Сегодня в Москве эксперты обсуждали готовность предпринимателей к ноу-хау минфина РФ, призванному положить конец продажам мимо кассы — данные о продажах каждой скрепки или буханки хлеба в стране будут стекаться в три центра, которые построило ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, систему лично опробовал Дмитрий Медведев. На воплощение замыслов придется раскошелиться самим предпринимателям: модернизация каждого аппарата стоит 15 - 30 тыс. рублей, только по Татарстану набегает 1 - 2 миллиарда.
«98 ПРОЦЕНТОВ КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПОДЛЕЖИТ МОДЕРНИЗАЦИИ»
Около 70% предпринимателей слабо осведомлены о том, что с 1 июля 2017 года обязаны будут перейти на онлайн-кассы. «Около 40 процентов респондентов впервые услышали о новых требованиях законодательства непосредственно во время опроса, еще около 30 процентов сказали о том, что знают весьма поверхностно о поправках без понимания их сути и того, как это повлияет на их бизнес», — заявил сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президент компании по автоматизации ретейла и сферы услуг «АТОЛ» Алексей Макаров. Его компания совместно с «Левада-Центром» провела опрос среди 600 бизнесменов по всей стране. Оказалось, что только 10% из них не просто слышали о вступивших в середине июля поправках в ФЗ-54, но даже изучили его и знают, что же там написано.
Впрочем, переоснащать свои кассовые аппараты бизнес не спешит. Согласно опросу, только 12% планируют сделать это до конца текущего года, еще 11% планируют сделать это до весны 2017 года. При этом большинство — 43% — решили отложить это дело на самый последний момент либо вообще не задумываются над этой проблемой. «Мы считаем, что нужно заблаговременно готовиться к внедрению закона. В зависимости от размера компании нужно от 1 до 6 месяцев на переход», — посоветовал Макаров.
Социологи нашли объяснение неторопливости предпринимателей в их ответах. По словам замдиректора «Левада-Центра» Алексея Гражданкина, серьезную обеспокоенность у бизнеса вызывает в первую очередь финансовый вопрос, то есть стоимость перехода на новые кассовые аппараты, на это пожаловались 42% респондентов. «Так что большинство опрошенных думают не о том, насколько хорошо будут собираться налоги по новой технологии, а о том, какие проблемы это ставит перед их предприятием, какие финансовые расходы на это потребуются», — отметил Гражданкин.
При этом в ФНС заверяют, что не в каждом случае старую кассу придется нести на свалку, в большинстве их можно апгрейдить, а это существенно дешевле. «98 процентов моделей кассовой техники подлежат модернизации», — заверил и. о. начальника управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин. По словам Макарова, малому бизнесу придется раскошелиться в случае покупки нового аппарата на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, для супермаркета расценки уже другие — 25 - 30 тыс. рублей. А вот среди ретейлеров однозначных оценок предстоящих затрат пока нет. Тот же директор союза независимых сетей Сергей Кузнецов настаивает на том, что расходы будут зависеть от сегмента. А исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин полагает, что итоговая сумма может исчисляться десятками миллиардов. «Посчитаем, сколько стоит для бизнеса. По нашим скромным оценкам, ЕГАИС стоила для бизнеса несколько десятков миллиардов рублей. ККТ (контрольно-кассовая техника — прим. ред.), думаю, будет не меньше», — отметил он.
Впрочем, для АКОРТ главная проблема кроется в переходном периоде. «Мы всегда говорили, что нужен больший переходный период. Не тот период в трактовке ФНС, с февраля до июля, а именно период хотя бы на полгода после июля», — заявил Ионкин.
Налоговики советуют скорее переоборудовать кассовые аппараты, поскольку старые перестанут считаться действительными, можно «попасть» на штраф
Налоговики же о переносах сроков пока не говорят, а советуют скорее переоборудовать кассовые аппараты, поскольку старые после 1 июля 2017 года перестанут считаться действительными. И тут уже можно «попасть» на штраф. «Техника, которая работала в старом порядке, с этой датой уже не считается ККТ. Фискальные документы тоже с этой даты не являются фискальными документами, то есть это уже не чек. Санкции в рамках нового законодательства скоррелированы с размером неучтенной выручки. Санкции этапные, предусмотрен некий рост. Общая норма такова, что для юрлиц — 50 тысяч рублей и сумма неучтенной выручки», — предупредил Бударин.
ОТСЛЕДИЛИ ЧЕКИ НА 8 МИЛЛИАРДОВ
Он рассказал, что идеологическое решение по развитию онлайн-касс приняли еще в 2013 году, а к эксперименту приступили с 1 августа 2014-го. Тогда его распространили на четыре региона: Москву, Московскую, Калужскую области и Татарстан. «В эксперименте принимало участие более 1 тысячи юрлиц, более 4 тысяч кассовой техники было переоснащено, более 50 миллиардов рублей прошло через кассовую технику, участвующую в эксперименте», — рассказал представитель ФНС. Эксперимент в итоге был признан удачным. Впрочем, признался Бударин, были и скептики, обратившие внимание на неполное покрытие территорий связью. «Но 95 процентам желающих заявиться в эксперимент смогли обеспечить бесперебойную передачу данных в режиме реального времени», — отметил фискал. Сразу же возник вопрос, что делать оставшимся 5 процентам торговцев.
Впрочем, новый закон предусматривает использование кассы в автономном режиме в регионах, удаленных от сетей связи. «Закон предусматривает отказ от использования ККТ в труднодоступных регионах при определенных обстоятельствах», — пояснил Бударин. Список таких населенных пунктов будет утверждаться на региональном уровне. В случаях же сбоя связи кассовая техника будет накапливать информацию о расчетах и, как только связь восстановится, отправлять данные в ФНС.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в управлении федеральной налоговой службы по РТ, в эксперименте, завершившемся в прошлом году, приняли участие 205 налогоплательщиков и 881 единица контрольно-кассовой техники (в том числе 116 единиц инновационных касс — компьютеры, планшетные устройства, смартфоны). В эксперименте участвовали как крупные организации (ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт», ОАО «АК БАРС» БАНК, ОАО «Судоходная компания «Татфлот»), так и малый бизнес и индивидуальные предприниматели. 903 кассы продолжают работать в настоящее время.
«В период проведения эксперимента по контрольно-кассовой технике, подключенной к нему, передана информация в количестве 6 миллионов кассовых чеков на 3 миллиарда рублей. На 5 ноября 2015 года эти показатели составляют более 16 миллионов кассовых чеков на 8 миллиардов рублей», — говорится в сообщении налоговой службы.
В налоговой считают, что подключение и внедрение онлайн-техники несет множество плюсов, и перечисляют их: это снизит нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключит необоснованные проверки с выходом на место ее установки, сократит ежегодный объем теневого оборота наличных денежных средств и повысит контроль над ценами социально значимых товаров.
КАК ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ КУПИЛ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС В КАЗАНСКОМ ТЦ
Данные со всех контрольно-кассовых аппаратов (ККА) России будут храниться в трех специально созданных центрах обработки данных. Первый был открыт в мае прошлого года в Дубне. Второй — в декабре в Городце Нижегородской области. На его открытие приехал премьер-министр России Дмитрий Медведев, которому рассказали, что из себя представляет святая святых налоговой службы. На площади в 1,5 тыс. кв. м расположено 150 серверных стоек (с последующим расширением до 450) и объемом хранения в 5 Пб (петабайт). Интересно, что оба этих центра строила компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Третий центр так называемого резервного копирования создан в волгоградской Ерзовке.
Глава правительства тогда решил сам испробовать, как работает система онлайн-касс. Для этого по видеосвязи Городец соединили с книжным магазином в Казани: на экране высветилась надпись «Проспект Победы, 91» (по данному адресу находится ТРЦ «Южный»). На экране у премьера появилась видеокартинка с двумя симпатичными девушками. Как оказалось, это были продавец, представившаяся Гульнарой, и налоговый инспектор по имени Елена.
Дмитрий Медведев решил попробовать, как работает онлайн-касс — посредством этой системы купил себе книгу в Казани
«Какую книгу хотите приобрести?» — спросила Гульнара у Медведева. Рядом с ней красовались яркие обложки последних бестселлеров, книги для детей, развлекательная литература. Глава правительства как настоящий юрист разглядел за спиной Елены Гражданский кодекс Российской Федерации с отечественным триколором на желто-голубой обложке. Его Медведев и попросил. Продавец пробила на ККА чек на 193 рубля, после чего на мониторах ЦОД стало видно, как информация о сумме за 30 секунд поступила «туда, куда надо». Попала эта книга к премьеру или нет, история умалчивает. Так или иначе, но система работает, заявили Медведеву.
«Да, мы участвовали в эксперименте, у нас в течение года были подключены две кассы», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор магазина «Книга+» Анна Ковычева. По ее словам, на работе с покупателями подключенные к глобальной сети кассы никак не сказались, кроме того, что несколько видоизменился чек (на нем указывается, что покупатели тоже могут проследить «переход» денег, но их это не особо интересовало). Участие в эксперименте должно было выявить слабые стороны, в том числе технические, но, по словам представителя магазина, каких-то особых проблем не было.
КАК ЗАМЕНИТЬ 60 ТЫС. КАСС СТАРОГО ОБРАЗЦА
Главная проблема связана с необходимостью полной замены парка ККТ. В Татарстане в настоящее время на 30,4 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 58,5 тыс. единиц кассовой техники старого образца. Для ее подключения к сети предусмотрен переходный период. С 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а с 1 июля 2017 года старый порядок окончательно прекратит свое действие. Если умножить эту цифру на заявленную стоимость модернизации одного аппарата в размере 15 - 30 тыс. рублей, то легко посчитать, что нововведение обойдется бизнесу республики в 1 - 2 млрд. рублей.
При этом малый бизнес, который ранее не был обязан применять контрольно-кассовую технику (предприятия сферы услуг, а также лица, применяющие патент и ЕНВД), переходит на новый порядок применения ККТ с 1 июля 2018 года. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.
Кроме того, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает перечень сопутствующих товаров, при наличии которых в объеме 50% товарооборота продажа газет, журналов осуществляется без применения контрольно-кассовой техники.
«ОЧЕВИДНО, ЕНВД УЙДЕТ В ПРОШЛОЕ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», предполагают, что с введением онлайн-касс российское налогообложение может отказаться от ЕНВД и патентов.
Юлия Заздравная — управляющий партнер юридической компании «АНП Зенит»:
— Очевидно, в первую очередь инициатива направлена на борьбу с сокрытием выручки в целях ухода от уплаты налогов. Проблема не новая. Как правило, этим грешат представители розницы, общепита, бытовых услуг, перевозчики.
Не желая показывать весь доход, недобросовестные предприниматели проводят часть поступлений «мимо кассы» или применяют технические приспособления. Так, в сети без труда можно найти предложения по различным «обнуляторам», «скручивателям», которые блокируют передачу части данных в защищенный блок памяти кассового аппарата (ЭКЛЗ), различным образом позволяют регулировать размер показываемого по кассе дохода. С введением новых онлайн-касс подобные манипуляции должны уйти в небытие, поскольку копии электронных чеков будут в онлайн-режиме направляться в ФСН России.
Интересно, что переход на новые кассы будет обязательным не только для тех, кто уже использует ККТ (с июля 2017), но и для тех, кто сейчас применять кассовые аппараты не обязан (речь идет о плательщиках ЕНВД и патента). Вероятно, следующим шагом будет отказ от ЕНВД, ведь замысел этой системы налогообложения заключается как раз в том, чтобы хоть как-то обложить налогом тот бизнес, где сложно проконтролировать получаемый доход (рынки, розничные магазины, кафе, парикмахерские и т. п.). С новыми кассами такая проблема отпадет автоматически.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Я думаю, что об этом нововведении знают пока еще не все предприниматели. Я к этому отношусь достаточно скептически. Может быть, это и нужно делать, но сейчас интернет не везде четко работает. Покрытие разное, сбои бывают. Мы, конечно, понимаем, что налоговикам хочется абсолютно все видеть. Это похвальное желание, налоги же все должны платить. Но должен быть какой-то переходный период, во время которого все эти новые правила будут разъясняться. А пока эта работа ведется слабо. Не получилось бы так, чтобы за это штрафовали, наказывали. К сожалению, все эти нововведения влияют на конкурентоспособность, увеличивая себестоимость продукции или услуг. Но у нас те, кто принимает решения, никогда сами ничего не производили. Они не прошли этой школы, поэтому смотрят со своей колокольни, а с другой точки зрения посмотреть не могут. Хотя, может быть, такая система и нужна.
Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
— Я сразу скажу, что процентов 70 предпринимателей не знают о том, что летом следующего года им придется переходить на онлайн-кассы. Это нововведение еще нужно пропагандировать. Но, с другой стороны, рано или поздно все перейдет в режим онлайн. Это наше будущее. Поэтому мне кажется, что все это нормально. Чем бегать по инстанциям, лучше отчитываться по интернету. Другое дело, что в процессе внедрения этого проекта неизбежны какие-то неполадки, все это нужно будет отлаживать. И к этому тоже нужно быть готовыми. Сразу не все получается. Сама по себе идея весьма своевременна.
Айдар Шагимарданов — председатель некоммерческого партнерства предпринимателей-мусульман «Группа Тархан»:
— Вопрос сложный... Я, к примеру, от вас об этом услышал впервые. Если при этом возникнут какие-то дополнительные расходы, дополнительные нагрузки на бизнес, то, конечно, это будет затратно. Я просто не знаю, какие при этом переходе возникнут нагрузки на бизнесменов: финансовые, еще какие-то. Но если это облегчит, упростит работу бухгалтерии и им не нужно будет писать кучу бумаг, а все это будет передаваться в электронном формате, то, я думаю, в какой-то степени это облегчит ведение бизнеса. Но пока не могу сказать, сколько все это будет стоить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 102
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.