Партнеры известного промоутера Андрея Питулова (на фото) решили продать свою долю и выйти из проекта лофта «Фабрика Алафузова»Фото: Эльвира Вильданова

«ИНВЕСТОРЫ СКАЗАЛИ: МЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТО ОБЕЩАЛИ»

Партнеры известного промоутера Андрея Питулова решили продать свою долю и выйти из проекта лофта «Фабрика Алафузова». Сообщение о продаже доли он разместил вчера в своем «Фейсбуке», приложив ссылку на объявление на сайте Avito. «Это объявление означает то, что мои партнеры решили продать свою долю и выйти из проекта. Поэтому я ищу партнера (партнеров), с кем смог бы реализовать проект. Возможны разнообразные варианты. Кто хотел стать собственником лофт-помещений, сейчас самый тот момент. Возможна покупка площадей по частям, по этажам, по залам», — говорится в посте.

Более подробная информация дается на Avito. Там указано, что за 7,2 тыс. кв. м земельного участка и зданий продавцы хотят получить 65 млн. рублей (9 тыс. рублей за «квадрат»). «Все стены обработаны пескоструйкой, оголена кирпичная кладка, высота потолков — 3,6 - 4,4 метра, большие залы свободной планировки, внутренний двор. Интерьеры в стиле лофт, кирпичная кладка, большие окна, качественное остекление, частично выполнен ремонт», — указано в объявлении. На участке расположены три кирпичных здания: трехэтажное основное здание площадью 6,1 тыс. кв. м (основная часть здания выходит на улицу Гладилова), двухэтажное здание площадью 800 кв. м (во дворе за основным зданием) и двухэтажное здание площадью 300 кв. метров. Есть места под парковку и проект двухуровневой парковки. Питулов также указал, что имеется «проектная документация, прошедшая экспертизу на реконструкцию комплекса с целью создания творческого кластера/ремесленного центра (с размещением в нем торгово-офисных помещений, ремесленных мастерских (апартаментов), бара-кафе-столовой с банкетным залом, хостела и т. д.)». Проектная площадь после реконструкции (с учетом увеличения этажности) — около 12 тыс. кв. метров. Возможное использование участка: технопарки, ремесленные центры, автосалоны, объекты сервиса, торговые объекты, административные офисы, гостиницы/хостелы.

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Питуловым, чтобы узнать, по какой причине партнеры покидают проект. Напомним, что в этом качестве выступало ООО «Инвестиционная компания «Пять капиталов», принадлежащее, как и следует из названия, в равных долях пяти физлицам: Радику и Руслану Диянову, Айрату Гайнутдинову, Марату Низамиеву, Рустаму Суримову. Судя по данным системы «Контур-Фокус», их основной бизнес связан с микрофинансированием (есть и МФО, и свое коллекторское агентство при нем), а также торговлей и сдачей в аренду недвижимости.

С ними Питулов и открыл в декабре 2013 года возглавляемое им совместное предприятие ООО «Алафузовские мануфактуры» с долей 40% на 60% в пользу инвесторов. Само здание, находившееся в плачевном состоянии, было выкуплено примерно за 20 млн. рублей. Питулов рассказал, что уже тогда, в 2013 году, с партнерами проговаривалось, что они входят в проект временно — на три года. Изначально «капиталисты» планировали выйти из проекта в декабре этого года, но в итоге решили начать процесс заблаговременно. Боле того, судя по объявлению, они хотят «вытащить» хоть какие-то деньги: в объявлении речь идет не о продаже доли в проекте, а именно о недвижимости.

«Уходят, так как не имеют возможности финансирования и нет желания участвовать дальше, — объясняет Питулов. — В связи с удорожанием проекта они посчитали, что весь бизнес-план рискованный. Сказали, что сделали все, что обещали, и предложили мне искать других партнеров».

Фото: Эльвира Вильданова

По его словам, за три года в проект вложено 65 млн. рублей. Разработан проект лофта, получены все разрешительные документы, сделана смета, экспертиза, написаны бизнес-планы, экономическое обоснование.

«Но все это наложилось на кризис. Строительные работы [по стоимости] выросли на порядок. Мы думали делать одно, а потом по строительным нормам получилось, что нужно делать лифты, дымоудаление, и это дало неожиданный прирост цены на 50 миллионов», — объясняет причины неудач Питулов.

Теперь он ищет кого-то, кто согласится выкупить у «Пяти капиталов» их 60% в ООО «Алафузовские мануфактуры». «Через продажу доли ищем инвесторов, с которыми можно завершить проект. Он значим для города, и, если говорить о «Стратегии-2030» и кластерной политике, «Фабрика Алафузова» как раз яркий пример такого кластера», — говорит вдохновитель проекта.

При этом, чтобы довести дело до конца, надо еще порядка 30 млн. рублей, чтобы здание просто зажило, или 70 млн. рублей, если построить еще одну мансарду, лестничные пристрои и входную группу. «Это цифры не из головы, мы делали проектные работы, смету. Это свежие цифры, рассчитанные подрядчиками», — уточняет основатель лофта.

На вопрос, какую выгоду получит тот, кто приобретет долю в предприятии, Питулов отвечает, что есть несколько вариантов. «Может быть, будут те, кто купят для собственного владения или отдадут в управление управляющей компании, которая будет здесь сформирована. Компания будет сдавать площади в аренду, а владелец будет получать прибыль. Мы возьмем на себя обязательства по заполнению. Как еще один вариант мы можем предложить: когда все доделаем, стоимость квадратного метра увеличится, и площади можно будет продать, получив таким образом прибыль», — рассказал он.

По словам основателя лофта, в аренду можно сдавать площади хоть сейчас — желающие есть, и уже можно распределить порядка 1,5 тыс. кв. метров. Но пока что партнеры из «Пяти капиталов» настаивают именно на продаже свободных площадей.

В июне прошлого года во время прогулки на территорию лофта заглянул президент РТ Рустам Минниханов В июне прошлого года во время прогулки на территорию лофта заглянул президент РТ Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

«ВСЕ-ТАКИ К НАМ ПРИХОДИЛ ПРЕЗИДЕНТ»

Напомним, впервые о планах создать креативную площадку в Кировском районе газета «БИЗНЕС Online» написала три года назад — летом 2013-го. Тогда сообщалось, что инвестиции в проект составят порядка 100 млн. рублей. Предполагалось, что будет предложено в собственность около 3 тыс. кв. м жилых мастерских за 25 - 40 тыс. рублей за квадратный метр. Планировалось, что 30% площади лофта будут условно-жилыми, где расположатся творческие мастерские, студии и мансарды и где при желании можно будет оставаться ночевать. Лофт должен был состоять из шоу-румов, офисов, галереи (площадью не менее 1 тыс. кв. м), коворкинг-зоны (1 тыс. кв. м.), паркинга на цокольном этаже.

Фото: Эльвира Вильданова

Внимание к проекту приковывала и фигура инициатора. Все-так Питулов — довольно известный в узких кругах деятель развлекательной индустрии, можно сказать, культуртрегер. В свое время он был организатором и идейным вдохновителем ежегодной премии за достижения в области клубной культуры и танцевальной музыки Dancing People Awards. На его счету также такие проекты, как ночной клуб «Станция» (2000 - 2002), оупен-эйры «Чистая планета» (2000 - 2004), ночной клуб «БарМалина» в Казани и Чебоксарах (2007 - 2010).

В мае 2015 года Питулов актуализировал подробности проекта, продемонстрировав эскизы. В июне прошлого года во время прогулки на территорию лофта заглянул президент РТ Рустам Минниханов. «Минниханов спросил у нас, какие есть проблемы, на что я ответил, что особых проблем лет. Олеся Балтусова также сказала, что все у нас идет нормально. Я сообщил, что мы ищем источник финансирования, чтобы деньги были не очень короткие — лет пять — и нормальный процент, на что Минниханов сказал, что «подумаем, какой банк», — рассказывал тогда основатель лофта.

В мае 2015 года Питулов актуализировал подробности проекта, продемонстрировав эскизы В мае 2015 года Питулов актуализировал подробности проекта, продемонстрировав эскизы

Вчера Питулов уточнил, что по совету московских экспертов в процессе было решено отказаться от жилых зон, так как тогда для соблюдения всех норм потребовались бы дополнительные 180 млн. рублей — стоимость «квадрата» составила бы 28 тыс. рублей вместо нынешних 9 тысяч. Столь низкая стоимость — как раз и есть преимущество концепции лофта: «Дело в том, что все меряют нас своими обычными строительными мерками — квартирами, офисами, но у нас совсем другое. Это креативный кластер. Со стенами и потолками у нас ничего не надо делать. Надо сделать полы и инженерию, принять противопожарные меры», — объясняет он.

На вопрос, есть ли сейчас у предприятия прибыль, Питулов ответил уклончиво: то немногое, что удается заработать на мероприятиях, вкладывается в развитие — постоянно что-то улучшается. «А люди, с которыми мы проводим сторонние мероприятия, кто-то принесет электрику, кто-то — разные материалы», — говорит он.

Всего таких мероприятий в прошлом году на территории лофта было порядка 20, что, по мнению Питулова, говорит о востребованности площадки: «Это были ночные рынки, выставки художников, историко-танцевальные вечеринки, мероприятия для байкеров, просто экскурсии, — перечисляет он. — В этом году провели четыре художественно-артистических перформанса, несколько вечеринок. Все мероприятия, которые мы проводили, разные, ориентированы были на разную целевую аудиторию, чтобы понять, кому это нужно. И оказывается, очень даже нужно».

Теперь Питулову остается только надеяться на то, что еще кто-то поверит в его идею. В этом случае «Пять капиталов» даже готовы будут помочь с финансированием проекта.

«Я пока не рассматриваю такой печальный вариант, как непродажа доли. Все-таки в прошлом году к нам приходил президент. Я не знаю, куда идти дальше. Наверняка в Казани есть люди с деньгами, которые могут вложить хотя бы 10 - 15 миллионов в лофт», — разводит руками создатель лофта.

«ЛОФТЫ У НАС В СТРАНЕ ПРОСТО НЕ МОГУТ НОРМАЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ»

Эксперты оценили для «БИЗНЕС Online» реализацию проекта Питулова и развитие лофтов в целом в России.

Гузель Файзрахманова — искусствовед, доцент кафедры градостроительства КГАСУ:

— Мне очень жаль этот проект, потому что чем больше подобных центров в городе, тем лучше и богаче его культурная жизнь, но проект был мертвым изначально. Андрей Питулов не изучил, не понял экономику процесса и подошел непрофессионально — искал инвесторов, не составив бизнес-плана. Я ему всячески сочувствую, но фактически у него достаточно поверхностные знания о лофтах, а правильнее сказать об арт-кластерах на бывших промышленных территориях. Внятно прописанной стратегии развития у него не было. Брать деньги у инвесторов, не представляя, за счет чего можно развивать территорию, — крайне необдуманный поступок. Такие территории не осваиваются сразу, в короткие сроки. Надо было продумать этапы развития и не замахиваться сразу на все это пространство. Там благоустройство хотя бы фрагмента территории обойдется весьма недешево, что уж там говорить о реконструкции производственных корпусов. Необдуманные вложения в огромные площади — ну какой инвестор пойдет на это без каких-либо хотя бы примерных гарантий? Арт-кластер? Сам состав коммерческих, полукоммерческих и просто просветительских резидентов у него достаточно сумбурный.

Фото: Эльвира Вильданова

Надо сказать, что и в столицах очень разная степень успешности у подобных проектов. Например, сейчас будут развивать территорию завода «ЗИЛ», уже предполагаются определенные мероприятия, создание на этой территории филиала Эрмитажа и др., предполагаются серьезные вливания, поскольку удалось собрать пул инвесторов. А есть и другие примеры: старейший и первый арт-кластер в Москве, действующий с 2007 года, почти 10 лет уже — центр современного искусства «Винзавод» последние три-четыре года находится в состоянии вялотекущего кризиса. Почему это происходит? Потому что для его содержания, не говоря уже о развитии, нужны гигантские деньги. Когда из проекта вышел его создатель, предприниматель Роман Троценко, «Винзавод» стал «загибаться», потому что галереи — это нерентабельный бизнес, они не могут быть выгодными арендаторами. Галереи и все подобное, что связано с высоким искусством, — это не бизнес, по существу содержание подобных проектов лежит на плечах очень редких в России меценатов. Арт-рынка как такового в России нет. Поэтому такой формат, как лофт, у нас в стране просто не может нормально существовать. Есть более-менее удачные проекты, но их можно перечесть по пальцам. Да, у нас тоже идут постиндустриальные процессы: фабрика умерла, территория перешла в другие руки — и в этот момент все представляют, как создадут там подобие Манхеттена: здесь мы сделаем галерею, здесь модное место для тусовки, богемные рестораны, раскрутим место, а потом продадим олигархам под дорогое жилье. На самом деле все не так просто.

В Петербурге есть лофт-проект «Этажи», в Москве — «Флакон», они тоже не полностью окупаемы. Выживают они за счет амбиций олигархов, затеявших такие новомодные места, а у нас в Казани состоятельных людей, которым была бы эта тема интересна, просто нет.

Было решено отказаться от строительства жилья, т.к. это удорожает проект на 180 млн. рублей. При условии строительства жилья стоимость квадрата составляла 28 тыс. рублей, а сейчас – 9 Было решено отказаться от строительства жилья, так как это удорожает проект на 180 млн. рублей. При условии строительства жилья стоимость «квадрата» составляла 28 тыс. рублей, а сейчас — 9 Фото: president.tatarstan.ru

Да, работает в Москве центр дизайна Artplay, но там другая экономика. Они сдают территорию всевозможным архитектурным бюро, дизайнерским компаниям, там работает Британская школа дизайна — это мощный коммерческий проект с дорогим образованием и лекциями очень известных дизайнеров. Плюс в Artplay идет продажа дизайнерской мебели, можно заказать дизайн интерьера. Словом, есть то, что позволяет коммерчески выгодно использовать территорию. А Андрей Питулов хочет сделать мастерские для творческой молодежи. Да, они будут платные, но на билетиках и мастер-классах не заработаешь. Да и кто поедет в Кировский район? Особенно в позднее время суток. У нас не Москва, и если делать такие проекты, то в центре Казани. Та же «Смена» посещаема не в последнюю очередь из-за своего удобного месторасположения.

Кроме того, Питулов хочет сделать лофт навсегда, а это временные проекты, может быть, лет на 10. Это промежуточный вариант: какое-то время территория эксплуатируется как центр искусства, где можно тусоваться и проводить концерты и выставки. Но затем ей надо придавать другой статус.

Фото: Эльвира Вильданова

Шамиль Ибрагимов — совладелец продюсерской компании Ozone Pro:

— У Андрея Питулова грандиозные планы на этот проект. Он, кажется, даже сказал, что это проект всей его жизни. Он хотел сделать на территории творческий кластер, апартаменты, но пока на все нет инвесторов. Сейчас Андрей развивает площадку под мероприятия — творческие показы, вечеринки.

Казань глобализуется, и Кировский район сейчас уже не тот, что раньше. Сейчас там уже не криминогенная обстановка, как в 90-е. Из центра до лофта можно добраться за 10 минут, а ночью это еще быстрее. Клуб Питулова «Станция» был на улице Губкина, и это был край географии, но люди туда ездили. Так что место не важно. Главное — интересные события, и люди на них будут ездить. Хоть в Лаишево. А творческих проектов в Казани пока мало. На мероприятия в лофте у Питулова собираются 400 - 600 человек, приезжают даже из других городов.

Очень модна тема фестивалей в лофтах в других городах России, так что есть чему развиваться. Многое зависит от грамотного управления, и у Питулова должно получиться.

Лофт уже стал активно привлекать казанских молодых музыкантовФото: архив «БИЗНЕС Online»

Георгий Морозов — музыкант:

— «Фабрика Алафузова» — это отличное, свежее место для развития современного творчества наравне со «Сменой». Для меня как музыканта эта площадка —единственное место в городе, где можно себя выразить и где индустриальная музыка — техно — звучит так, как должна, в соответствии с окружением. Музыканты и промоутеры из других городов (не Москвы и Питера, где все это давно есть) заражаются идеей концертов и вечеринок на таких площадках, это очень показательно. Молодежи надоели клубы, хочется чего-то более экстравагантного.

Каждый раз, посещая этот комплекс зданий с историей, берущей начало в ХІХ веке, открываю для себя что-то новое — какие-то новые залы, старую заводскую планировку, остатки оборудования. Да и сама мысль о том, что Алафузовские мануфактуры делали какие-то мощные госзаказы, внушает к нынешним руинам уважение.

Если ранжировать креативные центры по успешности, скорее всего, аналогично они распределятся и по объему инвестиций в развитие. Конечно, важную роль в задании направления играет команда, но без финансовой подпитки креативные центры невозможны.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) группы компаний «Финам»:

— В целом я скептически отношусь к развитию таких проектов, как лофты, в России в текущих сложных рыночных условиях. Чаще всего подобные креативные пространства возникают на месте бывших промзон и в полуразрушенных особняках. Инвестиции отбиваются за счет продажи товаров и/или платы с посетителей. Стоимость обустройства начинается от 10 тысяч за квадратный метр и может возрастать на порядок в зависимости от ряда особенностей. Таким образом, инвесторы могут одновременно столкнутся как с чрезмерным удорожанием стоимости оборудования/расходных материалов на фоне ослабления нацвалюты, так и со снижением покупательной способности населения ввиду спада реальных доходов.