Государство может стать гарантом перед исламскими инвесторами, которые опасаются вкладывать деньги в российские компании. Таким образом можно будет избежать изменения российского законодательства, сдерживающего использование исламских финансовых инструментов. Такое революционное предложение прозвучало вчера на III форуме институтов развития, которым завершился первый день KazanSummit-2016. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, какие похвалы в адрес Татарстана были названы опасными.
На конференции институтов развития планировалось обсудить реальные возможности для взаимного инвестирования в Россию и страны Организации исламского сотрудничества
ЦЕЛЬ — ВОСТОЧНЫЕ ИНВЕСТФОНДЫ
В конференции институтов развития, на которой планировалось обсудить реальные возможности для взаимного инвестирования в Россию и страны Организации исламского сотрудничества (ОИС), участвовали руководители нескольких региональных инвестиционных агентств и корпораций развития. Однако заявленная приглашенным спикером руководитель татарстанского агентства инвестиционного развития Талия Минуллина отсутствовала — по всей видимости, она вместе с представительной татарстанской делегацией находилась на деловом саммите Россия — АСЕАН в Сочи. Скорее всего, из-за сочинского саммита все основные события KazanSummit-2016 и были запланированы на второй день. Впрочем, и в отсутствие первых лиц дискуссии оказались довольно содержательными.
Открывая работу конференции, ее модератор — председатель правления национальной ассоциации агентств инвестиций и развития (НААИР) Сергей Беляков — отметил, что, хотя в России в последние годы создано достаточно много институтов развития на федеральном и региональном уровне, их эффективность далека от ожидаемой как по объему привлеченных инвестиций в экономику, так и по количеству проектов. В связи с этим было бы очень заманчиво, по его словам, побороться за гигантские средства (более $3,5 трлн.) инвестиционных фондов, которые находятся под управлением компаний из стран, входящих в ОИС. «Это тот ресурс, за который должны бороться экономика России и экономика российских регионов, — отметил он, добавив, что РФ может стать привлекательной для инвесторов из ОИС. — В России есть немало примеров, когда решались достаточно сложные задачи. Надо только концентрироваться не на процессе, а на достижении результата».
Сергей Беляков, Дафер аль-Умран и Хоссам Элдин Авад
«РОССИЙСКИЕ БАНКИ ПРИНЯЛИСЬ «ДУШИТЬ» СВОИХ КЛИЕНТОВ»
Наиболее интересным на конференции стало выступление председателя правления национального агентства прямых инвестиций Игоря Вдовина — речи других участников дискуссии, в том числе заместителя министра иностранных дел Бахрейна Дафер аль-Умрана и председателя молодежного комитета союза бизнесменов Египта Хоссама Элдин Авада, носили ритуально-церемониальный характер. А генеральный директор АО «ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов выступил перед собравшимися с яркой, но уже знакомой для специалистов из Татарстана презентацией проекта IT-города.
Вдовин сразу взял быка за рога и заявил, что исламский банкинг нужен России как воздух: «Вы знаете, какая сейчас ситуация: вслед за ожесточающимися требованиями ЦБ РФ российские банки принялись активно «душить» своих клиентов, брать дополнительные залоги, ужесточать условия кредитных договоров и при малейших затруднениях подавать на банкротство предприятий. Из составленного нами 3 года назад списка 30 компаний-кандидатов в «национальные чемпионы», которые могли бы стать основой нашей новой экономики, сейчас осталось только 10. Мы видим стремительное ухудшение финансового состояния средних компаний. В этих условиях нам бы очень помогли такие финансовые инструменты, как мушарака (участие банка в реализации бизнес-плана клиента и совместное финансирование данного проекта с разделением прибыли в заранее оговоренных пропорциях; убыток разделяется в пропорциях, соответствующих долям участия в партнерстве, — прим. ред.) и мударака (участие банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта клиента, при этом банк владеет денежными средствами, а клиент банка осуществляет организацию и управление проектом, обеспечивает его управленческую, кадровую и техническую составляющую; прибыль от реализации проекта распределяется между банком и клиентом в оговоренных ранее долях; убыток от реализации относится на результат банка — прим. ред.)».
По словам Вдовина, главное — то, что в исламских финансовых инструментах нет четко фиксированного дохода, залогов и банковских мультипликаторов (по существующим нормам, если банк входит в капитал компании, он должен зарезервировать его на 100% — прим. ред.), а также огромных процентных ставок — «всего того кошмара, в котором мы сейчас находимся». Особенно проблема обострилась в последние два года, когда российские компании оказались отрезанными от западных дешевых источников финансирования: «Лет 10 назад российские компании имели довольно простой доступ к западным заимствованиям, выходили на IPO, да и российские инвестиционные фонды, которых было более 100, вели себя достаточно активно. Сегодня же круг возможностей для получения инвестиций в России невероятно узок. Даже если ваша компания успешна, то стоимость привлеченных средств будет высока». Вдовин подчеркнул, что исламский банкинг — одна из немногих имеющихся возможностей получения иностранного финансирования, которой необходимо воспользоваться.
Игорь Носов выступил перед собравшимися с яркой, но уже знакомой для специалистов из Татарстана презентацией проекта IT-города
«ТАТАРСТАН ПОХОЖ НА ОТДЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. СО ЗНАКОМ ПЛЮС»
Модератор конференции напомнил, что в Татарстане уже начинают активно использовать элементы исламского банкинга. И вообще, по словам Белякова, Татарстан — уникальный регион России, очень похожий на отдельное государство. «Со знаком плюс, однозначно», — уточнил он.
«Опасные речи ведешь!» — полушутя-полусерьезно остерег модератора Вдовин.
«Ну что ж, если это правда», — не понял намека Беляков и отметил вовлеченность президента республики Рустама Минниханова во все дела, касающиеся бизнеса, — с точки зрения государственного финансирования, с точки зрения привлечения частных инвестиций, создания условий для инвесторов. «Республика не боится экспериментировать, реализовывать инновационные для России проекты, — сказал председатель правления НААИР. — Например, это касается развития исламских финансовых инструментов. Так, недавно Татфондбанк открыл свое отделение — центр партнерского банкинга. Татарстан пытается реализовывать этот проект в рамках существующего законодательства. Это очень хороший пилот для того, чтобы понять, что работает, а что не работает, какие изменения нужны в российском законодательстве».
ВЫХОД ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО БОЛОТА
Вдовин не верит в возможность внесения поправок в российское банковское законодательство, которые бы разрешили банкам заниматься торговой деятельностью — это позволило бы им избежать двойного налогообложения при использовании исламских банковских инструментов. Напомним, несколько месяцев назад в ЦБ РФ при активном лоббировании Татарстана была создана рабочая группа экспертов, которые должны обсудить различные варианты изменений в законодательстве. Однако пока прошло всего одно заседание рабочей группы — регулятор крайне настороженно относится к необходимости изменений в правилах игры. Тем более что стоимость нефти потихоньку пошла вверх и, по всей видимости, острота проблемы немного отступила.
По мнению Вдовина, выход из законодательного болота в том, чтобы подключить государственные институты развития: «Для иностранных инвестиционных фондов участие государства в проекте является крайне важным, гарантирующим успех проекта. Поэтому можно создавать совместные схемы с российскими государственными институтами развития и крупнейшими исламскими банками. В этом случае никаких изменений в законодательстве не потребуется, а экспертизу проекта возьмет на себя уполномоченный институт развития с последующей передачей госпакета исламским инвесторам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.