Вслед за серией вливаний в капитал, республика, возможно, расщедрится на поистине царский подарок Роберту Мусину Вслед за серией вливаний в капитал республика, возможно, расщедрится на поистине царский подарок Роберту Мусину

«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ДОКАПИТАЛИЗАЦИИ СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ»

Похоже, власти Татарстана сочли выполненной миссию по спасению «АК БАРС» Банка (АББ). Все силы теперь перебрасываются на вытягивание из болота убытков второй по величине кредитной организации РТ. Вслед за серией вливаний в капитал республика, возможно, расщедрится на поистине царский подарок Роберту Мусину.

Как стало известно из опубликованной на этой неделе отчетности группы ТФБ за первое полугодие 2016 года по МСФО, власти на правах крупного акционера банка могут передать ему немалые земельные угодья. «В рамках плана стратегического развития банка в первом полугодии 2017 года планируется получение активов в виде земельных участков кадастровой стоимостью 40 миллиардов рублей из состава собственности министерства земельных и имущественных отношений РТ. В целях проработки освоения данных территорий разработан проект застройки участка, предусматривающий реализацию стратегии развития города Казани и республики», — пишут составители отчета на 43-й странице документа.

МЗИО прокомментировало эту информацию весьма лаконично. «В минземимущество Республики Татарстан по вопросу передачи земельных участков Татфондбанку никто не обращался», — сообщили «БИЗНЕС Online» представители министерства. «Процесс передачи земельных участков, указанный в отчетности, находится в стадии формализации. Условия развития программы докапитализации согласовываются с одним из крупнейших акционеров банка в лице Республики Татарстан», — пояснили нашему изданию в пресс-службе ТФБ. Можно предположить, что сделка примет предметные очертания после принятия плана приватизации на 2017 год, в которую власти включат упомянутые земли.

Власти на правах крупного акционера Татфондбанка могут передать ему немалые земельные угодья Власти на правах крупного акционера Татфондбанка могут передать ему немалые земельные угодья / Фото: prav.tatarstan.ru

ВСЛЕД ЗА ХИМИЕЙ И АЛКОГОЛЕМ

Весь текущий год Татфондбанк, перехватив это звание у АББ, выступает главным ньюсмейкером финансовой отрасли республики. Правда, первые месяцы тональность этих новостей носила минорный характер: убытки росли как на дрожжах. Проблеском среди сгущающихся туч для Мусина стал выигрыш конкурса на оздоровление питерского банка «Советский» — санатору причитается минимум 11,8 млрд. рублей от агентства по страхованию вкладов (АСВ), но всех проблем группы это, разумеется, разрешить не могло.

Однако уже летом стало понятно, что Мусин сорвал джекпот и согласовал с властями Татарстана (напомним, премьер-министр Ильдар Халиков возглавляет совет директоров банка) антикризисную программу. 22 июня совет директоров банка объявил о планируемой допэмиссии на 3 млрд. рублей, а 1 августа собрание акционеров утвердило это решение. Не прошло и двух недель, как был сделан следующий шаг: акционеры Татфондбанка докапитализировали его на 1,5 млрд. рублей в рамках договора об увеличении чистых активов. «Сделка была проведена в рамках реализации планов по докапитализации банка на общую сумму 8 миллиардов рублей, утвержденных в стратегии его развития», — уточняла кредитная организация.

После этого к операции спасения подключились внешние силы. 19 июля стало известно о сделке, в результате которой размер собственного капитала ТФБ вырос более чем на 17% примерно до 27 млрд. рублей. Таифовский «Казаньоргсинтез», до этого не имевший финансовых отношений с банком, вдруг разместил в нем субординированный депозит на 4 млрд. рублей. А еще через два дня о вхождении в список акционеров Татфондбанка объявил «Татспиртпром», контролируемый государством на 100%. За два приема с интервалом в неделю второй по значимости бюджетный донор РТ приобрел 250 млн. акций (доля в капитале — 17,33%) ТФБ за 2,5 млрд. рублей. Вырученные деньги продавцы — частные акционеры — тут же добровольно перечислили в капитал первого уровня банка. Доля же Татарстана в ТФБ в результате выросла, по данным банка, до 45,3%.

Отметим, что ряд этих сделок имел признаки того, что в профессиональной среде принято называть «схематозом», то есть реальных денег, которыми можно свободно распоряжаться, Мусину, судя по всему, не дали. Однако бурно проведенные месяцы принесли свои плоды. За период с 1 июня по 1 августа капитал ТФБ (по форме 123) увеличился сразу на 36% — с 21,5 млрд. до 29,2 млрд. рублей, а показатель достаточности капитала вырос с 10,19% до 12,77%. Тем не менее в июле Татфондбанк снова получил 361 млн. рублей чистого убытка, общая сумма которого с начала года достигла 2,9 млрд. рублей, и, судя по размерам планируемых вливаний, это только то, что на поверхности.

Помимо прочего банк в первом полугодии ходил на грани нарушения обязательного норматива Н6, дважды заступив за «красные флажки» ЦБ, о чем на прошлой неделе сообщил «Коммерсант». Напомним, Н6 устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков (максимум 25%). Однако ТФБ, единственный из 15 банков-санаторов, в марте и апреле пересек границы дозволенного. При этом на 30 июня 65% его кредитного портфеля было сконцентрировано у 80 заемщиков, а выданные им кредиты «стартовали» от 500 млн. рублей.

В ведомстве Азата Хамаева лаконично сообщили, что «в минземимущество Республики Татарстан по вопросу передачи земельных участков Татфондбанку никто не обращался» В ведомстве Азата Хамаева лаконично сообщили, что «в минземимущество Республики Татарстан по вопросу передачи земельных участков Татфондбанку никто не обращался»

ЗЕМЛИ В КАЗАНИ ПРИДЕТСЯ ОТДАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОД «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Планируемые к передаче земли, напомним, имеют кадастровую оценку в 40 млрд. рублей. Однако понятно, что рыночная цена может отличаться в разы. Тот же Центробанк может не согласиться с заявленной суммой — за конечный результат Мусину еще придется поторговаться, и тут определяющим фактором будет то, какие конкретно территории МЗИО передаст ТФБ.

Чтобы не быть голословным, обратимся к действующим результатам государственной кадастровой оценки на сайте МЗИО. Из них следует, что в Казани средневзвешенная стоимость квадратного метра земли колеблется от 0,87 рубля (участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, включая парки, скверы и т. д.) до 10 476,86 рубля (участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки). Если исходить из этих оценок, ТФБ, чтобы удовлетворить его аппетиты, нужно отдать 380 га под многоэтажную застройку в Казани (это больше площади застройки, к примеру, нового района «Салават Купере», где планируется поселить 50 тыс. жителей, — 360 гектаров). Либо, например, 32 тыс. га под ИЖС в Лаишевском районе или 980 га под торговые объекты в Набережных Челнах. Понятно, что земель сельхозназначения потребуется на порядок больше.

Что касается рыночной цены земли в Казани и районах РТ, то свою оценку нам ранее любезно предоставил президент ГК «Консалтинг.ру» Рустем Ганеев. По его оценке, в 2015 году в столице Татарстана «наиболее значительны» были цены участков под строительство офисных, офисно-торговых объектов, торгово-развлекательных и гостиничных комплексов, АЗС и т. п. Стоимость земель такого назначения варьируется незначительно и зависит только от местоположения — в центре они достигают 35 тыс. рублей за 1 кв. м (имеются в виду цены предложений), в жилой и промышленной зонах — до 10 - 12 тыс. рублей за 1 кв. метр.

Стоимость земельных участков в центре города в 2015 году варьировалась в пределах 10 - 35 тыс. рублей при средних ценах 15 - 20 тыс. рублей за 1 кв. метр. Зона массовой застройки жилья (основные транспортные магистрали) — наиболее крупная зона в городе. Сюда можно отнести большую часть Советского, Московского, Приволжского, Ново-Савиновского и Кировского районов. Анализ предложений показывает, что в этой зоне цены в 2015 году были значительно ниже и не превышали обычно диапазона от 3 тыс. рублей (земельные участки промышленного назначения) до 15 тыс. рублей за 1 кв. метр (земельные участки офисно-торгового и жилого назначения).

НЕ ПОСКРЕСТИ ЛИ МУСИНУ И ПО СВОИМ СУСЕКАМ?

Любопытно, что «земельная схема» уже использовалась ранее для помощи «АК БАРС» Банку, но, если можно так выразиться, в обратном порядке. Как стало известно лишь весной, в 2015 году «Татнефть» вложила в закрытый паевой фонд «Ак Барс — Горизонт», выкупив в нем 45,45% почти за 20 млрд. рублей. Основными активами ЗПИФ, который был создан еще в 2009 году, являются 55 земельных участков общей площадью почти 500 га — главным образом в Лаишевском районе, под Казанью. В результате банк избавился от непрофильных активов, получив за них весьма достойное вознаграждение.

Использовалась в случае с «АК БАРСом» и схема безвозмездного имущественного взноса, правда, с высоколиквидным активом: в декабре 2015 года СИНХ передал банку в активы акции «Казаньоргсинтеза» на 9,5 млрд. рублей. Формально такой способ безвозвратной госпомощи небезупречен — у банка есть и частные акционеры, которые, как ни крути, тоже становятся выгодополучателями бюджетного подарка.

В случае с ТФБ такая щедрость выглядит еще более гротескно, ведь в отличие от «АК БАРСа» государство в банке даже не контрольный акционер (и не станет им, хотя размер вливания с большим запасом перекрывает нынешний объем собственных средств банка). Естественный вопрос может возникнуть, например, у дольщиков «Свея» и «Фона»: если с помощью земельных пожалований можно решать проблемы Мусина, почему нельзя подарить земли на миллиард-другой для достройки их домов?

Заметим, что ранее источники «БИЗНЕС Online в банковской среде упоминали у планах по крупной докапитализации ТФБ, вот только речь шла в первую очередь о собственных активах Мусина, рассованных по разным карманам. Но зачем вкладывать свое, когда лишние 40 млрд. рублей есть у государства? Если, конечно, речь не идет об очередной хитроумной схеме...