Сегодня в России в третий раз стартовала скидочная акция «Черная пятница», которая продлится еще два дня, до 26 ноября включительно Сегодня в России в третий раз стартовала скидочная акция «Черная пятница», которая продлится еще два дня, до 27 ноября включительно Фото: Ангелина Головатая

РАВНЕНИЕ НА США И КИТАЙ

Сегодня в России в третий раз стартовала скидочная акция «Черная пятница», которая продлится еще два дня, до 27 ноября включительно. В отличие от американского первоисточника, где «Черная пятница» открывает сезон рождественских распродаж сорванными с петель дверями торговых центров, в России все гораздо прозаичнее. Волна покупательского ажиотажа не спешит накрыть анонсировавшие скидки отечественные магазины бытовой техники, электроники, одежды, аксессуаров, обуви, мебели, детских товаров и товаров для дома. Возможно, из-за того, что опыт прошлых лет оказался для большинства россиян разочаровывающим.

В США к акции присоединятся такие гиганты, как Walmart, Amazon, Samsung, Gap и многие другие. В среду о распродаже объявил американский производитель Apple, который отказался от участия в «Черной пятнице» в прошлом году. Совершить покупки со скидкой можно будет в фирменных магазинах Apple Store, которых, увы, нет в России. Да и вообще единственное «окно» для отечественного покупателя, позволяющее поучаствовать в разрекламированной американской распродаже, — зарубежные интернет-магазины. К слову, объем онлайн-покупок в России предсказуемо растет. По данным ассоциации компаний интернет-торговли, если в 2014 году он составлял 514 млрд. рублей, а к концу 2016 года прогнозируется на уровне 900 млрд. рублей, то в 2017 году может превысить 1,1 триллиона. На этом фоне растет доля трансграничной торговли: если в 2014 году на внутрироссийских площадках был совершен 71% сделок, то в 2016 наблюдается падение до 65%. Предсказуемо 90% посылок идет из Китая, но вот по сумме покупок на Поднебесную приходится лишь 45% средств. Для сравнения, на США приходится лишь 2% сделок, но товары там дорогие: на Штаты приходится 13% денежных затрат российских интернет-покупателей.

Видимо, эти цифры обеспокоили директора направления «Молодые профессионалы» агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, который на этой неделе рассказал Владимиру Путину, как китайская компания Alibaba подрывает российский рынок. «Цифры фантастические, — заявил Песков. — Цифровая платформа Alibaba 16 ноября этого года продала товаров на 17,6 миллиарда долларов за один день. Они научились проводить 140 тысяч сделок в одну секунду. Это реальность, когда можно продать на 1 миллиард долларов цифровых продуктов за один день... И в этом смысле это технологии, которые на английском называются destruction technologies, а в русском — подрывные, разрушительные технологии. И в этом смысле они нацелены на то, чтобы подорвать существующую конкурентоспособность большого количества национальных моделей... И это серьезная одновременно и идеологическая, и экономическая, и фундаментальная угроза».

. В большинстве торговых центров сегодня царит спокойствие, и массовые беспорядки с элементами членовредительства не отмечаются Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ПОМОНИТОРИТЬ, МОЖНО УВИДЕТЬ ТАКИЕ ЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ДАЖЕ НА 500 РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ»

Отдельные «кляксы» «Черной пятницы» «БИЗНЕС Online» все же разглядел в Казани. К примеру, у магазина мужской молодежной одежды и обуви Outpac выстроилась многочасовая очередь. Как сообщается в паблике магазина, сегодня там проходит краш-сейл (большая распродажа), на которую до 13:00 пускали только по флаерам и в порядке живой очереди.

По словам очевидцев, чтобы попасть внутрь, приходилось занимать очередь с 8 вечера и стоять более 12 часов. Также казанцы пишут, что некоторые покупатели падали и получали травмы, так как «лежали друг на друге в четыре ряда», были «жуткие давки», и «с правой части лестницы очень давили, перила просто не выдержали». При этом некоторые комментаторы сообщают, что, попав в магазин, они смогли сэкономить около 10 тыс. рублей.

В целом в Татарстане покупателей начали готовить к «Черной пятнице» заранее. Так, клиенты Сбербанка получили смс-рассылку от сотового оператора с предупреждением о грядущем «марафоне разгромных скидок на покупки в ведущих интернет-магазинах». Как заверяли в кредитной организации, скидки с 24 по 26 ноября будут достигать 90%. Разумеется, оценить «выгодный шопинг в несколько кликов» клиенту банка предлагалось, «рассчитываясь онлайн-картой Сбербанка!» Завсегдатаи магазинов одежды, обуви и электроники, доверившие продавцам номера своих сотовых телефонов, также получили предупреждения о неминуемом снижении цен от 30 - 50% до 90%.

Однако в большинстве торговых центров сегодня царит спокойствие, и массовые беспорядки с элементами членовредительства не отмечаются. Скажем, как обнаружил корреспондент «БИЗНЕС Online», в ТЦ «Тандем» «Черная пятница» не заметна: по крайней мере, в магазинах, заявивших о поддержке скидочной акции, ажиотажа не видно. Легкое оживление есть только в некоторых магазинах женской одежды, но это объясняется скорее обычным дамским интересом к новым вещам перед выходными.

. Легкое оживление есть только в некоторых магазинах женской одежды Фото: Ангелина Головатая

Не заметил корреспондент «БИЗНЕС Online» и повышения градуса покупательской активности в ТРК «Парк Хаус». Исключением стал лишь магазин сети Media Markt, где девушка в костюме в виде большого сердца приглашала покупателей попробовать скидки. Но чаще всего встречаются предложения, смешные своей скупостью. Так, в магазине «Пан чемодан» с 25 по 27 ноября объявлены скидки в размере 20% только на черные изделия.

Посетительница «Парк Хауса» Раиса Максимова сделала вывод: «Черная пятница ни о чем». В магазинах «Ашан» дают скидки на тот товар, который не идет или который берут оптом. Сегодня женщина пришла с мужем в Media Markt за стиральной машиной. «На 1000 рублей они цену снизили. Но если даже сейчас помониторить, можно увидеть такие же предложения или даже на 500 рублей дешевле», — посетовала Максимова корреспонденту «БИЗНЕС Online». Другие же посетители ТРК, как выяснилось, пришли сюда не на распродажу, а для рядовых текущих покупок — разрекламированное снижение цен их мало интересует.

При этом с «Черной пятницей» конкурируют куда более выгодные предложения — новогодние скидки, скидки на день рождения магазина, ликвидация товара. Прежде всего это касается магазинов женской одежды: например в Zarina (и в «Тандеме», и в «Парк Хаусе») скидки — 50%. В результате поток представительниц слабого пола в этих магазинах заметно больше.

Еще один пример, говорящий о том, что даже сами ретейлеры находятся в растерянности и не готовы приурочивать свои распродажи к «Черной пятнице». Сотрудница магазина Zenden в ТЦ «Южный», ответившая на звонок «БИЗНЕС Online», рассказала нам что, по ее мнению, «Черная пятница» со скидками начнется на неделю позже. «Она же будет только 2 декабря. В честь нее все торговые центры будут работать до трех часов ночи», — пояснила девушка. Правда, в честь «Черной пятницы» уже с сегодняшнего дня (правда, почему-то только в течение трех дней) можно получить 10% скидку на все модели обуви и сумок. Но только при наличии дисконтной карты Zenden.

. Главное объяснение отсутствия покупательского ажиотажа — смешные скидки, которые объявляют ретейлеры Фото: Ангелина Головатая

«НА ПЕРЕПИСЫВАНИИ ЦЕННИКОВ БЫЛИ ПОЙМАНЫ ДАЖЕ ВЕСЬМА УВАЖАЕМЫЕ КОМПАНИИ»

Что касается онлайн-торговли, то, по данным сайта blackfridaysale.ru, который организует акцию (впрочем, простой интернет-поиск выдает еще десяток аналогичных российских сайтов), к ней присоединились более 300 магазинов, большую часть которых представляют продавцы одежды, обуви, косметики, электроники и техники. Скидочная «вилка» представляет собой разброс от 20% до 90%, утверждают продавцы.

Впрочем, президент национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов не советует сравнивать российскую и американскую Black Friday. «Там это вроде национального сумасшествия, у нас ничего похожего нет», — заметил эксперт в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», но добавил, что определенная категория покупателей, которые ждут этого дня для совершения серии крупных покупок, уже появляется. «Действительно, есть люди, которые в самом деле откладывают покупки ради этого дня, тщательно мониторят цены на товары, и их число растет, но пока это не достигло уровня всеобщего увлечения, — пояснил Иванов. — Секрет в том, что в России „Черная пятница“ проходит всего третий год, а в США это уже вошло в привычку. У нас это пока не тот день, который помечают в календаре и ждут заранее».

Но главное объяснение отсутствия покупательского ажиотажа — смешные скидки, которые объявляют ретейлеры. Декларируемое 90% падение цен касается узкого сегмента товаров, которые чаще всего безнадежно устарели. «Хорошие скидки может давать только производитель, есть категории товаров, например, сотовые телефоны и бытовая техника, на которые суперскидок не будет никогда, — добавил собеседник издания. — Все эти скидки достаются зарубежным покупателям, где размещены производители». Немного лучше дело обстоит с магазинами одежды и обуви. «Как иногда про них говорят, это «торговцы воздухом» — маржа у них больше, следовательно, они могут больше ужаться в цене», — заметил Иванов.

Есть и факторы, которые отталкивают покупателей от массовых распродаж. К примеру, часть шопоголиков убеждена, что в этот период магазины дважды переписывают стоимость товаров. Первый раз — когда повышают ценник, а второй раз — когда понижают его до прежнего уровня, представляя покупку товара как особенно выгодную. «На этом были пойманы даже весьма уважаемые компании, но это не общее поветрие, как правило, продавцы ведут себя добросовестно, — предупредил президент торговой ассоциации. — И с каждой „Черной пятницей“ таких случаев становится все меньше и меньше. Правильные покупатели мониторят цены, их сложно обмануть».

Неудивительно, что в этом году к многочисленным сайтам «черных» распродаж присоединился проект «Настоящая «Черная пятница», организованный ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). Ее представители уверяют, что будут выборочно мониторить предложения продавцов. Если акционная цена будет вызывать сомнения в сравнении с рядовой, предложение отправят на доработку. Посмотрим, насколько успешным окажется такой опыт.

По данным сайта blackfridaysale.ru, который организует акцию, к ней присоединились более 300 магазинов По данным сайта blackfridaysale.ru, который организует акцию, к ней присоединились более 300 магазинов

«В КИТАЕ БЫВАЮТ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СКИДКИ, КАЧЕСТВЕННЫЙ СМАРТФОН МОЖНО КУПИТЬ ЗА ДОЛЛАР»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое отношение к «Черной пятнице», а также изложили рекомендации покупателям по стратегии в период распродаж.

Александр Иванов — президент национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ):

— Кроме американской «Черной пятницы» есть китайская, так называемый день интернет-распродаж холостяка, который проходит 11.11. У нас он тоже проводился, объемы продаж растут очень сильно, в России по сравнению с прошлым годом они увеличились в полтора раза, до 15 миллионов продаж. В Китае бывают фантастические скидки, к примеру, вы можете купить качественный смартфон за 1 доллар. Они проводят разные игры, в которые вовлекают покупателей — к примеру, выставляют первые 10 смартфонов по цене в 1 доллар, вторую десятку — за 2 и так далее — используют прогрессирующую наценку.

В России, к сожалению, интернет-магазины не могут себе позволить продавать товары значительно дешевле торговых центров. Такое было несколько лет назад, потому что расходы на содержание магазинной инфраструктуры превышали затраты на содержание магазина в сети, но сейчас это время проходит, онлайн-торговля становится дорогим удовольствием.

Леонид Рахимов — эксперт по коммерческой недвижимости:

— «Черная пятница» — хорошая акция, стимулирующая продажи. И скидки ее выделяются на общем фоне продаж. В интернет-магазинах в рамках этой акции тоже есть скидки на некоторые позиции товаров, и это тоже выгодно. «Черная пятница» — вполне живая, рабочая акция. Если бы ее проводили каждую неделю, а скидки были бы все больше и больше, а цены — ниже и ниже, то от этого потребитель бы только выиграл.

Я думаю, что и российские интернет-магазины могут предложить не худшую цену по сравнению с китайскими и американскими. Может быть, какие-то более выгодные условия. Это зависит от самого интернет-магазина, от каналов распространения продукции, от входящей цены. Если российский интернет-магазин получит какие-то более выгодные условия от производителя, то почему бы и нет?

По известному мне исследованию почти полтриллиона рублей, то есть 500 миллиардов рублей, составляет рынок розничной торговли Татарстана. Какой-то процент от этой суммы занимают продажи в интернете. Это процесс развивающийся.

В России «Черная пятница» является скорее не общемаркетинговым приемом, направленным на стимулирование трафика в онлайн- и офлайн-рознице за счет снижения цен, а рекламным приемомФото: ©Евгения Новоженина, РИА «Новости»

Александр Логунов — GR-директор ассоциации компаний интернет-торговли:

— С каждым годом к распродаже «Черной пятницы» подключаются все больше компаний разных отраслей: автомобильная, сервисы и услуги. На сегодняшний день сложно сказать, что покупать в интернете выгоднее, но абсолютно точно можно говорить о том, что это удобнее, особенно тем, кто живет в мегаполисах. Конечно, опасения людей, которые покупают в интернете, обоснованны. Ведь, покупая вещи за рубежом, вы оказываетесь не защищены законодательно от мошеннических действий интернет-магазинов. Так, например, покупая товары в американских интернет-магазинах, вы рискуете не вернуть деньги в случае получения товара ненадлежащего качества либо столкнуться с проблемой возврата и обмена приобретенных вещей.

Главное конкурентное преимущество российских продавцов — это несравнимо высокий уровень сервиса. Заказывая товар у отечественных онлайн-ретейлеров, потребитель может быть уверен в возможности возврата товара, получении его в самое ближайшее время (во многих случаях даже день в день), возможности примерки одежды. К сожалению, в текущих экономических условиях потребитель руководствуется в первую очередь стоимостью товара, а в зарубежных интернет-магазинах она сегодня гораздо ниже из-за неравных конкурентных условий и отсутствия НДС и ввозных пошлин.

Какую модель поведения стоит принимать отечественным покупателям в период «Черной пятницы»? Не паниковать, покупая товары взвешенно и обдуманно. Главное — делать покупки в известных проверенных магазинах, тогда вероятность стать жертвами мошенников будет исключена.

. Часть шопоголиков убеждена, что в этот период магазины дважды переписывают стоимость товаров Фото: Ангелина Головатая

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macro, IT&cons), группа компаний «Финам»:

— В России «Черная пятница» является скорее не общемаркетинговым приемом, направленным на стимулирование трафика в онлайн- и офлайн-рознице за счет снижения цен, а рекламным приемом. В ряде случае реальные скидки оказываются несущественными или вовсе отсутствуют. Таким образом, скидки действительно практически не выделяются на уровне сезонных распродаж.

Как правило, в России товары в интернет-магазинах стоят столько же или даже дороже, чем в офлайн-рознице. Это связано с высокими относительными расходами ретейлеров на доставку товаров из-за дорогой логистики и небольшого среднего чека, а также дорогим таргетированным маркетингом. Таким образом, ключевым конкурентным преимуществом интернет торговли является широта ассортимента.

Опасения покупателей приобретать вещи из-за рубежа, в частности из Китая или США, обоснованны. Это связано с длительными сроками доставки, зачастую низким ее качеством, отсутствием удобной возможности возврата и частыми случаями мошенничества. Российские интернет-магазины не могут предложить покупателю более выгодную скидочную систему, так как издержки на доставку и маркетинг не покрывают экономии на операционных расходах ввиду отсутствия дорогой арендной недвижимости. Российские пользователи интернета чаще всего покупают небольшие товары (аксессуары и т. п.). С точки зрения оборота лидируют сегменты электроники/бытовой техники, одежды/обуви, компьютеры/ноутбуки/комплектующие.