Сегодня на ул. Завойского в Казани возле подъезда жилого дома средь бела дня был застрелен 48-летний мужчина

ШЛАГБАУМ ДЛЯ ОТВОДА ГЛАЗ, ЧЕЛОВЕК С ПРОПЛЕШИНОЙ И ЛУЖИ КРОВИ

Сегодня на улице Завойского в Казани произошло нерядовое преступление, которое в соцсетях уже окрестили не иначе как «эхо 90-х». Возле подъезда жилого дома средь бела дня был застрелен 48-летний мужчина. По факту убийства следственный комитет РФ по РТ возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ («Убийство» ), следователями отрабатываются возможные версии совершения преступления.

К часу дня, после того, как о дерзком убийстве раструбили социальные сети и СМИ, у дома №17 по улице Завойского к двум-трем десяткам зевак прибавились журналисты. На них стали агрессивно реагировать родственники убитого Вячеслава Липатова — они наотрез отказались разговаривать с корреспондентами, отсекая попытки хоть как-то заснять место преступления. К этому моменту от дома уже увезли тело застреленного, а на входе оставались две большие лужи крови. Входную дверь тщательно изучали следователи на наличие отпечатков.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» вызвавшая полицию старшая по дому Алла Король и подтвердили другие жители дома №17, около 10 часов утра они услышали пять выстрелов из пистолета. По данным источника в правоохранительных органах, четыре выстрела пришлись в грудь и один в голову, от полученных травм Липатов скончался на месте.

В момент убийства Липатов, который ездил на KIA Soul, выходил из первого подъезда, где на 10-м этаже дома живет его сын. Убийца следил за ним до этого и дожидался, сидя на лавочке. Очевидцы утверждают, что преступник заранее зафиксировал открытую дверь кирпичом, и когда Липатов стал приближаться к выходу, увидел его и выстрелил в упор. В этот момент никого во дворе не было, хотя еще до убийства очевидцы видели человека, сидевшего на лавочке, но давать показания они отказались.

«Это только для отвода глаз здесь шлагбаум — пропускают все машины, которые подъезжают, хотя двор и закрытый, не проездной, — объяснила одна из жительниц дома по имени Дарья. — И постоянно, я уж устала бороться, подкладывают под дверь кирпичи, чтобы она не закрывалась. Поэтому никто и не обратил внимания на открытую дверь подъезда. Камеры? Не смешите меня! Они самые дешевые, для отвода глаз!»

Другие жильцы 398-квартирного дома отмечали, что прежде никаких ЧП у них не происходило, «жили тихо и спокойно».

На входе в подъезд остались две большие лужи крови

По словам Король, камера над подъездом запечатлела человека, совершившего преступление, однако его лица она разглядеть на видео не смогла — на лавочке он сидел ближе к подъезду, поэтому попал в «мертвую зону», а если лицо и попадало в поле зрения, то черты были сильно размыты. Остается надеяться, что электронная техника распознания лиц, которой обладают следователи, окажется более эффективной.

Камера над подъездом запечатлела человека, совершившего преступление, однако черты его лица на видео сильно размыты

Прибывших на место кинологов, опять же со слов очевидцев, собака вывела к соседнему дому по ул. Завойского, 11, где след оборвался. Качество записи с видеокамер соседнего дома оказалось плохим, но благодаря им удалось понять, что человек, совершивший преступление, был одет в синюю куртку и джинсы, волосы у него седые, с проплешиной.

ДОМ СО СКАНДАЛЬНОЙ ИСТОРИЕЙ ОБМАНУТЫХ ДОЛЬЩИКОВ И «СНОСНАЯ» МАРИЙСКАЯ ФИРМА ЛИПАТОВА

Липатов фигурирует в качестве учредителя в ООО «Карат» — данная компания занималась сносом зданий и земляными работами. Компания была открыта лишь в сентябре прошлого года в Марий Эл, в городе Волжске, а уже в мае этого года прекратила деятельность — началась ее реорганизация путем присоединения к другому юрлицу. Согласно базе данных «Контур-Фокус», директором в компании работала некая Гузель Гордеева, которая фигурирует еще в... 74 компаниях.

Липатов также числился директором в ООО «Инвестиционная строительная компания «Кулон», которая просуществовала два года и в 2014 году была закрыта. Она также занималась строительными работами.

Дом, в котором произошло убийство, хорошо известен скандалом с ЗАО «Защита» — эта обанкроченная компания так и не смогла довести до конца строительство двух 10-этажных домов по ул. Завойского, 9 и 17. В 2007 году были возбуждены уголовные дела в отношении гендиректора «Защиты» 49-летнего Алексея Казакова, его заместителя и главного бухгалтера фирмы. Все трое обвинялись в преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение и растрата), ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») и ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Тогда же потерпевшими был признан 661 обманутый дольщик.

По предложению республиканских властей к проблеме подключились Госжилфонд и компания «Ак таш» — они и достроили дома (Завойского, 17 был готов на 79%). В конце 2012 года дом был сдан.

Эксперты не исключают, что преступление может быть связано с ухудшением экономической ситуации в стране, возвращением 90-х и росте имущественных преступлений

«В СТРАНЕ КРИЗИС — РАСТЕТ ПРЕСТУПНОСТЬ...»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не исключают того, что преступление может быть связано с ухудшением экономической ситуации в стране, возвращением 90-х, и охотно верят словам главы МВД РТ Артема Хохорина о росте имущественных преступлений.

Айрат Хикматуллин — адвокат:

— Если мы говорим о совершении преступления с применением огнестрельного оружия, то в нашей стране, где оборот такого оружия запрещен, этот вопрос возникает только тогда, когда этого оружия появляется много на нелегальном рынке. Если вы помните, то всплеск преступлений с применением огнестрельного оружия у нас был в неспокойные времена в различных горячих точках, откуда могло это оружие поступать. Та же Чечня, Дагестан... Видимо, сейчас можно проводить такую же аналогию, что огнестрельное оружие стало доступным.

Я не в курсе, как было совершено это преступление, были там камеры или нет, но думаю, не только в камерах дело. Дело в том, что у нас сейчас достаточно мощные гильзотеки, пулетеки и прочее, которые отслеживают применение огнестрельного оружия. Кроме этого, усовершенствовались и очень сильно шагнули вперед все виды экспертиз: баллистических, криминалистических, которые позволяют достаточно качественно расследовать преступления с применением огнестрельного оружия.

В моей практике были такие случаи по делам, когда судмедэксперты, криминалисты, баллисты принимали участие в комиссионной экспертизе. Они делали экспертизу, а потом нам говорили: хотите, мы вам расскажем, как это преступление было совершено? И рассказывали, кто где стоял, кто шел, кто стрелял и так далее. То есть то, что следствие еще не смогло установить по показаниям или по камерам видеонаблюдения, эксперты способны установить путем экспертиз и научного подхода.

С посылом о том, что это преступление связано с ухудшением экономической ситуацией в стране, я могу согласиться, исходя из той информации, которую слышал из уст министра внутренних дел по РТ Артема Хохорина. Он говорил о том, что в связи с кризисом, с экономической ситуацией преступность растет и растет доля имущественных преступлений.

Александр Аввакумов — бывший замначальника управления угрозыска МВД по РТ:

— В 90-е годы это было решением финансовых проблем — пуля и тому подобное. Наверное, и в этом случае так. Другого выхода и других аргументов не было у тех людей, которые это сделали...

Конечно, из-за видеокамер шансы найти преступника повышаются, бесспорно. Но, как правило, стреляют не на людных улицах, а в подъездах. Там, где нет народа, нет свидетелей. Хорошо, если какая-то камера охватывает этот дом или этот подъезд. Люди, которые идут на такой шаг, обычно готовятся, это неспонтанное преступление.

Можно ли в связи с ухудшением экономического положения в стране говорить о возвращении 90-х? Да, согласен. У нас всегда, когда плохо, встает вопрос о перераспределении денежных потоков.