могли компетентно представить свою проблему!

А ваша организация участвует в судах между жителями и управляющими организациями?

— С 2014 года мы помогли собственникам выиграть порядка 150 судов, причем на безвозмездной основе. Наши юристы постоянно участвуют в судебных спорах на стороне жильцов, им даже удавалось возвращать денежные средства. К примеру, одна из управляющих организаций завышала начисления по горячей воде. Мы изучили все показания приборов учета, по специальной формуле рассчитали начисления, в результате смогли доказать, что суммы УК брала завышенные. В результате собственнику средства были возвращены. Другой случай: председатель ТСЖ каким-то образом продал подвал сам себе, а он не имел на это права, ведь подвал — общедомовое имущество. Мы помогли в суде и добились, чтобы подвал вернулся собственникам, а председатель был наказан.

«Мы изучили все показания приборов учета, в результате смогли доказать, что суммы УК брала завышенные» «Мы изучили все показания приборов учета, в результате смогли доказать, что суммы УК брала завышенные» Фото: metshin.ru

ИМЕЕТЕ ПРАВО ЗНАТЬ

Какие специалисты работают в организации и как можно получить их консультацию?

— В штате нашего центра работают четыре человека, еще пятеро — по договору. Это юристы, экономисты, специалисты в области энергетики.

Мы постарались организовать работу таким образом, чтобы быть доступными каждому человеку, нуждающемуся в нашей помощи. Во-первых, у нас работает горячая линия по телефону 236-29-97, где с понедельника по пятницу можно получить консультацию. Мы принимаем обращения по почте, вопросы приходят напрямую и с сайта. Причем обращения с сайта мониторит наш сотрудник, который оперативно отвечает на все поступающие вопросы. Есть и личный прием специалистами. Мы можем проконсультировать и по Skype. Этот вид связи особенно удобен для жителей отдаленных от Казани районов. У нас были такие ситуации, когда люди звонили по Skype, показывали счет-фактуру и просили разобраться с правильностью начислений.

А кто финансирует вашу организацию? И насколько вы самостоятельны в своих действиях?

— Никакого контролирующего органа у нас нет, мы работаем на основании устава организации и должностных инструкций сотрудников. У некоммерческого партнерства пять учредителей — я, Михаил Застела и еще трое физических лиц. Среди учредителей нет никого, кто представлял бы административный ресурс. Финансирование центр получает от министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ в качестве субсидии, выделенной постановлением кабинета министров РТ, в год — 5 миллионов рублей. Причем этот бюджет мы защищаем по всем пунктам: столько — на горячую линию, столько ­ — на просвещение, юридическое сопровождение, минимальный штат. Поэтому все услуги, что предоставляет наша организация, для граждан бесплатны. Единственное — мы строго отчитываемся за израсходованные средства.

«Если вы не справляетесь, не надо сразу писать в прокуратуру и выше, приходите к нам. Мы обязательно поможем» «Если вы не справляетесь, не надо сразу писать в прокуратуру и выше, приходите к нам. Мы обязательно поможем» Фото предоставлено НП РЦОК ЖКХ РТ

Расскажите о себе: какое у вас образование, почему выбрали сферу своей деятельности именно ЖКХ?

— Я учился по профилю: в 2012 году окончил КГАСУ по специальности «экономика и управление в городском хозяйстве», проходил курсы повышения квалификации и теперь могу работать даже ревизором в области ЖКХ. Еще когда был студентом, работал в управляющей компании экономистом, потом — в лаборатории энергосбережения энергоаудитором и параллельно участвовал в рабочей группе Общественной палаты. Можно сказать, что систему ЖКХ знаю хорошо изнутри.

Можете дать экспертный совет людям, столкнувшимся с проблемными вопросами в сфере ЖКХ? Куда им обращаться, какие действия в первую очередь предпринимать?

— Первое — спокойно оценить ситуацию. Второе — затребовать всю документацию по вашему дому, причем именно в письменном виде. Вы имеете на это право, помните об этом. И последнее — если вы не справляетесь, не надо сразу писать в прокуратуру и выше, приходите к нам. Мы обязательно поможем.

*0+