КФУ за 10-миллионный грант занялся национальными языками России — организовал на эти деньги тематическую олимпиаду федерального уровня. Сегодня в Москве проходит финал, где школьники и студенты соревнуются в знаниях и любви к родному языку по-русски. А накануне, на открытии форума, корреспондент «БИЗНЕС Online» полюбовалась визуальным воплощением национального разнообразия страны и попыталась разузнать, быть ли ЕГЭ на татарском и других языках.
Зал заседаний Совета Федерации накануне был непривычно красочен
ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ГИМНА
Зал заседаний Совета Федерации накануне был непривычно красочен. Нет, не из-за подготовки ко Дню народного единства. Дело в том, что места сенаторов были отданы школьникам и студентам — победителям регионального тура первой всероссийской олимпиады по национальным языкам республик РФ под эгидой русского языка. На торжественное открытие финального тура ребята из 22 регионов прибыли во всей красе (и это правильное слово: подавляющее большинство — девушки) и разнообразии национальных костюмов. Все это многоцветие, собранное вместе в одном зале, как нельзя лучше иллюстрировало строку российского гимна о «братских народов союзе вековом». Пока играл гимн, корреспонденту «БИЗНЕС Online» подумалось: вот если бы все сенаторы (а то и депутаты) сменили свои строгие костюмы на красочные национальные. Ну хотя бы на пленарных заседаниях. Вот тогда вся многонациональная Россия была бы налицо.
Между тем молодежь уже вовсю приветствовали официальные лица, для которых, казалось, это было куда большим праздником. «В нашей стране, самом большом федеративном государстве в мире, проживают представители более 190 народностей и национальностей, они говорят почти на 300 языках и диалектах. Россия и Совет Федерации заботятся о сохранении каждого из них, потому что язык — это всегда самобытность народа, его вклад в мировую культуру», — строго вещала с телеэкрана глава Совфеда Валентина Матвиенко, которая улетела в Японию, где, как уже все знают, тестировала на своих охранниках рыбу фугу. А собравшимся в верхней палате парламента ребятам она продолжала объяснять, что именно русский язык объединяет народы России и остается «фундаментом нашей российской идентичности».
Да, после астраханского Госсовета по межнациональным отношениям рассуждения о российской нации стали настоящим трендом. Естественно, тема не раз затрагивалась и накануне, тем более олимпиада по национальным языкам как нельзя лучше вписалась в это веяние. «Защита и поддержка русского языка важны и значимы для сохранения России, ее суверенитета и ее культурного влияния в мире, — кивала с экрана Матвиенко. — Я глубоко убеждена, что ваши знания как русского, так и национальных языков будут востребованы в области межкультурных коммуникаций, воспитания чувств гражданства, патриотизма, любви к малой и большой Родине, уважения к представителям других культур».
Министр образования РФ Ольга Васильева на мероприятии так и не появилась (хотя это предполагалось), делегировав своего заместителя Вениамина Каганова. Но он лишь рассыпался во всевозможных благодарностях и по сути так ничего и не сказал. Отдельно подчеркнул, что олимпиада эта не последняя и в будущем, возможно, охватит не только национальные республики. А потом этот тезис Каганов еще развил, общаясь с журналистами: «После этой олимпиады во всех регионах нашей страны интерес к такой форме проведения будет все больше. Я уверен, что следующая олимпиада будет на порядок больше по количеству участников. Сейчас мы накапливаем опыт». И действительно, это было бы актуально: не всегда же народы живут в национальных республиках. Что делать, например, татарам или башкирам, которые также любят и знают родной язык, но волею судеб живут в Москве или любой другой области страны?
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП — НА НАЦИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, ФИНАЛ — НА РУССКОМ
Так что же это за олимпиада? Она проводится впервые. Учредили ее Государственный институт русского языка им. Пушкина, Институт языкознания РАН и министерство образования и науки РФ. «Идея олимпиады вынашивалась многие годы. Мне и моим коллегам выдалась возможность донести эту идею до министерства образования и обеспечить ее включение в перечень мероприятий целевой программы „Русский язык“. Эта идея изначально принадлежит Людмиле Дудовой (профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования, член совета по русскому языку при президенте РФ — прим. ред.)», — рассказала об истории появления всероссийской олимпиады ректор Института русского языка Маргарита Русецкая.
Организатором выступил Казанский федеральный университет (КФУ), который в конкурсе минобразования обошел Дагестанский госуниверситет, плюс были отклонены заявки Мордовского и Башкирского госуниверситетов. Да, пока в республике скандалят о татарском национальном компоненте в КФУ, само учебное заведение подвизалось организовать действительно масштабное мероприятие. В итоге на благородную цель по «сохранению и развитию госязыков РФ и русского языка как государствообразующего языка РФ и как основы формирования общероссийской гражданской идентичности и объединения народов разных культур, традиций и религий при условии сохранения их этнонациональной идентичности» (а именно так говорится в положении об олимпиаде) КФУ из федерального бюджета выделили 10 млн. рублей по линии федеральной госпрограммы «Русский язык». «Связались с регионами, в которых официально утверждены государственные языки, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ директор Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ Радиф Замалетдинов. — Оказалось так, что в Карелии карельский язык не является государственным. На уровне минобразования РФ принято решение допустить этих ребят в качестве исключения к олимпиаде. Задание регионы придумывали сами, но мы постоянно работали с каждым на каждом этапе».
Региональный уровень всероссийской олимпиады, в которой участвуют 6 тыс. школьников и студентов в республиках, прошел с 1 по 15 октября. На этом этапе регионы были вольны сами придумывать задания, однако форма их была заранее определена: тесты, эссе и перевод. Вот тут-то участники могли показать свой уровень владения национальным языком. Лучшие (не более 10 человек от каждой республики) отправились в Москву на финал, который проходит сегодня в Институте русского языка им. Пушкина. Вот только сейчас ребята соревнуются уже на русском языке: пишут эссе на тему лингвокультурных особенностей госязыков республик, декламируют стихи на родном языке с переводом на русский, а еще презентуют свою малую Родину. «В финале будете соревноваться по русскому языку, чтобы вы демонстрировали свое владение устной и письменной речью, — это приоритеты, которые закреплены в концепции преподавания русского языка и литературы», — пояснила Русецкая.
Как говорится в положении об олимпиаде, национальная атрибутика и костюмы приветствуются. Так что, судя по вчерашнему открытию в Совете Федерации, к этому ребята подготовились основательно. Будем надеяться, что и к содержательной части — тоже. Во всяком случае, на кону серьезные привилегии — льготы при поступлении в бакалавриат или магистратуру по направлению «Филология». «Вы первопроходцы, вы уже победители, — наставлял ребят Замалетдинов. — Но вам предстоит пройти еще одно испытание завтра. Цена испытания невероятно высока — вам доверено представлять ваши регионы, ваши республики. Вы выступаете как депутаты, как члены Совета Федерации, чьи места сегодня занимаете».
А вот состав жюри, возглавляемый главой Российской академии образования Людмилой Вербицкой, на добрую половину состоит из представителей КФУ (видимо, это бонус за организацию олимпиады). Например, оценивают ребят сегодня Резеда Мухаметшина, Татьяна Корнеева, Лилия Мухарлямова, Эльвира Нагуманова, Альфия Юсупова и Зульфия Юсупова. Разбавят этот стройный татарстанский десант уже упомянутые Дудова и Русецкая, а также представители Российского нового университета, Института русского языка им. Пушкина, МПГУ и Сыргылана Брызгалова из минобрнауки.
Директор Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ Радиф Замалетдинов
«ЕГЭ НА ТАТАРСКОМ? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?»
После торжественного открытия финального этапа олимпиады ребята бросились фотографироваться на фоне каждой стены, каждого висящего там портрета, светильника, люстры, вместе и поодиночке. Делали они это с такой непосредственностью, что нельзя было не залюбоваться. Среди этой хорошей суеты корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с одной из участниц олимпиады — 10-классницей Гуманитарной гимназии-интерната Актанышского района Татарстана Резедой Миргаязовой.
— Я буду читать стихотворение Габдуллы Тукая «Милли моңнар»: это не только повествование о какой-то ситуации, но описание души татарского человека, культуры татарского человека. До сих пор тема, которую поднимает Габдулла Тукай в своем стихотворении, актуальна, — серьезно рассуждала эта тоненькая бледная девушка в нежно-розовом костюме.
— Говорят, что национальные языки умирают. Есть ли будущее у татарского языка?
— Мы будем разговаривать на татарском языке еще очень долго, если мы сами этого захотим, если мы захотим, чтобы наши дети на нем разговаривали. Конечно, нужно любить родной язык, чтобы он развивался, пользоваться им не только дома, но и со своими друзьями, не стесняться говорить на нем и в других регионах, — четко отвечала Резеда. Наверное, она уже знала, что в Москве обязательно спросят про судьбу ее родного языка, поэтому была готова тут же встать на его защиту.
С таким же вопросом мы обратились к Замалетдинову. «Мне кажется, проведение таких олимпиад — это подтверждение тому, что сегодня уделяется внимание сохранению, развитию государственных языков республик России. Это очередное подтверждение тому, что есть внимание к родным языкам как в регионах, так и в целом в нашей стране», — по-взрослому ответил он.
Но раз для национальных языков учредили отдельную всероссийскую олимпиаду, не грех подумать, что скоро даже ЕГЭ можно будет сдавать на родном для республик языке? Здесь Замалетдинов попытался быть дипломатичным: «Когда приступали к ЕГЭ, у нас в Татарстане и ряде других регионов проводили данный госэкзамен на национальных языках. Потом уже были приняты другие нормативные документы — ЕГЭ сдают только на русском. Мне кажется, вопрос требует дополнительного изучения. Тогда, когда ребята сдавали на родном языке, им предоставлялась возможность поступления только в вузы того региона, где они сдавали на родном языке. Мне кажется, есть над чем подумать, поработать. Сегодня ЕГЭ уже совершенно другой. Но мы слышим от руководителей нашей страны, министерства образования высказывания о том, что мы можем и будем совершенствовать технологию ЕГЭ. Поэтому почему бы нет?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.