Митинг в защиту своих домов провели сегодня утром в центре Казани жители поселка Салмачи. Два из них по требованию «Газпрома» уже объявлено судом вне закона, на очереди — еще 200. На улице в результате их сноса могут оказаться свыше полутысячи человек. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал требования протестующих к властям Татарстана.
Митинг в защиту своих домов провели сегодня утром в парке на улице Тинчурина жители поселка Салмачи
«НИКОГО НЕ ОБЗЫВАТЬ, МАТНЫЕ СЛОВА НЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ»
Сегодня утром в парке на улице Тинчурина было необыкновенно многолюдно: несколько десятков человек собрались здесь с видом заговорщиков. На праздных отдыхающих они походили мало, особенно когда начали извлекать и торжественно поднимать над головой плакаты с призывами: «Нет сносу домов в Салмачах!», «Не оставляйте детей без жилья!», «Выносите трубы «Газпрома» за город!» Одна из бабушек держит в руках листочек с трепетным текстом: «Спасите наш дом!» Самый длинный и красноречивый из транспарантов обращен непосредственно к мэру Казани Ильсуру Метшину: «Ильсур Раисович, не дайте «Газпрому» снести единственное жилье. Магистральные трубы = ядерная бомба в городе!»
Командовал митингом казанский юрист Альберт Федоров, который представляет в суде интересы собственников домов поселка Салмачи. Корресподент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Федоров объясняет собравшимся правила поведения. «С гражданами, которые не являются участниками пикета, вступать в разговоры нельзя, можно только отвечать на их вопросы», — сурово инструктирует он. Найдя глазами кого-то в толпе собравшихся, добавляет: «Ни в коем случае никого не обзывать, матные слова не высказывать. Показываем плакаты, отвечаем на вопросы, даем комментарии средствам массовой информации».
Собственно, кроме журналистов, общаться пикетчикам было не с кем. Редкие прохожие спешили по своим рабочим делам, мало обращая внимания на необычную толпу и не вчитываясь в лозунги. Что касается СМИ, то история Салмачей известна им начиная с февраля этого года, когда структуры «Газпрома» и ТАИФа подали иски в суд с требованиям снести дома поселка, близко расположенные к проходящим здесь еще с 1970-х годов газопроводам. Всего в Салмачах на 300 участках выстроено около 200 домов, так что под угрозой ликвидации оказалась существенная часть крупного населенного пункта, лишь в 2001 году включенного в городскую черту Казани.
Как выяснилось, за прошедшее время жители Салмачей выработали новую линию защиты своих домиков, по сути, перейдя в контратаку на «Газпром». Корреспондент «БИЗНЕС Online» просит одного из пикетчиков — Руслана Тагирова — рассказать о сути требований собравшихся. «Я житель поселка Салмачи, дом которого попадает под снос, — торопливо начинает он. — Уже идут суды. Я считаю, что оптимальным решением этого конфликта будет вынос труб всех газопроводов за пределы города. Все эти трубопроводы опасны. Если они взорвутся, пострадают не только наши дома, но и соседние, даже на улице Габишева»
По его словам, расстояние в 150 м до жилых домов, на котором настаивают владельцы газопроводов, никого не спасет в случае техногенной катастрофы, пострадает весь город. Выход — только в выносе всех «ниток» трубопроводов за пределы Казани. Да и по СНиПу, как компетентно ссылается Тагиров, в городе не должно быть таких трубопроводов.
Собеседник «БИЗНЕС Online» отмечает, что даже при сносе домов земельные участки все равно останутся за их собственниками, которые могут там выращивать различную сельхозпродукцию. А значит, если трубопровод взорвется, людям, копающим картошку, он будет угрожать точно так же, как и находящимся в доме.
В феврале этого года структуры «Газпрома» и ТАИФа подали иски в суд с требованиям снести дома в поселке Салмачи, которые близко расположены к проходящим здесь еще с 1970-х годов газопровода
За спинами пикетчиков живописно располагается звенящий струями фонтан, зеленым занавесом колышутся листья на деревьях. Летающий тополиный пух, сверкая в лучах солнца, довершает эту картину прекрасного теплого денька. Только грустные лица пикетчиков несколько дисгармонируют с этой летней благостью, да Ленин на цветном панно грозно смотрит на одинокого представителя горисполкома, скромно присевшего на краешек скамейки. В глазах вождя мирового пролетариата читается невысказанный вопрос: «За что боролись?!»
Происходящее в парке тем временем привлекает внимание парочки, по их словам, «аборигенов». Они спрашивают о сути пикета, но, услышав слово «Салмачи», тут же перебивают говорящего: «А, знаем! Эти сволочи продали вам квартиры, а вас теперь оттуда выселяют!» Больше зрителей нет, но участников пикета это не смущает. Они терпеливо продолжают держать в руках плакаты. На самом большом из них написано: «300 домов оформлены, прописаны люди, «Газпром» сносит, а чиновники бездействуют. Нет беспределу!»
Сергей Данилов рассказал, что не везде представители местных властей склоняют голову перед «Газпромом»
Сергей Данилов, еще один житель Салмачей, стоящий в пикете, рассказывает, что не везде представители местных властей склоняют голову перед «Газпромом». По его словам, когда речь зашла всего лишь о 30 садовых домах в Кемеровской области, там сумели договориться с президентом газовой монополии Алексеем Милером, в итоге газопровод был перенесен. Наш собеседник недоумевает, почему это не сделано в Казани, ведь газопровод проходит через город, а это никем не разрешено. Данилов считает, что после сноса домов бездомными окажутся около 500 человек.
В сегодняшнем пикете его участники, заручившись разрешением горисполкома, будут стоять до 13:00. И это, видимо, не последний выбранный ими способ отстаивания своих прав. На одном из плакатов обнародован призыв «Требуем прямой линии с президентом!». С каким именно президентом — России или Татарстана, не уточняется.
Расстояние в 150 м до жилых домов, на котором настаивают владельцы газопроводов, никого не спасет в случае техногенной катастрофы, пострадает весь город
«ГРУБО ГОВОРЯ, ЭТО БУДЕТ БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА»
Строительство в разраставшемся поселке Салмачи замерло с осени прошлого года, когда его жильцам было поставлено на вид, что они свили себе «гнезда» в смертельно опасной зоне прохождения трех магистральных трубопроводов: газопровода Миннибаево — Казань и этанопровода, которые эксплуатирует ООО «Газпром трансгаз Казань», а также этиленопровода, которым владеет ООО «Управление этиленопроводов — Нижнекамскнефтехим». Первый иск был подан летом 2015 года от имени ООО «Управление этиленпроводов — Нижнекамскнефтехим» («дочка» НКНХ). В нем семье Шагалеевых вменялось в вину, что дом находится на расстоянии 81 м от оси этиленопровода. Суд встал на сторону компании, несмотря на то что Шагалеевы указывали, что на момент покупки земельного участка в зоне пролегания трубопровода не было аншлагов, предупреждающих о наличии охранной зоны. Дом был приговорен к сносу.
Незавидная судьба Шагалеевых стала судебным прецедентом, за которым посыпались другие иски. В феврале в Приволжском районном суде было рассмотрено еще четыре исковых заявления против жителей Салмачей. На этот раз владельцы трубопроводов сослались на закон 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», где разъяснены критерии опасных объектов, под которые попадают магистральный газопровод и этанопровод, что подтверждается свидетельством о регистрации А43-00783 от 11.01.2013 г., выданным приволжским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно ФЗ, газопровод первой категории должен отстоять от населенного пункта на расстоянии не менее 150 м, а этанопровод второй категории (номинальный диаметр — 720 мм) — не менее 125 метров. Таким образом, все жилые постройки, нарушающие данное предписание, должны быть отправлены под ковш экскаватора. Дополнительный скандал заключался в том, что под снос идет и расположенный в Салмачах дом родителей известной певицы МакSим — Сергея и Светланы Абросимовых.
В настоящее время уже есть два решения о сносе домов в Салмачах, сообщил «БИЗНЕС Online» Федоров. Более того, они уже прошли апелляционную инстанцию. «К сожалению, жильцы тех двух домов почти не защищались, — рассказал адвокат. — Они не представляли доказательств в свою защиту, и суд оперировал теми материалами, которые были представлены истцами. Мы же представляем доказательства, пытаемся убедить суд, что есть основания для отказа в иске, что можно обойтись без сноса жилых домов. Но мы все равно боимся, что суд формально подойдет к рассмотрению дела и начнет в массовом порядке выносить решения о сносе домов».
Салмачевские активисты предъявили встречный иск в отношении ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафгата Кантюкова (на фото) о строительстве защитной конструкции
Впрочем, пока в судах движения исков в отношении жителей Салмачей нет — процессы откладываются. Одновременно активисты поселка предъявили встречный иск в отношении ПАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Казань» о строительстве защитной конструкции. В качестве аргумента исковое заявление содержит заключение экспертов, которое подтвердило, что такая конструкция может быть построена.
Согласно экспертизе, защитная конструкция, которая будет гарантировать защиту от аварии на магистральном газопроводе, должна представлять собой бетонную стену высотой около 3 м и толщиной около 1,5 метров. «Грубо говоря, это будет «Берлинская стена», которая должна идти с двух сторон от трубопровода на расстоянии 25 метров. Но только там, где находятся жилые дома в оспариваемой зоне. Какова должна быть длина, никто ногами не измерял, но, судя по тем искам, которые уже подал «Газпром трансгаз Казань», не менее 5 километров», — сказал Федоров.
Сколько будет стоить такая конструкция, юрист не знает. По его словам, для этого нужно будет проводить еще одну экспертизу. Впрочем, исходя из предоставленных Федоровым параметров защитного сооружения, уже можно грубо прикинуть его стоимость. Объем одной пятикилометровой бетонной стены высотой 3 м и шириной 1,5 м составит 22,5 тыс. кубометров. Исходя из цены бетона около 3 тыс. рублей за кубометр с доставкой бетоновозом, стоимость бетона составит примерно 67,5 млн. рублей, плюс еще такой же порядок средств уйдет на металлоконструкции и на работу. То есть стоимость изготовления защитной «Берлинской стены» — никак не менее 140 млн. рублей.
Пикетчики полагают, что защитная конструкция должна быть построена за счет ответчиков — «Газпрома» и «Газпром трансгаз Казань»
Пикетчики полагают, что защитная конструкция должна быть построена за счет ответчиков — «Газпрома» и «Газпром трансгаз Казань». «Это не такие гигантские деньги, как перенос трубы, — говорят активисты. — Мы считаем, что они не исполнили своих обязательств по своевременному контролю эксплуатации магистрального газопровода. Они раз в квартал должны проводить пешие обходы и вертолетные облеты газопровода и еще на ранних этапах имели возможность выявить начало строительства жилых домов в зоне отчуждения. Можно было бы в самом начале выявить старт стройки и сказать людям, что в данной зоне строить нельзя. Никто бы строить не начал и не потратил денег. А они начали предъявлять исковые заявления только после того, как дома были построены».
Дома не только построены — они введены в эксплуатацию, подведены свет, вода, даже подключен газ. Люди прописались, жилым постройкам присвоены адреса. Жители Салмачей винят эксплуатирующие организации в том, что своим бездействием они привели к этой ситуации, которая затрагивает интересы сотен жильцов поселка. Говорят, таблички на месте трубопровода были, но на них была указана лишь охранная зона — 25 метров.
«Этим митингом мы пытаемся привлечь внимание президента РТ, чтобы он не проигнорировал наши просьбы и мольбы»
«Этим митингом мы пытаемся привлечь внимание президента РТ Рустама Минниханова, чтобы он не проигнорировал наши просьбы и мольбы, — объясняет юрист Федоров. — Ведь речь идет не об 1 - 2 людях, а более чем о 300 жителях города. Мы просим его помощи в нахождении консенсуса между нами и «Газпромом», чтобы прийти к устраивающему все стороны решению проблемы. Пока же газпромовцы не идут на контакты с нами и говорят, что мы во всем сами виноваты и единственное решение — снести построенные дома там, где строить было нельзя. Но мы же должны были сначала узнать, что там строить нельзя! Об этом мы не знали, потому что никто до нас эту информацию не довел».
По сведениям «БИЗНЕС Online», сейчас создаются рабочие группы на уровне госорганов, которые пытаются помочь урегулировать ситуацию. Но о результатах деятельности этих групп пока ничего не известно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 353
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.