Еще два производителя бытовой техники — Changhong и Hisense — могут зайти в челнинский ТОСЭР помимо Haier. Накануне премьер-министр РТ Ильдар Халиков лично рекламировал первой из двух компаний потенциальные площадки в Татарстане. За перемещениями немногословных гостей следил корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сопровождали китайских гостей премьер-министр РТ Ильдар Халиков и мэр Челнов Наиль Магдеев
ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА КИТАЙЦЫ ДАДУТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«У вас хорошая погода, у вас хорошо встречают гостей», — такова была первая и почти единственная публичная фраза представителей китайской делегации, посетившей накануне промпарки Челнов с ознакомительной целью. В состав делегации вошли заместитель гендиректора по инвестициям «Чанхун Групп» Янг Жун, гендиректор «Гуан Донг Чанхун Электро» по производству телевизоров Хоу Жонгтай, замгендиректора «Гуан Донг Чанхун Электро» Янг Джин, начальник отдела международного продвижения Ли Бин, начальник отдела управления капитала Хуе Xианглинг, генеральный директор «ООО Чанхун Электро Элос» в России Фу Джинггуо. Сопровождали китайских гостей премьер-министр РТ Ильдар Халиков и мэр Челнов Наиль Магдеев.
Компания «Чанхун Групп», как сообщается на ее сайте, производит бытовую технику с 1958 года и считается самым продаваемым брендом телевизоров на китайском рынке на протяжении 18 лет. В 2015 году годовой оборот составил $15,1 млрд., а стоимость бренда — $12,1 миллиарда. Количество сотрудников компании — более 32 тыс. человек во всем мире. Changhong имеет 43 дочерних предприятия (в том числе 8 зарубежных филиалов в Австралии, России, Чехии, Южной Корее, Индонезии, Гонконге, Ближнем Востоке и Пакистане) и 10 представительств в США, Франции, Южной Америке, Африке, Индии, Таиланде и др.
Очередным этапом экспансии может стать Татарстан, куда представителей компании «Чанхун» занесло в поисках площадки под очередной завод по производству телевизоров. Напомним, неделю назад руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина сообщила о такой возможности. Объем инвестиций в проект, по ее словам, составит около $50 миллионов. Однако озвучивать более конкретные свои планы китайские гости не торопились.
Основными пунктами в программе посещения делегации в Татарстане стали индустриальный парк «Челны», КИП «Мастер» и ОЭЗ «Алабуга». Интерес к местным промпаркам китайских инвесторов понятен. Во-первых, Татарстан занимает 2-е место в России по количеству запланированных к открытию на 2016 год новых производственных проектов в индустриальных парках. Во-вторых, Челны с недавнего времени стали территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), дающей всевозможные налоговые преференции. Помимо того, в скором времени в парламент будет вынесен законопроект о столь важных для сборочных производств таможенных льготах в ТОСЭРе.
«Мы заинтересованы в уходе от монозависимости, развивая различные сектора экономики города, — не преминул заметить Магдеев, встречая китайцев. — Активно работаем с КНР, пример тому — компания по производству холодильников Haier. Вы можете ознакомиться на месте с возможностями в плане трудовых ресурсов, компетенций, необходимых для развития производства. Набережные Челны в полной мере обладают такими возможностями — в городе есть промышленные, муниципальные площадки».
На сегодняшний день «Челны» Алексея Миронова — единственный частный промпарк, обладающий активами для размещения производственных площадей в таком масштабе. Как сообщил в ходе экскурсии по парку его исполнительный директор Владимир Микрюков, помещение можно установить меньше чем за полгода. Планируемая площадь застройки парка — 490 тыс. кв. м, в том числе производственные площади, транспортно-логистический комплекс, офисы. Что касается КИП «Мастер», то он скоро станет крупнейшим в мире крытым промпарком за счет планируемого увеличения площадей до 1,3 млн. кв. метров.
Внимательно выслушав рассказ о перспективах челнинских промплощадок и осмотрев их, Жонгтай признался, что приехал в Татарстан в первый раз, но уже впечатлен той поддержкой, которую оказывает руководство города и правительство республики инвесторам. Еще раз поблагодарив за гостеприимство, китайская делегация уехала в ОЭЗ «Алабуга», где посетила индустриальные парки «Синергия» и «А Плюс Парк», сдающие готовые площади тем резидентам, которые пока не намерены строить собственные цеха.
Несмотря на немногословность гостей, визит, судя по всему, оказался результативным. Источники «БИЗНЕС Online» говорят, что в течение ближайших трех месяцев китайская компания должна принять окончательное решение, где же она в дальнейшем будет развивать свое производство, выбрав из трех площадок, предложенных Халиковым.
На сегодняшний день «Челны» Алексея Миронова — единственный частный промпарк, обладающий активами для размещения производственных площадей в таком масштабе
ТРИ КИТАЙСКИЕ ЛАСТОЧКИ
Массовый приход китайцев в Татарстан, которого так долго добивалось руководство республики, похоже, становится реальностью. «Вы знаете, как активно республика участвует во всех мероприятиях, связанных с Китаем, часто татарстанцы посещают китайские провинции, к нам часто ездят китайские делегации. Китайские компании уже видят, что Россия — это уже не что-то далекое, понимают, что здесь можно работать и зарабатывать. Тем более что статус ТОСЭРа, который есть у Набережных Челнов, для них имеет очень важное значение», — говорит Микрюков.
Интересно, что в составе китайской делегации помимо посланцев Changhong был и представитель Haier Владимир Фу, который отвечает в компании за производство телевизоров. Напомним, фирма Haier в апреле запустила в КИП «Мастер» производство холодильников, но уже тогда делилась планами по выпуску кондиционеров и телевизоров. На открытии завода китайские гости заявляли, что это только первая ласточка и со временем все больше инвестиций из Поднебесной будет приходить на землю Татарстана.
В челнинском представительстве Haier компанию Changhong конкурентами, видимо, не считают. Как поделился в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» управляющий директор ООО ТК «Хайер Рус» Сергей Фомичев, на планах это не скажется: «Для нас их приход в Набережные Челны ожидаем, потому что китайские компании смотрят друг на друга. У них своя политика — как ценовая, так и модельная, у нас — своя. Ценовые ниши мы в принципе разделяем, но все-таки доходим до потребителя через разную продукцию — смартфоны, холодильники, стиральные машины, телевизоры в том числе. А Changhong скорее монопродуктовый бренд, телевизоры — их основной бизнес. Стратегии развития в России у нас разные», — сообщил Фомичев. Собирать телевизоры в Челнах Haier по-прежнему намеревается, но сроки, по его словам, не определены. Сейчас актуальная задача — вывести в рабочий график завод холодильников.
При этом, по словам Фомичева, Татарстан может ожидать приход еще одной «китайской ласточки» — опять же в сегменте телевизоров. Речь идет о Hisense — крупном китайском производителе, который сейчас обдумывает возможные проекты в России, в частности в Челнах. Под маркой Hisense выпускаются не только телевизоры, но и промышленные кондиционеры и холодильные установки, оборудование для телекоммуникационных систем и мобильных операторов. Кстати, в 1971 году именно на заводе Hisense был выпущен первый китайский цветной телевизор, а к 1975 году предприятие освоило производство радиоприемников и телевизоров на транзисторах. В настоящее время Hisense Electric Co., Ltd. (это нынешнее официальное название компании) имеет 13 предприятий в разных регионах Китая и целый ряд за его пределами — в Венгрии, Франции, Египте, Алжире и ЮАР. Продукция под маркой Hisense известна в 130 странах мира, а годовой доход компании приблизился к $10 миллиардам.
Объем инвестиций в проект составит около $50 миллионов. Однако озвучивать более конкретные свои планы китайские гости не торопились
ИЗ КАЛИНИНГРАДА В ЧЕЛНЫ КИТАЙЦЕВ ГОНЯТ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
Эксперты называют компанию Changhong весьма серьезным игроком. Вице-президент ГК «ААЦ» Антон Сайфутдинов утверждает, что у них давно было принципиальное желание зайти в Россию под своим брендом, хотя они и так давно присутствуют под другими марками. Такие компании, как Hyundai, Mystery, Akai и многие другие, заказывают у них, используют матрицу Changhong. «У них довольно качественный продукт. Россияне сейчас готовы покупать любую бытовую технику, которая устраивает по цене и работает. Кончилось то время, когда на китайскую технику смотрели косо, сейчас ведь почти вся техника собирается в Китае. Хотя конкретно по телевизорам пока еще наш потребитель предпочитает псевдобренды под благозвучными названиями: владельцы этих компаний — россияне, а производители — китайцы. Но в Европе китайцы сегодня выступают под своими брендами, а потребитель не заморачивается, и здесь будет то же самое», — уверяет Сайфутдинов.
Комментируя «БИЗНЕС Online» перспективы китайцев на рынке бытовой техники, операционный директор ТК DOMO Алексей Ваничков рассказал, что за последние два года рынок телевизоров в России упал вдвое. В 2013 году было продано порядка 11 млн. штук, а в 2015-м — 5,5 млн. штук.
«Если говорить о компании Haier или Changhong, то у них очень маленькие доли их производственного потенциала заняты производством телевизоров. Скажем, сегодня из российских ретейлеров телевизоры Haier продают только Media Мarkt, «М.Видео» и часть региональных сетей. Доля Haier в общем объеме российского рынка очень низкая — менее 5 процентов. У Changchong еще ниже — меньше 2 процентов. Это так называемые noname-бренды. С учетом кризиса потребители стали к ним немного лучше относиться, потому что они дешевле, чем A-бренды — те же Philips, Samsung, LG и Sony, но в целом китайский продукт глобального масштаба не достигнет, в больших объемах он у нас продаваться не будет», — отметил директор DOMO.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков лично рекламировал первой из двух компаний потенциальные площадки в Татарстане
На текущий момент основной производственный кластер телевизоров в России, по словам Ваничкова, расположен в Калининграде, в особой экономической зоне. Там производится основная масса продаваемых на российском рынке телевизоров, в том числе и китайских марок, таких, например, как Haier, Supra, Orion, Mystery, Helix и др.
Почему же сейчас наметилась тенденция по миграции производств китайских телевизоров из Калининграда в Набережные Челны? Ответ, оказывается, простой: потому что после 1 апреля 2016 года предприятия Калининградской области лишились таможенных пошлин и налоговых преференций по уплате за товары, произведенные в регионе с иностранными комплектующими. Связано это с завершением действия закона об ОЭЗ в Калининградской области. Кстати, ранее в министерстве экономического развития РФ предлагали создать в Калининграде территорию опережающего развития, которая перехватит эстафету налоговых льгот. Однако на сегодняшний день об этом речь не идет, потому-то китайские производители и ищут для себя новый налоговый рай. Так что все сейчас будет зависеть от того, будут ли в Татарстане предоставлены преференции для иностранных производителей по таможенным пошлинам.
«Китайцы сейчас просто пытаются оптимизировать свои затраты — логистические, таможенные, чтобы составлять конкуренцию А-брендам. Раз с Калининграда сняли статус особой экономической зоны, то все китайские бренды будут вынуждены поднять цены на свою продукцию, так как все комплектующие приходят к нам из Китая. Китайские телевизоры станут неконкурентными на полке по цене, потому что потребитель уже не будет видеть разницы в стоимости и отдаст предпочтение более известным брендам», — пояснил Ваничков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.