«ОБЪЕМЫ ДОБЫЧИ У НАС ПАДАЮЩИЕ...»

Визит президента РТ в Республику Беларусь выстрелил накануне серией интернет-сообщений белорусских сайтов по итогам встречи Рустама Минниханова с Александром Лукашенко. Белорусский лидер не стал скрывать, что основа сотрудничества — нефтегазовая сфера. Со свойственной ему прямотой он предложил Минниханову посодействовать белорусскому бизнесу.

«Я бы очень просил вас — у нас есть хорошая компания „Белоруснефть“, но объемы добычи у нас падающие, — цитирует Лукашенко белорусское телеграфное агентство. — В свое время нефть выкачали и вывезли из Беларуси. Поэтому мы хотели бы, чтобы наша компания нашла у вас объемы работ».

Далее, как опытный переговорщик, Лукашенко начал объяснять, что просит совсем немного: «Поверьте, это будет значительно дешевле любых компаний, чтобы на субподрядах или еще как-то „Белоруснефть“ работала с вами, — просил президент Беларуси. — Думаю, учитывая наши добрейшие отношения, вы найдете выгодный кусок работы для этой компании и обязательно с выгодой для себя».

Надо сказать, что к российской нефти белорусы рвутся давно, но пока что не особенно успешно. Государственная «Белоруснефть» ведет добычу нефти и газа на 60 месторождениях в Беларуси, на 13 — в Венесуэле (спасибо «добрейшим отношением» еще с Уго Чавесом) и 5 — в Российской Федерации (на 3 — нефть, на 2 — газовый конденсат и природный газ). Ведется геологоразведка в Эквадоре. В России компания присутствует с 2013 года, после покупки АО «Нефтяная компания «Янгпур». Всего в активе предприятия 6 месторождений (на одном работы пока не ведутся). Общий объем извлекаемых запасов «Янгпура» — порядка 40 млн. т, годовая добыча — микроскопические 320 тыс. т нефтяного эквивалента в год. Добываемую нефть компания перерабатывает на нефтеперерабатывающих заводах республики (ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан») и отправляет на экспорт, попутный нефтяной газ перерабатывает на собственном, единственном в Беларуси газоперерабатывающем заводе. Нефтепродукты «Белоруснефть» реализует на территории Беларуси и за ее пределами. Главное же богатство компании — огромная сеть АЗС, насчитывавшая на начало 2016 года 554 станции.

Именно на это намекнул Лукашенко. «Потенциал у нас значительно больше, мы можем договориться о более широком вовлечении вашей компании в сотрудничество и реализацию ваших проектов здесь в Беларуси, — обольщал Лукашенко. — Это касается и переработки нефти, и продажи нефтепродуктов, и работы за пределами Беларуси. Хотелось бы, чтобы вы напрямую мне обозначили интерес вашей компании. Конкуренция сейчас очень высокая. И я боюсь, что тут могут быть какие-то недопонимания. И не дай бог еще кто-то кого-то лоббирует в ущерб здравому смыслу и справедливости».

ОБУЕТ ЛИ ТАТАРСТАН «МАЗЫ» СВОИМИ ШИНАМИ?

На попытке загрузить добывающие компании страны белорусский лидер не остановился. «У нас два нефтеперерабатывающих завода, — напомнил Лукашенко. — Если у вас есть интерес к работе с этими предприятиями и поставке нефтепродуктов на внешние рынки, мы можем договориться на приемлемых условиях», — добавил белорусский лидер. Сказав про внешние рынки, Лукашенко наступил на больную мозоль. Напомним, этой весной татарстанские нефтяники оказались поневоле втянуты в извечные фискальные «кошки-мышки» между Минском и Москвой, которая все время подозревает белорусов в желании втихаря подзаработать на реэкспорте. Этой весной дело дошло даже до кратковременной блокады, которую распорядился устроить вице-премьер Аркадий Дворкович, но потом недоразумение рассосалось. При этом для «Татнефти» белорусское направление отнюдь не критичное. Ежемесячно ТАНЕКО выпускает порядка 700 тыс. т продуктов первичной переработки нефти, из которых 200 тыс. т пускает на дальнейшие переделы самостоятельно, а 500 тыс. продает на сторону. Из этого объема только 300 тыс. т идет на экспорт за пределы России, причем основная доля — в дальнее зарубежье. И лишь самый мизер — 25 - 30 тыс. т — уходит в Беларусь. Однако в перспективе, как уже писал «БИЗНЕС Online», Татарстану, который строит вторую очередь ТАНЕКО на 6 млн. т, услуги белорусских НПЗ могут оказаться очень кстати, ведь на первых порах глубина переработки будет невелика и нафту нужно будет куда-то девать. Впрочем, со временем глубина переработки будет увеличена, и белорусы снова останутся не у дел.

В ответном слове Минниханов тактично поблагодарил за поддержку в реализации проектов «Татнефти» в Беларуси. «Мы готовы еще построить четыре современные станции (плюсом к имеющимся 17прим. ред), — сразу ухватился он за предложение Лукашенко. — „Татнефть“ работает, поставляет нефть. Но сегодня мы уже должны смотреть в сторону более глубокой интеграции. Возможно, какие-то нефтехимические проекты».

И тут же начал продвигать свою продукцию: «Нам интересно развитие нефтехимического блока. Тем более у „Татнефти“ есть шинное производство, — отметил Минниханов. — Мы получаем компоненты для шин из Беларуси. Здесь нам нужна более глубокая взаимовыгодная интеграция». О том, что в Беларуси находятся такие серьезные потребители шин, как МАЗ и БелАЗ, и говорить нечего.

На предложение услуг белорусских нефтяников Минниханов ответил сдержанным согласием, но дал понять, что речь может идти только о подрядах и не более. «Мы наслышаны, что ваши нефтяники — профессионалы и имеют конкурентную цену по оказанию сервисов, — признал он. — Такое поручение мы дадим и будем привлекать белорусских коллег на сервисные процедуры».

ЛИФТЫ, ТРАКТОРА, ГАЗОМОТОРКА...

Помимо нефтедобычи и переработки белорусский Батька предложил целый букет товаров и услуг. «По объему взаимной торговли с Беларусью Татарстан находится в десятке регионов России, — отметил президент Беларуси. — Главными направлениями дальнейшего роста мы видим и промышленность, и строительство, и инновации. Да и в сельском хозяйстве нам есть о чем говорить, мы можем наметить совместные проекты и в этой сфере».

Лукашенко полагает, что у Беларуси есть потенциал, чтобы оживить увядающий товарооборот с Татарстаном. В числе двухсторонних проектов, которые могут придать ему второе дыхание, — производство тракторов на базе автомобильного завода в Елабуге. «Уверен, что если мы сможем поднапрячься, мы придадим значительную динамику развитию этого предприятия», — отметил глава государства. Президент также говорил о необходимости дальнейшего развития сборочного производства на базе Казанского лифтостроительного завода. «Я бы очень хотел, чтобы мы не только обеспечивали вашу республику продукцией этого предприятия, но и соседей. Тем более мы много сделали в Беларуси для выхода нашего лифтостроительного завода на производство самых современных лифтов в мире», — похвалился Лукашенко.

Восстановлению товарооборота также могут способствовать поставки в Татарстан белорусской пассажирской, грузовой, коммунальной и дорожной техники, в том числе работающей на газомоторном топливе. «С учетом высоких темпов возведения жилья и инфраструктурных объектов в Татарстане хорошие возможности есть для сотрудничества в строительной отрасли. Мы готовы как строить у вас, так и экспортировать в ваш регион цемент, керамическую плитку, стекло полированное, другие материалы и необходимое оборудование для проектирования и строительства объектов под ключ», — по-деловому продвигал товар Лукашенко.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЗА И КАМАЗА ОБСУДИЛИ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ?

Предмет еще одной интриги — возможного объединения КАМАЗа и МАЗа — в разговоре не поднимался. Интерес к этой теме угас, поэтому Лукашенко лишь назвал «перспективным» развитие кооперационных связей в области автомобилестроения и производства автокомпонентов. По его мнению, участие холдинга «Белстанкоинструмент» может значительно посодействовать в обновлении станочного парка татарстанских предприятий. Впрочем, не исключено, что тема МАЗ-КАМАЗ поднималась, но без пристального внимания журналистов. Вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко не исключает, что два лидера еще вернутся к ее обсуждению. «Самый большой проект намечался на линии МАЗа и КАМАЗа, это центральный проект, который еще будет обсуждаться, — сказал Хоменко в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Мы знаем, как долго обсуждался вопрос взаимодействия этих двух предприятий вплоть до слияния в одну корпорацию, но к конечному соглашению стороны так и не пришли. Сегодня это стратегическая линия взаимодействия сторон».

Хоменко недоверчиво относится к предложению Лукашенко допустить белорусских нефтедобытчиков к татарстанским месторождениям. «На территории Беларуси нефти в больших объемах нет, а „Татнефть“ длительное время работает, в том числе и на сложных геологических участках, у них нет такого опыта, как у нас», — заметил Хоменко, засомневавшись в том, что белорусские нефтедобывающие компании могут быть полезны Татарстану. Однако помимо машиностроения и нефтедобычи эксперт видит и другие точки соприкосновения Татарстана и Беларуси.

«У нас есть пласты нефти, которые мы еще не добывали, — битумные и сланцевые, — заметил собеседник издания. — Вот если в этом направлении у белорусов есть опыт и технологии, тогда есть смысл поработать». Хоменко заметил, что для Татарстана также интересно посотрудничать с союзной республикой в части поставки шин или исходного продукта для их производства. «Мы можем производить готовые шины для „МАЗов“ или отправлять им исходный продукт», — заметил собеседник издания.

ТАТАРЫ ХОТЯТ ПОЕЗД ДО КАЗАНИ

В программе визита президента РТ значилось также знакомство с деятельностью парка высоких технологий (ОЭЗ по-белорусски), посещение белорусских промышленных предприятий, в том числе «Белкоммунмаша» и Минского моторного завода. Первое предприятие — крупнейший в СНГ производитель трамваев, чью технику Казань в массовом порядке закупала к Универсиаде. Теперь же гендиректор предприятия Владимир Король заинтересовался возможностью открыть в челнинской ТОСЭР предприятие по модернизации старых трамваев по принципу «новые вагоны на старые тележки». Минниханов идею поддержал. С моторостроителями же речь шла в первую очередь о «газомоторке». Наконец, президент РТ повстречался и с премьер-министром страны Андреем Кобяковым, с которым обсуждалось сотрудничество в сфере станкостроения. При этом Минниханов дал понять, что интерес к сотрудничеству связан в том числе и с мегапроектом по возобновлению выпуска ракетоносца Ту-160. Логическим итогом визита стало подписание плана мероприятий по развитию сотрудничества на 2017 - 2020 годы.

Остается добавить, что, несмотря на столь плотный график, глава республики нашел время и для татарской диаспоры в Беларуси, которые попросили прямой поезд Казань — Минск и порадовали скорым открытием в столице Беларуси соборной мечети.

«ОНИ ОЧЕНЬ НАСТОЙЧИВО ПРОДВИГАЮТ СВОЙ ТОВАР, И НАШИ ТОЖЕ — ЗДЕСЬ УЛИЦА С ДВУХСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», настроены более категорично, они полагают, что предпосылок для взаимодействия на нефтяном фронте у Татарстана и Беларуси нет. Зато гораздо больше возможностей для взаимодействия по линии производства.

Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Сейчас только что завершилась встреча у премьер-министра [Беларуси Андрея Кобякова], почти полтора часа, в составе расширенной делегации. На ней были обсуждены комплексные вопросы взаимодействия и в области сельского хозяйства, и в области нефтехимии.

В плане расширения сети АЗС решено, что еще несколько автозаправочных станций будет. И по части локализации производства, и в области легкой промышленности, IT. При посещении моторного завода «Белкоммунмаш» обсуждался вопрос совместного производства трамваев и троллейбусов, а также еще целый комплекс вопросов. Такое внимание к Татарстану! И именно практические дела, по каждому направлению — и сельскому хозяйству, и строительству, и по нефтяной промышленности, нефтехимии. Поручение получил Наиль Маганов по взаимодействию. А выгодно-невыгодно? Все будут делать то, что выгодно каждому. Без выгоды здесь ничего не делается. И они очень настойчиво продвигают свой товар, и наши тоже — так что здесь улица с двухсторонним движением.

Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— А допускать-то куда [иностранные компании], у нас допускать-то некуда! У нас же все месторождения распределены, каждая компания имеет свое. Есть на западе еще земли, где не проведен поиск месторождений, но это менее перспективные районы, там месторождений нет, надо вкладывать деньги. Туда вряд ли кто придет, мы уже пытались привлечь. Рано или поздно, конечно, мы придем и туда, но лет через 30, не сегодня.

Мы сами можем работать где угодно — и в Беларуси, и в любом другом районе использовать свой потенциал. У нас технологий у самих выше крыши, от предложений не успеваем отбиваться. Возможно, в других сферах стороны договорятся о взаимодействии. В нефтедобыче нет таких предпосылок.