. Первая партия паломников из Татарстана вернулась в Казань

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕЗ АЖИОТАЖА

Примерно за полчаса до прилета рейсового самолета из Стамбула ничто не говорило о том, что скоро на землю казанского международного аэропорта должны ступить первые пилигримы. Среди встречающих не было замечено мужчин в тюбетейках, женщин в платках, бородатых парней, неимоверное количество которых можно было наблюдать в ночь с 29 на 30 августа, когда эта же группа улетала к священным местам. Друзья и родственники стали подтягиваться к терминалу аэропорта лишь после того, как было объявлено о посадке самолета.

Многие успели соскучиться по своим близким. Так, Айгуль Файзуллина приехала вместе с сыном встретить мужа Рамиля, которого они не видели почти три недели. «Мой муж поехал в хадж первый раз, очень волновался. Звонил домой пару раз, что все хорошо. Надеемся, что это так», — поделилась жена хаджия своими переживаниями с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Все хорошо, все живы-здоровы, подтверждает сидевшая на лавочке семейная пара, которая ждала свою маму Таскиру. Только что та сообщила детям, что самолет удачно приземлился, а сейчас они готовятся к высадке пассажиров. «Наша мама уже в солидном возрасте — ей 66 лет. Звонила только что, говорит, что самолет приземлился. Будучи в Мекке, особо не разговаривали по телефону, но зато почти каждый день общались через WatsApp. Наконец-то мы ее увидим», — сказали они.

. «Хвала Аллаху, вся группа в здравии вернулась на родину

«СЕЙЧАС В ПОЛНОМ ШОКЕ ОТ ТОГО, ЧТО ДОМОЙ ПРИЛЕТЕЛА»

И вот первые пассажиры рейса Стамбул — Казань стали потихонечку выходить в зал ожидания. Одной из первых выкатилась вместе с тележкой загоревшая дама неопределенного возраста, причем отнюдь не в мусульманском одеянии — в коротких шортах. Как оказалось, в одном самолете из самого большого города в Турции летели не только около полусотни паломников, но и солидная группа туристов. Путешественников к святым местам выдавала усталость, но вместе с тем какая-то радость на лице.

Жительница Бавлинского района Таскира Магзямова не скрывала эмоций. Наконец-то ей удалось последовать и этому, одному из пяти, столпу ислама. Ведь наряду с верой, чтением пятикратного намаза, поста в месяц Рамазан, выплаты закята, то есть обязательного годового налога в пользу бедных и нуждающихся, хадж должен совершить каждый правоверный мусульманин хотя бы раз в своей жизни. Таскира апа утверждает, что было легко. «Очень хорошо прошло, никаких трудностей. Спасибо всем. Дай бог еще раз поехать в хадж», — бодро сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Предприниматель из Казани Рашид Ильясов хадж также совершил первый раз в своей жизни. Поездка в Мекку регулярно откладывалась из-за особенностей бизнеса, оставить который, как казалось тогда, не представлялось возможным. Но в этом году Рашиду исполнилось 40 лет. И он твердо решил — ехать надо. Ильясова, который вообще первый раз в жизни побывал за границей, больше всего поразило единство всех пилигримов. «Столпотворение народа запомнилось. Это как будто весь мир туда собрался. Люди разных национальностей, цвета кожи, разных языков, — говорит он. — То есть ощущение единства, братства, все друг друга понимают, все друг друга прощают. При таком столпотворении должны быть споры, даже, может быть, драки. Но ничего такого не было. Дух братства меня вдохновил. Все замечательно организовано, питание, врачи — все было отлично. Следующий раз, дай бог, с женой поедем».

Семейная пара в группе тоже есть. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ездил в хадж вместе со своей супругой Лолой, ради такого дела оставив детей на попечение бабушек-дедушек. Лола Самигуллина, в отличие от Камиля хазрата, совершает паломничество первый раз в жизни. «Это неописуемо, на самом деле понимает только тот, кто там побывал. Очень много разных эмоций, но в любом случае, несмотря на все трудности, это замечательно для мусульманина. По детям уже соскучились, домой с радостью едем», — рассказала она.

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ездил в хадж вместе со своей супругой Лолой, ради такого дела оставив детей на попечение бабушек-дедушек Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ездил в хадж вместе со своей супругой Лолой, ради такого дела оставив детей на попечение бабушек-дедушек

ФОТООТЧЕТ С ВЫБОРОВ

Муфтий был ко всему прочему старшим группы, а потому дополнительно счастлив, что все его подопечные живыми и здоровыми вернулись на родину. Единственное огорчение — хоть и выполнили предписанное Аллахом, но не все смогли осуществить свой гражданский долг.

«Хвала Аллаху, вся группа в здравии вернулась на родину. К сожалению, не все смогли, как хотели, участвовать в выборах, так как были в дороге. Немножко переиграли билеты... Часть хаджиев, которые остались в Мекке, проголосовали там. Прислали мне фотоотчет, как участвовали в выборах в российском консульстве», — рассказывает Самигуллин.

В последние дни паломничества группа находилась в Медине — спокойном, умиротворяющем городе. Среди аборигенов паломники из Татарстана неожиданно обнаружили соотечественников. «Буквально вчера мы нашли татар наших, которые более сотни лет назад туда переехали. У них фамилия Казанлы. Они из деревни Кизляу Нурлатского района, вчера весь вечер провели с ними. Пригласили их к себе, в скором времени они приедут и к нам. Бывает же — у нас обрусели, а эти «обарабели» (видимо, имеется в виду, что родного языка не знают, а разговаривают по-арабски,прим. ред.).

Председатель ДУМ РТ говорит: «В этом году хадж особенно спокойно прошел, так как количество хаджиев было занижено. Искусственно занижено. Это чувствовалось и по улицам, и по плотности». Да и паломников из Татарстана, как известно, тоже было меньше, чем обычно. Квота, которую выделило Королевство республике, осталась незаполненной на четверть: к священным местам вместо 1200 поехали 900 человек. Зато это были самые активные мусульмане. Они агитировали за появление на новой банкноте в 200 рублей изображения Казани, провели субботник в самом главном городе исламского мира, получив от этого немалое удовлетворение.

«Вы, наверное, слышали, что уборку провели наши татары?! Некоторые бабаи сказали, что получили удовольствие больше, чем от тавафа (ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы во время хаджа прим. ред.). Не каждому доводится потрудиться в таком благословенном месте. И всевышний Аллах дает сразу же благодать почувствовать», — уверяет Самигуллин.

Как сообщил председатель ДУМ РТ, через несколько дней в Казань должна вернуться самая большая партия паломников, а последнюю группу ожидают уже к концу этой недели. И те, кто хочет получить награду от Всевышнего, могут этим воспользоваться. Как известно, пророк Мухаммед говорил: «Тот, кто совершил хадж и во время хаджа не говорил скверных слов, не совершал дурных дел, возвращается домой свободным от всех грехов, чистым, как в день, когда его родила мать». Но и люди, пришедшие приветствовать такого человека, также не останутся незамеченными. Как напомнил Камиль хазрат, те, кто встречает паломника, получат вознаграждение от Аллаха, а те, кто сделал это до того, как хаджии вошли в дом, могут надеяться на прощение Всевышнего.