Итоговый проект ВСМ Москва — Казань РЖД представят в 2017 году, а вместе с трассой может быть реализована более чем 100-миллиардная идея об обходной дороге вокруг столицы РТ. Об этом корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала вчера на традиционной ежегодной пресс-конференции с начальством Горьковской железной дороги.
Итоговый проект ВСМ Москва — Казань РЖД представят в 2017 году, а вместе с трассой может быть реализована более чем 100-миллиардная идея об обходной дороге вокруг столицы РТ
НЕФТЕХИМИКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
«Санкции и экономическая ситуация, которая сложилась в России, напрямую сказались на цифрах и объемах перевозок», — так не особо празднично начал приуроченное к Дню компании «РЖД» общение с прессой заместитель начальника Горьковской железной дороги (ГЖД — филиал ОАО «РЖД») по Казанскому региону (куда входят Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Мордовия и Кировская область) Александр Черемнов.
«Не очень удачно для нашего региона сложилась первая половина этого года», — констатировал он падение грузооборота. Большое снижение — в перевозках нефти и нефтепродуктов (-20,9% к январю-августу 2015 года): основной отправитель — ООО «Марийский нефтеперегонный завод» — снизил объемы производства и к тому же стал вывозить готовую продукцию на автотранспорте. Здесь железнодорожники, возможно, непроизвольно лукавят: крупный бизнес не раз заявлял о непомерной стоимости перевозок по железной дороге и о том, что они вынуждены переориентироваться на другие виды транспорта... Снизилась и перевозка химикатов (-8%; основной отправитель — ПАО «Казаньоргсинтез»). А вот что стали возить больше, так это сахар (+164%), черный металл (+110%) и продовольственный груз (+72%). Росту последнего показателя способствовал ввод второй очереди ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод».
Не удалось увеличить показатели и в пассажирских перевозках. За 8 месяцев количество пассажиров пригородного и дальнего сообщения, которые отправились поездами казанского отделения ГЖД, снизилось на 2,1%. «Есть снижение, хотя было больше выделено дополнительных поездов», — заметил Черемнов и добавил, что стало больше организованных групп пассажиров. Это он связал с переориентацией отдыхающих на российские курорты.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАЗАНСКОГО УЧАСТКА ВСМ ЗАВЕРШАТ ДО КОНЦА ГОДА
Прервав своего зама, в разговор по видеосвязи включился начальник ГЖД Анатолий Лесун. Первым делом он подвел итоги 13 лет работы филиала, который включает 15 субъектов РФ, заметив, что за все это время в развитие инфраструктуры было инвестировано более 175 млрд. рублей. Но журналистов больше всего интересовал ход работы над ВСМ. «Сегодня все еще в стадии наработки», — коротко ответил Лесун, однако все-таки остановился на некоторых подробностях.
Проект, напомним, поделен на четыре этапа: Москва — Владимир, Владимир — Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары и Чебоксары — Казань. В ближайшее время на госэкспертизу передадут проект участка от Москвы до Нижнего Новгорода. Проектирование участка от Нижнего до Казани должно быть завершено до конца 2016 года. Отметим, что вчера же глава РЖД Олег Белозеров рассказал о том, что модель строительства ВСМ представят в 2017 году.
Странно, но Лесун не смог ответить на вопрос о том, как все-таки проляжет трасса ВСМ в Татарстане. Якобы эта информация будет доступна после прохождения все той же госэкспертизы. «Сегодня о месте прохождения трассы пока говорить рано. Она может меняться принципиально», — заявил железнодорожник. Об инвестициях он говорить также не стал, ответив лишь: «Цифры меняются, но первоначальная стоимость проекта — 1 триллион 67 миллиардов рублей». 400 млрд. рублей в качестве кредитных средств, напомним, готов инвестировать Китай.
Черемнов добавил, что ВСМ начнут строить в 2017 году. Он напомнил, что изначально было два варианта — Южный и Северный: «Принят Северный, который не пойдет на ту сторону Волги, а пойдет по левому берегу. Сейчас просто идет уточнение трассы. Она может меняться — вправо, влево на незначительное расстояние». Начальник Казанского региона железной дороги успокаивающе добавил, что «сносов практически не будет».
В начале 2016 когда министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявил о готовности технико-экономической оценки проекта, которая показала экономический эффект в 120 млрд. рублей
ТАК БУДЕТ ЛИ КОЛЬЦО ВОКРУГ КАЗАНИ?
Актуальной темой для Казани остается вопрос организации кольцевого движения электропоездов. Напомним, обсуждение проекта началось в 2011 году, в 2012-м его положительно оценил тогдашний глава РЖД Владимир Якунин. Протяженность путей должна составить 48 километров. Они пройдут через центральный железнодорожный вокзал, станцию Лагерную, Новое Аракчино, 787 км (озеро Лебяжье), вокзал Казань-2, остановочные платформы «Компрессорная», «Метро Аметьево» до станции Вахитово. В начале 2016 года министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявил о готовности технико-экономической оценки проекта, которая показала экономический эффект в 120 млрд. рублей.
«Инициация данного вопроса существует, — туманно обрисовал ситуацию Черемнов. — Министерство транспорта Татарстана обратилось в РЖД для поддержания данного проекта». Он подчеркнул, что проект не будет приносить особого дохода и в основном играет социальную роль. «Проект коммерчески убыточен однозначно, но социально ориентирован».
Заметим, что РЖД готовы поддержать проект только в том случае, если они будет концессионным. Но кто выступит концессионером и как будет распределена финансовая нагрузка, все еще не определено. «Думаю, проект будет жить, — обнадежил Черемнов, — потому что нам нужно объединить две части города. Но пока будет рассмотрен только первый этап — строительство одного соединения в районе Нового Аракчино с выходом на станцию Восстания, вокзал на Воровского».
ВСМ начнут строить в 2017 году. Сейчас просто идет уточнение трассы. Она может меняться — вправо, влево на незначительное расстояние
«ДЕНЬГИ ОГРОМНЫЕ»
Еще одну казанскую железнодорожную суперидею — обходную дорогу — на пресс-конференции обсуждать не стали. Напомним, транспортная революция, которую предложили казанский бизнесмен и экономист Тахир Давлетшин и Академия наук РТ, предполагает строительство железной дороги в обход Казани. Ее протяженность — примерно 50 километров. В проект заложены строительство нового главного железнодорожного вокзала Казани за поселком Сухая Река и линии метрополитена до него. Давлетшин указывает, что реализация идеи поможет разработать более логичный генплан Казани, провести ВСМ подальше от центра, высвободить 3 тыс. га земли и «привести» в город наземное метро. В прошлом году проект оценивался в 80 млрд. рублей.
В апреле 2015 года стало известно о том, что ГЖД считает идею «очень интересной, перспективной и заслуживающей реализации на этапе 2020 - 2030 годов». А как обстоит дело сейчас?
Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный инженер Казанского региона ГЖД Вячеслав Корнеев, в последний раз проект обсуждался на одном из совещаний в управлении архитектуры и градостроительства Казани, однако лишь на перспективу. «Сравниваются варианты — что и сколько будет стоить. Там, в общем, от 130 миллиардов до 180 миллиардов рублей. Пока более ничего, потому что деньги огромные. Может быть, это все будет подвязано к строительству ВСМ. Пока утвержденного проекта нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.