Гендиректор московского представительства «Росса Ракенне СПб» (HONKA) Александр Львовский Генеральный директор московского представительства «Росса Ракенне СПб» (HONKA) Александр Львовский

НА РЫНКЕ ЕСТЬ КОЛЕБАНИЯ И СНИЖЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА, НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО

— Александр Николаевич, дайте, пожалуйста, оценку, насколько успешно для Honka в России складывается 2016 год? Как завершился 2015 год?

— Инерция 2014 года позволила 2015 году остаться в тех рамках, которые были заданы изначально. Все, что мы запланировали, выполнили — это и объемы строительства, объемы поставок продукции из Финляндии, вопросы, связанные с развитием бизнеса, работа с индивидуальными клиентами, с девелоперскими проектами, такими как коттеджные поселки.

— В 2015 году у вас был рост по сравнению с 2014 годом?

— У нас до сегодняшнего дня в целом всегда был рост. Нельзя не обращать внимание на то, что происходит за окном. Прямое сокращение спроса и формирование некоего отложенного спроса приводят к общему сокращению. Хотя мы и не находимся в сегменте массового потребления, у нас более узкий сегмент, и, как следствие, у нас нет прямой зависимости от того, как штормит рынок.

Другой вопрос в том, что в нашем продукте присутствует импортная составляющая. Все прекрасно понимают, что творилось в определенный момент с национальной валютой. Естественно, из-за импортной составляющей в нашем продукте мы были вынуждены подкорректировать все наши бизнес-процессы.

— Насколько выросла стоимость вашей продукции?

— У нас не та продукция, которую мы можем позволить себе поднять в цене. Мы просто сами стали меньше зарабатывать, сократили операционные издержки. Но никакой паники нет. Есть какие-то колебания, есть снижение платежеспособного спроса, есть отложенный спрос. Но не более того.

— Как вы снижаете стоимость услуг?

— Предлагаем определенную продуктовую линейку. Это конкретные проекты, которые были выбраны нами по определенным показателям, и если клиент ничего не меняет в этом доме, если он берет за основу предлагаемый проект, это оптимизирует стоимость. Есть показатели сроков. Например, если мы поставляем продукцию из Финляндии до конца бюджетного года, это дешевле. Есть различные акции, скидки. Словом, мы не экономим на качестве для клиентов, мы сокращаем свои расходы и меньше зарабатываем.

— Как вы скорректируете план по домам на следующий год?

— Мы не мыслим категориями количества домов, поскольку у нас не та отрасль, которая требует моментальной коррекции. Цикл строительства дома в целом может идти от года до четырех, и наша волатильность в пределах жизни объекта.

— В компании два основных направления. На какое вы делаете ставку?

— Да, у нас есть четкое деление нашей деятельности на две составляющие. Первая: мы работаем с индивидуальными клиентами, проектируем и строим дома. Вторая: коттеджные поселки, девелоперская деятельность, где мы используем более унифицированную матрицу, которая позволяет держать определенный ценовой диапазон продукта. Особняком стоит наш новый проект «Архивуд», который мы в прошлом году опробовали и запустили. Также отдельно мы занимаемся строительством общественных зданий и сооружений, таких как гостиницы, рестораны.

Мы все направления хотим развивать, но, как говорил Владимир Ильич Ленин, лучше меньше, да лучше. Поэтому, во-первых, у нас не так много сделок, и их цена относительно большая. Во-вторых, сегмент наших клиентов не попадает под ту категорию, которая резко меняет свой социальный статус. У наших клиентов это значительная, но не превалирующая часть семейного бюджета, которую клиент тратит на строительство дома. Поэтому опасений у нас нет.

— Кто ваши конкуренты?

— Прямых конкурентов у нас нет, но есть несколько финских компаний, которые присутствуют на российском рынке, занимаются аналогичным производством. И уже есть ряд очень хороших российских компаний, которые тоже вполне достойно выглядят.

«ИЗ-ЗА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТ МЫ КОНТРОЛИРУЕМ ВСЕ ЦИКЛЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА СТРОЙКЕ»

— Сколько времени занимает строительство дома от Honka?

— Самое быстрое — 8 - 9 месяцев. В среднем построить дом — год-полтора.

— Долго.

— Конечно, долго. А главное: чем быстрее идет строительство, тем оно дешевле. Но подвести коммуникации, построить под ключ, сделав все качественно, в среднем занимает год. Плюс у нас суровый климат, не всегда можно все быстро сделать.

— Какой размер дома сегодня в России популярен?

— В среднем от 200 до 400 квадратных метров.

— Сколько стоит построить дом от Honka?

— Очень много мифотворчества, когда мы говорим о стоимости жилья. Сложив все затраты, которые человек понесет на строительство дома, посчитав, сколько стоят сами конструкции Honka, он приятно удивится, что они занимают не больше 20 - 30 процентов от общего бюджета строительства.Все остальное зависит от желаний человека. Какой у него будет цокольный этаж, насколько сложной будет инженерная система, насколько уникальная и дорогостоящая отделка. Получается стоимость квартиры в элитном или не очень доме в центре города. Только там вы покупаете с первичной отделкой или совсем без нее, а когда строите дом Honka — это практически готовый дом. На сегодня построить дом Honka под ключ будет стоить от 90 тысяч рублей за квадратный метр. Это дом, стоящий на фундаменте, с коммуникациями.

— Когда человек строит с вами дом, его монтируют ваши специалисты?

— Конечно. В чем специфика нашего нахождения на рынке: из-за ответственности за результат мы контролируем все циклы происходящего на стройке. Не потому что мы хотим побольше заработать — зарабатываем мы в таком случае как раз меньше, а потому что мы хотим отвечать за результат. Все виды работ мы делаем сами. У нас все свои: архитектурно-проектное бюро, строители, инженеры, дизайн студия и ландшафтное бюро.

«В ТАТАРСТАНЕ МЫ АКТИВНО ИЩЕМ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, ИНВЕСТОРОВ, СОИНВЕСТОРОВ»

— Где в России работает Honka?

— Центральный офис в Санкт-Петербурге, представительства в Москве, Казани, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Минске, Алматы. Исторически мы много строим на Урале, где есть точки роста, сформирована культура жизни за городом. Это Пермь, в меньшей степени Екатеринбург, районы поближе к Магнитке. Есть много разных объектов в Сибири, есть объекты ближе к Сочи. У нас широкая география.

— Интересно сравнить, какие деревянные дома предпочитают в Сибири, на Урале и в Татарстане?

— Как ни парадоксально, когда человек с определенным уровнем достатка решает построить себе дом, он не рассматривает особняком какие-то дорогие дома, в том числе Honka. Какой образ дома он себе представит, нарисует в голове, таким и будет воплощать. Honka — не про деревянный дом, а про правильное строительство. Может быть, мы построим дом, в котором будет два бруса, все остальное будет каменное. Но это будет системный архитектурный, строительный подход.

— Honka не первый год работает в Татарстане, как вы оцените развитие компании в республике?

— Мы очень любим нашу работу в Татарстане. Первый проект здесь появился лет 12 назад, с тех пор они были, но эпизодически. Системно в Татарстан мы вышли в 2013 году, открыв здесь представительство. На сегодняшний день мы имеем ряд объектов в той или иной стадии — уже завершенные, строящиеся, планируемые. Во-первых, в Татарстане много красивых мест. Во-вторых, тут все довольно продвинуто в вопросах инфраструктуры и работы с местными органами власти, причем на всех уровнях. Кроме того, в Татарстане есть культура жизни за городом, здесь всегда любили природу, близость водоемов. Есть ряд отраслевых компаний, которые могут быть нашими клиентами, и мы активно ищем возможность выхода на девелоперский проект, ищем землевладельцев, инвесторов, соинвесторов. Ну и что греха таить, находимся мы рядом, нам просто удобно приезжать сюда из Москвы, чтобы работать.

— Есть в Татарстане свободная земля и доступна ли она по сравнению с другими регионами?

— Как и везде, есть перекос, когда есть место, где все любят отдыхать и где платежеспособное население уже построило много объектов. Взять то же Боровое Матюшино. А у земли в Казани по сравнению с другими регионами довольно высокий уровень стоимости, где-то даже близко к Ленинградской и Московской областям.

— Сколько домов вы построили в республике в прошлом году?

— Мы противники алгебраического подхода. Дом Honka может быть такого размера, что у других домостроительных компаний он бы шел за 10 домов. Скажу так: те бюджетные показатели, которые мы ставили себе для Казани и Татарстана, нельзя сказать, что они четко выполнились, но мы очень ясно представляем, что мы тут находимся в начале пути. Нас устраивает, как бы выразились маркетологи, «темпы продаж». Мы удовлетворены тем количеством уважаемых клиентов, с которыми мы сейчас работаем. Они есть не только в Казани, но и в Альметьевске, Нижнекамске, других городах.

— Какие у вас планы по Татарстану?

— Завоевать в республике нормальную клиентскую репутацию. Быть полезными и нужными людям.

«ЕСТЕСТВЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ, НО ПРОЦЕСС ДЕУРБАНИЗАЦИИ ПОШЕЛ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД»

— Дайте, пожалуйста, общую оценку, как в России развивается деревянное домостроение?

— Культура жизни за городом у нас в целом сформировалась и стабилизировалась не так давно. Раньше у нас была все-таки высокоурбанизированная страна, и процесс деурбанизации пошел лишь несколько лет назад. Конечно, это естественно для человека жить ближе к природе. Но массовой миграции населения из города загород нет, потому что нет для этого предпосылок. Да, те коттеджные проекты, которыми мы занимаемся, дают хороший эффект, появляются хорошие кластеры, когда в архитектурном и стилистическом единообразии появляется красивый поселок. Но это эпизоды. Невозможно построить дом в чистом поле, на неоформленной земле, при отсутствии инженерных систем и коммуникаций. Мы не можем взять на себя функцию государства и делать инфраструктуру — инженерную, административную. И в этом плане ничего экстраудивительного не происходит — нельзя сказать, что наша страна со страшной силой осваивает инфраструктурные проекты, которые создают предпосылки для взрывного развития домостроения. Да, какими-то кластерами осваиваются территории, но, как правило, все обеспечение инженерными коммуникациями, дорожной инфраструктурой ложится на плечи застройщика. Поэтому домостроение развивается так, как развивается страна. Развивается постепенно.

— Есть ощущение, что в России, учитывая наши масштабы, ресурсы, деревянное домостроение не получает то развитие, которое могло бы получить.

— Ну почему же, отрасль развивается. В России много строят деревянных домов, думаю, где-то 30 процентов. Из них на клееный брус приходится превалирующая доля.

— Если мы говорим о домах из клееного бруса, они альтернатива чему?

— Здесь все происходит из домостроительных технологий. Технология из бруса достаточно понятна, можно заранее просчитать затраты, она очень широка в своем архитектурном спектре — можно спроектировать и построить любой дом с любыми пролетами и шириной окон. Есть каменные дома, они тоже популярны, кто-то любит колонны, камень. С другой стороны, эра, когда строили красные кирпичные дома, не понимая, что получится в итоге и сколько средств уйдет на строительство, прошла. Сейчас все по-другому. Есть деревянные дома, есть каменные дома, есть комбинированные технологии, например, каркасные, каркасно-панельные. Есть CLT-технологии, из которых можно строить многоэтажные здания. Это тоже деревянные дома. Дальше уже экзотика. Все от архитектуры зависит.

— Можно ли в России массово строить социальные объекты из дерева?

— Вопрос в том, что есть строительные нормативы, которые в России довольно инертны. Не успевает технический регламент за домостроительными технологиями. Через «Архиwood», через ассоциацию деревянного домостроения, членами которой являемся, мы пытаемся взаимодействовать с институтами, которые выпускают такого рода нормы, с минстроем, с Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени Кучеренко.

По всему миру, например в Австрии, в Финляндии, если вы строите в определенном месте детский садик, вы должны использовать определенное количество деревянных материалов. Это законодательно закреплено. Естественно, что в той же Финляндии детских садов by Honka десятки. Конечно, очень выигрышно смотрятся рестораны из дерева. Мы на сегодня сами построили несколько ресторанов под Питером, на Волге вместе с Олегом Тиньковым возводим «Ля Дача Астрахань», это востребованная ниша. Естественно, мы строили объекты корпоративного назначения, например, гостиницы. Мы постепенно ломаем стереотипы, связанные с деревом. Застройщик понимает, что построить деревянную гостиницу от Honka намного более выгодно с точки зрения дальнейшей ликвидности процессов. Кроме того, при формировании бизнес-плана понятно, сколько это будет стоить, и результат прогнозируемый как по деньгам, так и по строкам.

— Но застройщики думают, насколько дерево долговечно и прочно.

— При чем тут прочность? Мы говорим о долговечности детских садов, и технологии производства бруса в принципе снимают этот вопрос. Важны эксплуатационные характеристики: чем дети дышат, что они видят. Не надо с детства портить людей. Когда детишки сидят в пространстве тактильном, визуально содружественном человеческим биоритмам, это же здорово. Растет другое поколение.

По пожарным характеристикам деревянные дома, как ни парадоксально, гораздо лучше, чем остальные. Кроме того, никто не отменял сейсмику. Мы работаем в Казахстане, где, как и в Японии, деревянные дома очень уместны, потому что они наиболее сейсмостойкие.

— Насколько высокие дома из дерева можно строить?

— Опять же все упирается в регулирование технического регламента, который запрещает строить выше трех этажей. Но, получая специальные технические условия, мы строили и больше, например, у нас были большие гостиницы в Сочи. Можно построить и пять, и шесть этажей, все зависит от конструктивного решения. Если говорить про индивидуальный дом, то больше трех этажей и не надо.

— Госструктуры прислушиваются к профессиональному сообществу в части нормативов?

— Какие-то движения, конечно, идут, продвигаем вопросы по сейсмике. Сейчас пошло импортозамещение по туризму, и как следствие развивается Алтай, Сочи, а там сейсмоопасные территории, надо что-то решать со строительными нормами. Так что обсуждаем..

— Вы строите из клееного бруса, но какой строительный материал, на ваш взгляд, является самым экологичным? Назовите тройку лидеров.

— Нельзя вырвать из общего контекста только материал. Сам по себе он, безусловно, может быть экологичным — дерево, кирпич. Но при строительстве дома может быть использовано еще множество отделочных, инженерных материалов, определенным способом реализовывается тепловая, электрическая энергия, а сам дом может стоять в таком месте, где об экологии в принципе говорить не приходится. Поэтому это все относительно — понятие об экологии. Вообще, «эйкос» по-гречески — это жилье. Дом как таковым должен быть жилым.

Если говорить конкретно про материалы, то в наших домах они экологически чистые сами по себе, потому что это плотноволокнистая финская сосна — природный материал. Те клеи, которые мы используем для ламинации бруса, на водной основе, они в высокой степени экологичны.

— Вот эти клеи как раз они и вызывают вопросы у покупателей. Можно ли ими дышать в доме?

— Правильно, что вызывают. Мы ничего не скрываем, всегда предельно честны и откровенны. У нас есть сертификаты, патенты на те клеящие составы, которыми мы склеиваем брус, и это один из самых прогрессивных швейцарских клеев. И по производству, и по месту рождения. У него алкидная основа, вода. Так что не в клее дело, когда мы говорим об экологии. Когда вы строите дом, вы используете утеплитель — он по определению химия, если, конечно, это не какая-то природная тема. Вы используете провода, много других различных материалов — все это в совокупности и дает понятие «экологичности жилья». Но в любом случае самые экологичные дома — это деревянные.

— Дом из клееного бруса и бревенчатый — в чем разница?

— Никакой разницы нет. Исключительно стилистическое, архитектурное восприятие. Бревенчатый — он более традиционный, сказочный, хорош, скажем, для ресторана или бани. А брусовой — для резиденции, для проживания.

Мы еще делаем клееное бревно. Это наш эксклюзивный материал, которого ни у кого нет. Мы задаем форму, получается брус, только цилиндрической формы.

— Откуда «родом» дерево для ваших домов?

— Стеновой материал, все конструктивные элементы, балки, стропила, а также все, что сопутствует дому — окна, двери, — все это производится на наших заводах в Финляндии. Но если мы делаем фундамент у дома, цокольный этаж, конечно, бетон берем на месте.

«ЭКОНОМИЧЕСКОГО СМЫСЛА ОТКРЫВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ МЫ НЕ НАШЛИ. У НАС ВСЕ MADE IN FINLAND»

— Сколько заводов Honka работает в Финляндии?

— Один высокотехнологичный в городе Карстула.

— Сколько человек работает сегодня в Honka?

— С учетом сокращений, издержек около тысячи человек. И еще 700 в России.

— Что говорит о значимости российского рынка?

— На сегодня да, доля значима. Мы занимаем примерно треть, у нас лидирующие позиции в компании Honka. Мы увеличили количество клиентов, популяризируем в России образ жизни в наших домах и хорошо, качественно строим. Людям нравится. Но скажу, что самый главный рынок для компании — это внутренний рынок Финляндии. Там другая политика банковского кредитования, другие традиции, как ни странно, больше земли (смеется), инфраструктуры. Доля Японии и Европы, которая раньше была более мощным игроком, сейчас немного поменьше.

— Не дорого ли везти продукцию из Финляндии?

— Дорого, конечно.

— Почему бы не открыть завод в России?

— За 20 лет, поверьте, мы много раз думали над этим. Открыть здесь завод, который бы делал пиломатериалы, отдельные элементы, в то время как завод в Финляндии делает очень хороший брус — а зачем? У нас все made in Finland («сделано в Финляндии»), 100 процентов. Экономического смысла открывать производство в России мы не нашли. И, как уже сказал, в России на сегодня мы даем самое большое количество рабочих мест из аналогичных игроков отрасли. Это оригинальный финский продукт, который вырос из семейного предприятия, в котором используется исключительно финская плотноволокнисткая сосна. Honka — это первая компания, которая 60 лет назад вышла на международный рынок из Финляндии.

— Но те же таможенные пошлины повышают стоимость продукта.

— Но открытое здесь производство было бы уже не компанией Honka. Да, не исключено, что когда-нибудь мы так и сделаем, но всегда в своей линейке мы будем иметь чисто финский продукт.

Если говорить о таможенных пошлинах, то в рыночной нише нас нельзя поставить в один ряд с российскими производителями — мы будем дороже за счет импортной составляющей. Но если ее убрать, то мы сможем конкурировать и с российским производством.

— Финны сами предпочитают жить в деревянных домах?

— Однозначно. Что ж, они себе враги?

— В России дома Honka покупают люди с достатком выше среднего. А в Финляндии?

— Я обращал ваше внимание на потребительскую политику в Финляндии. Там деревянные дома от Honka могут позволить себе люди даже с низким достатком. Кроме того, культура жизни в домах там не подразумевает изысканной отделки. У нас все-таки через дома самовыражаются. В Финляндии с этим уже немного поспокойнее. Люди строят для себя, для жизни, чтобы быть ближе к природе. В Финляндии есть такое понятие, как summer house, это как дача. В таком доме все по-простому, без лишних затрат. Например, король Норвегии имеет такой дом, тоже от Honka. А есть очень красивые дома-дворцы. Такой дом у пилота «Формулы-1» Михаэля Шумахера от дизайнера Филиппа Старка.

— Для России вы разрабатываете отдельные проекты, чем для Финляндии?

— В Финляндии и в России очень разный архитектурный менталитет. Там больше северный минимализм. Финн, даже если он миллионер, может построить второй этаж с низкими потолками, потому что он там будет просто спать. У нас если есть второй этаж, то он большой. С другой стороны, и мы, и финны любим солнце, деревья, любим, чтобы из окна был правильный вид.

Но на сегодня проекты почти не отличаются. В России сейчас самые крутые проекты с точки зрения архитектуры и красоты. В то же время есть принцип разумной достаточности. Дома как средство выражения — это хорошо, но через пять лет ты понимаешь, что на четвертый этаж никто не заходил, можно было строить два.

«АРХИWOOD» ЗАНИМАЕТСЯ ЭДАКОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

— Расскажите подробнее про еще одно ваше направление — «Архиwood».

— Мы выступаем популяризаторами деревянного домостроения и хорошей архитектуры. 7 лет назад мы учредили профессиональную премию «Архиwood», которой отмечаем все лучшее, что есть в деревянной архитектуре. Сейчас это профессиональное сообщество, где мы рады видеть всех архитекторов, даже отчасти производителей, кто хорошо и правильно умеет создавать дома, мы делимся опытом, общаемся. Это хорошая платформа, на которой можно помечтать о каких-то импортозамещающих технологиях.

— От чего и к чему вы пришли за эти 7 лет?

— От того, что мы смогли вытащить из-за заборов красивые деревянные дома, которые были построены не обязательно нашей компанией, но мы их популяризировали. Мы выпускаем каталог, где показываем лучшие дома, рестораны, малые архитектурные формы — все, что касается дерева. До «Архиwood» у нас не было профессионального сообщества, которое бы направляло молодых архитекторов в нужную сторону, помогало с пониманием примеров, технологий. «Архиwood» занимается эдакой миссионерской деятельностью — борется со стереотипами, продвигает красивое деревянное домостроение.

— К чему мы придем в архитектуре деревянного домостроения завтра?

— Все зависит от кошелька, от технологий. Думаю, что придем к принципу разумной достаточности. Дерево само по себе предполагает определенную архитектуру. Главное — что нет никаких шаблонов. Нельзя сказать, что это будет, скажем, стиль шале.

— Сегодня это популярно в Европе?

— Там скорее разумная недостаточность. Вопрос в стоимости земли, в стоимости домовладения. В Европе борются за каждый евроцент, который потрачен на отопление. У нас же газ дешевле.

— Возможно ли, что клиент уйдет от вас с проектом в другую компанию?

— Конечно, откройте любой каталог, любой отраслевой журнал — там много наших проектов. Пиратство в музыке ничто по сравнению с тем, что мы посеяли вокруг себя. Но мы к этому относимся как к развитию отрасли — больше хороших деревянных домов. Создаем цивилизованный рынок даже в ущерб себе.

— Прогнозы на 2017 год — насколько он будет успешен для Honka?

— Как я уже сказал, мы наблюдаем падение платежеспособного спроса. Мы будем делать все усилия, чтобы соответствовать возможностям наших клиентов. Я не могу сказать, что мы будем продавать два дома по цене одного, но будем стараться быть еще дешевле, чем сегодня. Хотя куда уж. И прогноз мой: все будет хорошо. И мы выполним свою программу, и ситуация в экономике успокоится, будет приниматься домостроительный регламент, будет больше инфраструктуры для коттеджных поселков. В эту сторону все движется.

«У МЕНЯ ОЧЕНЬ МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ, ПОТОМУ ЧТО Я ПЛАНИРУЮ ЕГО»

— Когда готовился к интервью, узнал, что у вас пятеро детей...

— Пока да (смеется).

— И не мог не восхититься. Вы сами росли в большой семье?

— В не очень большой. Так получилось. Хорошо же, когда много детей. У меня две девочки и три мальчика. С девочками, конечно, проще, но главное — чтобы все было хорошо.

— У вас вообще остается свободное время?

— У меня очень много свободного времени, потому что я планирую его. Я не какой-то безумный трудоголик, это всегда ошибка, когда у мужчин и женщин ориентиры — круглосуточно работать. Это значит, они что-то не успевают на работе, неправильно формируют свой график или просто не хотят домой. Я домой хочу. Поэтому мое хобби — это работа, а когда прихожу домой — дети. Конечно, на работе бывает всякое, много времени занимает управление компанией и стратегическое развитие, много езжу в командировки по разным местам. В слове «работа» есть часть «раб» — так вот не надо этого придерживаться. Я не работаю — я живу. Всю жизнь занимаюсь строительством, архитектурой, и 20 лет своей жизни я отдал развитию Honka в России, и это мне нравится. Мы строим семейные ценности — дома. В них живут люди, им нравится, и это хорошо.

Кстати, я с женой познакомился на работе.

— Это правда, что ваш дед Михаил Львовский — автор слов песни «На Тихорецкую состав отправится...»?

— Да. Авторские права мизерные, если вы об этом. Ничего с этого не имеем.

— У вас была творческая семья?

— Вполне обычная. Все помнят только про «Вагончик...», а дед много писал сценариев для кино. «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Точка, точка, запятая», «Я вас любил», очень много фильмов. Так что на внуков времени было мало. Да и творчество мне не привилось, хотя дочка поет. Так что я не по этой части. Я, скорее, творческий экономист.