Максим Калашников Максим Калашников Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

«НАМ ПЫТАЮТСЯ ВНУШИТЬ, ЧТО ИМПЕРИЯ — ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ГОСПОДСТВУЮЩИЙ НАРОД, КОТОРЫЙ ПОДАВЛЯЕТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ...»

Мы и до этого были империей. Слово «империя» употребляется к совершенно разным по типу державам. Каждая империя строит себя на разных принципах. Нам всегда пытаются внушить, будто это, как правило, господствующий народ, который подавляет все остальные и заставляет приносить ему дань. Русские такую империю никогда не строили. Я понимаю ее как очень большое государство, которое имеет сильное территориальное разнообразие. Вплоть до федеративности. Империя может состоять и из разных ветвей русского народа.

Русские всегда жили в империи. Уже в Киевско-Новгородской Руси, до ее раздробления в XI столетии, русы жили бок о бок с тюрками (черные клобуки, торки, берендеи, половцы) и угро-финнами. Кстати, в малороссийском, украинском наречии полно тюркских слов, как, собственно говоря, и в русском литературном языке. При Иване Грозном мы уже империя, хотя так себя в его времена еще не называли. Я считаю, что никаких праздников по этому поводу устраивать не надо, но помнить об этом, безусловно, необходимо.

Форма русской национальной государственности — именно империя. Тут нет никакого парадокса. Мы империалисты в силу огромной территории, на которой расселились. Сейчас Российская Федерация несет в себе лишь некоторые элементы империи, но таковой она еще не является. Поглядите на нашу правящую верхушку: она же ведет себя зачастую антинародно, антиимперски! Наша «элита» не соответствует имперскому статусу. Для перехода к положению империи РФ нужно завершить воссоединение нашего народа, ирреденту. Ведь русские в 1991 году оказались разделенными, разрезанными. Сейчас надо идти к тому, к чему стремились все русские цари и советские генсеки: воссоединить все великорусские, малорусские (украинские) и белорусские земли в одной союзной державе.

«РОССИЙСКИЙ ИСТЕБЛИШМЕНТ НОСИТ КОРРУПЦИОННЫЙ И КАЗНОКРАДЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, А ЭТО НИКАК НЕ ИМПЕРСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

А наша верхушка чаще всего ведет себя как колонизатор, связывая свою судьбу не с Россией, а с Западом. Российский бомонд изначально создавался как антиимперский, как дробитель Советского Союза, как «освоитель» его собственности. Наша «элита» и нынче основывает свое могущество не на научно-промышленной, а на сырьевой экономике. Но сырье идет за пределы РФ, не служит процветанию страны, не перерабатывается здесь, не развивает страны, не дает работу нам. Сырье же добывается для того, чтобы делать из него изделия и давать работу своему народу, а не чужим гражданам. Рынки сбыта нефти и центры ее ценообразования лежат за пределами Российской Федерации.

Церемония открытия в Орле первого в России памятника царю Ивану Грозному Церемония открытия в Орле первого в России памятника царю Ивану Грозному Фото: ©Сергей Мокроусов, РИА «Новости»

В чем еще сквозит неимперский характер российского истеблишмента? В том, что он носит коррупционный и «казнокрадческий» характер, а это никак не имперское поведение. Истеблишмент скорее имитирует империализм, а не занимается им на деле.

Бомонд РФ исподволь исповедует порочную философию того, что Россия возникла лишь в 1991 году. А потому все, что за ее пределами, — это уже нерусские. Если РФ хочет стать Россией-империей, она должна отказаться от большевистского принципа разделения русских. Когда-то большевики, стремясь доказать, будто Россия — это тюрьма народов, где русские якобы всех угнетают и высасывают все соки из других, провозгласили нерусскими малороссов-украинцев и белорусов. Они сыграли на сепаратистских настроениях, и это сейчас отливается кровавыми слезами. Очень уважаю СССР за огромные достижения в развитии, в науке и культуре, в социальной инженерии, но в данном случае у него учиться нечему.

В РФ должна быть принята официальная доктрина о том, что русский народ состоит из трех ветвей (а не братских народов). То есть из великороссов (Петровы-Ивановы), малороссов-украинцев (Петренки-Иваненки) и белорусов (Петровичи-Ивановичи). Пусть даже на Украине и в Беларуси по этому поводу вопят, но мы здесь должны данную доктрину принять. Пускай и в одностороннем порядке. Вот это — шаг к превращению в империю.

Всякая успешная империя должна опираться на грандиозные проекты развития, чего сейчас Российская Федерация пока не может предложить. Нам нужен гигантский проект создания цивилизации будущего, новой индустриализации. Тогда быть с нами, быть русским станет и престижно, и выгодно. А так просто отмечать 300-летие империи, плакать по былому величию как-то неплодотворно.

Может возникнуть резонный вопрос: какое место в империи отводится представителям других, нерусских национальностей? Проблемы здесь нет. Коренные народы имперской России имеют равные с русскими права и обязанности. Нет здесь никакой проблемы! Имперский национализм — особая статья. Давайте не сваливать разные национализмы в одну кучу! Есть так называемый «гросс-национализм», имперский, принцип коего изложен выше. И есть «кляйн-национализм», уменьшительный, племенной. Мол, раз ты нерусский, то ты «чурка» и прав никаких не имеешь. Так что давайте не смешивать «гросс» и «кляйн». Первый создает империи, второй — их разрушает и ведет к взаимной резне. Мы говорим об имперском течении.

Нынешняя Россия сделала русских самым незащищенным народом, людьми чуть ли не второго сорта. Пример? Чечня практически имеет свою 40-тысячную региональную армию. Вы можете представить себе такое в русских областях? Нет, я не за то, чтобы каждый субъект РФ имел бы свои вооруженные силы. Я за единый закон для всех. Но вот в Дагестане чуть ли не в каждом доме есть боевое нарезное оружие. Вы можете представить себе такое в других регионах? В некоторых случаях с криминалом русские тоже оказываются меньше защищены, нежели некоторые обладатели национальных автономий. Это недопустимое для империи положение.

«ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА — ЭТО ИМИТАЦИЯ ИМПЕРСКОСТИ»

Открытие памятника Ивану Грозному в Орле — это имитация имперскости, потому что памятники должны открываться наряду с новыми, оснащенными по последнему слову техники, заводами. Причем, подчеркну, заводами, а не сборочными ангарами, где отверткой собирают из импортных узлов что-то и клеят ярлычок «Сделано в России». Если памятник открывается вместе с новыми лабораториями, институтами, прорывными проектами, тогда он подтверждает имперский статус страны. Посмотрите на Грозного — в славном начале его правления страна сделала огромные шаги в развитии. Это потом все оказалось сломанным в ходе четвертьвековой Ливонской войны, которую можно считать полумировой. Думаю, что при всех ужасах своего правления Иван Грозный достоин монумента гораздо больше, чем Борис Ельцин — мемориальных центров в Екатеринбурге и Москве. Почему «прогрессивная общественность» не протестует против увековечивания памяти Ельцина, при «реформах» коего от сверхсмертности мы лишились 14 миллионов человек, почти десятой части населения РФ?

Поэтому к памятнику Грозного я отношусь положительно. У меня другая претензия: а где реальные достижения страны сегодня? Где успехи в создании передовых производств, в науке и технике, в экономике? Когда пытаются заменить реальные достижения только памятниками, это, конечно, профанация.

Присоединение Крыма — это тоже элемент имитации имперскости. Почему? Крым — это органическая часть Новороссии. В СССР ее перекрестили в Южный экономический район — тесно связанные друг с другом Крым, Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области. В конце XVIII века в состав Новороссийской губернии входили еще и Приднестровье (Тирасполь), и земли Донбасса, и Кубань. Хотя эту губернию затем разукрупнили, до 1918 года понятие «Новороссия» сохранялось. Одесса считалась ее экономической и культурной столицей, ее университет назывался не Одесским, а Новороссийским.

Если бы Крым присоединяли империалисты, то только вместе с Донбассом и всем северным Причерноморьем до Приднестровья включительно. Ибо Крым, присоединенный без остальной Новороссии, не только заблокирован с севера, но и лишен притока пресной воды из Днепра по Северокрымскому каналу. А без воды он вечно останется экономически депрессивной территорией, т. к. на туризме и военных базах жить не может!

В чем еще вижу имитацию имперскости в случае с Крымом? В том, что в праве на воссоединение отказали русским Донбасса. Республики Донецкого кряжа даже не признали так же, как признали Абхазию и Южную Осетию. Им Москва оказала открытую военную помощь, а ЛДНР — нет. Разве это имперское поведение? Нет, это бутафория, имитация, невзирая на присоединение Крыма. Это попытка сыграть на имперских настроениях нашего народа.

Максим Калашников