КАМАЗ ЗАЯВИЛ О ПОКУПКЕ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА МАЗА, НО ДЕНЕГ ПОКА НЕТ
На минувшей неделе КАМАЗ дважды источником важных новостей. Во-первых, в пятницу совет директоров автогиганта утвердил бизнес-план на 2011 в размере 35 806 машин (рост на 10%). Во-вторых, в этот же день стало известно о планах экспансии челнинского автогиганта в Беларусь. «БИЗНЕС Online» попытался разобраться, что же стоит за декларацией о покупке акций МАЗа.
90 МЛРД. ВЫРУЧКИ
В докладе по бизнес-плану на 2011 год, озвученном на совете директоров компании 10 декабря, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил, что ожидаемая реализация в 2010 году составит 32 100 грузовых автомобилей.
Из них на российский рынок поставят 28 100 машин, на экспорт – 4 000. В результате доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков полной массой 14-40 тонн составит 51%. Бизнес-план компании по производству и продажам в 2011 году утверждён в размере 35 806 единиц – с учётом среднетоннажных автомобилей. Из них 30 966 автомобилей будут реализованы на российском рынке, 4 840 – на рынках зарубежных стран. Таким образом, доля машин, отправляемых на экспорт увеличится за год с 12,46 до 13,5%. Напомним, две недели назад директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян объяснил «БИЗНЕС Online» относительное снижение доли рынка компании на российском рынке отсутствием в продуктовой линейке адекватного рынку магистрального тягача, и заявил, что доля экспортного рынка в 2010 году планировалась в размере 17-18%. Получается, пока сложная ситуация на рынках СНГ (на большую часть которых ориентирован экспорт КАМАЗа) не позволяет менеджменту автогиганта заявлять более амбициозные планы.
Среди основных целей на 2011 год, поставленных перед компанией, получение консолидированной выручки не менее 90,6 млрд. рублей. Обеспечение рентабельности по EBITDA не менее 7,1%. Повышение производительности труда на 17,8%. Кроме того, КАМАЗ планирует разработать новое поколение автомобилей с двигателями евро-5 и углубить локализацию в рамках проектов стратегического партнёрства (это необходимо из-за ужесточения правительством РФ условий локализации, по которому порог входа иностранных компаний во второй этап промсборки составит 300 тыс. автомобилей в год).
НА МАЗ ПРЕТЕНДУЕТ НЕ ТОЛЬКО КАМАЗ
10 декабря прозвучала и сенсационная новость о планах КАМАЗа приобрести белорусский автогигант МАЗ. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что проект стратегического партнерства двух компаний лишь обговаривается. Первым новость о возможном объединении компаний вбросили в информационное партнерство сами белорусы. Утром 10 декабря гендиректор МАЗа Александр Боровский заявил, что владельцами акций крупнейшего белорусского предприятия по выпуску грузовиков могут стать или российские компании (КАМАЗ или ГАЗ), или итальянская Iveco, или же некие венесуэльские компании. Пока, по его словам, "белорусская сторона ведет разговор о возможном участии Венесуэлы в покупке акций ОАО "МАЗ», однако минский завод уже получил предложения по покупке акций и от российских автопроизводителей: "Эти компании также рассматриваются в качестве стратегического партнера", - заявил он, не раскрывая деталей переговоров.
А вечером глава КАМАЗа рассказал журналистам о том, что госкорпорация "Ростехнологии" будет выступать посредником в переговорах по приобретению КАМАЗом «мажоритарного пакета акций ОАО "МАЗ". Он заметил, что пока стороны находятся «на начальном этапе», а все переговоры о покупке акций МАЗа будут вести Ростехнологии. Когогин также назвал возможные варианты покупки акций: "либо контрольный, либо 100%". Сегодня, к слову, 100% акций МАЗа принадлежит правительству Беларуси. Денег, впрочем, у компании и госкорпорации на покупку нет. Технически старт переговоров выглядел, по словам Когогина следующим образом: «возвращаясь из Штутгарта руководство КАМАЗа и "Ростехнологии-Авто" заехало в Минск и поговорило с руководством МАЗа и властями Беларуси, решив вернуться к теме сотрудничества».
2008: СЛИЯНИЕ РАДИ БОРЬБЫ С ТНК
Напомним предысторию слияния. В июне 2008 года стало известно, что Россия предлагает объединить активы МАЗа и КАМАЗа (тогда предлагалось включить также РусАвто), «чтобы более серьезно противостоять на рынке транснациональным корпорациям (ТНК)». Об этом заявил посол России в Беларуси Александр Суриков. Он подчеркнул, что Беларусь и Россия должны вместе отстаивать свои рынки, которые могут быть заняты мощными ТНК. "МАЗ, РусАвто и КАМАЗ должны объединить свои усилия, чтобы они были конкурентами не друг другу, а ТНК: Volvo, Scania и другим, чтобы они более серьезно могли противостоять им на рынке". Российские власти ссылались на то, что ТНК «на порядок мощнее российских и белорусских компаний, особенно в области машиностроения и нужны более четкие и сильные объединительные усилия, чтобы закрыть потребности России и Беларуси и выходить на рынки других стран». Посол намекнул также белорусам, что на активность российских инвесторов положительно влияют изменения приватизационного законодательства в Беларуси. Белорусы намек поняли, и в феврале 2009 года, несмотря на кризис, реорганизовали ранее унитарное предприятие (что исключало возможность вхождения в его капитал) в ОАО «МАЗ».
ПЕРЕГОВОРЫ С ГАЗОМ СОРВАЛИСЬ ИЗ-ЗА КРИЗИСА
Между тем еще в мае 2008 года премьер Беларуси Сергей Сидорский называл «почти завершенными» переговоры о создании альянса МАЗа и Русских машин —акционера группы ГАЗ. В Русских машинах тоже ждали акционирования МАЗа, чтобы принять участие в его приватизации. Но планам помешал кризис. Как заявила РБК в феврале 2009 года зампредседателя правления ГАЗа Елена Матвеева: «На растущем рынке нам был очень нужен тяжелый грузовик, но сейчас для нас это не актуально, а сам МАЗ столкнулся с кризисом сбыта».
2009: ДЛЯ КАМАЗА АЛЬЯНС С МАЗОМ БЫЛ НЕ АКТУАЛЕН
Зато тогда же о возможном объединении в единый холдинг под началом Ростехнологий МАЗа с КАМАЗом заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин. Правда, в холдинг он предполагал включить еще один белорусский автогигант - БелАЗ. По словам Степашина, контролировать развитие проекта должны были Счетная палата и Комитет госконтроля Беларуси. Любопытно, что Когогин заявил тогда, что КАМАЗ выступает исключительно в качестве консультанта, и заочно напомнил белорусам, что предлагал альянс «еще полтора года назад (т.е. в 2007 году, прим. «БИЗНЕС Online»)— в гораздо более благополучные времена, однако ответа так и не получил». Когогин отметил, что «альянс позволил бы сократить затраты на инвестиции и более эффективно использовать дилерские сети». Отказ от слияния в 2009 году глава челнинского автогиганта аргументировал кризисной ситуацией: «когда КАМАЗ балансирует на грани выживания, слияния и поглощения неактуальны». Выходит, сегодня на автогиганте оптимистичнее оценивают свое экономическое положение, раз возвращаются к планам трехлетней давности о кооперации с белорусской компанией. Интересно, что комментируя на прошлой неделе отношение Daimler к возможному слиянию, Когогин фактически признал принципиальное согласие немецкого концерна, заметив что у КАМАЗа с немецкими партнерами «полное взаимодействие по вопросам слияния и поглощения". Это немаловажно, если учесть, что сам топ-менеджер еще в 2009 году заявлял, что появление новых партнеров у КАМАЗа возможно «только с согласия Daimler».
РЕШЕНИЙ ПОКА НЕТ, ДЕНЕГ ТОЖЕ
На КАМАЗе, впрочем, призывают не спешить с оценками. И не торопить события. Как заявил газете «БИЗНЕС Online» директор департамента по информационной политике компании Олег Афанасьев: «Все началось с того, что с утра гендиректор МАЗа сказал о предложении нескольких фирм стать стратегическим партнером МАЗа. Среди фирм он назвал ГАЗ, КАМАЗ, зарубежных партнеров. Естественно вечером журналисты задали вопрос Когогину по этому поводу. И он сказал, что да, мы относительно недавно проявили подобный интерес. Что находимся только в начальной стадии переговоров, никаких решений по этому поводу не принято, денег на этот проект нет. И переговоры ведет не КАМАЗ, а «Ростехнологии-Авто» (напомним, Когогин является одновременно и гендиректором автомобильного холдинга "Ростехнологии-Авто", прим. «БИЗНЕС Online»). Вы поймите, мы только в начальной стадии!»
«ПОКУПКА МАЗА ПОВЫСИТ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ НАШИХ СП»
По его словам, КАМАЗ ожидает от кооперации с МАЗом экономического эффекта. Автогигант может увеличить объем производства и продвижения агрегатной базы: двигателей, коробок передач, мостов, производимых в первую очередь на совместных предприятиях. «Стратегическое партнерство с МАЗом ускорит процесс окупаемости СП и и повысить их рентабельность. Хотя мы и сейчас поставляем на МАЗ глушители, карданные валы, другие детали», - заявил он. Комментируя возможность слияния двух конкуретных автомобильных компаний Афанасьев напомнил, что «изначально в СССР МАЗ производил седельные тягачи, а КАМАЗ строительную технику и полноприводные машины»: «Конечно, за годы самостоятельности и независимости мы стали разрабатывать седельные тягачи, они со своей стороны стали входить и на наши рынки. Сегодня же нельзя сказать что мы совсем уж не конкуренты, но в большинстве случаев мы на рынке не пересекаемся».
ПАС В СТОРОНУ БАТЬКИ
Есть еще один важный аспект истории «свадьба КАМАЗа- МАЗа». Так, что новости о возможной покупке МАЗа появились буквально за неделю до важнейшего политического события в Беларуси. Возможно, именно политическая его составляющая и является причиной противоречивости информации. Не исключено, что после длительного периода напряженности между Москвой и Минском команда Владимира Путина (один из ключевых ее участников, как известно председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов) таким образом сигнализирует Лукашенко, что все-таки готова его поддержать на новый срок. А Батька получает подарок к выборам, чтобы дать сигнал электорату о сохранении дружбы с Россией…
Сергей Афанасьев
Справка ОАО «КАМАЗ» – занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и 8 место среди производителей дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группу КАМАЗ входят 96 предприятий. ОАО «МАЗ» - Минский автомобильный завод. Серийное производство ведется с 1948 года. Производит седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию спецоборудования и установок, а также автобусы и троллейбусы. В 2009 году республиканское унитарное предприятие МАЗ реорганизовано в ОАО. На данный момент 100% акций МАЗа принадлежат государству. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.