Рустам Минниханов на праздновании Дня машиностроителя вручил медали «За доблестный труд» Рустам Минниханов на праздновании Дня машиностроителя вручил медали «За доблестный труд»

«ДИРЕКТОРСКИЙ КОРПУС РАБОТАЕТ В НЕПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ»

В фойе «Пирамиды» участников и гостей праздника встречали... автослесари и шиномонтажники, которые предлагали совместно подкачать колесо, сменить масло, пройти техобслуживание. Так актеры развлекали гостей до начала концертной программы, ведь никакой выставки достижений машиностроения на этот раз не было. Может быть, потому что речь в основном шла об успехах военно-промышленных предприятий с их секретами? Во всяком случае, именно на республиканских ВПК-гигантах был сделан акцент в предварявшем церемонию фильме. Под тревожно-бравурную музыку летели бомбардировщики, зависали вертолеты, рассекали волны фрегаты

«Этот видеоряд не полностью, но показывает огромный потенциал нашей республики», — прокомментировал фильм вышедший на сцену президент РТ Рустам Минниханов. Он кратко охарактеризовал состояние отрасли: «Сегодня — это 140 тысяч работающих, 150 средних и крупных предприятий. Итог 8 месяцев — почти 200 миллиардов товарной продукции, в том числе и для оборонных задач. Оборонный заказ предприятия нашей республики стабильно выполняют. Ну и, конечно, наши машиностроители — это поставщики оборудования для таких крупных компаний, как «Газпром», «Роснефть», «РЖД».

Альберт Каримов Альберт Каримов

Президент вручил медали «За доблестный труд» и предложил поднять бокалы (мероприятие проходило в формате накрытых столов), а сам проследовал к своему, где его ждали вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, помощник президента по авиакомплексу Равиль Зарипов, гендиректор КВЗ Вадим Лигай и президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев.

Взявший слово Каримов подчеркнул, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, индекс промышленного производства машиностроения республики растет и по итогам 8 месяцев составил 104%. «Ведущие предприятия реализуют значимые инвестиционные проекты, внедряют передовые технологии, вводят в строй новые производства, — констатировал он. — Татарстан демонстрирует успешный пример подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров. И эта работа ведется, начиная со школьной скамьи». Министр отметил, что «в последние годы республиканскими предприятиями ОПК поставки гособоронзаказа выполняются качественно и в срок. В этом году 12 республиканских предприятий ОПК участвуют в 4 федеральных целевых и государственных программах».

Александр Лаврентьев Александр Лаврентьев

«Хотелось бы поблагодарить директорский корпус, который работает в непростых условиях — каждый рубль очень тяжело добывается», — внес свою лепту в поздравление предшественник Каримова на посту главы минпромторга Зарипов. Но особо порадовало то, что вчера очень хорошо вспомнили о трудовых династиях. Например, стаж работы на заводе им. Горького семьи Хайбуллиных-Тимуршиных — 180 лет, вертолетостроителей Егоровых-Гришиных — 329. Есть и совсем уж фантастические цифры: стаж авиастроителей Фроловых — 500 лет, а комзовцев Чубуровых — аж 568.

Впервые, насколько можно понять, вспомнили о руководителях кружков, благодаря которым в республике еще не пропало детское техническое творчество. Некоторым из них не грамоты вручать надо, а памятники при жизни ставить (как, например, нижнекамцу Александру Россиеву) — стольких мальчишек они наставили на пусть истинный.

Хорошее обобщение сделал в своем выступлении генеральный директор ПОЗиСа и руководитель татарстанского регионального отделения союза машиностроителей России Радик Хасанов: «Системная работа, которая проводится в республике и стране, дает значимые результаты по повышению авторитета России и Татарстана. Если по российским дорогам будут ходить наши «КАМАЗы», в небе летать самолеты «Ту» и вертолеты КВЗ, на рейде будут стоять корабли, спроектированные инженерами Зеленодольского ПКБ и построенные на заводе имени Горького, если будут в стволе боеприпасы, произведенные благодаря Казанскому пороховому заводу, «Точмашу» и ПОЗиСу, и не могу не сказать: если в каждой кухне будут стоять холодильники «ПОЗиС» (зал хохотнул и зааплодировал такой виртуозно поданной рекламеприм. авт.), то живет страна. Живет страна, когда работают заводы!»

Равиль Зарипов (справа) Равиль Зарипов (справа)

«ВИТАЛИЙ ЕГОРОВИЧ КОПЫЛОВ БЫЛ ПРАВ...»

«БИЗНЕС Online» предложил участникам мероприятия оценить свершения машиностроительного года.

Альберт Каримов — министр промышленности и торговли РТ:

— Самое главное — промышленность демонстрирует рост: больше 3 процентов за 8 месяцев несмотря на то, что ситуация достаточно сложная. Кроме того, развивается ряд новых проектов: мы подняли тяжелый беспилотник, идет работа по восстановлению производства бомбардировщика Ту-160. Гособоронзаказ выполняется без срывов. Отмечу крупный экспортный контракт завода имени Горького, также им подписаны новые крупные контракты с большим заделом на будущее. Значительно вырос экспорт у КАМАЗа — это важный знак для всех предприятий.

Вадим Лигай — генеральный директор ПАО «Казанский вертолетный завод»:

— Год очень тяжелый для нас в плане объемов производства, но тем не менее есть такие важные события, как выход на рынок вертолета «Ансат». Думаю, в нынешних экономических условиях главное — то, что основная промышленность работает и даже дает какое-то дополнительное увеличение. Гособоронзаказ дал многим предприятиям возможность встать на ноги и получить дальнейшее развитие... Считаю, самое важное — политическая стабильность, которая дает гарантию того, что мы из сложной ситуации нормально выйдем и будем давать увеличение не на 1,5 - 2 процента, а хотя бы на 7 - 8.

Радик Хасанов и Вадим Лигай Радик Хасанов и Вадим Лигай

Радик Хасанов — генеральный директор АО «ПОЗиС», руководитель татарстанского регионального отделения союза машиностроителей России:

— Несмотря на санкционные условия, мы развиваемся, машиностроение становится конкурентнее. Об этом говорит экспортный потенциал по судостроению, военному авиастроению. То, что вертолетостроители испытывают трудности, — ничего страшного, задел у них большой. Конкурентным становится наше автомобилестроение, это видно на примере КАМАЗа... Устойчивый рост татарстанских машиностроителей показывает, что наша республика не только нефтехимическая, но и высокотехнологичная — не на словах, а на деле. Посмотрите на блестящие успехи корабелов — разработки ЗПКБ и производство завода имени Горького! И еще раз сняли шапку перед Ту-160. Великий Виталий Егорович Копылов был прав, что нельзя допускать такие вещи (прекращать выпуск стратегических бомбардировщиковприм. авт.)... У ПОЗиСа же устойчивый рост в условиях наижесточайшей, порой даже несправедливой конкуренции с мировыми производителями. По итогам 8 месяцев российский рынок продаж холодильников увеличился всего на 1,1%, а у нас прирост — 104,7%. А были бы доступны кредиты, мы бы обеспечили рост в 150 процентов. Все это — за счет разработок наших конструкторов и конкурентности нашей продукции. Экспорт — на уровне прошлого года, хотя мог бы быть процентов на 40 выше — из-за недоступности кредитов мы не смогли обеспечить запросы зарубежных покупателей.

Альберт Гильмутдинов — ректор КНИТУ-КАИ:

— Главное в авиастроении — гигантская работа по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160. Хотя эта машина еще 70-х годов, в ней будет много инноваций, связанных с достижениями XXI века... Важно, что предъявили макетный экземпляр среднемагистрального МС-21. Это событие не только масштаба страны, но и, без преувеличения, мирового уровня: такие машины появляются раз в 5 - 10 лет.

Альберт Гильмутдинов (справа) Альберт Гильмутдинов (справа)

«ЭЛЕРОНЫ» УХОДЯТ ЗА ГРАНИЦУ, «МУРЕНА» ЖДЕТ КОМАНДЫ НА ВЗЛЕТ

Отдельно отметим две важные отраслевые новости, о которых корреспондентам «БИЗНЕС Online» рассказали руководители предприятий.

Директор — главный конструктор ЗАО «Эникс» Валерий Побежимов, рассказав, что закупки беспилотников фирмы увеличились «в несколько раз» и начались конструкторские работы по новым комплексам, сообщил, что компания впервые продаст беспилотные летательные аппараты за границу: «Пошли иностранные заказы на разведывательные беспилотники. Заказчиков назвать не могу — конфиденциальная информация, и поставки идут через Рособоронэкспорт. За счет инозаказов предполагаем в 2017 году рост примерно в полтора раза». По всей видимости, имеются в виду беспилотники «Элерон-3» и «Элерон-10». Таким образом, «Эникс» становится третьим крупным ВПК-экспортером — после КВЗ и завода им. Горького.

Отметим, что, по всей видимости, это первые массовые поставки в истории российской беспилотной отрасли. «Насколько я знаю, на экспорт поставлялись некоторые комплексы БЛА, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Так, в разное время в КНДР и Сирию экспортировались разные версии комплексов с БЛА „Пчела“. Кроме того, комплексы „Птеро“ компании „АФМ-Серверс“ поставлялись в Армению, велись переговоры о поставках в Мексику. Системы казанской компании „Аэрокон“ поставлялись в Венесуэлу. Комплексы компании „Иркут“, по некоторым данным, поставлялись во Вьетнам и в Казахстан. Впрочем, почти все указанные поставки были весьма скромными в количественном отношении».

И еще одна хорошая предновость. Генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко сообщил, что в этом году компания выполнила большой заказ по парашютным системам, а также, наконец, получила сертификат межгосударственного авиационного комитета на линейку спасательных парашютных систем для летательных аппаратов взлетной массой до 2 тонн. А до конца года МВЕН намерен поднять в первый полет административный самолет «Мурена». Цельнокомпозитная четырехместная «Мурена» оснащена двумя двигателями Rotax-914 мощностью по 115 л. с. Максимальная скорость — 330 км/ч, нормальный взлетный вес — 1260 кг, масса полезной нагрузки — 462 килограмма. Длина разбега/пробега — 270/220 метров. Заявлен высокий уровень комфорта.

«Надеюсь, до конца года поднимем долгожданную „Мурену“, если по комплектующим не подведут, — рассказал Ермоленко. — Но если говорить шире, то, чтобы такие проекты развивались, нужна инфраструктура. Если у вас нет аэродромов, вам некуда летать, если нет класса людей, которому нужны подобные самолеты, не будет самолетов. Чтобы все это развивалось, движение должно идти снизу».