Внутри КФУ необходимо возродить Татарский гуманитарно-педагогический институт (ТГПИ), уверен доктор исторических наук и член исполкома всемирного конгресса татар Дамир Исхаков. В материале, завершающем цикл статей «Казанский университет: от императорского и советского к федеральному», он указывает на роль общественности, реакция которой и должна привести к необходимым изменениям развития гуманитарного образования в КФУ.
Дамир Исхаков: «Проигрывать нам ни в коем случае нельзя — на кону будущее нации»
«ПРАВДА ИСТОРИИ ТОЖЕ С НАМИ, ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО»
Можно согласиться с известным общественным деятелем, бывшим депутатом Государственной Думы РФ Фандасом Сафиуллиным в том, что дальнейшее отступление татар, одного из основных государствообразующих народов страны, в области системы национального образования, грозящее полной ликвидацией складывавшейся веками татарской школы — а она не может не иметь и высшего, университетского звена — невозможно, ибо дальше только культурная, а затем этническая катастрофа.
Однако действия татарской общественности и политического руководства Татарстана по защите наших вполне законных этнонациональных интересов в сфере образования должны быть очень продуманными, тщательно спланированными и без радикализма. Проигрывать нам ни в коем случае нельзя — на кону будущее нации.
В текущих условиях сказанное в полной мере относится и к направлению высшего гуманитарного образования, в силу обстоятельств связанного сейчас в республике в основном с КФУ. Как было уже показано в предыдущих частях публикации, дело это по многим причинам крайне сложное и требующее системных действий, учитывающих участие многих факторов.
Поэтому сейчас все силы необходимо направить на реализацию таких внутренних преобразований в КФУ, в результате которых в рамках этого федерального высшего учебного заведения произошло бы восстановление полноценного татарского образовательного сегмента. Надо сказать прямо: если нынешнее руководство Татарстана будет занимать позицию приоритета изучения суахили над татарским языком или историей татар и других народов ПФО, татарская общественность должна предпринять всевозможные действия (если серьезно возьмемся, мало не покажется) с тем, чтобы оно было заменено на более здравомыслящие фигуры.
Напомним, тут не Африка и не Азия, мы находимся в Российской Федерации, в рамках которой существуют работающие во благо нашего общего Отечества Татарстан и другие республики, народы которых, безусловно, имеют все права на полноценное этнокультурное воспроизводство, в том числе и на уровне университетского образования. В связи с тем, что в ходе этих действий придется противостоять атакам шовинистов, которые обязательно последуют, нужно будет обратиться к российской общественности, например, от имени всемирного конгресса татар. Кроме того, следует сделать прямое обращение и к братскому русскому народу с разъяснениями того, чего мы хотим достичь в рамках КФУ. Не сомневаемся, что основная часть русских, с которыми мы имеем вековые традиции совместного проживания в дружбе и согласии, окажутся на нашей стороне. Правда истории тоже с нами, что очень важно.
Наиболее разумным представляется вариант постановки вопроса о восстановлении внутри КФУ Татарского гуманитарно-педагогического института с сосредоточением там всего процесса подготовки учительских кадров для национальных школ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В сложившейся ситуации наиболее разумным представляется вариант постановки вопроса о восстановлении внутри КФУ Татарского гуманитарно-педагогического института (ТГПИ) с сосредоточением там всего процесса подготовки учительских кадров для национальных школ, но с особым упором на татарском направлении, памятуя о том, что в России других вузов, готовящих кадры для татарской системы образования, нет, а школ с татарским этнокультурным компонентом и за пределами республики еще много — речь идет о сотнях школ. Этот шаг необходимо сделать после рассмотрения данной проблемы на Госсовете РТ, в частности, обратившись к ней в рамках обсуждения и утверждения «Концепции национального образования в РТ до 2030 года». До того данный вопрос необходимо вынести на комитет по культуре, образованию, науке и национальным отношениям нашего парламента и там провести глубокое обсуждение рассматриваемой проблемы с привлечением экспертов и заинтересованных сторон.
Как думается, настала пора объяснить возомнившим себя небожителями мелким чинам из КФУ вроде директора ИМОИВ, что или они быстро осознают наличие фундаментальных местных образовательных потребностей, или им придется искать для себя новое пристанище согласно специальности по дипломам. Параллельно надо обратиться к правительству РТ, в частности, потребовать от республиканского министерства образования и науки от имени общественности, чтобы данное ведомство в рамках подготовки вышеназванной концепции подготовило прогноз относительно кадровых потребностей национальных школ до 2030 года (с раскладкой по предметам, в том числе и естественным). Конечно, это можно сделать только по распоряжению президента Татарстана, стало быть, необходимо принять специальные обращения к нему от общественных организаций, включая исполком ВКТ, также и от имени Госсовета РТ.
Памятуя о том, с какими силами противодействия нам придется иметь дело, надо продумать механизмы консолидации общественных сил республики вокруг решения тех задач, которые накопились в КФУ. Ряд консультаций и обсуждений с участием татарских и русских экспертов позволяют сформулировать следующее предложение: в Казани следует немедленно приступить к созданию независимого объединения экспертов (интеллектуалов) типа неформального клуба под условным названием «Ирек майданы/ Площадь свободы» с тем, чтобы начать публичные обсуждения всего круга вопросов, имеющих отношение к реформированию гуманитарного образовательного пространства КФУ. В этот процесс необходимо вовлечь широкий круг писателей, ученых и журналистов республики, а также приглашать к участию известных экспертов из других регионов РФ, по мере возможности, и из других стран. Весьма полезно будет услышать мнение тех преподавателей, которые под давлением нынешнего руководства университета были вынуждены покинуть его стены (Искандер Ясавеев, Ренат Беккин и др.).
Весьма полезно будет услышать мнение тех преподавателей, которые под давлением нынешнего руководства университета были вынуждены покинуть его стены (на фото – Искандер Ясавеев)
«В СЛУЧАЕ НАШЕГО ПОРАЖЕНИЯ ПРИДЕТСЯ ИСКАТЬ ИНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Речь идет, как вы, наверное, понимаете, о формировании тотального сопротивления тому гибельному курсу, который был принят на вооружение нынешним руководством КФУ по сегменту гуманитарного образования. Если удастся консолидировать общественное мнение — а это вполне возможно и зависит только от усилий общественности республики — господа Гафуров и Ко вынуждены будут повернуться, разумеется, при наличии достаточного ума и политического чутья, лицом к тем проблемам, о которых тут говорится. Надо думать, что ректор способен к изменениям, во всяком случае, после того, как его покровители доступно ему объяснят, что при назревающей кризисной для университета ситуации от него требуется умение учитывать пожелания общественности.
Возможные преобразования в КФУ могут занять некоторый период. Чем сильнее будет давление общественности и чем более пристальным будет внимание политиков Татарстана к этой проблеме, тем быстрее они решатся, хотя фактор позиции федеральной стороны к предполагаемым изменениям все время надо иметь в виду и нужно в этом направлении постоянно работать. Это уже дело парламента, правительства и президента Татарстана. Но они смогут занять по всему кругу обсуждаемых вопросов твердую позицию только в том случае, если наша общественность сможет выстроить консолидированную позицию, что особенно важно в предвыборной ситуации.
Только после того, как удастся добиться общего сдвига, в КФУ можно будет приступить к обсуждению содержательной стороны того, как выстраивать будущий Татарский гуманитарно-педагогический институт, призванный функционировать в рамках федерального университета как его автономное подразделение. На самом деле существует много конкретных вопросов, которые нужно будет решать в ходе воссоздания ТГПИ.
В случае нашего поражения — а оно может случиться только при нашем собственном неумении действовать — придется искать иные варианты решения проблемы высшего гуманитарного образования для татар. Будьте уверены, такие сценарии есть, и он не один. Но это уже будут другие проекты, и их претворение в жизнь потребует иных временных отрезков и участия других акторов.
Дамир Исхаков
Читайте также:
Дамир Исхаков: «Положение, которое сложилось в КФУ в последние годы, не уникально». Часть 1-я
Дамир Исхаков: «Без изменения самой концепции КФУ невозможно двигаться дальше». Часть 2-я
Дамир Исхаков: «У минобрнауки нет никаких оценок потребностей в кадрах для нацшкол». Часть 3-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.