Глава «Роснефти» Игорь Сечин (слева) накануне объявил о завершении интеграции «Башнефти» в федеральную структуру Глава «Роснефти» Игорь Сечин (слева) накануне объявил о завершении интеграции «Башнефти» в федеральную структуру Фото: kremlin.ru

ЧУБАЙСУ И НЕ СНИЛОСЬ

Космическая скорость, с которой завершилась приватизация «Башнефти», могла бы стать предметом зависти — или, напротив, кошмаров — главных идеологов разгосударствления 1990-х — Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Все приличия были временно забыты, о том, чтобы представить бизнес-план по развитию компании, никто уже не вспоминал. Напомним, только в понедельник, 10 октября, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продаже 50,075% акций «Башнефти» в адрес, согласно которому этот контрольный пакет достанется без торгов «Роснефти». Сделку на 329,7 млрд. рублей планировалось завершить до 15 октября. Однако тянуть кота за хвост никто не стал: в опасности Отечество, то есть бюджет страны. Уже в минувшую среду упомянутая сумма была перечислена в бюджет, а вчера глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил: «Интеграция уже произошла. „Башнефть“ является дочерним предприятием компании „Роснефть“. Мы полностью управляем ситуацией. Хотел бы поблагодарить [Александра] Корсика (бывший президент, председатель правления „Башнефти“ прим. ред.) за оказанную помощь нам».

Как это принято в последние годы, сделка сопровождается спецоперацией. Как рассказали источники РБК в Москве и Уфе, в офисах «Башнефти» в этих городах началось изъятие документов и отключен интернет. По словам одного из собеседников агентства, в каждом из двух офисов работают по 30 человек в штатском, которые заходят в отделы и забирают документы, охрана и пропускной режим на входе усилены. МВД и следком поспешили опровергнуть свою причастность к этим событиям, а Сечин вскоре пояснил: мол, это его сотрудники «ознакомляются с контрактами». Затем и пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев блеснул фирменным казарменным юмором. «Мы занимаемся передачей дел, и это делают люди в штатском — нетрудно было догадаться. Сотрудники „Роснефти“ в военном не ходят. В крайнем случае, они могли бы быть в комбинезоне, но не думаю, что это уместно в центральном офисе компании», — сообщил он ТАСС. РБК же Леонтьев пояснил, что «надо быстро передать дела, документы и так далее, не допустить утечки информации, в том числе какой-то токсичной».

СВОЯ РУКА СЕЧИНА

Накануне же утром совет директоров «Башнефти» полностью поменял руководство компании. Александр Корсик, возглавлявший ее с 2011 года и «переживший» на этом посту двух владельцев — основного акционера АФК «Система» Владимира Евтушенкова, а затем государство — ушел в отставку. Его сменил сроком на 5 лет вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин. Полномочия еще 6 членов правления башкирской компании также были переданы подчиненным Сечина. А 16 декабря в Уфе пройдет собрание акционеров «Башнефти», на котором планируется избрать новый состав совета директоров.

Кандидатура Шишкина, по сегодняшним временам, просто идеально соответствует роли главы госкомпании. В «Роснефти» он занимал пост вице-президента по энергетике, локализации и инновациям, но это не столь важно. Во-первых, по данным Forbes, до 1992 года он был сотрудником КГБ, а сегодня лишь выходцы из этой и смежных структур пользуются доверием Владимира Путина и его бывших соратников по трехбуквенной «конторе». Правда, до «Роснефти» с нефтянкой Шишкин дел не имел: выпускник Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина 1985 года после «ухода «на гражданку» до поры до времени предпочитал банки. Так, в 1992 - 2005 годах он служил в ныне мало кому известных кредитных организациях: Международном банке экономического сотрудничества, Росместбанке, «Агропромкредите».

Удача улыбнулась Шишкину в годы, когда единую энергетическую систему страны, РАО «ЕЭС», возглавил Анатолий Чубайс. В 2005 году Шишкин стал генеральным директором ТГК-10, спустя три года он был уже первым вице-президентом «КЭС холдинга». В 2010-м он перешел на должность заместителя министра энергетики.

Башкирскую компанию возглавит преданный лично Сечину очередной чекист Андрей Шишкин Башкирскую компанию возглавит преданный лично Сечину очередной чекист Андрей Шишкин Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

Шишкин — небедный человек, пишут «Ведомости»: работая в минэнерго, он числился в первой сотне самых богатых чиновников. В 2010 году его семья задекларировала 541 млн. рублей дохода (тогда это было 15-е место), в 2011 году — 361 млн. рублей (15-е место). Однако в 2012 годы доходы Шишкиных упали до 180 млн. рублей (50-е место), и именно в этом году Андрей Николаевич из кресла замминистра «телепортировался» в «Роснефть». Шишкину на 30 июня принадлежало 0,0036% акций «Роснефти», на Московской бирже такой пакет стоит 139,6 млн. рублей.

Издание живописует довольно любопытный портрет нового главы «Башнефти». Бывшие коллеги Шишкина характеризуют его как очень амбициозного человека, который любит быть в центре событий. Из-за работы в КГБ Шишкин долгое время был невыездным, но даже когда ограничения были сняты, он не уехал за границу, а остался и всегда старался найти престижные должности, говорит один из собеседников «Ведомостей». Так, Шишкин очень долго рассчитывал, что возглавит правление государственной «РусГидро», крупнейшей гидрогенерирующей компании России, но с этим не срослось.

С главным исполнительным директором «Роснефти» у Шишкина хорошие отношения, он на 100% человек Сечина. Шишкин — тот тип подчиненного, какие очень нравятся Сечину, рассказывает человек, ранее работавший с ним. Шишкин хорошо подстраивается под начальника, умеет правильно преподносить свои успехи, при этом зачастую виноватых ищет среди других, в том числе предшественников. А умение грамотно подать себя и вовремя перевести стрелки — еще одно необходимое качество современного «эффективного менеджера».

Хороший руководитель, жесткий, амбициозный, описывает Шишкина его знакомый. Когда Шишкин работал замминистра энергетики, все компании по струночке ходили, вспоминает он. Шишкин был абсолютно сечинским заместителем, когда тот был вице-премьером: согласовывал все политически важные письма. Его даже номинировали на министра, когда Шматко несколько раз подставил Сечина, но так и не назначили. При этом Шишкин был жестким и в КЭСе, и в минэнерго, в энергетике хорошо разбирался, но был всегда себе на уме — почти интроверт, вспоминает другой его знакомый. В энергетике же более всего запомнился тем, что додавил подписание договоров о предоставлении мощности — ключевого механизма обновления генерации в реформе РАО «ЕЭС».

ПОКУПАТЕЛЕМ В СДЕЛКЕ ГОДА СТАНЕТ САМА «РОСНЕФТЬ»?

Итак, одна из двух главных приватизационных интриг года разрешилась, и общее впечатление от нее можно описать известным выражением «Сумбур вместо музыки». Главный вопрос — зачем было затевать эпопею с объявлением конкурса, на который подать заявки успела и татарстанская «Татнефть», а ТАИФ рассматривал возможность войти в альянс с Наилем Магановым по этой сделке? И еще: что это за приватизация такая, если госпакет одной компании покупает другая, также контролируемая государством? Да, номинально РФ в «Роснефти» принадлежит лишь одна акция, но 69,5% капитала владеет АО «Роснефтегаз», который находится в 100-процентной федеральной собственности. Возможно, поэтому Владимир Путин, комментируя тему в ходе инвестфорума «Россия зовет!», поспешил дистанцироваться от сделки. «Может быть, вам покажется странным, я сам был удивлен такой позицией правительства. Но это действительно позиция правительства — прежде всего его финансово-экономического блока», — сказал он.

Можно вспомнить и то, как в 2014 году та же «Роснефть» клянчила у государства более 2 трлн. рублей — мол, совсем санкции супостатов одолели... Прошло всего два года, нефть с тех пор лишь подешевела, и надо же — в собственном кармане вдруг нашлись деньги на расширение бизнеса. Причем платили, не скупясь, с 20,6-процентной премией к цене закрытия торгов в т. н. день получения обязывающего предложения.

«Роснефть» — единственная компания, которая представила на предложение консультанта, «ВТБ Капитал», юридически обязывающее предложение с ценой выше, чем оценка независимого оценщика — от 297 до 315 миллиардов рублей. Вторая компания представила юридически обязывающую заявку, с ценой несколько меньшей», — сообщил Алексей Улюкаев.

Именно Улюкаев подтвердил предположения тех экспертов, которые говорили: приватизация пакета «Башнефти» — лишь первый шаг к более серьезной сделке. «Приобретение доли государства в «Башнефти» позволит не только сохранить целостность активов компании, но и максимизировать синергетический эффект от объединения активов обеих компаний, поддержит планы по приватизации пакета акций ПАО «НК „Роснефть“ в 19,5 процентов», — приводит министерство слова Улюкаева.

С этой точки зрения логика правительства уже не выглядит странной — прежде чем продать 19,5% акций из принадлежащих «Роснефтегазу», необходимо максимально раздуть их стоимость. Каким образом? «Консультант по „Роснефти“, банк Intesa, аргументировал синергию следующим образом: прежде всего это переработка, потому что и так часть сырой нефти, добываемой „Роснефтью“, перерабатывается „Башнефтью“. Там есть оптимизация нефтяных потоков, возникает серьезная экономия. Второй важный аспект — синергия, которая возникает от комплексного освоения месторождений, которые сейчас относятся к „Роснефти“ и „Башнефти“. Считают, что здесь возникает эффект, который они оценивают в сумму от 150 до 180 млрд. рублей. Соответственно, это увеличивает оценку актива самой „Роснефти“», — говорит Улюкаев.

Приватизация пакета «Роснефти» станет второй по очередности и первой по значимости сделкой в российской нефтянке в 2016 году — по крайней мере, правительство заявляет о планах завершить ее уже до конца года. Пока непонятно, как будут оценивать пакет: это будет или новая оценка компании, или ориентир на биржевые котировки (доля 19,5% на Московской бирже стоит сейчас примерно 750 млрд. рублей). Среди потенциальных покупателей значатся инвесторы из Индии и Японии, но конкретных обращений от них пока не было. Между тем пакет акций у «Роснефтегаза» готова выкупить... сама «Роснефть». Впрочем, это уже совсем другая история.