Сергей Насекин: «Народ у нас трудноподъемный. Первый раз проводил «Виниломанию» — сколько было скептицизма! А заявилось огромное количество народа»

СОСКУЧИВШИМСЯ ПО АНАЛОГОВОМУ ЗВУКУ

— Сергей, это уже третья «Виниломания», и вновь — в новом месте. Однако, похоже, на этот раз вы нашли близкое по духу заведение — Rockstar Bar...

— Да, живая музыка, плакаты с Led Zeppelin, в кожанках ходят, пиво пьют. Уютно и отличный вид на улицу Пушкина. Когда договаривались, спросил: «А вы не боитесь?» Потому что первую «Виниломанию», в 2014 году, проводили в клубе «Бонифаций». Потом он закрылся. В 2015-м проводили в «БиоПорте» — тоже закрылся... Нет, говорят, не боимся. Если все пройдет нормально, думаю, Rockstar Bar станет постоянным местом, где будет проходить «Виниломания» один или два раза в году.

— Чего сегодня не хватает для того, чтоб проводить «Виниломанию» чаще?

— Да, в Москве, Екатеринбурге, в Европе такие вещи проводятся два раза в год, а в Казани пока не получается. Народ у нас трудноподъемный. Первый раз проводил — сколько было скептицизма!.. Цель какая? В Казани — два пластиночных магазина: один специализируется на советских пластинках, другой — на оригинальном западном виниле. Но туда всегда можно прийти, и ассортимент не так часто обновляется. А вот если привлечь коллекционеров (в Казани их немало!), у которых всегда есть излишки... На первую «Виниломанию» я позвал с десяток людей, у которых довольно большие коллекции. И за исключением одного известного коллекционера, который меня сразу поддержал, другие затянули: «Ничего не получится... Никто не придет...» А заявилось огромное количество народу — 502 человека. Много молодежи. И вот эти продавцы, которых я чуть не на аркане приволок, говорят: «Серега, как клево получилось! Давай каждый месяц!» Но каждый месяц наш город не потянет, давайте хотя бы раз в год. И когда второй раз проводили, опять пришлось их на аркане тащить. Тогда народу оказалось поменьше, но это были те, кого пластинки реально интересуют — продажа и обмен шли отлично.

— «Экономика» у мероприятия прослеживается?

— Какие-то затраты есть, но они небольшие. Тот, кто торгует, платит за стол 500 рублей, и этих 5 - 6 человек хватает, чтоб покрыть затраты. Вот и вся экономика.

— Прослушать пластинки можно будет?

— Обязательно принесу вертушку.

— А помыть?

— Аппарат есть, но на выставку его не привезу. Такие машины есть в упомянутых магазинах, там за минимальные деньги можно помыть диск. Вообще, мытье пластинок — это отдельная тема и даже целый культ. Обычный аппарат стоит в районе 500 евро. Как действует? На пластинку брызгается специальный состав, разравнивается, дальше включается пылесос, который эту жидкость вместе с грязью высасывает. Успех помывки зависит от качества состава, который растворяет собирающуюся в канавках грязь, и от силы тяги. А недавно появились ультразвуковые чистилки — тысячи 2 евро уже стоят. Люди говорят, они принципиально лучше, чем вакуумные: если не очистилось, значит, действительно пластинка убитая.

Но есть и любители все это делать вручную. Один из таких мастеров живет в Казани — чистит прекрасно! Из средств — дистиллированная вода, детский шампунь, салфетки... Лучше, чем вакуумная машинка, однозначно. Самому можно научиться, если времени не жалко.

ПОКУПАТЬ ЛИ НОВОДЕЛЫ?

— Вы говорите, два магазина. Это не совсем точно: а как же отдел в одной из сетей, торгующих электроникой? Там, правда, новоделы, но тем нем менее... Кстати, как относитесь к таким пластинкам?

— Некоторые не совсем в теме, дескать, все новоделы (так любители называют современные виниловые переиздания рок-классикиприм. авт.) — чепуха, делаются с цифровых носителей, нет аналогового звука. Это неправда, новоделы новоделам рознь. Например, недавно переиздали весь Pink Floyd в оригинальном звучании и оригинальной упаковке. Если кто не знал, альбом Wish You Were Here был обернут не в обычный прозрачный полиэтилен, а в черный. Так и переиздали! И я купил: это официальное издание, под контролем чуть ли не Дэвида Гилмора и Ника Мейсона сделано, с тех самых матриц, пленок. Вообще, я не поклонник новоделов, но в том же Wish You Were Here — помните? — много тихих мест, и найти такой оригинал 1975 года, чтобы в тихих местах он не трещал, очень сложно. Словом, это переиздание прекрасно звучит, мне очень нравится, хотя у меня есть «родная», английская пластинка.

— Да-да, с тихими местами то же самое у King Crimson: пластинку в хорошем состоянии не найти, а найдешь — дорого...

— За последние 6 лет первопресс первого Crimson в хорошем состоянии вырос в цене с 70 до 400 евро.

— Иногда думаю: не купить ли Deep Purple на новоделе, потому что писались они, прямо скажем, не очень...

— Смотря какие пластинки.

— Тот же In Rock.

— Пожалуй, да.

— Сплошные средние частоты. А в новоделе, может, низов добавили?..

— В свое время я долго гонялся за первопрессом пластинки Ege Bamyasi группы Can. Купил, послушал — что-то не то. А вот американское переиздание отлично звучит. Понятно, что американцы что-то там «покрутили», сделали ремастеринг, то есть это не «первоисточник», но он меня устраивает! Музыка зазвучала: стала мощнее, выразительнее. В оригинале же все размазано.

«Почему цены растут? Потому что пластинок все меньше, а спрос все больше»

ЧЕМ ЦЕНЕН СОВЕТСКИЙ «АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО»

— Если говорить о степени попиленности пластинки, то довольно много ходит японских изданий просто в идеальном состоянии. Как относитесь к «японкам»?

— Тоже отдельная тема. Японские издания всегда выходили в толстом плотном картоне, с хорошей полиграфией и с определенными бонусами, которых нет в оригиналах: разворотами, буклетами. Японские издания первых четырех Led Zeppelin идут с плакатами... Есть большие нелюбители японского звука. Не знаю, моих ушей не хватает, чтобы это ощутить. Мы делали анализ: ставили английский, немецкий и японский пласты. Да, «японцы» иногда звучат чуть резче, будто добавили средних и высоких частот, но к ранним изданиям вопросов нет.

Что касается прекрасного состояния этого винила, то японцы по жизни аккуратисты и с пластинкам обращаются соответствующе. И немецкие диски чаще будут в неплохом состоянии. А вот французские или американские трудно найти в нормальном виде. Кстати, в 70 - 80-е годы японцы покупали в Европе огромное количество винила, и сегодня на специализированных сайтах много японских продавцов, сделанных в Старом Свете пластинок.

— Какой винил предпочитаете — американский, немецкий, английский, французский, голландский?

— Особого предпочтения нет. Традиционно ценится английский первопресс (первый тираж пластинки, сделанный на родной рекорд-компании, в родной стране исполнителя; к примеру, известный альбом Demons And Wizards группы Uriah Heep в таком случае должен быть 1972 года, английским, выпущенным на Bronze Recordsприм. авт.), даже если группа американская. В 70 процентах случаев первый английский окажется дороже первого американского. Но вот, например, любая американская пластинка Doors будет дороже английской. Да ее еще и найди на золотой Elektra (имеется в виду золотистого цвета «пятак» на пластинках группы Doors, выпускавшихся на лейбле Elektra,прим. авт.), и стоит немалых денег. А вот самый дорогой первопресс первого Jethro Tull — немецкий, потому что в него вкладывался огромный плакат, которого в английском издании не было.

— Кстати, очень неплохого качества были пластинки от советской «Мелодии»...

— Совершенно верно. Была такая пластинка — «Поет Адриано Челентано». Помню ее с детства, очень она мне нравилась. И вот как-то купил я мелодиевскую и почти одновременно — итальянский оригинал. Так мне советская понравилась больше, ее и оставил... «Мелодия» писала очень хорошо. Кстати, вы знаете, что «пятаки» у нее были трех цветов: розового, голубого и белого. Первая тысяча копий — розовые, потом — голубые, остальное — белые. И, к примеру, «пинк лейбл» «Люксембургского сада» Джо Дассена стоит дороже.

— Обращаете внимание только на музыку или и на то, как оформлена пластинка?

— Я дизайнер, и для меня это важно. В коллекции есть несколько пластинок совершенно неизвестных исполнителей, но с классным дизайном. Просто как-то рылся в мюнхенском магазине и наткнулся — такая красота! А по музыке какой-то совершенно неинтересный испанский джаз-рок... И если в оригинальную пластинку должны входить плакат, буклет, что-то еще, я ищу винил именно с полным комплектом. Кстати, вы знаете, что в пластинку The Dark Side Of The Moon наряду с двумя плакатами и открыткой вкладывались еще две наклейки? Об этом мало кто знает. А еще в первопрессе был буклет. Но это большая редкость. Такой комплект стоит больших денег.

«В прошлом году говорилось, что количество выпущенных в Англии и Америке пластинок сравнилось с объемом производства 1986 года. Почему? Молодежь очень активно покупает»

«В РОССИИ СЕЙЧАС МОДНО КУПИТЬ ВЕРТУШКУ, ИМЕТЬ НЕСКОЛЬКО ПЛАСТИНОК»

— Фирменные пластинки в Россию идут из зарубежных комиссионок. Этот поток когда-нибудь иссякнет?

— Он уже иссякает. Особенно классика рока, которая востребована в самом большом количестве. Почему цены растут? Потому что пластинок все меньше, а спрос все больше.

— То есть стоимость коллекций неуклонно увеличивается...

— Конечно.

— Получается, то, что спрос растет, — это не сказки продавцов?

— Нет. В прошлом году говорилось, что количество выпущенных в Англии и Америке пластинок сравнилось с объемом производства 1986 года. Почему? Молодежь очень активно покупает. 10 лет назад, когда я только начал увлекаться винилом, гостил в Штатах и поразился: магазинов с бэушным и новодельным винилом полно, и в них много молодежи. И в России сейчас модно купить вертушку, иметь несколько пластинок.

— То есть российские перекупщики — не единственная клиентура западных комиссионок винила?

— Что вы! В Европе винил всегда был популярен. Основной рынок этих магазинчиков — внутренний рынок Европы, Америки, Австралии и Японии.

— На европейских виниловых ярмарках приходилось бывать?

— Да, например, на самой крупной в мире, в голландском Утрехте, которая традиционно проводится в начале ноября. Два огромных ангара (раз в пять больше, чем один из ангаров-павильонов «Казанской ярмарки») заняты винилом. Эти бесконечные ряды!.. Фестиваль идет два дня — в субботу и воскресенье, но есть еще дилерский день — пятница. На него отдельный билет, дорогой, — около 50 евро (обычный — 14). Но зато собираешь все сливки... Русских довольно много — дилеров из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска.

— Как по сравнению со столичными смотрятся казанские виниловые магазинчики?

— Оба по-своему интересны. А тот, что торгует фирменными пластинками, очень неплохой даже по европейским меркам — хороший выбор пластинок.

— Где в России больше всего виниловых магазинов?

— В Москве, однозначно, в Питере.

— В конце 90-х знатный был отдел в книжном на Новом Арбате...

— Это был магазин Паши по кличке Животное. Он переехал, теперь называется «Музыкальный барьер» — огромный подвал в сталинке. А кличку свою владелец магазина получил за то, что у него дикие цены. Зато огромное количество пластинок и много редких.

— Вы сами где покупаете пластинки?

— Да везде. На книжном рынке, например. За рубежом обязательно нахожу виниловые магазинчики, тем более сейчас это легко сделать — есть сайт, который показывает пластиночные магазины в любой точке мира... Просто интересно порыться, посмотреть на этих людей. В Бомбее один интересный магазинчик находится в старом торговом центре. Такая лавчонка в углу, рядом продают паленые телефоны, благовония, а там сидит дедок с седой бородой. Купил там хинди-диско. Кстати, пластинки у него не стоят, как положено, а лежат стопками.

«За рубежом обязательно нахожу виниловые магазинчики. Просто интересно порыться, посмотреть»

«ЭТО ТАКОЙ ЛОХОТРОН!»

— А вы как храните?

— IKEA выпускает стеллажи с полками точно под виниловую пластинку. Мне кажется, там работают тайные любители винила! Они еще недавно выпустили рамочку пластиковую, куда точно входит конверт пластинки: можно вставить обложку и повесить — для оформления интерьера. Фирменная рамка под винил стоит раз в 10 дороже.

— Сколько у вас пластинок?

— Не более 2 тысяч.

— На чем слушать все это богатство?

— В Казани есть хороший салон аудиотехники, так там огромное количество вертушек, а лет пять назад всего три-четыре было. Вертушки продаются в сетях, торгующих бытовой электроникой. В интернете можно купить винтажный проигрыватель, в том числе советский. С акустикой посложнее, но тоже не проблема.

Себе я купил Technics 1200 — автомат Калашникова среди вертушек: диджейский аппарат, совершенно неубиваемый, очень тяжелый, килограммов 12 весит. Единственное, использую не диджейские иглы, а хорошие и дорогие... Что касается усилителя, то не так давно перешел на ламповый. В Казани есть несколько умельцев, которые делают такие усилители. Сначала у одного взял на пробу — понравился звук, но понял, что мощи не хватает — не раскачивает мою акустику. В итоге купил итальянский усилитель.

— Сколько стоит заказать в Казани ламповый усилитель?

— Два года назад это стоило 20 тысяч. Если чуть довести — 25.

— А внешне как он выглядит?

— Да нормально. Там же нет особой эстетики — корпус, лампы, транс. Лампы либо закрывают, либо оставляют открытыми.

— Что круче?

— Открытые: красиво, лампы светятся.

— 25 тысяч — дешево. Импортные ламповые усилители стоят намного дороже...

— Уверен: зарубежные Hi-End ламповые усилки, которые продаются за бешеные деньги — это такой лохотрон! Там нечему стоить десятки тысяч евро. Чистой воды разводка на бабло богатых. Но это не касается акустики и игл для вертушки. Впрочем, аудиофильство — отдельная болезнь, гораздо более дорогая, чем виниломания, и я не большой знаток этой болезни.