По данным источников «БИЗНЕС Online», Объединенная авиастроительная корпорация приняла решение о смене гендиректора «Туполева». Николая Савицких, который останется лишь директором Казанского авиазавода, сменит выходец из компании «Сухой» Александр Конюхов. Вопрос может решиться уже сегодня.
Казанский авиазавод называют одним из наиболее проблемных активов ОАК
«УПРАВЛЯТЬ НАЕЗДАМИ — ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО?»
Казанский авиазавод (филиал ПАО «Туполев») в очередной раз напрягся в ожидании кадровых новостей. Его директор 56-летний Николай Савицких покидает пост генерального директора «Туполева», об этом «БИЗНЕС Online» сообщили несколько источников в авиапроме. По их данным, на посту главы «Ту» его сменит нынешний вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 41-летний Александр Конюхов. По утверждению одного из источников, Савицких может окончательно переехать в Казань — стать директором авиазавода без всяких совмещений. Возможно, решение будет принято уже по итогам намеченного на сегодня совета директоров ОАК.
Таким образом, сбываются чаяния местного авиастроительного профсоюза, который был недоволен тем, что Савицких почти не видно на предприятии. Год назад председатель рескома профсоюза трудящихся авиационной промышленности Рамиль Фасхутдинов публично заявил: «Управлять наездами — правильно ли это?» Причем его поддержал премьер-министр РТ Ильдар Халиков, хотя и отметил, что судить нужно по результатам. Источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли отмечает: «Когда директор раз в неделю на два дня приезжает, это неправильно, мягко говоря. Человек должен жить на заводе и трудами завода, тогда что-то будет».
Другое дело, что правительство РТ, возможно, хотело бы видеть на этом посту кого-то своего. К слову, пару месяцев назад в казанских авиастроительных кругах начали ходить слухи о том, что КАЗ может возглавить один из руководителей казанских предприятий, контролируемых Николаем Колесовым. Но вряд ли Москва согласится назначить на ставший филиалом «Ту» авиазавод человека со стороны. Достаточно того, что в правительстве РТ появилась должность куратора предприятия: бывший министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов как помощник президента РТ по авиакомплексу координирует федеральные и местные усилия по главной программе КАЗа — перезапуску производства Ту-160. Сам Зарипов на вопрос «БИЗНЕС Online» о возможных кадровых изменениях в «Туполеве» уклончиво ответил, что не обладает такой информацией. В пресс-службе ОАК на запрос редакции ответили, что не комментируют эту информацию. «У нас слухи о новом руководстве авиазавода — каждый день, — говорит Фасхутдинов. — Как новый директор приходит, сразу о его смене говорят… Если Савицких будет только директором КАЗа — хороший вариант: а то пока его нет, люди ничего не могут решить. На вопросы надо отвечать «уже вчера», а пока он приедет, неделя проходит… Какое настроение в коллективе? Пока больше разговоров. Будем надеяться, что у завода появится хозяин».
Косвенным подтверждением готовящегося понижения Савицких в статусе может служить то, что 10 марта его не переизбрали в новый состав правления ОАК. Кроме того, по нашим данным, на КАЗе с недавних пор появился человек, которого, как говорят, Савицких привез из Москвы. Утверждают, что Владислав Ломакин участвует во всех совещаниях руководства КАЗа и буквально тенью ходит за исполнительным директором Зуфаром Миргалимовым — единственным из оставшихся у руководства КАЗа членов камазовской команды гендиректора предприятия в 2007 - 2013 годах Васила Каюмова (ныне — замгендиректора ОАО «КМПО»). Кстати, предыдущее место работы Ломакина — родной для Савицких Таганрогский авиазавод (замгендиректора по производству), а до этого он работал в той же должности на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Так что не исключено, что нас ждут и другие кадровые новости с КАЗа.
Есть мнение, что Александр Бобрышев (в центре) не сработался с Михаилом Погосяном (слева)
Напомним, Савицких назначили руководителем КАЗа (и «Туполева») в декабре 2013 года, в ходе реформы по объединению КАПО им. Горбунова и «Туполева». До этого он был директором дирекции программ специальной авиации ОАК. Новый назначенец из Москвы сменил Александра Бобрышева (после ухода из «Туполева» и с КАЗа был гендиректором межгосударственного авиационного комитета, сегодня — вице-президент и директор департамента сервисного обслуживания авиационной техники государственной авиации ОАК), и это была самая быстрая в истории КАЗа отставка руководителя — после ухода Каюмова Бобрышев рулил КАПО всего 9 месяцев (а туполевской фирмой — 4 года).
Ходили разговоры о том, что, выходец из военно-промышленной комиссии, он «не сошелся характером» с тогдашним президентом ОАК Михаилом Погосяном. С тех пор и повелось, что гендиректор «Туполева» становится еще и руководителем завода в Казани (другие подразделения фирмы получали самостоятельных боссов) — видимо, как одного из самых проблемных активов не только «Ту», но и ОАК в целом. Впрочем, заводу это не помогло — судя по выходу продукции, прогресса в его работе не наблюдается. В 2015 году КАЗ должен был выйти на безубыточность. С высокой степенью вероятности можно предположить (отчетности по заводу нет), что задача не достигнута.
БАЛЛАДА О НЕБЕСНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ
Who is mr. Конюхов, который, предположительно, сменит Савицких на посту всемирно известной фирмы «Ту»? 1 февраля он был назначен вице-президентом ОАК по программам и стратегии. Под его ответственностью — создание системы управления авиационными программами и проектами на всем их жизненном цикле, контроль рисков программ, организация запуска новых программ, реализация межпрограммных проектов ОАК. Также ему поручено формирование долгосрочных планов развития, реализация маркетинговой, продуктовой и функциональной стратегий в рамках всей корпорации. По сути, второй человек во всей структуре.
Важно заметить, что до этого он был первым заместителем гендиректора по программам ПАО «Компания «Сухой», руководил перспективным направлением беспилотной авиации. В 2009 - 2010 годах Конюхов занимал пост заместителя гендиректора по материально-техническому обеспечению ОАО «Корпорация «МиГ». В 2008 - 2009 годах возглавлял в «Сухом» дирекцию программы истребителя Су-35.
То есть «сухие» теперь уже официально могут «залезть» в «Туполев» (ранее говорили лишь о диктате «Су» в ОАК в целом). Тогда это будет завершение (на данном этапе) длившегося более полувека противостояния двух грандов авиастроения, хотя оно и всегда отрицалось официально. Причем противостояния вполне бытового, хотя и начинавшегося как спор двух авиастроительных школ.
Осенью 1961-го министерство авиационной промышленности СССР выдало фирмам Андрея Туполева, Павла Сухого и Александра Яковлева задание на разработку сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца для уничтожения авианосцев. Туполев представил проект Ту-135, Сухой — Т-4, Яковлев — Як-33. Выбор был остановлен на Т-4. Туполев тогда заявил: «Сухой — мой ученик, я его знаю — он с темой не справится». На что Павел Осипович нашелся: «Именно потому, Андрей Николаевич, что я ваш ученик, я с ней справлюсь». Процесс проектирования занял почти 9 лет; коэффициент новизны проекта был близок к 100%. Но Туполев не успокоился. Министр авиационной промышленности Петр Дементьев прямо сказал Сухому: «Эту тему мы передадим Туполеву». Но Сухой не отступил и добился выделения средств. В 1968 году началась постройка опытного самолета. 22 августа 1972 года Т-4 подняли в первый полет. Однако к середине 70-х Т-4 попросту устарел. На момент закрытия темы самолет уже не мог бы решить свою основную задачу — уничтожение авианосца. Для этого годилась менее сложная и дорогая машина — Ту-22М, впервые взлетевшая в Казани 30 августа 1969 года. Правда, на доводку ее потребовалось не 2 года, как обещал Туполев, а 7 лет.
И все же дело могло обернуться иначе, будь у «сухих» предприятие для проведения расширенных государственных испытаний Т-4. Их базовый Тушинский машиностроительный такого бы не потянул. И тогда — по легенде — Сухой решил заполучить для работы над «соткой» Казанский авиазавод, даже начало готовиться постановление о подготовке предприятия к сборке установочной партии Т-4. Туполев, понимая, что может потерять свой главный серийный завод, сделал все, чтобы остановить Сухого. По всей видимости, он нашел понимание у курировавшего военно-промышленный комплекс секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова. С тех пор за Туполевым закрепилась слава губителя прорывного проекта.
Как было замечено на одном из авиационных форумов по поводу конкуренции проектов Ту-334 и Superjet: «Борьба между КБ за деньги — обычное дело: в СССР Туполев давил Сухого связями и административными методами, а теперь «сухие» усвоили тяжелый урок и отплатили «Туполеву» той же монетой».
Отметим, что в верхушке ОАК выходцев из «Сухого» больше, чем из какого-либо другого конструкторского бюро: вице-президент по программам и инновациям Дмитрий Маценов, вице-президент по экономике и финансам Алексей Демидов, генеральный конструктор — вице-президент по инновациям Сергей Коротков, вице-президент по военной авиации Игорь Озар.
Рустам Минниханов не раз отмечал, что КАЗ — один из главных болевых вопросов местных предприятий оборонки
В этом смысле примечательно сообщение пресс-службы ОАК от 13 апреля: «В филиале компании «Сухой» — ОКБ Сухого — в Москве прошла рабочая встреча президента РТ Рустама Минниханова и вице-президента ОАК по военной авиации — генерального директора «Компании «Сухой» Игоря Озара. В ходе встречи стороны обсудили вопросы развития ПАО «Туполев», чьи производственные площадки находятся на территории республики». То есть проблемы «Ту» обсуждаются и решаются с руководством «Сухого».
Впрочем, надо признать, что и сам «Туполев» сегодня далеко не тот, что был когда-то. «По сути, в рамках ОАК целенаправленно уничтожается КБ «Туполева» как самостоятельное конструкторское бюро, — говорил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров. — КБ «Туполева» превращается в некую производственную единицу без собственной конструкторской школы... Как мы видим, реализующиеся сегодня перспективные проекты реализуются другими фирмами. Ни одного самолета под брендом «Ту» в перспективе нет... Да и не владеют они нынешними методами проектирования. В этом отношении «Сухие» сделали шаг вперед. КБ «Ильюшина» — тоже благодаря генеральному директору Виктору Ливанову и покровительству Дмитрия Рогозина. А за «Туполева» заступиться некому было. Это самая незащищенная авиастроительная структура, которая будет подвергаться атакам бизнесменов от авиапрома».
«ЭКОНОМИСТ, ЮРИСТ... ТАКАЯ СЕЙЧАС СТРАТЕГИЯ»
Кстати, обращает на себя внимание образование руководителей ОАК. Президент корпорации Юрий Слюсарь (родился в 1974 году; назначен преемником Погосяна 13 января 2015-го) окончил МГУ, юрист. Конюхов (1975) — экономический факультет РГГУ и аспирантуру РГУ нефти и газа им. Губкина. Маценов (1962) — исторический факультет МГУ. Генеральный директор ОАО «ОАК — Транспортные самолеты» Вильдан Зиннуров — Ульяновское высшее военно-техническое училище. Вице-президент по гражданской авиации Владислав Масалов (1970) — финансово-экономический факультет Государственной финансовой академии при правительстве РФ по специальности «финансы и кредит». Вице-президент по государственной авиации специального назначения Сергей Герасимов — Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов по специальности «летчик-инженер». Демидов — Санкт-Петербургский торгово-экономический институт по специальности «бухгалтерский учет и аудит». Вице-президент — руководитель аппарата ОАК Александр Скоков — Государственную академию нефти и газа им. Губкина по специальности «юриспруденция». Озар — Московский институт управления по специальности «инженер-экономист по организации управления производством».
Юрий Слюсарь пообещал КАЗу миллиарды на перевооружение
На их фоне Бобрышев (Новосибирский электротехнический институт, прошел путь от начальника цеха до генерального директора авиационного завода им. Чкалова), генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков (окончил Московский авиационный институт по специальности «самолетостроение») и Савицких (начинал со слесаря-сборщика Таганрогского авиазавода, в возрасте 44 лет окончил Южный федеральный университет по специальности «самолетостроение и вертолетостроение», но базовое высшее образование получил все-таки по специальности «экономическая теория» в Ростовском госуниверситете) смотрятся прямо-таки пережитками технократического прошлого.
С начала президентства в ОАК Слюсаря сменилось руководство нескольких авиазаводов, практически каждый раз рулить приходили универсальные менеджеры. Примеры — ОАО «Ил» (гендиректором назначен Сергей Вельможкин, окончивший Московский институт народного хозяйства по специальности «экономика»); ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (Дмитрий Пришвин, окончивший Ульяновский государственный университет по специальности «менеджмент»); Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (Юрий Грудинин, Рижское высшее военное авиационное инженерное училище); АО «Авиастар-СП» (Андрей Капустин, Финансовая академия при правительстве РФ).
«Экономист, юрист... Такая сейчас стратегия, — рассуждает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Судя по информации с недавнего съезда авиапроизводителей, в отрасли наблюдается противостояние между инженерами, производственниками, технологами и управленческим менеджментом. Впрочем, это характерно не только для авиастроения. Холдинг «Швабе» возглавлял выходец из советских директоров, но раз — и поставили молодого. Компанию «Сплав» возглавлял человек-глыба Николай Макаровец, Герой России. Но подвинули и его — поставили молодого директора. Это тенденция: там, где надо рулить финансовыми потоками, ставят молодых».
СМЕНИЛСЯ ДИРЕКТОР — ПОШЛИ ДЕНЬГИ?
Источник «БИЗНЕС Online» объясняет отставку Савицких просто: «Он попросту ничего не решает в ОАК, пришло время вместо него поставить молодого да раннего, который напрямую будет проводить политику корпорации». Гусаров в этом смысле пессимистичен: «Все эти перестановки... Вот если бы был Андрей Николаевич Туполев и его решили куда-то передвинуть, это было бы да — величина. А тех, что в ОАК, как ни переставляй, ничего не изменится. Все средненькие музыканты, солистов нет. Нет там такой фигуры, из-за перестановки которой стоило бы переживать. Не думаю, что у Савицких влияния на ситуацию в Казани было больше, а станет меньше. И вообще, сложно все с вашим заводом...»
Для Савицких возможный «окончательный» перевод на КАЗ — понижение. С другой стороны, это может означать повышенное внимание ОАК к казанскому направлению и своего рода реализацию пожелания Минниханова, который в преддверии расставания республики с КАЗом на собрании его коллектива говорил Погосяну: «Михаил Асланович, я это, конечно, и Бобрышеву говорил, что центр — в Казани. Может, если есть необходимость, филиал — в Москве, но не филиал в Казани... Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Кто знает, может быть, это и предвестие реализации слухов о переезде туполевского КБ в Казань.
Подслащивает пилюлю и масштаб задач, которые стоят перед Савицких в Казани. Речь идет о целом ряде сверхважных для минобороны программ. Но главное — это, конечно, выпуск Ту-160М2. 2 февраля на совещании в минобороны под председательством Сергея Шойгу было заявлено, что приоритетная задача для военных — повышение боевого уровня стратегической авиации, а для этого необходимо скорейшее возобновление производства Ту-160. Сроки поставлены такие, что это если не завтра, то послезавтра — с 2023-го — минобороны планирует получать минимум по три Ту-160М2 в год. Первый ракетоносец должен подняться в воздух в 2020 году. К тому же недавно минобороны раскритиковало фирму по вопросу сколачивания производственной кооперации. «Кооперация пока не работает должным образом, — возмущался в феврале Борисов, подчеркнув, что она огромная. — Мы как заказчики заключили все контракты с головным исполнителем — «Туполевым», а он еще не развернул всей необходимой работы». Кроме того, это и программа «сменщика» Ту-160 — Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
В этом году КАЗ начинает глубокую модернизацию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. В итоге получится тот самый Ту-22М3М, о котором так много говорили как о самолете с совершенно новой «начинкой», намного увеличивающей возможности бомбера. Предположительно, до этого стандарта должно быть доведено 30 машин. Есть основания полагать, что сегодня работы по этой теме ускоряются, на это во многом повлиял анализ применения Ту-22М3 в Сирии.
«Возможные перестановки в «Туполеве» однозначно связаны с программой производства Ту-160, — уверен Мураховский. — Насколько понимаю, Слюсарь, Чемезов, Мантуров, Рогозин придерживаются стратегии постановки на такие программы относительно молодых кадров. Мы это видели на примере Роскосмоса, «Технодинамики» и прочих достаточно крупных компаний, где предполагается реорганизация и вливание достаточно больших денег. Посмотрите на «Калашников». Алексей Криворучко пришел, относительно молодой, — сразу инвестиции появились, гособоронзаказ — на 9 миллиардов. Тут же начал скупать непрофильные — вроде бы! — предприятия типа производителей беспилотников или катеров. Но если «Калашников» покупает производителя беспилотников и у того сразу возникает контракт на несколько сотен миллионов, есть повод задуматься».
Так что, как знать, быть может, перестановки в верхах — знак того, что те миллиарды, которые Слюсарь обещал КАЗу, уже не за горами?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 142
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.