Леонид Барышев произвел революционные изменения в структуре управления разросшимися бизнес-направлениями, которыми он владеет совместно с Вадимом Махеевым Леонид Барышев произвел революционные изменения в структуре управления разросшимися бизнес-направлениями, которыми он владеет совместно с Вадимом Махеевым

«МЫ ПЕРЕСТАЕМ ВНУТРИ СЕБЯ ПОНИМАТЬ, КТО КОМУ ЧЕГО ДОЛЖЕН»

Леонид Барышев произвел революционные изменения в структуре управления разросшимися бизнес-направлениями, которыми он владеет совместно с Вадимом Махеевым. Как он сам сообщил «БИЗНЕС Online», создана управляющая компания «Эссен Продакшн», председателем cовета директоров которой он стал. В совет директоров войдут руководители четырех направлений бизнес-деятельности: ретейл (ООО «Оптовик»), строительство (ООО «Стройподряд»), производство соусов (АО «Эссен Продакшн АГ») и кондитерская фабрика (пока также входит в АО «Эссен Продакшн АГ»). Генеральным директором АО «Эссен Продакшн АГ» вместо Барышева стал его первый заместитель Александр Цыпленков.

Создание управляющей компании, по словам Барышева, объясняется несколькими причинами. Во-первых, при параллельном развитии разных направлений все более острой становится проблема более четкого маркетингового позиционирования. «Нас до сих пор многие воспринимают так: „Это Барышев и Махеев, они делают майонез“. А мы хотим рассказать рынку, что мы — это многопрофильный холдинг. Каждый из нас имеет свои амбиции на разные рынки», — отметил Барышев. Во-вторых, по его словам, перед холдингом стоит задача повысить прозрачность и управляемость направлениями, каждое из которых уже стало серьезным и сложным бизнесом. «Мы перестаем внутри себя понимать, кто кому чего должен», — признал он и добавил, что новая структура управления позволит понять, с чего стартует каждый топ-менеджер, каких результатов добился, куда идет. «Мы подходим к прозападной модели управления холдингом через управляющую компанию. Я как председатель cовета директоров управляющей компании „Эссен Продакшн“ буду принимать решения не как производственник, а как инвестор. Соответственно, я перестаю отвечать за каждое из отдельных производств», — рассказал Барышев.

ВАДИМ МАХЕЕВ СТАЛ ОДНИМ ИЗ ЧЕТЫРЕХ?

Обращает на себя внимание, что в результате реорганизации системы управления фактически размылось влияние второго совладельца холдинга Махеева, генерального директора ООО «Оптовик», занимающегося развитием торговой сети «Эссен». Сначала из-под него ушло направление строительства, а теперь Махеев превратился из равного Барышеву руководителя в формально в одного из четырех генеральных директоров, отвечающих каждый за свое направление. Получается, когда в дальнейшем в компании будут появляться новые направления, то доля ответственности Махеева снизится еще больше.

Сейчас мощности производственного направления АО «Эссен Продакшн АГ» превышают 216,5 тонн готовой продукции в год Сейчас мощности производственного направления АО «Эссен Продакшн АГ» превышают 216,5 тыс. т готовой продукции в год

«Это не так, — не согласна эксперт в области коммерческой стратегии директор компании „Брайт консалтинг“ Мария Яшенкова, которая консультирует структуры „Эссен продакшн“. — Махеев остается собственником всех активов холдинга в той же доле, что и до реорганизации. 10 лет назад, когда создавалась торговая сеть „Эссен“, он взялся за развитие этого направления и по-прежнему остается генеральным директором, потому что это сложный бизнес, который требует непосредственного пристального внимания одного из собственников. Но планируется, что через какое-то время Вадим Махеев передаст пост генерального директора „Оптовика“ наемному топ-менеджеру и сосредоточит свою активность на совете директоров управляющей компании».

«МЫ ГОТОВЫ ПРОИНВЕСТИРОВАТЬ ПОРЯДКА 100 - 200 МИЛЛИОНОВ ЕВРО В КАКОЙ-НИБУДЬ ПРОРЫВНОЙ ПРОДУКТ»

По словам Барышева, генеральный директор каждой бизнес-единицы будет защищать свою бизнес-модель, позволяющую развивать направление без оглядки на «соседей». Совет директоров управляющей компании будет определять стратегию развития всего холдинга путем распределения по направлениям финансовых ресурсов или привлечения заемных средств.

Впрочем, по словам Барышева, уже сейчас все эти направления генерируют положительные денежные потоки, что позволяет развиваться без привлечения кредитных средств. «Заработанные деньги мы направляем в те проекты, которые могут генерировать рентабельность 20 - 25 процентов, причем необязательно в рамках существующих направлений», — отметил Барышев, намекнув на то, что в ближайшем будущем к четырем уже имеющимся бизнес-направлениям могут добавиться новые.

«Сама управляющая компания „Эссен Продакшн“ может начинать новые проекты. В качестве мозгового штурма у нас уже обсуждаются сельхозпроекты (защищенный грунт, молочной и сыро-молочной переработки), есть проекты создания новых мощностей по соусам в восточной части страны», — рассказал он. — Мы начинаем искать продукты, которые можем производить и реализовывать в тех нишах, освободившихся из-за импортозамещения или изменения потребительского поведения россиян. Мы рассматриваем как сделки M&A, так и строительство greenfield, обсуждаем возможность поучаствовать в качестве резидента территории опережающего развития (ТОР) Набережных Челнов, в свободной экономической зоне „Алабуга“, проинвестировать порядка 100 - 200 миллионов евро для того, чтобы сделать какой-нибудь прорывной продукт, который будет продаваться через нашу сбытовую систему», — пояснил Барышев. По его словам, новая схема управления даст возможность приходить на рынок труда и нанимать специалистов под открытие новых проектов. «Мы можем нанимать человека, который приходит со своим проектом, который готов нести за него ответственность от и до. А я буду принимать лишь общие решения», — подчеркнул председатель cовета директоров управляющей компании.

«Стратегическая цель на ближайшие годы по кондитерке — достичь выручки в 10 млрд. рублей. Это позволит нам войти в тройку крупнейших игроков на кондитерском рынке России» «Стратегическая цель на ближайшие годы по кондитерке — достичь выручки в 10 миллиардов рублей. Это позволит нам войти в тройку крупнейших игроков на кондитерском рынке России»

«В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНО ОТОЙТИ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»

Управление холдингами через управляющую компанию — обычная практика для владельцев, развивающих параллельно несколько видов бизнеса. Все крупные конкуренты «Эссен Продакшн» и «Оптовика» работают именно так, например, холдинги «Росагро», «Эфко», «Лента», в Татарстане — холдинг «Ак Барс» и многие другие. Так что вопрос не в том, зачем Барышев и Махеев решились на реорганизацию, а почему они это сделали только сейчас. «Если у тебя есть один бизнес, то ты как собственник им можешь эффективно управлять. Но если у тебя параллельно появляются еще бизнесы, то управлять ими оперативно практически невозможно. Тебе нужно поручить работу другому человеку, назначить генерального директора на этот бизнес, а самому заняться вопросами стратегии. Но проблема в том, что в российском бизнесе очень сложно отойти от непосредственного контроля», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из участников рынка, комментируя ситуацию.

Сейчас мощности производственного направления АО «Эссен Продакшн АГ» превышают 216,5 тыс. т готовой продукции в год. В 2015 году было произведено более 147 тыс. т майонеза, 36 тыс. т томатной продукции, 22 тыс. т кондитерских изделий и 7,7 тыс. т джемов и повидла. Общий оборот группы компаний в 2015 году превысил 40 млрд. рублей. Как сообщил «БИЗНЕС Online» Барышев, по всем производственным направлениям в прошлом году выручка составила около 20 млрд. рублей, в том числе по кондитерскому направлению — 4 млрд. рублей. «В 2016 году мы хотим получить выручку по производственным активам холдинга 22,5 миллиардов рублей, то есть добиться порядка 10 процентов роста. Основной прирост за счет кондитерки, томатной группы и джемам — в прошлом году он составил порядка 30 процентов. Стратегическая цель на ближайшие годы по кондитерке — достичь выручки в 10 миллиардов рублей. Это позволит нам войти в тройку крупнейших игроков на кондитерском рынке России», — рассказал Барышев.

По его словам, в декабре придет новая, шестая по счету кондитерская линия стоимостью 700 млн. рублей, которая будет производить шоколадные конфеты. «Это даст нам прибавку выручки около 1 миллиарда рублей в год. Если запускать по одной линии в год, то для достижения планки 10 миллиардов рублей понадобится от 3 до 5 лет. А если нам удастся по две линии покупать, то еще быстрее. Но на ближайшие два года мы планируем покупать по одной линии», — отметил Барышев.