ВЫРУЧКА ДЕРЖИТ РАВНЕНИЕ НА ЭКСПОРТНЫЕ ЦЕНЫ

Фанерный бизнес семьи Когогиных переживает, мягко говоря, не лучшие времена. Маятник ПАО «Зеленодольский фанерный завод» (ЗФЗ) качнулся в обратную сторону, и за три квартала текущего года предприятие потеряло столько же, сколько в прошлом заработало, — 60 млн. рублей. Уточним, что на 30 сентября 2016 года 28,96% ЗФЗ контролировал младший брат генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина Александр. Еще 40,78% завода оформлено на ООО «Залог», в котором 48,83% записано на супругу Александра Когогина Людмилу (еще 51,17% числится за «Семпервира Холдинг С.А.»). Кроме этого, 29,03% капитала завода записано на ООО «Альфа-Инвест», которое возглавляет сын Сергея Когогина Константин.

Разбор финансовых полетов ЗФЗ начнем по порядку — с выручки, которая по итогам января-сентября 2016 года сократилась лишь на символические 3,3% до 590,8 млн. рублей. И здесь ничего не указывает на то, что на предприятии запущены кризисные процессы: объем выручки находится выше уровня 2014 года и не претерпел таких потрясений, как, скажем, в 2009-м или в 2011-м.

К сожалению, данных по объему производства ЗФЗ за текущий год нет, но в 2015 году он сократил объем производства на 11,5% до 39,5 тыс. кубометров. И это при том, что сегодня производственная база позволяет выпускать до 60 тыс. «кубов», но руководству не удается полностью загрузить мощности.

Что тем временем происходило с ценами? Общий объем экспорта клееной фанеры из РФ по итогам 9 первых месяцев текущего года вырос в годовом исчислении на 12,8%, достигнув 1,87 млн. кубометров. Вот только общая стоимость зарубежных поставок российской фанеры снизилась на 8,1% до $708,3 миллиона. То есть средняя экспортная цена за январь-сентябрь 2016 года составила $378 за «куб» — это на 18,6% меньше, чем по итогам трех кварталов прошлого года ($464 за кубометр).

Как следствие, рублевые цены — несмотря на плавающий курс российской валюты, смягчившей удар по выручке экспортеров, — снизились на 4,8%. Если год назад кубометр отечественной фанеры стоил 27,1 тыс. рублей, то в январе-сентябре текущего года его цена опустилась до 25,8 тыс. рублей. Внутренние цены тем временем были заметно ниже: по итогам первого полугодия — 20,4 тыс. рублей за «куб». Правда, в третьем квартале средние цены на клееную фанеру подтянулись до 23 тыс. рублей, что могло стать прямым следствием «доведения цен до экспортной альтернативы», как любят выражаться руководители некоторых компаний. Говоря проще, речь идет о сокращении разрыва между ценами на внутреннем и внешнем рынке.

Таким образом, с выручкой когогинского предприятия не случилось ничего экстраординарного. Падения экспортных цен в рублевом выражении на 4,8% было компенсировано ценами внутреннего рынка — как раз и получим снижение оборотов ЗФЗ на те самые 3,3%.

ГЕОГРАФИЯ ОТГРУЗОК: В ПЛЮСЕ РОССИЯ, В МИНУСЕ США

Давайте разберем, что происходило с географией отгрузок, которая претерпевала изменения и менялась с каждым кварталом текущего года. За первые три месяца ЗФЗ отправил на внутренний рынок 40% продукции против прошлогодних 29,5%. При этом доля СНГ снизилась с 20,04% до 19,7%, Египта — с 41,2% до 30,2%, США — с 17% до 13,1%. Европа и страны Балтии смогли компенсировать это лишь частично (доля поставок в эти регионы выросли с 18,7% до 29,4%).

Во втором квартале тенденция в целом сохранилась, но с некоторыми особенностями. Объем поставок российского рынка в годовом разрезе вырос с 15% до 34,6% от общего, в страны СНГ — с 20,9% до 26,7%. Доля Египта подскочила с 43,1% до 50,3%, зато продажи в США рухнули с 24,1% до 5,3%.

В третьем квартале доля поставок на российский рынок оказалась идентичной прошлому году — 30%. А вот экспортные заметно изменились: продажи в СНГ выросли с 30,3% до 44,5% от общих, в Египет — с 18,2% до 21%, американское же направление вновь провалилось с 33,8% до 5,1%.

Таким образом, дополнительное давление на финансовую эффективность Зеленодольского фанерного оказывал сбыт большей части продукции на внутреннем рынке по более низким ценам. Плюс ЗФЗ мог упустить серию выгодных контрактов от заокеанских партнеров.

КОНКУРЕНТАМ НЕ РОВНЯ: НА «ПОЖИЛОМ» ОБОРУДОВАНИИ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

При снижении экспортных цен и прочих равных для сохранения оборотов предприятия вынуждены увеличивать выпуск продукции. Однако ЗФЗ располагает устаревшим оборудованием, соответственно, себестоимость его производства выше, чем у российских же коллег-конкурентов, имеющих новые станки. Яркий пример успехов хорошо вооруженного конкурента — «СВЕЗА Усть-Ижора», входящая в холдинг «СВЕЗА», подконтрольный Алексею Мордашову. Этот питерский завод в первом полугодии наращивал выпуск фанеры и только на экспорт отправил 45 тыс. кубометров. Суммарные же поставки фанеры на экспорт через Северо-Западное таможенное управление за тот же период выросли на 75%.

Чего греха таить, не только мордашовский холдинг, но даже более скромные участники отрасли не воспринимают ЗФЗ как настоящего противника. Скажем, в годовом отчете за 2015 год ЗАО «Архангельский фанерный завод» (АФЗ) в перечне серьезных конкурентов отмечены та же «СВЕЗА», Сыктывкарский фанерный завод, «ЮПМ-Кюменне» — за счет хорошего финансирования. Или Демидовский фанерный завод, «Красный якорь», «Тюмень» — за счет расположения и ассортимента. А вот предприятия, не входящие в финансово-промышленные группы и работающие на «пожилом» оборудовании, архангелогородцы всерьез не воспринимают. Впрочем, основания для того есть. Для справки: за 2015 год АФЗ произвел 91,9 тыс. «кубов» клееной фанеры и 124,3 тыс. «кубов» фанеры всего — в 3,1 раза больше, чем предприятие Когогиных.

В годовых отчетах ЗФЗ мы встречаем только намерения обновить парк и довести мощность до 100 тыс. «кубов» в год. Однако стоимость основных фондов, которая должна расти при установке новых машин и оборудования, с начала года снизилась на 7 млн. рублей до 105 млн. рублей.

Пожалуй, главный вопрос: готовы ли собственники серьезно, не косметически, вкладываться в обновление мощностей завода или просто «дожмут» то, что осталось? Здесь уместно вспомнить довольно странную историю с выкупом 33% акций завода у банка «Рост» за 297 млн. рублей под занавес 2015 года, о которой мы подробно писали. Можно было предположить, что собственники действительно готовятся к серьезной модернизации на сотни миллионов рублей, но никакого шевеления в эту сторону до сих пор не видно.

Оценивая динамику себестоимости, нельзя обойти и другой аспект — стоимость сырья, в данном случае леса березы. И цифры здесь не на стороне переработчиков: несмотря на снижение в текущем году цен на строганную березу (на 11,7% — с $307 до $271 за «куб»), такая динамика на 6,9 п. п. отстает от скорости снижения экспортных цен на фанеру.

Уточним и ситуацию с заработной платой. Фонд оплаты труда ЗФЗ за 9 месяцев сократился в годовом выражении на 1,2 млн. рублей до 134,5 млн. рублей. При этом средняя численность работников подросла на 16 человек до 725 сотрудников. Получается, средняя начисленная заработная плата снизилась на 600 рублей до 20,6 тыс. рублей — сотрудникам завода не позавидуешь. Для сравнения: средние начисления по Татарстану, согласно данным органов статистики, выросли на 7,5% до 29,7 тыс. рублей за 8 месяцев текущего года.

Так или иначе, основные издержки компании (сырье, энергия, зарплата труда основных рабочих, амортизация основных фондов) выросли сразу на четверть до 590,3 млн. рублей, а это привело к падению валовой прибыли на 99,8% до едва заметных 300 тыс. рублей. Проще говоря, производство отработало ради самого процесса, практически без наценки. Это если оставить возникающие в подобных случаях подозрения, что реальная маржа была перенесена на фирмы-однодневки — скажем, через закупку сырья по ценам выше среднерыночной или через продажу готовой продукции, напротив, по заниженным ценам.

К слову, схожая ситуация с наценкой — «производство ради самого производства» — еще недавно наблюдалась на КАМАЗе. Так что если Сергей Когогин знает некий волшебный рецепт избавления от этой напасти, самое время поделиться им с родственниками.

«ДОЧКА» КАК СКРЫТЫЙ КОЗЫРЬ

Менеджмент тем временем сократил управленческие затраты на 6,8 млн. рублей до 60,9 млн. рублей. Однако сработал принцип тришкиного кафтана — коммерческие расходы (склад, транспортировка, сбыт) подскочили на 12,9 млн. рублей до 56,9 миллиона. В итоге Зеленодольский фанерный за три квартала получил операционный убыток 117,5 млн. рублей против операционной прибыли 26,2 млн. рублей годом ранее. Думаем, каждому из этих цифр понятно: основная деятельность ЗФЗ сегодня глубоко убыточна.

Что касается накладных статей, то здесь все не так уж страшно: полученные проценты даже прилично выросли — на 12,3 млн. рублей до 40,1 млн. рублей. Мы не раз отмечали, что ЗФЗ обходится практически без кредитных средств, сумма которых на 30 сентября текущего года составила всего 20 миллионов. Однако ухудшился баланс прочих статей: отрицательное сальдо составило 13,1 млн. рублей против положительного сальдо 18,5 млн. рублей за 9 месяцев 2015 года. К сожалению, в отчете не уточняется состав прочих расходов, в которых у экспортно-ориентированных компаний часто солидную долю занимают курсовые разницы.

Редкая хорошая новость: завод получил от участия в других организациях 16,5 млн. рублей, чего ранее не наблюдалось. Дочерней компанией ЗФЗ выступает зеленодольское же ООО «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (ПФМК). В прошлом году — более свежих данных в открытом доступе нет — эта компания показала выручку 1,22 млрд. рублей и чистую прибыль 148 млн. рублей. Оба показателя заметно выше, чем у самого ЗФЗ, — 763 млн. рублей и 46 млн. рублей соответственно. Стоимость основных средств на ПМФК сократилась на 22 млн. рублей до 194,5 млн. рублей, так что обновления фондов не произошло и здесь.

При этом нельзя исключать, что бенефициаром — концентратором прибыли этой группы мог стать стал именно ПФМК, который раскрывает свою отчетность только раз в год. Впрочем, компанию, напротив, могли настичь проблемы, схожие с теми, что испытывает фанерный завод, — об этом мы сможем узнать лишь через несколько месяцев.

Пока же определенным остается тот факт, что ЗФЗ все глубже уходит в минус. Если в первом квартале чистый убыток завода составил 31 млн. рублей, а по итогам полугодия подрос всего на 300 тыс., то по результатам трех кварталов потери увеличились на 28,4 млн. рублей до 59,7 млн. рублей. И убытки, которые в текущем году демонстрирует Зеленодольский фанерный, совершенно беспрецедентны.

==table1392==