Экс-начальник УВД Набережных Челнов Файзулла Хусниев Экс-начальник УВД Набережных Челнов Файзулла Хусниев засветился в довольно неприятной истории с заводом «ТЭМПО» Фото: chelny-biz.ru

КАК ЭКС-НАЧАЛЬНИК УВД СТАЛ ЛИТЕЙЩИКОМ

Полноправный резидент ТОСЭРа Камский металлургический завод «ТЭМПО» засветился в довольно неприятной истории: судя по свидетельствам и документам, попавшим в распоряжение «БИЗНЕС Online», это случилось не без участия известного в Челнах человека — бывшего гендиректора Файзуллы Хусниева, который руководил предприятием в 2014 - 2015 годах, а еще раньше занимал пост начальника УВД Набережных Челнов. Ныне он работает советником гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина по безопасности.

Кресло гендиректора ЗАО «Камский металлургический комбинат ТЭМПО» (КМК) Хусниев получил вскоре после довольно раннего выхода на пенсию в возрасте 47 лет. Для этого, в частности, был уволен бывший директор строящегося завода Сергей Хрипун, пользовавшийся уважением в профессиональной среде. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что хозяин компании Фаил Шарифуллин — давний друг Хусниева. Об этом писал в своей книге «Зазеркалье» (книга-заявление генеральному прокурору России, построенная на документах и воспоминаниях, посвященная криминальному миру автограда, прим. ред.) и бывший подполковник ФСБ Юрий Удовенко. Приведем пример — в одном из рапортов, представленных в «Зазеркалье», говорится: «Шарифуллин вскипел и стал кричать, что Хусниев и он — не посторонние люди, они друзья, кто бы что ни говорил...» Добавим, что Хусниев — не единственный экс-полицейский, работавший в холдинге «Татэлектромаш», к которому относится и КМК. Штат службы безопасности холдинга, по некоторым данным, насчитывает около 60 человек — отставников МВД, многие из которых имели дело с группировками 1990-х годов, а у Шарифуллина нашли пристанище после выхода на заслуженный отдых.

Помимо КМК «Татэлектромаш» включает в себя четыре самостоятельных производства и торговый дом. Металлургический комбинат — это новый актив Шарифуллина. Заявка о его вхождении в ТОСЭР была одобрена в июне, но фактически комбинат стоимостью около 5,5 млрд. рублей на 1,5 тыс. рабочих мест уже построен. С 2012 года, когда проект стартовал, в строительстве КМК поучаствовали около 50 подрядчиков.

Расстались Хусниев с Шарифуллиным, как говорят, не вполне довольные друг другом. Место гендиректора после этого занял Алексей Сохраннов, которому и приходится разбираться с последствиями деятельности предшественника.

«Я, ГОВОРИТ, НИКОМУ НЕ ПЛАЧУ, ЭТО МНЕ ВСЕ ПЛАТЯТ»

Суть истории такова: в автозаводском отделе полиции автограда расследуется уголовное дело на неустановленное лицо по факту уничтожения чужого имущества. Якобы на территории ТЭМПО были уничтожены два строительных крана одного из подрядчиков строительства завода. При этом привлечь к ответственности за самоуправство заявители требуют именно Хусниева.

В курс дела «БИЗНЕС Online» ввел собственник кранов — гендиректор и владелец ООО «Кран-Мастер» Александр Маев. Представленные им решения судов, отзывы и протоколы свидетельских допросов рисуют весьма авантюрную историю. В августе 2013 года Маев отдал два крана в аренду ООО «ПСК «Авангард» — подрядчику ТЭМПО, который рыл в прокатном цеху так называемые опускные колодцы. 17 декабря «Авангард» сдал их, однако Хусниев, который к тому времени уже взял в свои руки руководство стройкой, вместо расчета потребовал с подрядчика 14,9 млн. рублей — якобы за некачественно выполненную работу.

Кран Александра Маева в работе на КМК В автозаводском отделе полиции автограда расследуется дело по факту уничтожения чужого имущества (на фото: кран, принадлежащий «Кран-Мастер», на территории КМК)

Суды в трех инстанциях длились с мая 2014-го по ноябрь 2015-го, в ходе разбирательств «Авангард» выставил ТЭМПО встречный иск на 6 млн. рублей. Экспертиза признала выполненную работу качественной, ТЭМПО был вынужден выплатить подрядчику 5,1 млн. рублей.

Однако уже с января 2014 года «Авангарду» закрыли доступ на территорию завода, где остались арендованные у Маева краны. Стоимость аренды была стандартной — по 1,5 тыс. рублей в час за каждый кран, но поскольку Хусниев отказался отдавать технику кому бы то ни было, объясняя это необходимостью обеспечения своих исковых требований, долг «Авангарда» перед «Кран-Мастером» копился и достиг 26 млн. рублей к тому моменту, когда Маев взыскал компенсацию за краны через суд. 10 марта 2016 года Арбитражный суд РТ удовлетворил иск «Кран-Мастера» к «Авангарду» на 14,1 млн. рублей долга и 11,7 млн. рублей неустойки.

«Авангард» к этому времени не мог мне ничего отдать — фирма просто рассыпалась, потому что Хусниева все боялись, — рассказал Маев. — До истории с «Татэлектромашем» у них только конструкторов пять человек работали, а теперь от предприятия остались один директор и два учредителя. Хусниев и мне говорил: построй мне завод бесплатно, я тебя к себе возьму, потом купишь себе дом в Испании. Я, говорит, никому не плачу, это мне все платят».

По словам Маева, он неоднократно просил Хусниева вернуть имущество. «Я ему штук пять писем написал — верните краны, я же не участвую в ваших спорах. Он не отдавал, а когда понял, что проиграл все суды, — уволился. Я и заявление на него писал, чтобы привлекли по 333-й статье за самоуправство», — говорит владелец кранов.

Обращался он за кранами и после окончания разбирательств в Верховном суде. «Хусниева уже не было, вместо него работал Сохраннов. В любом случае Сохраннов ничего не решал как наемный менеджер. Мне сказали: «Разберемся», — и потом стали кормить завтраками», — отметил владелец ООО «Кран-Мастер».

Александр Маев Александр Маев: «Сейчас дело тормозится, хотя что там расследовать — мы сами давно установили имена всех, кто работал в этот день. Нам же чужого не надо — наше отдайте»

Тем временем краны постепенно разрушались. «Я с „Татэлектромашем“ вообще-то с 2008 года сотрудничаю напрямую по поставкам мостовых кранов, и оборот был хороший, и отношения, пока не пришел Хусниев. В 2015 году мои сотрудники тоже работали на КМК — монтировали оборудование и наблюдали, как два моих крана приходят в плачевное состояние. Их частично растащили, с одного сняли двигатель. Мои ребята сфотографировали их на территории ТЭМПО в тот период».

«Я ЗНАЮ ВРАГА В ЛИЦО, И ИМЯ ЕМУ — БЕСПРЕДЕЛ»

Наконец, в феврале 2016 года «Авангард» тоже обратился в отдел МВД России по Тукаевскому району с заявлением о привлечении руководителя ЗАО «КМК ТЭМПО» к уголовной ответственности по ст. 333 УК за самоуправство. Но дело не завели.

17 марта Маев в очередной раз пришел за своим имуществом и получил неожиданный ответ — кранов нет и никогда не было. По данным собственника, технику перегнали на металломогильник ТЭМПО, чтобы пустить на переплавку. Тогда через «Авангард» в полицию поступило еще одно заявление в полицию — о незаконном удержании имущества — одновременно с иском Маева в Арбитражный суд об истребовании его из незаконного владения. Представители ТЭМПО в суде придерживались идеи о том, что кранов не существует в природе, и на следующий день после заседания, по словам Маева, принялись воплощать идею в жизнь — резать на переплавку.

Могильник ТЭМ - фото из протокола осмотра места происшествия сотрудниками ОП Автозаводский 29 марта 2016 года По данным собственника, технику перегнали на металломогильник ТЭМПО, чтобы пустить на переплавку Фото из протокола осмотра места происшествия сотрудниками ОП «Автозаводский» 29 марта 2016 года

«27 марта, накануне суда, мы сняли наши краны еще целыми на видео с квадрокоптера, потому что на территорию нас не пускали, — вспоминает Маев. — А 29-го, после суда, я приехал к ним и обнаружил, что они режут мою технику. Звоню в 02, приезжает полицейский из ОП «Автозаводский» и говорит: мы, мол, не можем войти на частную территорию. Они же сами под Хусниевым раньше работали. Единственный вариант был — обратиться прямо к Соколову (Алексей Соколов, начальник УВД Набережных Челнов; при Хусниеве работал в Чистополе — прим. ред.). Знакомые по моей просьбе смогли до него дозвониться, и он отреагировал. Приехал ОМОН, резку остановили — к этому времени уничтожена была только кабина одного крана. Я в этот день встретился с Соколовым лично, он поручил курировать ситуацию начальнику ОП «Автозаводский» Владимиру Елисееву».

Маев рассказывает интересный эпизод о том, как о резке кранов, собственно, стало известно. В КМК работал снабженцем один из его старых знакомых — Александр Колобов. Приехав на завод, Маев увидел его через забор и попросил посмотреть, что там с кранами. Колобов посмотрел и сообщил. Впоследствии «информатора» вычислила служба безопасности КМК. За Колобовым якобы пришли и пригласили его на встречу с руководителем. Снабженец в ответ бросил все, что было в руках, и убежал с территории завода. В этот же день он покинул и город...

Протокол допроса свидетеляЧтобы увеличить, нажмите

Как следует из предоставленных «БИЗНЕС Online» протоколов, после первого визита ОМОНа полицейский ОП «Автозаводский» остался на заводе на ночь охранять то, что осталось от техники. Якобы, несмотря ни на что, работники КМК продолжали уничтожение кранов, а полицейскому оказали сопротивление. Ночью во второй раз приехал ОМОН, нарушители были арестованы, но краны к тому моменту уже превратились в металлолом.

30 марта «Кран-Мастер» в лице Маева и был признан потерпевшей стороной по уголовному делу об умышленном уничтожении чужого имущества. Однако, как уже было сказано, дело завели на неустановленное лицо. За первые полмесяца следователи ОП «Автозаводский» допросили 11 свидетелей, большинство из которых подтвердили, что краны Маева оставались на территории КМК, и даже опознали их в кусках металла, сваленных в могильнике предприятия (протоколы допросов есть в распоряжении редакции). Однако на этом дело заглохло.

Маев на вопрос о нынешнем влиянии Хусниева на деятельность КМК (ведь хронологически краны, по версии потерпевшего и свидетелей, пилили уже после увольнения экс-начальника УВД) сказал следующее: «Хусниев теперь очень состоятельный человек — хозяин кафе, ресторанов, автомоек. Он говорит, что это политический наезд на него. Но зачем они краны уничтожили, почему не отдали хотя бы после суда, летом 2015 года? Тогда я и не судился бы ни с кем. Сейчас дело тормозится, хотя что там расследовать — мы сами давно установили имена всех, кто работал в этот день: и кто конкретно резал краны, и кто за рулем трактора сидел, и кто принимал металлолом. Нам же чужого не надо — наше отдайте. Я знаю врага в лицо, и имя ему — беспредел».

Полиция установила факт уничтожения имущества Полиция установила факт уничтожения имущества

«РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ РЕАЛЬНО БОЯЛСЯ, УЧРЕДИТЕЛИ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ДОЛЕЙ...»

Соучредитель ПСК «Авангард» Рустэм Хайдаршин (33%, остальные доли принадлежат Александру Вотякову и ООО, название которого в ЕГРЮЛ не указано), проигравший Маеву 26 млн. рублей, полностью подтверждает слова своего формального судебного оппонента, а по факту — товарища по несчастью.

«Почему штат „Авангарда“ разбежался? — удивился вопросу „БИЗНЕС Online“ Хайдаршин. — Руководящий состав реально боялся, учредители избавились от своих долей, а рабочие ушли просто потому, что денег не стало. Мне лично не угрожали... Хотя один раз было дело — мне сказали, что, если я не пойду на их условия, мне в городе нечего будет делать. Не только работы не станет, но и проблемы похуже возникнут. Когда все это началось, руководство сбежало в первые месяцы, а я был главным конструктором. Когда начался суд, мне пришлось временно стать директором, потому что ответственность за проект висела на мне».

При этом он подчеркивает, что сотрудничество с ТЭМПО началось раньше прихода на завод выходца из МВД. «Изначально я подписывал договор не с Хусниевым, а с Сергеем Хрипуном — директором, который был до него. Толковый был директор, это он пригласил меня, чтобы выполнить технически очень сложную задачу. Они долго не могли данный вопрос решить, я взялся это сделать. Цена была в районе 40 миллионов. Они согласились, подписали договор, перечислили деньги. Когда мы начали работать, вместо Хрипуна поставили Хусниева. Сразу начались неприятности. То он меня вызывает и рассказывает, что у него такие коммерсанты, как я, бесплатно работали, то требует вдвое снизить цену — все равно денег, говорит, не получишь. И продолжал давить в таком духе».

Хайдаршин так и не сбавил цену за колодцы, после чего КМК и начал судиться. Предприятие обвинило подрядчика в том, что он включил в стоимость работ форшахту, и потребовало вернуть все деньги. Между тем форшахта — это вспомогательное сооружение, которое после устройства колодцев было демонтировано, однако было отражено в проекте и смете изначально. Хайдаршин называет иск совершенно надуманным.

Кран Маева на территории КМК «Мои сотрудники работали на КМК и наблюдали, как два моих крана приходят в плачевное состояние. Их частично растащили, с одного сняли двигатель»

«Про краны Хусниев сразу сказал, что мы их не получим, забрал их себе. Мы писали множество писем — отдай краны, но ответы получали только устно. Там не только краны, но и наше имущество осталось — и опалубки, и сложное оборудование. Бумаги они подделали так, словно мы ничего не завозили. Теперь доказать ничего не можем, полиция уголовное дело завела, но элементарных вещей не может сделать — краны же лежат на территории КМК, порезанные на металлолом, а вопрос не решается», — отмечает соучредитель ПСК «Авангард».

На вопрос, почему конфликт длится даже после ухода Хусниева, он отвечает просто: «Если бы они признали ошибку, им бы пришлось огромные деньги отдавать. Краны 45-тонные, аренда очень дорогая. Сейчас мы должны эти деньги „Кран-Мастеру“, а с кранами на 20 с лишним миллионов влетает КМК. Поэтому они и пытаются замять вопрос так, как будто кранов не существовало, хотя веских доказательств в деле выше крыши».

Балансовая стоимость двух 45-тонных кранов составляет 6,41 млн. рублей, и в договоре «Кран-Мастера» с «Авангардом» эта сумма оговорена как возмещение в случае гибели техники. Зажатый с обеих сторон арендатор кранов попытался истребовать обе суммы с КМК (в феврале он подал иск к ТЭМПО на стоимость кранов, а в апреле — на 24,4 млн. рублей) для передачи их Маеву в качестве уплаты за затянувшуюся аренду техники. В обоих исках Арбитражный суд РТ «Авангарду» отказал. В решении суда от 19 июля указано, что идентифицировать останки техники Арбитражный суд не в состоянии, поскольку заводские номера с них срезаны. Чтобы истребовать компенсацию через арбитраж, потерпевшим придется дождаться решения городского суда по результатам уголовного расследования, если, конечно, оно определит виновного.

Балансовая стоимость двух 45-тонных кранов составляет 6,41 млн. рублей, и в договоре «Кран-Мастера» с «Авангардом» эта сумма оговорена как возмещение в случае гибели техники

ТЭМПО: ОНИ ПРОСТО ПЫТАЮТСЯ ШАНТАЖИРОВАТЬ ЗАВОД

На КМК действительно утверждают, что никаких кранов не было и в помине. По словам нынешнего директора Сохраннова, «Кран-Мастер» просто пытается шантажировать завод. «Насколько мне известно, представители ООО «ПСК «Авангард» и ООО «Кран-Мастер» действительно обращались в правоохранительные и судебные органы, — сообщил «БИЗНЕС Online» гендиректор КМК. — Они заявляли, что КМК «ТЭМПО» якобы с декабря 2013 года незаконно удерживает какую-то спецтехнику, принадлежащую ООО «Кран-Мастер». По их обращениям была проведена проверка, были опрошены свидетели, которые опровергли факт нахождения на территории ТЭМПО техники указанных компаний. Также на территории нашего предприятия были проведены следственные действия с участием экспертов-криминалистов. Они подтвердили, что доводы, указанные в обращении, являются лишь домыслами, не имеющими под собой никаких подтверждений. Кроме этого, решениями Арбитражного суда Республики Татарстан, вступившими в законную силу, было отказано в удовлетворении исков указанных компаний о взыскании с КМК «ТЭМПО» стоимости спецтехники и убытков. Судами нескольких инстанций тщательно были исследованы все факты и представленные доказательства. Таким образом, правоохранительные органы и суд опровергли факт нахождения на территории КМК «ТЭМПО» какой-либо спецтехники, принадлежащей ООО «ПСК «Авангард» и ООО «Кран-Мастер».

Кроме всего прочего, согласно имеющейся достоверной информации, спецтехника, ставшая предметом спора, не зарегистрирована ни в органах ГИБДД, ни в Ростехнадзоре. Это означает, что данные краны либо не существуют, либо не могут эксплуатироваться. Вероятнее всего, представители ООО «ПСК «Авангард» и ООО «Кран-Мастер», не разобравшись между собой, либо ввиду имеющихся у них финансовых сложностей попросту пытаются заработать деньги путем необоснованных претензий, предъявляемых к КМК «ТЭМПО».

Отметим, что до «Авангарда» ТЭМПО судился также и с проектировщиками — с Украинским институтом по проектированию металлургических заводов (Днепропетровск). Дважды КМК пытался отсудить 18 млн. рублей, которые уплатили институту в декабре 2012 года в качестве аванса за проект. Ровно через полтора месяца после заключения договора (срок исполнения) КМК уведомил о расторжении договора и потребовал вернуть деньги. В ответ институт прислал документацию и акты приемки работ на 24 млн. рублей. Суд отказал КМК в иске. Остался вопрос: был ли, собственно, завершен проект, по которому построен и введен в эксплуатацию ТЭМПО?

Юрий Удовенко Юрий Удовенко: «Все, что у меня было доказательного, я в книге изложил. А о том, что я знаю, но не могу доказать, я и говорить воздержусь» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ГЕРОИ «ЗАЗЕРКАЛЬЯ»

Возвращаясь к личностям бывшего гендиректора завода Хусниева и собственника КМК Шарифуллина, «БИЗНЕС Online» обратился за фактурой к автору «Зазеркалья» — книги, написанной в 2008 году и посвященной историям из жизни знаменитого ОПС «29-й комплекс». По мнению автора, приговор, который вынесен членам сообщества в 2006 году, — это лишь многоточие, а многие его участники по-прежнему на свободе, как и их покровители в кабинетах власти, правоохранительных органах, прокуратуре и судах. Криминальный общак группировки, по его сведениям, никуда не исчез и пошел на реализацию коммерческих проектов.

В книге фамилия владельца ТЭМПО упоминается порядка сотни раз, в том числе в эпизодах, где повествуется о взаимных интригах между двумя лагерями внутри ОПС, о борьбе за владение рынком «Тулпар», а также заказном убийстве владельца ООО «Автомастер». Говорится в книге и о связях группировщиков в 6-м отделе городского УВД, занимавшемся борьбой с оргпреступностью, а также об увольнении неугодных им полицейских.

Любопытный эпизод: якобы в мае 2004 года УВД разместило спецзаказ на кованый забор длиной 350 м с тремя воротами стоимостью около 800 тыс. рублей. Забор был изготовлен «Автомастером», но вывезли его без оплаты и не в УВД — впоследствии он нашелся в коттедже Хусниева. Этот эпизод, кстати, вышел на публику, но выводы оказались вполне благодушными — Хусниев взял забор на временное хранение.

Книга построена на протоколах допросов, заявлениях в правоохранительные органы и прочих документах. Что в них правда, а что домыслы, неизвестно, однако все эти сведения были переданы Удовенко в генпрокуратуру России, а также опубликованы в свободном доступе. Пока что никто бывшего подполковника ФСБ в клевете не обвинил.

В разговоре с корреспондентом БИЗНЕС Online Удовенко как практикующий адвокат не добавил новых штрихов к образам, отметив, что пока нет обвинения, нет и претензий. «Когда книга писалась, кое-кому обвинение еще не было предъявлено, а теперь предъявлено, — отметил Удовенко. — Кое-кто после книги уже осужден. Но все, что у меня было доказательного, я в книге изложил. А о том, что я знаю, но не могу доказать, я и говорить воздержусь».

... ТЭМПО стоимостью около 5,5 млрд. рублей на 1,5 тыс. рабочих мест уже построен. С 2012 года, когда проект стартовал, в строительстве КМК поучаствовали около 50 подрядчиков
Фото: prav.tatarstan.ru

ШАРИФУЛЛИН СОБИРАЕТСЯ НА ПЕНСИЮ?

«Татэлектромаш» создавался еще во времена строительства города: в 1976 году был открыт первый и важнейший актив будущего холдинга — Завод транспортного электрооборудования. ЗТЭО стал первым электротехническим производством в республике. Пройдя через переделы 80 - 90-х годов, ТЭМ был реорганизован в ГУП, затем в ОАО. Как рассказывают старожилы, в нулевые годы ТЭМом рулила команда бывшего мэра Рафгата Алтынбаева, но Шарифуллину удалось взять ТЭМ под свой контроль через процедуру банкротства (долгов у предприятия тогда накопилось более 200 млн. рублей). Именно тогда новые собственники начали создавать на базе завода промышленный холдинг в его нынешнем виде, причем весьма успешно: по данным наших источников, директора всех заводов ТЭМ имеют фиксированную зарплату в 1,2 млн. рублей.

Любопытно, что ЗАО «ХК «Татэлектромаш» сейчас находится в процессе присоединения к тольяттинскому ООО «Полихим», по всей видимости, с последующей ликвидацией (в собственниках «массовые» учредители). В стадии ликвидации и ЗАО «НЗМК «ТЭМ-ПО» — завод металлоконструкций, а стратегический актив холдинга «ЗТЭО», производящий двигатели для поездов и трамваев, вообще юридически исчез с лица земли: в мае ЗТЭО был присоединен к волжскому АО «Жихаз», которое в тот же день было ликвидировано. К «Жихазу» было присоединено и ЗАО ПК «Технотрон», и ЗАО «ЗМК ТЭМПО».

Действующими в прежнем формате на сегодняшний день остаются только торговый дом «ТЭМ» (Шарифуллин — 100%, убыток за 2014 год — 3,9 млн. рублей), ОАО «НПО Татэлектромаш» (вотчина известного в республике предпринимателя Ильдуса Исламова) и собственно АО «КМК «ТЭМПО» — обласканный федералами и муниципальными властями резидент ТОСЭРа. Стоит ли удивляться, если после исчезновения нескольких предприятий холдинга выручка и прибыли КМК с его льготами по налогам вырастут многократно?

Еще примечательнее тот факт, что с марта 2016 года оперативное руководство головной структурой холдинга — ЗАО ХК «Татэлектромаш» — принял на себя новый гендиректор Алексей Базаров. Шарифуллин остается почти 100-процентным собственником (в учредителях также записан гендиректор ЗТЭО Рамиз Мухаметшин с долей менее 0,1%).

Все эти реструктуризации плодят слухи о том, что собственник промышленной империи может и выйти из бизнеса. С одной стороны, бывшие работники КМК рассказывают, что на производстве уже ходили разговоры о смене собственников — якобы на свою долю претендуют бывшие партнеры, которые в последние годы в силу объективных обстоятельств не могли активно проявлять себя. С другой стороны, причиной может быть элементарное состояние здоровья. По слухам, собственник ТЭМПО сейчас тяжело болен, сильно похудел и купил яхту за 150 млн. рублей, которая стоит перед его домом, то есть собирается на пенсию. В то же время стоит обратить внимание: будь это единоличное наследство, владелец, вероятно, передал бы его сыну Рустему Шарифуллину, гендиректору двух трубных заводов холдинга.