Индия готова купить у России еще 80 вертолетов Ми-17, а также 4 ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Такие удивительные новости пришли сегодня с международной промышленной выставки «Иннопром-2016». Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что препятствий по Ту нет, более того, это хороший повод реанимировать военно-техническое сотрудничество с Индией, а для КВЗ индийский заказ и вовсе может стать манной небесной.
Дмитрий Медведев во время встречи с министром торговли и промышленности Индии Нирмалой Ситхараман на «Иннопром-2016» в Екатеринбурге
«ВЕРТОЛЕТАМИ НАСЫТИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО»
Индия хотела бы приобрести у России 80 вертолетов Ми-17, 4 дальних бомбардировщика Ту-22М3. Такая информация содержится на стенде этой страны, выставленном на международном промышленном форуме «Иннопром-2016» в Екатеринбурге, передает «Интерфакс».
Напомним, что новый индийский контракт на КВЗ (традиционный поставщик для Индии) ждут давно — информация о заинтересованности этой страны в новых поставках регулярно всплывает уже года два. Сегодня на заводе не стали комментировать новость с «Иннопрома», но источник «БИЗНЕС Online» в отрасли сообщил, что вероятность подписания контракта в обозримом будущем очень велика. Правда, речь может идти о меньшем количестве машин: в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, если КВЗ получит еще один индийский мегаконтракт, в нынешних условиях он станет для предприятия манной небесной.
Напомним, с 1 июля КВЗ вынужден был перейти на неполную рабочую неделю. Главная причина — недозагрузка производства после окончания двух больших экспортных контрактов: с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года) и Индией (на 151 машину, о завершении объявлено в начале февраля), а также на фоне отказа восточноевропейских стран от российской винтокрылой техники.
В итоге в 2015 году КВЗ реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов — 77 (2014-й предприятие завершило со 107), при этом количество машин для внешнего рынка сократилось почти вдвое, до 37 единиц. «Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — говорил источник «БИЗНЕС Online». — Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Впрочем, как считает Фролов, в этом году КВЗ может неплохо поправить ситуацию. «В принципе, в этом году могут быть неплохие результаты, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Два вертолета взяли сербы, какое-то количество брал Таиланд (17 мая командующий сухопутных войск Таиланда генерал Тхирачай Накванит заявил, что эта страна купит вертолеты Ми-17В-5, по данным «БИЗНЕС Online», — 12 — прим. авт.), плюс наши военные. А если еще и Индия заключит контракт…» Добавим, до 2017 года КВЗ должен поставить Беларуси 12 Ми-8МТВ-5.
Индия хотела бы приобрести у России четыре дальних бомбардировщика Ту-22М3
Определенный оптимизм внушает такая деталь из майской квартальной отчетности КВЗ, как рост кредиторской (перед контрагентами) задолженности на 4,6 млрд. рублей до 14,4 млрд. рублей по итогам января-марта текущего года. «Кредиторка» в сравнении с 31 декабря 2015 года выросла на 1,6 млрд. рублей. Как правило, в кредиторскую задолженность включаются авансы, полученные от заказчиков, и задолженность перед подрядчиками. Не исключено, завод нашел новые заказы. «Ми-17 — бестселлер в мире вертолетной техники, как автомат Калашникова — безотказный, универсальный, способный эксплуатироваться в самых жестких условиях, все хотят купить такие машины, — поддержал оптимистичный настрой в беседе с «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В данном случае Индия будет делать дополнительный заказ к предыдущим партиям — такими универсальными вертолетами насытиться невозможно».
Но, как полагают эксперты, многое будет зависеть от расклада политических сил в самой Индии, от движений в российско-индийских отношениях, поэтому контракт может неоднократно откладываться, а его условия могут меняться. Не исключено, что поводом для торга станет давнее желание Индии получить самолеты Ту-22М3.
«ПОХОЖЕ НА ВБРОС ИНФОРМАЦИИ, НО…»
Нацеленность индийцев на Ту-22М3 — самая интригующая часть новости с «Иннопрома». Напомним, дальний бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году. Первый полет состоялся 20 июня 1977-го. Серийное производство было развернуто на Казанском авиазаводе (КАЗ) в 1978-м. До прекращения в 1993 году серийного производства выпустили 268 Ту-22М3. Предположительно, сегодня минобороны эксплуатирует примерно сотню Ту-22М3, еще столько же — на хранении.
У российских военных сегодня примерно сотня Ту-22М3
Эти самолеты никогда никому не продавались, хотя желающие были. Первые новости о возможной продаже Ту-22М3 за границу можно отнести к 1992 году, как сообщает портал Militaryrussia, тогда велись переговоры о продаже 12 машин Ирану. В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз о продаже) по Ту-22М3 сообщал в то время министр обороны России Сергей Иванов. Видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить», — рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского филиала «Туполева» (сегодня Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев») Лев Недзельский.
Крайние сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 появились в 2013 году. Тогда китайские сайты сообщили, что Китай и Россия договорились о закупке Пекином производственной линии по сборке модернизированного варианта бомбардировщиков Ту-22М3 и 36 соответствующих машинокомплектов. Указывалось, что собранные в Китае самолеты поступят на вооружение ВМС НОАК под индексом H-10 и будут использоваться для нанесения ударов по морским целям, могут серьезно изменить баланс сил в регионе — дадут новые возможности действовать в Южно-Китайском море и на Тихом океане. На этом фантастический слух и заглох.
«Вопрос о поставке Ту-22М3 Индии будет рассматриваться на высшем государственном уровне, — говорит Коротченко. — У нас не было прецедентов продажи Ту-22М3 за рубеж, поскольку этот самолет, в том числе и носитель ядерного оружия. И, вероятно, речь может идти о передаче в лизинг, сомневаюсь, что мы будем продавать Индии такие самолеты».
Индия может заказать на КВЗ еще несколько десятков Ми-17
«Вообще, странная история, похоже на вброс информации, — отмечает Фролов. — В принципе, вариант с продажей Ту-22М3 можно допустить. Однако, судя по количеству машин, индийцы хотят не ракетоносцы, а разведчики. Четыре ракетоносца мало на что могут повлиять, а вот для разведки — вполне. К тому же крылатые ракеты Х-22 не проходят по режиму нераспространения ракетных технологий, а для индийцев Ту-22М3 без ракет бессмыслен: посылать на бомбардировку чугунными бомбами тыловых объектов двух главных противников Индии — Пакистана и Китая с их ПВО — каких-то четыре самолета просто бессмысленно…
У нас много таких самолетов на хранении, но, я думаю, могут отдать и из эксплуатирующихся — их все равно избыточное количество. Только какие-то доработки проведут для инозаказчика (обслуживанием, ремонтом и модернизацией Ту-22М3 занимается Казанский авиазавод — прим. авт.), определенные блоки снимут, ведь вкладываться в новую модификацию ради четырех самолетов нет смысла. Да и индийцы понимают, что в наших условиях НИОКРы могут занять годы. Словом, думаю, Россия не сильно-то и против дать индийцам Ту-22М3. И самолет уже не очень секретный — украинцы при утилизации оставшихся у них машин продали все его секреты. И надо как-то реанимировать российско-индийское военно-техническое сотрудничество».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.