Первое кадровое решение нового президента хоккейного клуба Наиля Маганова логично касалось ключевой должности в организации — генерального менеджера Первое кадровое решение нового президента хоккейного клуба Наиля Маганова логично касалось ключевой должности в организации — генерального менеджера

ДВА КАНДИДАТА

Сегодня стало известно о назначении Равиля Шавалеева на пост генерального менеджера «Ак Барса». Первое кадровое решение нового президента хоккейного клуба Наиля Маганова логично касалось ключевой должности в организации — с 2013 года у «Ак Барса», считающегося грандом российского хоккея, не было генерального менеджера, и все это время не было понятно, кто отвечает за селекцию в клубе, и не только селекцию, кстати. Три сезона руководство казанского клуба работало несовременными методами: за селекцию поочередно отвечал главный тренер команды Зинэтула Билялетдинов, а после — генеральный директор клуба Шамил Хуснутдинов. Прошлым летом же на вакантную должность был приглашен сторонний специалист Рашид Хабибуллин, которого почему-то скрывали от публики целый год: он работал в клубе по контракту, но должности не имел. В общем, мутна была вода...

В это межсезонье руководством была принята попытка воссоздать институт генменеджера: публике объявили о предложении, сделанном бывшему капитану команды Алексею Морозову. Однако затея довольно быстро рассыпалась, поскольку все, включая самого Морозова, знали, что это лишь своеобразная пиар-акция «Ак Барса», точнее топ-менеджеров, исполняющих роль коллективного серого кардинала около бывшего многолетнего президента клуба Тахаутдинова.

С приходом нового президента концепция изменилась, были определены реальные кандидаты для работы в «Ак Барсе», довольно быстро круг сузился до двух специалистов: генменеджера золотого «Нефтяника» Рафика Якубова, вторым в списке был советник директора «Ак Барса» по спортивной работе Шавалеев. Наши эксперты на рынке считают, что сегодня на рынке России доступных генменеджеров топового уровня просто нет, а тут таковые и свои.

При рассмотрении кандидатур довольно быстро круг сузился до двух специалистов: генменеджера золотого «Нефтяника» Рафика Якубова и советника директора «Ак Барса» по спортивной работе Равиль Шавалеев При рассмотрении кандидатур довольно быстро круг сузился до двух специалистов: генменеджера золотого «Нефтяника» Рафика Якубова и советника директора «Ак Барса» по спортивной работе Шавалеева

ШАВАЛЕЕВ БЕЗАЛЬТЕРНАТИВЕН

Напомним, что Якубов прошлым летом стал советником Маганова по спорту, параллельно возглавив менеджмент альметьевского клуба. В итоге «Нефтяник» впервые в истории стал обладателем Братины — главного трофея Высшей хоккейной лиги. Приняв команду с 19-м местом, специалист за сезон смог добиться победы в чемпионате, восстановил связи с «Ак Барсом» и наладил работу организации. Собственно, успехи Альметьевска и не отпустили Якубова в Казань. «Нефтяник» — самодостаточный клуб со своими задачами и интересами, там не всегда рассматривают отъезд в «Ак Барс» как повышение, поэтому отдавать успешного управленца «старшему брату» действительно было бы нелогично. В нефтяной столице Татарстана сейчас полным ходом идет реконструкция хоккейного дворца, в планах — строительство новой арены. Дела только пошли в гору, и руководство «Татнефти» посчитало, что бросать все в первый же год неправильно.

Таким образом, на ответственный пост вернулся один из идеологов золотой эпохи татарстанского хоккея — Шавалеев. Он был неотъемлемой частью чемпионского «Ак Барса», именно во времена его работы прогрессировала не только главная команда, но и школа клуба регулярно поставляла игроков в молодежные сборные страны. Карьеру менеджера, который всегда официально занимал должность вице-президента клуба, прервал трагический случай 2012 года. Тогда при странных обстоятельствах Шавалеев выпал из окна третьего этажа РКБ, получив серьезные травмы — весь год ушел на реабилитацию. О менеджере снова заговорили в 2014-м, когда «Ак Барс» назначил его на должность советника директора клуба по хоккейным операциям. Однако к реальной деятельности он вернулся лишь прошлой зимой — директор клуба Хуснутдинов пригласил специалиста для работы в «Барсе» и детской школе. Необходимо было расчищать завалы, образовавшиеся после ухода Шавалеева, ведь соизмеримой ему фигуры, способной наладить дела во всем хозяйстве, просто не оказалось. Практика показала, что только с ним вертикаль «Ак Барса» более или менее работала.

С 2013 года у «Ак Барса» не было генерального менеджера, за селекцию пооочередно отвечал главный тренер команды Зинэтула Билялетдинова, а после генеральный директор клуба Шамил Хуснутдинов (на фото) С 2013 года у «Ак Барса» не было генерального менеджера, за селекцию пооочередно отвечал главный тренер команды Зинэтула Билялетдинов, а после — генеральный директор клуба Шамил Хуснутдинов (на фото)

ПРОТИВОВЕС БИЛЯЛЕТДИНОВУ

Собеседники «БИЗНЕС Online» в хоккейном мире отмечают, что альтернатив этому специалисту, по сути, и не было — по масштабу фигуры и влиянию на хоккей Татарстана он лучше всех подходит на должность генерального менеджера «Ак Барса», если принимать во внимание первый и ключевой фактор — тренера Билялетдинова.

Ключевым преимуществом этой кандидатуры является его умение быть противовесом Биллу в хорошем смысле этог слова. Абсолютная тренерская власть в клубе редко приводит к благоприятным последствиям, а в последние годы в «Ак Барсе» не было человека, который мог в полной мере противоречить решениям Билялетдинова, вступать с ним в споры и отстаивать свою точку зрения — просто ни у кого не было такого авторитета. Это не означает, что будущее казанского клуба погрязнет в скандалах и внутренних конфликтах, хотя и такая угроза сохраняется. В первую очередь присутствие в руководстве команды иной точки зрения позволит принимать более взвешенные решения, не вступающие в противоречие с генеральной линией клуба, будь то омоложение или снижение затрат на селекцию. Опять же практика показала, что без Шавалеева у Билялетдинова дела шли не очень хорошо — все успехи добыты тандемом, хотя тренер может и отрицать этот факт, ведь он в свое время, по нашим данным, был противником того, чтобы Шавалеев возвращался к делам.

Тем не менее просчетов в работе нового старого генерального менеджера тоже было достаточно. «Ак Барс» его эпохи редко угадывал с вратарями — до Фредрика Норрены и Петри Веханена, подписанных уже по ходу сезона, в команде были Уэйд Дубилевич и Микаэль Теллквист. Незамеченными команду прошли Антти Миеттинен, Никлас Бергфорс, Кирилл Князев, Йонас Андерссон, Иван Касутин и другие.

С другой стороны, многие неудачи на трансферном рынке перекрывались успехом — Ханнес Хювенен, Юкка Хентунен, Янне Песонен, Яркко Иммонен, Нико Капанен и Тони Мортенссон были отличными игроками и полностью себя оправдали. Были просчеты с Лаурисом Дарзиньшем и Евгением Скачковым, но в своих клубах они были лидерами, и тогда еще ничто не предвещало провала.

Что касается детской школы, то здесь методы, используемые в том числе и Шавалеевым, вызывали вопросы. Едва ли не 50% игроков, которых Казань считает своими воспитанниками, на самом деле родились и начали играть в других городах. Сейчас ситуация усугубляется, так как по-настоящему местных в первой команде появляется мало: Дмитрий Архипов, Зият Пайгин, Владимир Ткачев были приобретены в раннем возрасте. При Шавалееве удавалось соблюдать баланс сил.

Под вопросом остается будущее в «Ак Барсе» неформального генменеджера Хабибуллина. Необходимость в его услугах отпала, зарекомендовать себя как успешный управленец он не смог, да и не было такой возможности ему это продемонстрировать. Среди всех его трансферов прошлого сезона оправдал себя лишь словацкий защитник Марек Дялога, и то лишь с большим авансом. Скорее всего, сохранять его в клубе не станут, поскольку изначально он был креатурой Хуснутдинова, который искал себе помощника со знанием хоккея. Сейчас такой человек есть, и он официально будет нести ответственность за свои решения. Для «Ак Барса» само создание должности «генеральный менеджер» уже является большим шагом, а назначение на этот пост Шавалеева удваивает ожидаемый положительный эффект.

Однозначно можно сказать одно — о целях приглашения Шавалеева. Во-первых, никто лучше него не знает возможность школы татарстанского хоккея, и ставка на своих воспитанников сохранится, а во-вторых, амбиции Шавалеева и «Ак Барса» — это только первые места, а не выход в плей-офф. Помнится, что Билялетдинов после поражения в первом раунде прошлого плей-офф сказал, что доволен итоговым результатом — так вот, при Шавалееве такое будет невозможно. Удовлетворение результатом будет только после победы в Кубке Гагарина, и не иначе, но способна ли на это фактически уже собранная неизвестно кем команда?

В последние годы в «Ак Барсе» не было человека, который мог в полной мере противоречить решениям Билялетдинова В последние годы в «Ак Барсе» не было человека, который мог в полной мере противоречить решениям Билялетдинова

«Я ПОМНЮ ЕГО КАК СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, МЫ ВСЕГДА С НИМ БЫЛИ В ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЯХ»

Эксперты нашей газеты приветствуют новое назначение в «Ак Барсе».

Рафик Якубов — генеральный менеджер альметьевского «Нефтяника»:

— Назначили? Когда? Я, если честно, ничего не знал. Очень рад за него, мы с ним давно уже дружим. Вы же знаете, что когда Равиль работал в «Ак Барсе», то клуб трижды становился чемпионом: один раз побеждал в чемпионате России и дважды — в Кубке Гагарина. Он профессионал своего дела, прекрасно знает и понимает, чем должен заниматься генеральный менеджер команды. Ничего плохого о нем сказать не могу. Человек показал результат, при нем, повторюсь, «Ак Барс» неоднократно становился чемпионом — что тут еще добавить? При нем «Ак Барс» был в лидерах — это факт, надеюсь, что и теперь у него все получится.

Не предлагали ли мне занять эту должность в команде? Нет, мне не предлагали, никаких разговоров не было. Да, у «Ак Барса» в последнее время были неудачные трансферы, но Равиль никакого участия в них не принимал, а теперь непосредственно будет участвовать в жизни команды.

Виктор Левицкий — генеральный менеджер «Нефтехимика», экс-генеральный менеджер «Ак Барса»:

— Пять минут назад я поздравил Равиля с назначением. Считаю, что это очень хорошая кандидатура. Равиль — опытный функционер, который всю свою жизнь отдал хоккею. При нем «Ак Барс» неоднократно завоевывал титулы. На мой взгляд, это правильный ход нового президента казанского клуба. «Ак Барсу» нужен был генеральный менеджер, селекция — это важная составляющая команды, поэтому эту должность обязательно должен занимать профессионал, а Шавалеева я считаю профессионалом высшей категории. Считаю, что «Ак Барс» станет той командой, которая была раньше. Что касается их взаимодействий с Билялетдиновым, то ничего по этому поводу сказать не могу, я эту «кухню» не знаю. Надо находиться в клубе, чтобы знать все эти вещи.

Алексей Бадюков — двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса»:

— В «Ак Барс» возвращается человек, который был в клубе в чемпионские годы. Я помню его как сильного руководителя, мы всегда с ним были в хороших отношениях. Самое главное, что он поправил свое здоровье и, надеюсь, оно ему не помешает функционировать на славу «Ак Барсу» и татарстанского хоккея. Не думаю, что уже сейчас «Ак Барс» так сразу поменяется. Стиль игры точно не поменяется, состав — да, очевидно, но не стиль. Сейчас Равиль будет постепенно возвращаться в работу и по ходу сезона что-то менять. Думаю, во время предсезонки будут какие-то приобретения, обмены.

У «Ак Барса», да, формально в последние годы не было генерального менеджера, но там система настолько четко работает, там очень много людей, которые могут взаимозаменять. Опять же та система, которую пропагандирует татарстанский хоккей, взаимозаменяема в хорошем смысле этого слова. И это не зависит от того, кто там сейчас главный менеджер или еще что-то. Главное, что тот путь развития, которого придерживается руководство клуба — ставка на своих воспитанников, — четко выражен, и само руководство этого не скрывает.