.

«ДА СКОЛЬКО МОЖНО, ЭТО БЕСПРЕДЕЛ. КОНЕЧНО, НУЖНА БЫЛА ПОМОЩЬ!»

В Приволжском суде накануне решалась участь пятерых байкеров, задержанных в ходе массовой стычки на Южной трассе в ночь на 14 июля — Романа Люхманова, Александра Павлова, Александра Щавелева, Антона Лузанова и Александра Артемьева. Им было предъявлено обвинение по ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

Заметим, что всех их доставили в зал суда в наручниках, кроме Лузанова, так как получивший травму байкер и без того с трудом передвигался на костылях. К друзьям, которых до начала суда уже окружили журналисты, он присоединился последним — тяжело поднимался по лестнице с загипсованной ногой.

Люхманов рассказал, что история их задержания началась с того, что ночью 13 июля на Южной трассе троих мотоциклистов остановил мотобат. Сам он был лишь очевидцем.

«Я увидел, подъехал, меня никто не останавливал, я заглушил мотор и был пешеходом на этот момент, — рассказал Люхманов. — Спросил, в чем проблема, никто не пояснил. Ко мне подошел полицейский Ильфат Гизатуллин и попросил документы. Я ему сказал, что являюсь пешеходом, на что он ответил: «Я сотрудник полиции, вы обязаны предоставить мне права».

Люхманов подчинился требованиям, после чего сотрудники ГИБДД удерживали его водительское удостоверение под различными предлогами 2,5 часа.

«Было ясно, что мотоциклы увозят на штрафстоянку. Причина — якобы неисправность рулевой рейки. Хотя он подошел, колесико покрутил — и все», — описал Люхманов метод диагностики.

Поддержал несостоятельность версии о технической неисправности и травмированный Лузанов. «У ГИБДД негласное постановление — останавливать мотоциклистов после 22:00, — заметил он. — В последнее время ГИБДД хватает не тех, кто нарушает, а тех, кто в законе — с техосмотром, документами, выхлопом. «Сломана рулевая рейка» — такой детали вообще нет! А с этой формулировкой забрали много мотоциклов!» — эмоционально поделился он своей версией.

Зов о помощи своим мотособратьям байкеры бросили после того, как поняли, что на своих мотоциклах они не уедут. В ответ подкрепление на эту стихийную «стрелку» вызвал и инспектор. По словам задержанных, силы были неравны: на 40 байкеров пришлось 32 машины ГИБДД, не считая охраны и ОМОНа, который в происходящее, впрочем, не вмешивался.

«Больше как свидетелей их вызывали», — обозначил Лузанов цель всеобщего сбора.

«Да сколько можно, это беспредел. Конечно, нужна была помощь!» — не выдержал Люхманов.

Стычка между байкерами и сотрудниками ГИБДД, которая прошла под прицелом камер сотовых телефонов ее участников, продлилась 4,5 часа — с 23:00 до 03:30. Мотоциклисты просто встали стеной вокруг своих транспортных средств, мешая полиции их забрать. В ответ силовики начали просто выборочно выдергивать из толпы людей и задерживать. Интересно, что, по версии байкеров, в итоге на стоянку забрали 20 мотоциклов и одну автомашину, хотя ГИБДД сообщала только о четырех эвакуированных транспортных средствах.

Лузанов описал, как он получил травму. По его словам, один из сотрудников ГИБДД и толкнул его на отбойник. «У меня ушиб и подозрение на разрыв связок. Надо делать МРТ», — заявил он и сообщил, что уже написал заявление в следственный комитет РФ по РТ по факту превышения полномочий сотрудниками ГИБДД. «Следователь сказал тому человеку, который меня скинул: «Ты написал правильно, но видео по-другому показывает», и у того затряслись руки, он пошел переписывать постановление о задержании», — заметил байкер.

Роман Люхманов (в центре) Роман Люхманов (в центре)

«БЕЗ ВАС, ВИДИМО, НИКАК РАЗОБРАТЬСЯ НЕ МОГУТ!»

«Не веди себя так важно, а то еще 30 суток впаяют, — напутствовала Люхманова гражданская жена перед началом процесса. Судебный процесс начался с допроса. Байкер рассказал, что в попытке спасти мотоцикл от эвакуации он вместе с приятелем перекинул его за отбойник, а потом попытались привязать колесо к столбу. Все эти действия суд и квалифицировал как воспрепятствование деятельности сотрудников при исполнении.

Судья Халиса Ахмадеева расспросила задержанных, зачем они приехали в два часа ночи на место происшествия, почему передвигались по городу ночью. Байкеры объясняли свое поведение тем, что хотели «оказать моральную поддержку», побыть свидетелями в дальнейших разбирательствах.

«Без вас, видимо, никак разобраться не могут», — заключила Ахмадеева, допрашивая уже последнего задержанного.

Параллельно судья пыталась выяснить немаловажный для общественности момент: не нарушали ли байкеры тишину? Однако они все как один утверждали, что никаких дополнительных работ над своими мотоциклами не проводили, а прямотоки (модернизация глушителя, усиливающая звук мотора) — вещь очень дорогая.

В какой-то момент байкеры попросили судью посмотреть видео с места событий. Но у компьютера в зале заседаний не оказалось динамиков. Зато судья обратила внимание на названия видеороликов: «Почему все в таком неуважительном тоне? Вы уже «ментами» озаглавили?» На это привлеченные к суду ответили, что видео были скачаны из социальных сетей. В привлечении свидетелей суд всем отказал, мотивируя это тем, что вина задержанных подтверждается рапортами сотрудников ДПС.

В итоге получивший травму при потасовке Лузанов отделался легче всех — ввиду состояния здоровья и онкологического заболевания ему назначили лишь штраф в размере тысячи рублей. Остальных суд «наградил» пятью сутками заключения (из максимальных 15), виновными признали всю пятерку.

Ирония ситуации в том, что тех троих байкеров, которых сотрудники ГИБДД остановили на Южке первоначально, никто даже не задерживал — они-то сопротивления не оказывали, а, напротив, без возражений отдали свои мотоциклы на штрафстоянку.

Антон Лузанов Антон Лузанов

«ПРЕТЕНЗИЯ ТОЛЬКО ОДНА — ПОСЛЕ 22 ЧАСОВ НА УЛИЦАХ ДОЛЖНО БЫТЬ СПОКОЙНО!»

Пока шел суд, экстренную пресс-конференцию в связи со сложившейся ситуацией собрал глава ГИБДД Казани, подполковник полиции Игорь Новиков. Он не отрицал, что документы у мотобайкеров, остановленных на проспекте Победы, были в порядке, но при проверке технического состояния органолептическим методом — проще говоря, на глаз, вид, свет — были найдены нарушения, что и стало причиной решения об эвакуации.

«Электрик имеет право залезть на столб, потому что у него есть доступ и он может с проводами работать, — воспользовался аналогией Новиков. — По такому же принципу сотрудник МВД, пройдя специальную подготовку, имеет право проверять техническую исправность транспортного средства — рулевого управления, тормозной системы, тягово-сцепного устройства».

Тут обнаружили себя представители байкерского движения, которые проникли на пресс-конференцию.

«Вы вспомнили об электрике, который забирается на столб, но я ни разу не видел, чтобы он лез туда без инструмента, — заметил байкер Ярослав, который был свидетелем потасовки на Южке. — Сотрудник, прошедший подготовку, может проверять тем же шумометром. Здесь не возникает споров. Мастера тратят на обслуживание мотоцикла не один день. Та же самая рейка — на глаз ее неисправность невозможно определить».

Глава ГИБДД объяснил, что возможность использования такого метода предусмотрел законодатель, и если мотоциклисты не согласны с таким порядком, то можно обращаться в суд, прокуратуру. «Вы из-за двух-трех человек косите всех! — взял слово мотоциклист Марат. — Ловите их, при чем здесь мы?»

Новиков объяснил, что первоначально остановили байкеров на проспекте Победы после погони, за превышение скорости, а за этим последовало неповиновение представителям власти. Проблема в том, что технические средства пока не позволяют инспекторам корректно фиксировать скорость мотоциклов.

«Нарушение зафиксировано мотобайком [полицейских], который его догонял, — объяснил Новиков. — Но по этому спидометру я привлечь к ответственности не могу, потому что он не является проверенным прибором».

Далее глава ГИБДД в долгу не остался и сам поинтересовался у мотоциклистов, почему они устраивают шахматную езду, которая сейчас запрещена законодательно, но те отмолчались.

«Претензия только одна — после 22 часов на улицах должно быть спокойно! Давайте ваш мотобайк проверим на шум на скорости 60 километров в час и на скорости 160 километров? — окончательно перешел Новиков в наступление. — Ездите по улицам города, но не представляйте опасность для других. Город туристический, и если будет шум, непонимание закона, если мы будем вспоминать лихие 90-е и пытаться решить это все силой против силы, мы с вами ни к чему хорошему не придем».

«ПОСЛЕ 22:00 НЕЛЬЗЯ ОТКРЫТЬ ОКНО — ДЕТИ ПРОСЫПАЮТСЯ ОТ РЕВА МОТОРОВ»

Как и начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов сутки назад, Новиков опроверг наличие каких-либо приказов по массовому вывозу мотоциклов на штрафстоянки. «Запрещена эксплуатация только тех мотоциклов и автомобилей, в которые внесены изменения в конструкцию и которые не отвечают требованиям безопасности, прописанным в ПДД. Других требований к сотрудникам не выдвигалось и выдвигать не планируется», — сказал подполковник.

С его слов, работа в этом направлении ведется планомерно: на штрафстоянке с начала года побывало 125 мотоциклов — в среднем каждый 15-й из 1,8 тысячи, зарегистрированных Казани. «Причины — отсутствие документов, прав, на стоянку отправлялся транспорт нетрезвых мотоциклистов», — пояснил Новиков. Число мотоциклистов растет на 16% в год: в 2015 году на учет поставили 291 мотоцикл, а с начала 2016 году мотопарк Казани пополнили 179 железных коней.

При этом есть куда более печальная статистика: с начала года в Татарстане произошло 69 ДТП с участием мотоциклов с 9 погибшими и 77 пострадавшими. По Казани это 25 ДТП, трое погибших (в прошлом году ни одного) и 26 пострадавших.

Тем не менее Новиков все же назвал одну категорию нарушителей-мотоциклистов, с которой меры борьбы усилены, — это те самые нарушители тишины. Новиков заметил, что на его имя ежедневно поступает несколько обращений с жалобами. «После 22:00 нельзя открыть окно — дети просыпаются от рева моторов. По этим нарушениям мы будем работать достаточно жестко», — пообещал Новиков.

Он признал, что направление «развивающееся» и мотобайков у полицейских мало, но пообещал регулярные рейды для отлова громких мотоциклов.

«Мы по этому вопросу уже работаем, привлекаем автобайки из отдельного батальона ГИБДД, потому что городских не хватает, — сказал глава городского УГИБДД. — Есть специальный прибор — шумомер, который показывает количество децибел, которые выдаются выхлопной системой мотоцикла. Любое движение должно быть в рамках правового поля. Рейды уже идут, и представители мотоклубов могут это подтвердить. И днем, и ночью».

«НАС ВЫСТАВЛЯЮТ БУНТАРЯМИ И НЕЛЕГАЛАМИ, ПЛЮЮЩИМИ НА ВСЕХ»

Практически одновременно с пресс-конференцией со своей позицией выступила наиболее массовая байкерская группа — Kazan bikers news. Приводим это обращение полностью с сохранением авторской орфографии и пунктуации:

«По поводу произошедших в минувшие дни событий

Мы, казанское мотосообщество, объединяем в себе разных людей, независимо от пола, религии, клубной или какой иной принадлежности. На мотоциклах ездят многие, начиная от студентов, заканчивая политиками и многодетными матерями. Мы такие же люди, такие же сыновья, дочери, отцы, матери, как и остальные. Хотим заметить, законопослушные люди: абсолютное большинство мотоциклов в Казани зарегистрировано, пилоты имеют все необходимые документы, включая категорию и страховку. Но, к сожалению, нас выставляют эдакими бунтарями и нелегалами, плюющими на всех. Про погибшего три дня назад Евгения во всех СМИ писалось, что он имеет 10 нарушений ПДД. Но ни одно издание не написало, что у водителя автомобиля, виновника ДТП, таких нарушений 17. Подобное отношение приводит к неадекватной реакции: вчера водитель расстрелял непонравившегося ему мотоциклиста.

Все началось задолго до смертельного ДТП с Евгением, с жалоб горожан на громкие выхлопы ночью. Просим обратить внимание на два момента.
Во-первых. Ежедневно выкатывается сотня-две мотоциклов. И, если бы на каждом стояла прямоточная выпускная система, рев стоял постоянный. Таких мотоциклов не так много, и одобрения у большинства мотосообщества они не получают, поскольку, у многих у нас так же есть дети. Мы понимаем, что город, прежде всего, нужен для комфортной жизни людей.
Во вторых. Мотоциклы прошли государственный технический осмотр и допущены для езды по дорогам общего пользования. Многие сертифицированные для дорог мотоциклы имеют высокий уровень шума с завода. Это и понятно: длина выпускного тракта короче, чем у автомобиля, а мощность на единицу объема двигателя выше. Но, тем не менее, это мотоциклы, допущенные регламентами и ГОСТами для города. Это для тех, кто считает, что спортбайкам место исключительно на треке. Владельцы спортбайков, кстати, платят транспортный налог, в несколько раз превышающий налог на автомобиль (В РТ ставка транспортного налога на мотоциклы одна из самых высоких по России).

Изъятия техники на штрафстоянку под вымышленным предлогом является вопиющим нарушением прав. Предлоги именно вымышленные: тормозная система проверяется на стенде, а «рулевая рейка» в мотоциклах отсутствует конструктивно. Тем не менее, именно это пишут в протоколах и увозят технику на штрафстоянку. Поймите, что ни один здравомыслящий человек не сядет на мотоцикл с неисправными тормозами или рулем, т. к. от этого зависит его жизнь. Отсюда и недоумение у людей, имеющих все документы и ездящих на исправной технике, остановившихся по требованию инспекторов. Отсюда же и неподчинение законным требованиям об остановке. Своими действиями ГИБДД просто вынуждает нарушать закон. Подобные меры контрпродуктивны. Скрываясь от ДПС мотоциклист подвергает опасности свою жизнь и жизни окружающих. И мы не хотим, чтобы на дорогах гибли наши друзья, дети, мужья и жёны.

В руководстве ГИБДД РТ должны понимать, что подобные карательные меры не приведут к положительному результату. Если проблема существует, то мы должны решать ее сообща, в русле конструктивного диалога. И к этому диалогу казанское мотосообщество готово».

ПОХОРОНЫ БАЙКЕРА ПОД ОХРАНОЙ ГИБДД

В тот же день в поселке Осиново, что в 17 км от Казани, происходило еще одно событие, связанное с противостоянием ГИБДД и байкеров. Хоронили погибшего 32-летнего водителя мотоцикла Евгения Захватова. Именно его смерть в ДТП на улице Глушко, которое произошло 12 июля ночью, по мнению многих мотолюбителей, и стала отправной точкой к «репрессиям». Напомним, при столкновении на большой скорости с автомобилем LADA Kalina погибли и мотоциклист, и его пассажирка.

Как выяснилось, Евгения — опытного мотомеханика — знали многие мотоциклисты Казани с более или менее серьезным опытом вождения. Примечательно, что во время движения похоронной процессии сотрудники ГИБДД со всем уважением перегородили дорогу, чтобы другие участники движения не потревожили колонну.


По словам одного из участников похорон, байкеры в своей среде обсуждают, как организовать сопротивление ГИБДД, если «беспредел» (так они называют действия автоинспекторов) продолжится. Одно из популярных предложений — организовать серию одиночных пикетов.

Все осложняется тем, что лидеров мнений, которые могли бы говорить от лица всего мотосообщества Казани, нет. В столице Татарстана, по разным данным, до 5 - 6 байк-клубов — иными словами, группировок, которые никому не подконтрольны. Одни собираются в известных всем местах, например на улице Баумана, и предпочитают большую часть времени сидеть на своих мотоциклах. Другие — любители высоких скоростей. Третьи — защищают свои политические интересы, прежде всего это касается казанского филиала «Ночных Волков», которых, как язвительно замечают некоторые любители мотоциклов, сотрудники ГИБДД якобы не трогают.