Вчерашние бюджетные слушания в нижней палате российского парламента стороны прошли по ожидаемому сценарию Вчерашние бюджетные слушания в нижней палате российского парламента стороны прошли по ожидаемому сценарию Фото: duma.gov.ru

ДИЕТА ОТ СИЛУАНОВА

Вчерашние бюджетные слушания в нижней палате российского парламента стороны прошли по ожидаемому сценарию. Представители партии власти уверяли в необходимости его принятия, и даже Счетная палата решила придержать возражения, так называемая системная оппозиция тщательно изображала из себя непримиримую. Благо можно было не бояться переборщить, нарушив планы кабмина: в нынешней Госдуме у «Единой России» конституционное большинство и полное благолепие. С характеристикой документа тоже определились заранее: глава минфина Антон Силуанов прозвал его «диетическим», коммунисты — «летаргическим», жириновцы из ЛДПР постфактум решили не отставать и придумали свой термин — «бюджет проедания».

Традиционно о параметрах основного финансового документа страны докладывал «главный бухгалтер» страны Антон Силуанов, который как никто другой настроен свести дебет с кредитом. Именно на это ориентирован законопроект — сократить дефицит бюджета с 3% в 2017 году до 1% в 2019-м. «Большой дефицит бюджета влияет на инфляцию, на высокие процентные ставки, влияет на непрогнозируемость курса национальной валюты со всеми вытекающими экономическими последствиями... Это не самоцель, а условия обеспечения устойчивой экономической политики, макроэкономической прогнозируемости и основа для экономического роста», — назидательно говорил министр. Невесело звучали его слова о том, что уровень расходных обязательств за последние годы вырос на более чем 3 трлн. рублей, тогда как доходы сохраняются на уровне 2013 года. Финансирование дефицита бюджета за последние два года уже и так «съело» 4,7 трлн. рублей из резервного фонда, оставшиеся 1,1 трлн. рублей пустят на покрытие дефицита бюджета в 2017 году, тогда же распакуют и фонд национального благосостояния. «ФНБ — 4,7 триллиона рублей, из которых 1,6 триллиона рублей уже вложены в активы и проекты. То есть 3,1 триллиона рублей — это наш остаток резерва, который может быть использован для финансирования расходов», — уточнил Силуанов. Кроме того, минфин планирует увеличить внутренние заимствования и привлечь дополнительно 1 трлн. рублей, плюс дополнительные доходы должна дать приватизация.

Жировать в таких условиях не получится уже никому. Поэтому, по мнению Силуанова, надо срочно сокращать неэффективные траты бюджета, тем более что при прогнозируемой цене нефти в $40 за баррель (именно на этой оценке сверстан бюджет) минфин на прирост доходов даже не надеется. В итоге министерство напланировало расходов на 16,2 трлн. рублей в следующем году с последующим их сокращением до 15,9 трлн. рублей в 2019-м, а вместе с тем и дефицита бюджета — с 2,7 трлн. до 1,1 трлн. рублей.

К слову, то, что в этом году представлен трехлетний, а не однолетний бюджет уже рассматривается минфином как большое достижение. Это, по словам Силуанова, дает возможность понять, как будет развиваться ситуация с налогами, как будет развиваться ситуация на финансовом рынке, какие приоритеты будут определены на ближайшую трехлетку и какие отрасли будут поддержаны и в каких объемах. «Это принципиально важно как для граждан, бюджетополучателей, так и для инвестиционного климата России», — подчеркнул министр.

Наконец, Силуанов уверен, что представленный проект бюджета обязательно будет способствовать экономическому росту. Впрочем, судя по прогнозам, внесенных в документ, весьма скромному — от 0,6% в 2017-м до 2,1% ВВП в 2019 году. Зато инфляция, за снижение которой сражается Центробанк, должна (во всяком случае, по ожиданиям экономического блока правительства) достигнуть желаемых 4% уже в следующем году, и уже в текущем ожидается на уровне 5,8%. «Мы не повышаем налоги, прогнозируем снижение инфляции, мы в рамках бюджетных параметров делаем доступнее кредит — это основа для возобновления роста экономики, который предусмотрен на ближайшую трехлетку», — уверенно объявил Силуанов.

Что касается доходов, они, по задумке авторов бюджета, должны постепенно и очень медленно расти — с 13,5 трлн. рублей в 2017-м до 14,8 трлн. через три года. При этом министр заверил, что не собирается повышать налоги — для этого есть другие инструменты, например, улучшение администрирования доходных источников, что позволит иметь дополнительные 150, а то и 200 млрд. ежегодно. Тут же и повышение акцизов на алкогольную продукцию. Также в планах минфина повысить доходы от активов, в которых участвует государство. «В следующем году, вне зависимости от категории участия в предприятии, мы предусмотрели привлечение в бюджет 50 процентов дивидендов от прибыли», — ожидает министр.

Кроме того, Силуанов вновь завел речь о модернизации налогообложения нефтянки и газовой отрасли. «Мы в реальном выражении не увеличиваем нагрузку на нефтянку и газовую отрасль, но в номинальном выражении через НДПИ увеличиваем доходы, привлекаемые от этих секторов экономики. Больше ресурсов получаем от НДПИ, меньше от экспортной пошлины. Часть доходов привлекаем за счет увеличения акцизов на нефтепродукты, что не должно повлиять на увеличение цен на эти виды товаров», — рассказал Силуанов. Наконец, на пополнении доходной части бюджета должны сыграть меры налогового стимулирования, как, например, увеличение категории малого бизнеса, которая попадает под льготный режим налогообложения и прочее.

Что ж, для главы минфина налогообложение нефтянки — идефикс и способ оперативно заткнуть хотя бы часть бюджетных дыр. Напомним, 6 октября он опубликовал «Коммерсанте» статью, где попытался объяснить, почему нужно изменить фискальный подход к нефтянке. Правда, следом с той же трибуны академик РАН Александр Некипелов парировал: уровень изъятия средств из нефтегазовой отрасли и без того кратно превышает уровень налогообложения других отраслей экономики РФ и является самым высоким в мире. А самым последовательным критиком этого «бухгалтерского» подхода Силуанова в правительстве был ныне арестованный «директор по развитию» — экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев. На всех крупных площадках он защищал нефтяников от новых поползновений минфина. «Почти все бюджетные деньги мы получаем в Западной Сибири и Поволжье, где традиционные запасы. Упражнения по НДПИ и экспортной пошлине убивают эти традиционные месторождения... В 2018 году у вас будет минус налоговый, я даже не говорю про инвестиции, я про потери бюджета», — разворачивал Улюкаев неприглядные перспективы на прошлогоднем инвестфоруме ВТБ «Россия зовет!». А этим летом на ПМЭФ заявил: мол, нужно оставить «все эти упражнения по ухудшению налоговых условий нефтяного и газового сектора и дать коллегам спокойно работать и зарабатывать деньги». Вот только сегодня бывший глава МЭР сидит под домашним арестом с подачи тех самых нефтяников, а идеям Силуанова в правительстве, похоже, противостоять просто некому: Сечин и Ко будут вынуждены отбиваться от «наездов» минфина напрямую через Кремль.

«ДОЛЯ ЗАКУПОК ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ НЕ СНИЖАЕТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ»

Отдельная гордость минфина — сохранение в полном объеме всех предусмотренных социальных обязательств, индексация пенсий, повышение зарплат бюджетникам. «Мы предусмотрели в полном объеме индексацию не только зарплат и пенсий, но и повышение зарплат работникам бюджетной сферы, которые подпадают под действие указов от мая 2012 года. На эти цели ежегодно предусмотрено более 100 миллиардов рублей», — пообещал Силуанов. Надо сказать, что на социальную политику выделен самый большой кусок бюджетного пирога — 31,3% всех расходов.

Еще один ежегодный приоритет бюджета — расходы на силовой блок, оборону страны. «Поскольку доля закупок вооружения и техники не снижается, несмотря на все сложности в предстоящие годы. Это позволит обеспечить нам модернизацию вооруженных сил, что является важной задачей сегодняшнего момента», — пояснил министр. Следует отметить, что траты на национальную оборону в общем объеме расходов занимают значительную долю — 17,5%, еще 12% всех расходов направляется на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Любопытно в связи с этим выглядят расходы на национальную экономику, для которой бюджетом предусмотрено 14,3% от доли всех расходов, при этом на то же ЖКХ — ничтожные 0,4%, образование — 3,5%, здравоохранение — 2,3%.

Впрочем, Силуанов уверял, что бюджет ориентирован в том числе на 11 ключевых направлений. Например, поддержка малого бизнеса, который должен дать стране новые предприятия и рабочие места, поддержка экспорта, в особенности несырьевых товаров, приведение в нормативное состояние дорог, образование, здравоохранение, моногорода и прочее. К слову, о моногородах. При внимательном изучении бюджета удалось выявить, что в следующем году фонд развития моногородов получит из федерального бюджета на 7,2 млрд. рублей меньше, поскольку, как говорится в пояснительной записке, на счетах организации осталась ровно такая же сумма с прошлых лет. При этом уже в 2018 году поддержку фонду обещали нарастить почти на 4,7 млрд. рублей.

Кроме того, планомерно за три года подрежут расходы на сельское хозяйство. Если в 2016 году на эти цели выделялось 214,5 млрд. рублей, то к 2019 году останется 194 миллиарда. Авторы документа объясняют это сокращение тем, что на ближайшую трехлетку отказались от трат на программу «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса», которая в этом году располагала 8 млрд. рублей. Кроме того, решили отказаться от мероприятий по стимулированию обновления парка сельхозтехники.

Есть еще одна любопытная статья расходов — новая госпрограмма по национальной политике. Раньше эти расходы проходили по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», на которую в текущем году предусмотрено 867,5 млн. рублей. В новом обличии госпрограммы расходы возросли до 2 млрд. в 2017 году и по 1,7 млрд. в 2018 - 2019 годах. Например, самая затратная подпрограмма касается государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики, на финансирование которой заложено от 1,4 млрд., в 2017 году, до 1 млрд. — в 2019-м. При этом профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве оценена в 14,7 млн. рублей с последующим сокращением до 14 млн., а на социально-культурную адаптацию мигрантов вообще не предусмотрено финансирования.

Для жителей Татарстана же из всего вороха расходов примечательным будут прописанные в документе средства на мероприятия по проекту «Культурное наследие острова-града Свияжск и древнего Болгара», на который федералы предусмотрительно заложили по 400 млн. ежегодно.

И еще одна деталь. Косвенным доказательством тому, что выборы президента вполне могут состояться уже в 2017 году (как предполагают некоторые эксперты), может служить статья расходов на Центральную избирательную комиссию, которая в 2017-м получит более 21 млрд. рублей — даже больше, чем в текущем году, когда проходили выборы в Госдуму. Впрочем, в пояснительной записке столь щедрые ассигнования объясняются именно подготовкой к президентской кампании. В любом случае если выборы даже пройдут в срок, весной 2018-го, основное веселье бюджетом запланировано на следующий год.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал в основу экономической модели заложить не нефть, а человеческий капитал Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал в основу экономической модели заложить не нефть, а человеческий капитал Фото: duma.gov.ru

«НЕПРИНЯТИЕ БЮДЖЕТА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ — САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ПОТРЯСЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ»

Кроме того, Силуанов предупредил регионы, что со следующего года уже не стоит рассчитывать на бюджетные кредиты, средства на которые значительно сократятся. «Бюджетные кредиты планируем сокращать, имея в виду, что процентные ставки на рынке снижаются и для субъектов это будут более дешевые рыночные займы. Тем не менее 100 миллиардов рублей предусмотрено в виде бюджетных кредитов», — отметил он. При этом он выразил готовность обсуждать этот вопрос, так что вполне возможно, что ко второму чтению суммы будут иные, иначе же к 2019 году на эти цели заложили только 50 млрд. рублей.

При этом в ближайшую трехлетку минфин все-таки решил оказать помощь тем субъектам, которые имеют дисбаланс своих полномочий. «Для этого мы предусмотрели в следующем году централизацию части налога на прибыль — 1 процент налога на прибыль предлагается централизовать в федеральном бюджете для оказания поддержки субъектам — 121 миллиард, из которых 100 миллиардов рублей планируется передать в фонд поддержки регионов на выравнивание бюджетной обеспеченности. Эти деньги пойдут тем регионам, которые больше всех нуждаются для выполнения своих полномочий», — пообещал министр. Еще 20 млрд. рублей в виде поощрительных грантов пойдут на поощрение тех, кто обеспечивает высокие темпы роста собственных доходов и ВРП.

Но минфин не собирается просто раскидываться и без того ограниченными ресурсами: к получателям поддержки будет предъявляться все больше требований. «Получая дополнительные финансовые ресурсы, субъекты будут заключать соглашения с минфином, где будут взяты обязательства по созданию новых рабочих мест, по привлечению инвестиций, по увеличению темпов роста ВРП, чтобы иждивенческие настроения перевернуть с точки зрения мотивации субъектов по созданию собственной доходной базы», — рассказал Силуанов.

В целом сверстанный бюджет, по мнению министра, жесткий, но при этом отвечает задачам макроэкономической устойчивости. Однако если Силуанов, казалось, остался доволен тем, что более-менее удалось сверстать бюджет, затыкая его дыры средствами резервного фонда и ФНБ, то с его оптимистичными прогнозами никак не соглашалась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Например, она отказывалась верить, что запланированные бюджетом темпы роста ВВП могут быть достигнуты, поскольку доходы у населения низкие, а у предприятий недостаточно оборотных средств. Если авторы бюджета ожидают, что доля запасных оборотных средств в структуре ВВП увеличится в 10 раз с 0,4% до 4,2% в 2019 году, то Голикова убеждена, что в условиях экономической неопределенности такой скачок выглядит чересчур оптимистично. «Показатели незначительного за 2017 - 2019 годы увеличения реальных располагаемых доходов населения на 1,5%, реальной зарплаты на 4% и продолжение снижения реального размера среднегодовой пенсии на 2,1 процента не дают основания предполагать, что внутренний потребительский спрос будет расти значительно более высокими темпами», — отметила глава Счетной палаты.

Также Голикова указала Силуанову на то, что минфину придется занимать средства на внутреннем рынке по более высоким ставкам, чем ожидают авторы бюджета, что в конце концов приведет к росту госдолга. «Итоги проведенных в 2015 - 2016 годах аукционов по размещению ОФЗ показывают, что совокупный спрос на ОФЗ за период с января по октябрь 2016 года вырос на 10,6 процента по сравнению с 2015 годом, а совокупное предложение минфином ОФЗ на аукционах выросло на 15,1 процента по сравнению с 2015 годом. Таким образом, при осуществлении в 2017 - 2019 годах заимствований в объемах, сопоставимых с общим уровнем спроса, минфин вынужден будет привлекать средства по значительно более высоким ставкам», — констатировала она.

Тем не менее Голикова, несмотря на все выявленные ее ведомством недостатки финансового документа, призвала принимать его в первом чтении. А это было весьма показательно, поскольку глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассказал, что первоначально Счетная палата разнесла документ в пух и прах и рекомендовала вернуть его обратно правительству. Однако во время первого чтения позиция Голиковой изменилась.

«Все ведущие эксперты сказали, что самое страшное — это непринятие бюджета в первом чтении. Это самое серьезное потрясение для экономики страны. Поэтому независимо от своих взглядов, независимо от критики бюджета, независимо от критики тех или иных положений, а, строго говоря, сегодня в стране нет ни одного человека, который был бы доволен бюджетом, всем предлагаю принимать бюджет в первом чтении и дорабатывать его во втором», — громко призывал с трибуны Макаров всех депутатов. Однако соглашались с парламентарием только его коллеги по партии, а вот представители системной оппозиции дружно проголосовали против.

Сергей Катасонов из ЛДПР окрестил представленный минфином бюджет бюджетом проедания Сергей Катасонов из ЛДПР окрестил представленный минфином бюджет «бюджетом проедания» Фото: duma.gov.ru

«ЭТО БЮДЖЕТ НЕ СОЦИАЛЬНОГО, А ОЛИГАРХИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА»

«По-прежнему принцип формирования бюджета сугубо колониальный, мы продаем сырье, вздуваем цены на тарифы, залазим поглубже в карманы граждан, перекладываем все основные социальные обязательства на регионы, 43 из которых уже находятся в преддефолтном состоянии, перетягиваем оттуда основные финансовые ресурсы, — грозно ревел лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — За 4 года ВВП обвалился на 7 процентов. Это значит, что мы недополучили почти 35 триллионов рублей. Хотел бы спросить тех, кто составлял бюджет: как можем дальше развиваться? На этот главный вопрос в бюджете нет ответа».

И в качестве альтернативы главный коммунист предлагал обратиться к истории и вспомнить ленинско-сталинскую модернизацию, китайский опыт Дэн Сяопина, опыт Примакова-Маслюкова. Наконец, предлагал почитать программу нового президента США Дональда Трампа, которая, по мнению лидера КПРФ, гораздо лучше, чем принимаемый российский бюджет. «Почему в вашем бюджете нет ничего? Меня поражает, что никаких серьезных мер не принимается. Я хочу, чтобы каждый в зале осознавал, почему этот бюджет не годится. Это бюджет не социального, а олигархического государства», — сделал вывод Зюганов.

Следом Сергей Катасонов из ЛДПР окрестил представленный минфином бюджет «бюджетом проедания». «Я впервые вижу документ, в котором минэкономразвития даже не попытался нас обрадовать. Посмотрите, до 2034 года у нас не прогнозируется существенного изменения. Если мы не поменяем экономическую модель, то роста никакого не будет. Цель у вас должна быть только одна — повышение качества жизни населения. Этим документом вы этого никак не достигаете», — печалился депутат. При этом Александр Ремезков из «Справедливой России» окрестил законопроект «выжидающим» бюджетом и заявил, что его партия уже разработала свой альтернативный бюджет.


Впрочем, даже единоросс Макаров нашел, за что покритиковать документ минфина. «Базовый сценарий лишает бюджетную политику влияния на экономику. Мы должны учитывать все вопросы и должны вернуться к управлению рисками. Мы пока плывем по течению. Падения не будет, восстановительный рост начался, провала не будет, катастрофы, которую многие предрекают, тоже не будет, но и прорыва не будет. А нам нужен реально прорыв. Факторов, которые дадут экономический рост, не видим в бюджете. Они присутствуют только в качестве лозунга», — рычал с трибуны депутат.

И следом Макаров еще громче призывал в основу экономической модели заложить не нефть, а человеческий капитал. «Вложения в инфраструктуру, в образование, в здравоохранение — это не расходы, а инвестирование. Это лучшие инвестиции, которые мы можем сделать в будущее страны. А это качество жизни людей и борьба с бедностью. Мне бы хотелось увидеть более серьезные предложения по борьбе с бедностью», — кивал он Силуанову.

Но даже это, на взгляд Макарова, можно соорудить ко второму чтению бюджета. Пока же главное — провести через первое. «Когда нам говорят, что мы не будем голосовать, это означает, что вы не хотите работать, вы уклоняетесь от ответственности. Все, что вы предлагаете, это можно сделать во втором чтении, а для этого надо принимать в первом!» — гневался он на коллег по Думе.

На 334 человек его слова возымели действие, и они дружно нажали на кнопки за, однако 100 человек были категорически против.