На недавней пресс-конференции в Москве, посвященной презентации своей книги «Тайны Следственного комитета. Самые громкие преступления XXI века в России» Владимир Маркин в числе прочего ответил на вопрос о соотношении в его труде художественного вымысла и материалов реальных уголовных дел На пресс-конференции, посвященной презентации книги «Тайны Следственного комитета», Владимир Маркин ответил на вопрос о соотношении художественного вымысла и материалов реальных уголовных дел Фото: sledcom.ru

«ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА — ЗАСПАННЫЕ, С ПОМЯТЫМИ ЛИЦАМИ, НАРЯЖЕННЫЕ В КАКИЕ-ТО ЗАМЫЗГАННЫЕ ТРЕНИКИ»

На недавней пресс-конференции в Москве, посвященной презентации своей книги «Тайны Следственного комитета. Самые громкие преступления XXI века в России», Владимир Маркин в числе прочего ответил на вопрос о соотношении в его труде художественного вымысла и материалов реальных уголовных дел. «Без доли авторского вымысла вам было бы неинтересно читать», — сказал новоявленный литератор. При этом официальный представитель СК России утверждал, что сама канва повествования строго соответствует «тайнам следствия».

Вот только в главе о катастрофе «Булгарии» никаких особенных тайн Маркин не раскрывает. Зато на эмоции читателя давит, что называется, по полной программе. Автор свободно домысливает то, чем занимались пассажиры злополучного рейса, как реагировали на плачевное состояние судна и поведение его команды, и даже то, о чем они думали накануне и во время трагедии. К примеру, повествование о последнем плавании «Булгарии» в основном ведется от лица супружеской пары Валерия и Людмилы, чьи двое детей погибли в музыкальном салоне (детям устроили музыкальный праздник) теплохода в числе 29 других находившихся на борту несовершеннолетних. От лица членов этой семьи рассказывается, например, о том, что сын Славик споткнулся на трапе — плохая примета. Но на отца семейства больше впечатления произвел внешний вид бравых матросов «Булгарии»: «Члены экипажа — заспанные, с помятыми лицами, наряженные в какие-то замызганные треники. От некоторых даже перед отплытием спиртным попахивало».

Автор делает историческое отступление, подробно рассказывая о цели «тура выходного дня» — Болгарском городище. Читатель, в частности, узнает, что древний Болгар — столица булгар, «далеких предков современных татар», долгое время оставался политическим, культурным и экономическим центром Золотой Орды, пока не был разрушен в XV веке.

Но главный прием Маркина-писателя — бить по нервам читателей. Так, вместо морали, которая должна завершать любое повествование о преступлении и наказании, автор приводит стихотворение неизвестного автора, начинающееся строками:

«Не терпит море разгильдяйства,

Не терпит, впрочем, и река.

И неумех, и негодяев

Подстережет наверняка...»

На пресс-конференции Маркин утверждал, что, щадя чувства читателей, не стал приводить в своем тексте наиболее жестокие сцены описываемых преступлений. Однако в случае с волжской трагедией пятилетней давности автор для описания боли и страданий родных и близких погибших красок не жалеет. Он пишет о том, что некоторые потерпевшие не смогли лично присутствовать на суде из-за психологических проблем, а некоторые и вовсе «сошли с ума».

Сильное впечатление производит история уже упомянутой супружеской пары, которая нашла в себе силы жить дальше и подарить жизнь еще двум детям. Старшего мальчика назвали Славиком в честь его погибшего брата. Еще одна личная трагедия: жительница Казани Лилия Салахиева потеряла в катастрофе единственную дочь, находившуюся на последних месяцах беременности. Она «стала всегда носить с собой черно-белый распечаток снимка УЗИ — это все, что осталось у нее на память о несбывшемся счастье». И это уже не говоря о весьма реалистичном описании картины гибели пассажиров «Булгарии».

«Булгария» — первый в отечественной практике случай, когда реальные сроки заключения получил владелец судна и чиновники контролирующих органов, допустивших эксплуатацию неисправного суднаФото: «БИЗНЕС Online»

«БУЛГАРИЯ» УТОНУЛА ЗАДОЛГО ДО КРУШЕНИЯ»

Самая, пожалуй, большая неудача Маркина как автора детектива — невнятно прописанная драма противостояния гениального сыщика с хитроумным злодеем. То есть преступник на портрете, написанном генерал-майором, вышел ну как живой. Светлана Инякина предстает жесткой, циничной, умной и эффектной, в том числе и внешне, бизнесвумен. Спикер следкома настолько подробно раскрывает едва ли не демоническую сущность данной представительницы малого бизнеса, что невольно закрадывается подозрение: уж не нравится ли осужденная на 11 лет колонии общего режима (позже Верховный суд РТ снизил срок наказания до 9,5 лет прим. ред.) виновница гибели 122 человек суровому представителю правоохранительных органов? Ну, может, совсем чуть-чуть, где-то в глубине души? В конце концов, обаяния литературного зла еще никто не отменял. Вот Родион Раскольников, несомненно, злодей, но ведь не может не вызывать симпатию?

Герой Достоевского старушку убил, чтобы выбраться из нищеты, выучиться и приносить пользу людям. А в чем обвиняет свою героиню Маркин? В стремлении «разбогатеть любой ценой». Инякина берет кредит за кредитом, ее компания разоряется, она открывает новую, из последних сил держит на плаву (в прямом и переносном смысле) свой круизный бизнес, задерживает зарплату морякам, меняет вышедший из строя двигатель на другой бэушный, который вскоре также ломается...

Самая главная претензия автора к своей героине — непризнание вины после трагедии, отсутствие сострадания к погибшим и их родных. «Крушение „Булгарии“ потрясло и заставило содрогнуться весь мир, но только не эту бизнес-леди», — пишет Маркин. Хотя странно требовать сострадания от крайне изворотливого дельца. Инякина вполне логично валила на суде всю ответственность на экипаж «Булгарии», наймом которого занимался погибший в катастрофе капитан судна. Что же до выхода судна в обратный рейс до Казани при надвигающемся шторме, то Инякина резонно отмечала, что разрешение на это дали диспетчерские службы, а вовсе не она.

Весь этот неприглядный портрет прописан в книге Маркина убедительно и местами даже увлекательно. Проблема в том, что в правильном детективе следователь должен не просто разоблачать преступника, а одерживать над ним не только правовую, но и морально-нравственную победу. Так, у писателя Достоевского Раскольникову противостоит не менее талантливый и тонко чувствующий следователь Порфирий Петрович, который психологически одерживает верх над незаурядным преступником.

Светлана Инякина предстает жесткой, циничной, умной и эффектной, в том числе и внешне, бизнес-вумен Светлана Инякина предстает жесткой, циничной, умной и эффектной, в том числе и внешне, бизнесвумен Фото: «БИЗНЕС Online»

У Маркина же может показаться, что старшего следователя по особо важным делам главного следственного управления СКР Рустама Габдулина и вовсе нет. При том, что автор утверждает, что основу его повествования составляют интервью со следователями и материалы уголовных дел, живой образ сыщика напрочь отсутствует. Габдулин на страницах «Самых громких преступлений...» молчит, да и вообще никак себя не проявляет. О том, что он, допрашивая выживших в катастрофе, испытывает эмоциональное потрясение, мы узнаем только со слов самого автора книги. Он приписывает Габдулину лишь одну фразу: «Булгария» утонула задолго до крушения». Ее несколько вымученная нравоучительность вряд ли служит ярким свидетельством эмоциональных переживаний следователя.

Инякиной на страницах маркинской книги противостоит не гений сыска, а сам автор. Может, потому что, как признался Владимир Иванович, работа следователя — его несбывшаяся мечта. Если бы в молодости он пошел не по журналистской стезе, читали бы мы сегодня о преступлениях, раскрытых самим Маркиным.

Спикер СКР занялся писательским трудом, а до этого вел телепередачу о самых громких преступлениях, во многом чтобы познакомить аудиторию со следственной работой, что называется, изнутри, а также развеять многие мифы, навязанные телесериалами о сыщиках. «У нас во многих фильмах следователи бегают с пистолетами за преступниками, а оперативные сотрудники под протокол допрашивают убийц и маньяков без присутствия адвокатов», — возмущался Маркин на пресс-конференции.

И тем не менее в случае с катастрофой «Булгарии» следствия изнутри мы как раз и не увидели. Вместо захватывающего детектива — никакой образ следователя, статистика допросов, обысков и технических экспертиз, ну и те самые эмоции, описание которых, безусловно, удалось на славу.


Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕКОГДА НОВЕНЬКОЕ СУДНО, ДОСТАВШЕЕСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ ОТ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ»

По большому счету помимо фактического отсутствия положительного героя писателю от СКР особо предъявить нечего. Злодей прописан, можно сказать, вдохновенно. Да и персонажи второго плана не подкачали. Есть кое-какие логические шероховатости, но не более того.

Маркин, например, внятно и интересно прописывает всю беспрецедентность расследования по «Булгарии». Дело в том, что таких масштабных катастроф на воде в новой России до 10 июля 2011 года не случалось. Следствию пришлось углубиться в советское прошлое.

Там обнаружилось два прецедента. В июне 1983 года на Волге пассажирский теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в пролет железнодорожного Ульяновского моста. Снесло практически всю верхнюю палубу вместе с переполненным пассажирами кинозалом. Число жертв — от 176 до 300 человек. Информация о катастрофах в СССР традиционно скрывалась, теплоход был переполнен, как и «Булгария», потому точных данных о погибших в той аварии нет до сих пор. А вот с числом жертв катастрофы круизного лайнера «Адмирал Нахимов», затонувшего неподалеку от Новороссийска 31 августа 1986 года после столкновения с сухогрузом, ясности больше. Тогда, по официальным данным, погибли 423 человека.

Самое примечательно, что в обоих случаях уголовную ответственность понесли в первую очередь капитаны погибших судов. Например, капитану «Суворова» дали 10 лет тюрьмы. «Булгария» — первый в отечественной практике случай, когда реальные сроки заключения получил владелец судна и чиновники контролирующих органов, допустивших эксплуатацию неисправного судна.

На 6 с лишним лет был осужден и старпом «Булгарии» Рамиль Хаметов, который, по утверждению Маркина, в тот роковой день, как и многие члены команды был пьян, отмечая давно прошедший День речника На 6 с лишним лет был осужден и старпом «Булгарии» Рамиль Хаметов, который, по утверждению Маркина, в тот роковой день, как и многие члены команды, был пьян, отмечая давно прошедший День речника Фото: «БИЗНЕС Online»

На 6 с лишним лет был осужден и старпом «Булгарии» Рамиль Хаметов, который, по утверждению Маркина, в тот роковой день, как и многие члены команды, был пьян, отмечая давно прошедший День речника. Капитан теплохода Александр Островский также был признан судом виновным в преступной халатности, но освобожден от наказания в связи с тем, что погиб вместе со своим кораблем. Маркин считает справедливым осуждение капитана, при этом никак не объясняя тот факт, что Островский до последнего пытался спасти судно и пассажиров. Он вел опасно накренившийся на правый борт теплоход на мель. «Булгария» не дотянула до нее 50 м, когда крен стал таким, что вода хлынула через нижнюю палубу, перевернув судно.

И, наконец, из книги даже столь авторитетного автора вы не узнаете, как теплоход, построенный аж в 1955 году в Чехословакии, продолжает эксплуатироваться на шестом десятке лет своей жизни. Маркин весьма прозрачно намекает, что Инякина давала взятки чиновникам, разрешавшим «Булгарии» выходить в рейсы. Однако доказательств этому найдено не было.

Yачальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев на суде утверждал, что теплоходы, которым более 30 лет, должны списываться в утиль Начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев на суде утверждал, что теплоходы, которым более 30 лет, должны списываться в утиль Фото: «БИЗНЕС Online»

Все «подельники» Инякиной были осуждены по этому делу. В их числе был и начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев, который на суде утверждал, что теплоходы, которым более 30 лет, должны списываться в утиль. Вряд ли в том, что этого не произошло, есть его вина или субарендатора Инякиной. Однако ни к владельцам «Булгарии», ни к выше стоящим чиновникам, надзирающим за безопасностью судоходства, следствие претензий не выдвигало.

Сам автор на этот вопрос ответа не дает. Вместо этого он зачем-то указывает на притянутую за уши аналогию. «Булгария» до 2010 года носила имя «Украина», потому Маркин делится с читателями следующим соображением: «Некогда новенькое судно, доставшееся по наследству от большой державы, переходило из рук в руки разным хозяевам, целью каждого из которых было только получение сверхприбыли любой ценой».

Автор во всем винит нравы российского малого бизнеса, который в погоне за прибылью не жалеет никого. «Судно не могло быть допущено к эксплуатации. Но в море алчности нет берегов», — вот в чем, по его мнению, причина трагедии.