Фото: minpromtorg.gov.ru

«ТАКАЯ ВЕЛИКАЯ СТРАНА, КАК РОССИЯ, НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ СОБСТВЕННОЙ АВИАЦИИ. АПЛОДИСМЕНТЫ»

Мирное течение итоговой коллегии минпромторга РФ было нарушено вопросом, адресованным вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Его попросили прокомментировать слухи о том, что в ближайшее время российские авиакомпании проведут массовую закупку гражданских самолетов иностранного производства в количестве аж 340 штук, что, надо полагать, поставило бы крест на планах реанимации отечественного авиастроения. Дворкович отделался дежурным опровержением: «В первый раз об этом слышу. Наши авиакомпании отдельные самолеты закупают. Никаких массовых закупок (иностранных лайнеровприм. ред.), по моей информации, не планируется». Гораздо подробнее болезненную тему осветил другой вице-премьер — Дмитрий Рогозин, который буквально сыпал сенсационными новостями на тему авиапрома.

«Речь должна идти об импортовытеснении, особенно по заданному вопросу насчет авиационной техники», — взял быка за рога Рогозин. Забегая вперед, скажем, что вколлегия минпромторга была посвящена импортозамещению всего и вся, начиная от самолетов и заканчивая программным обеспечением. В условиях антироссийских санкций, которые только что решили продлить лидеры «Большой семерки», собиравшиеся на свой саммит в Японии, иначе, очевидно, нельзя. Но Рогозин, как и положено военно-промышленному вице-премьеру, был настроен наиболее воинственно.

Признав, что вероятный противник в лице США в 10 раз сильнее нас в плане экономики, вице-премьер тем не менее выразил готовность дать бой, причем не только на вверенном ему участке фронта — в сфере ОПК. По его словам, предполагается уже к 2021 - 2022 годам восстановить независимость российского гражданского авиапрома, которая, как известно, приказала долго жить. В современном парке авиационных судов в России относительно отечественной разработкой можно признать разве что «Сухой Суперджет» (практически вся его «начинка» импортная). Все остальное — это «Боинги» с «Эрбасами». Но, если верить Рогозину, еще не вечер.

Недавно в Сочи на встрече президента РФ Владимира Путина с руководством ОПК и Вооруженных сил России были приняты решения о выделении дополнительного финансирования на создание двух новых гражданских самолетов. Первый из них — обновленный Ил-114, который предполагается собирать в Нижнем Новгороде. По словам Рогозина, ближнемагистральный самолет рассчитан на 64 пассажирских места, он закроет тему межобластных и межкраевых перевозок пассажиров. Это то, чего не хватает, чтобы связать регионы между собой. «Сегодня, если вы из Амурской области хотите переехать в Хабаровский край и у вас нет чартера, если вы не богатый Буратино, вам приходится делать это чуть ли не через Москву», — описал прискорбную ситуацию с внутренними авиаперевозками вице-премьер.

Обновленный Ил-114, по его словам, пойдет в серию в 2021 - 2022 годах на нижегородском заводе «Сокол». Также предстоит вытеснить дальнемагистральные самолеты американского и западноевропейского производства, на которых мы все сегодня летаем. Отечественный лайнер предлагается создать на базе Ил-96-400. Предполагается несколько гражданских и военных модификаций, в том числе дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер. Для этого предстоит удлинить планер существующего Ил-96-400 и оснастить его новой авионикой. Этот лайнер должен закрыть потребности российских авиакомпаний до реализации проекта абсолютно нового дальнемагистрального самолета, который планируется разрабатывать совместно с китайцами. С учетом того, что уже в начале июня в Иркутске состоится первая выкатка среднемагистрального МС-21 (от 150 до 210 пассажиров), сформирован план по созданию всей линейки отечественной гражданской авиации.

На том, как это реализовать в условиях экономического кризиса и антироссийских санкций, в том числе запрещающих передачу технологий двойного назначения, к которым, безусловно, относится все связанное с авиацией, вице-премьер предпочел не останавливаться. Остается надеяться, что решения просчитаны и не отдают авантюризмом.отя намеки на увлечение последним на коллегии минпромторга были. Чего стоит, например, саундтрек из «Джентльменов удачи», который в числе прочих композиций крутили перед началом заседания коллегии!.. Да и самый яркий среди прозвучавших выступлений спич Рогозина был, пожалуй, чересчур эмоциональным. Впрочем, ему извинительно: Дмитрий Олегович, хотя и много говорил о престиже инженерной профессии и укреплении института генеральных конструкторов, сам является выпускником журфака МГУ и экономического факультета Университета марксизма-ленинизма при МГК КПСС.

«А вы говорите о каких-то там закупках (авиатехники за рубежомприм. ред.). Не будет никаких закупок! В условиях исчерпания ресурса старых украинских самолетов — Ан-24, Ан-26 — они просто будут уходить через три-пять лет из авиакомпаний», — отметил Рогозин. Так что планы авиакомпании «Пионер», объявившей на днях о старте новых региональных рейсов из Казани как раз на Ан-24, вряд ли окажутся далекоидущими.

«Если мы оставим российские авиакомпании без нового отечественного самолета, то, конечно, они пойдут закупать иностранные самолеты. И чья это будет вина? Их? Нет, наша, — рассказал о цене вопроса вице-премьер и продолжил. — И чтобы не было стыдно перед детьми, эти решения приняты. И спасибо президенту, что он услышал. Такая великая страна, как Россия, не может жить без собственной авиации. Аплодисменты. (Раздаются аплодисментыприм. ред.) У меня в тексте написано: «Аплодисменты». А их нет, я и засомневался, может, что-то не то сказал».

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ: «ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТЬ В МИКРОЭЛЕКТРОНИКЕ ОБЕСПЕЧАТ «БАЙКАЛ» И «ЭЛЬБРУС»

На этом фоне все прочие выступления явно потерялись, хотя послушать было что. Например, глава минсвязи РФ Николай Никифоров отчитался о том, что, пока Рогозин только грозится вытеснить импорт в авиапроме, российская микроэлектроника уже выпускает микропроцессоры «Байкал» и «Эльбрус», не уступающие, по заверениям министра, зарубежным аналогам. Ну а по программному обеспечению мы уже едва ли не впереди планеты всей.

«За последние 10 - 15 лет ни одна страна в мире не заработала столько призовых мест на международных соревнованиях по программированию, информатике и робототехнике, как Российская Федерация. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить нашу команду Санкт-Петербургского университета, которая в очередной раз победила на студенческом чемпионате мира по программированию. А в Топ-10 этого турнира вошло сразу 5 российских команд. Только представьте, на каком уровне потенциала человеческого капитала мы здесь находимся!» — отчитался об успехах Никифоров. К числу несомненных успехов министр связи отнес и гарантированные госзакупки примерно 50 млн. единиц отечественной микроэлектроники, а также закрепленное в нормативных актах по инициативе минсвязи обязательство госорганов и госкомпаний закупать отечественное ПО. Покупки за бюджетный счет иностранных программ возможны лишь при отсутствии российских аналогов. Как сказал Никифоров, мы пока отстаем в области разработки операционных систем и систем управления базами данных. По ним, как признал министр, в мире доминирует одна страна и ее компании. В общем, как всегда, стоит задача догнать и перегнать Америку.

Вот только догонять, похоже, готовы не все. Решение минсвязи об утверждении списка обязательного для госзакупок отечественного ПО вызвало многочисленные нарекания, а на днях чиновники ряда федеральных ведомств предложили еще и ввести штрафы для тех, кто продолжает закупать иностранные программы для госнужд. Справедливости ради следует отметить, что именно Никифоров заблокировал самое радикальное предложение минэкономразвития, которое хотело полностью запретить органам власти и госкомпаниям приобретать иностранное ПО. «Не должно быть таких волюнтаристских решений, чтобы все запретить и все парализовать», — заявил тогда министр связи.

Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

ДЕНИС МАНТУРОВ ПРИЗВАЛ РЕГИОНЫ РАСКОШЕЛИТЬСЯ НА ВЫТЕСНЕНИЕ ИМПОРТА

Сам «виновник торжества» — глава минпромторга Денис Мантуров — взял слово одним из последних и, в отличие от многих коллег, был скромен в оценках. Впрочем, и он отчитался об успехах по борьбе с импортом. В этом нелегком деле глава минпромторга исповедует региональный подход. Рассказав о том, что главную роль в импортозамещении должен играть запущенный в прошлом году фонд развития промышленности, Мантуров похвалил те регионы, которые уже приступили к созданию у себя аналогичных фондов регионального уровня. В числе передовиков министр назвал и Татарстан.

Напомним, что создание промышленного фонда в республике находится в самом разгаре. В конце апреля министр промышленности РТ Альберт Каримов заявил, что на первых порах фонд может получить от 20 до 100 млн. рублей. Кроме того, из федерального фонда развития промышленности республика уже получила 1,5 млрд. рублей в виде кредитов под 5% годовых.

По словам Мантурова, усилия направлены не только на импортозамещение, но и на уход регионов от часто существующей монозависимости от одной-двух ключевых отраслей промышленности или даже отдельных крупных предприятий. Для этого предстоит развивать сферу услуг, в частности туризм. Минпромторг вносит и в эту непрофильную отрасль свой вклад. Особую гордость министра вызывают планы начать в этом году строительство двух крупных судов для организации речных круизов — прежде всего по Волге. Круизные теплоходы такого класса строятся в нашей стране впервые за последние 60 лет.

С круизными лайнерами прямо по ходу коллегии минпромторга, правда, обозначилась одна проблема. Слово взял Игорь Бухаров — известнейший ресторатор, президент федерации рестораторов и отельеров России. «Круизный лайнер должен в каждом порте, в котором он причаливает, иметь местную алкогольную лицензию. Будет ли пересмотрен закон, который 10 лет мешает работать как предприятиям общественного питания, так и торговли?» — поинтересовался Бухаров. Мантуров напомнил, что большие круизные суда строятся примерно три года, с явным намеком на то, что за это время с алкогольными лицензиями как-нибудь разберутся. Министр пообещал подумать над решением проблемы в рамках подготовки нового закона о торговле.

«МЫ ПРИМЕРНО НАХОДИМСЯ НА ДНЕ»

И только одна тема никак не прозвучала на итоговой коллегии минпромторга. Не вспоминали о том, что российская экономика переживает крайне непростые времена. Кризис нашел отражение разве что в цифре спада инвестиций в прошлом году в размере 8,4%, которая фигурировала во вступительной видеопрезентации, а в остальном все хорошо: химпром вырос на 6%, радиоэлектроника — на 22%... И даже автопром нашел чем порадовать чиновников. Сообщалось, что 560 тыс. автомобилей в прошлом году были куплены благодаря мерам господдержки. Ну а с импортовытеснением вообще все чудесно. По словам Мантурова, в 2015 году на 30% сократился импорт высокотехнологичной продукции в Россию, а вот экспорт аналогичных российских товаров вырос на 10,5%.

В действительности по итогам прошлого года промпроизводство в России сократилось на 3,4%, а в обрабатывающих отраслях объемы выпуска продукции упали по сравнению с 2014 годом на 5,4%. Это значительно выше снижения ВВП в целом. Росла только добыча сырья, хотя и меньшими темпами, чем раньше. Радиоэлектроника, может, в целом и демонстрировала успехи, а вот производство телевизоров и мониторов рухнуло на 46,4%. Ну а что касается автопрома, то легковых автомобилей в прошлом году произвели на 27,7% меньше, а грузовиков — на 14,7%.

Этими цифрами «торжество» в виде итоговой коллегии минпромторга решили не омрачать. Мантуров о ситуации в экономике всерьез поговорил накануне в немецком Ростоке, где участвовал в Дне России. Говоря о состоянии российской промышленности, он признал: «Мы примерно находимся на дне. Я не могу сказать, что мы его уже преодолели и пошли вверх. Колебание по результатам этого года возможно, хотя есть положительная тенденция». В свою очередь, помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов ранее отмечал, что наибольшему риску дальнейшего падения подвержены такие отрасли, как автопром, железнодорожное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

Сам Мантуров больше всего озабочен состоянием дел в автопроме. В Ростоке он отметил, что отрасль может спасти запуск новых моделей, и привел в пример КАМАЗ, у которого отмечен рост продаж грузовика с обновленной кабиной.