«Аэрофлот» откроет прямой рейс «Казань — Франкфурт»   «Аэрофлот» откроет прямой рейс Казань — Франкфурт (на фото гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (в центре) во время визита в Казань в феврале этого года) Фото: prav.tatarstan.ru

ПО СЛЕДАМ LUFTHANSA

«Аэрофлот» откроет прямой рейс Казань — Франкфурт, об этом сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли. Информацию подтвердили в пресс-службе авиакомпании: «В данный момент мы можем подтвердить то, что правление ПАО «Аэрофлот» приняло решение открыть прямой рейс Казань — Франкфурт — Казань».

Таким образом, спустя три года франкфуртское направление возвращается в расписание аэропорта «Казань». Напомним, первый рейс (частота — три раза в неделю) по этому маршруту состоялся в 1997 году, его выполнял один из лидеров мировых авиаперевозок — немецкая компания Lufthansa. Но почти все это время казанцы летали в Германию через Самару, и только в летний сезон 2011 года была предпринята попытка прямого рейса, но продолжался он недолго. В летний сезон 2012 года рейс выполнялся по маршруту Пермь — Казань — Франкфурт. Далее люфтганзовские Airbus 319 и 320 летали во Франкфурт через Самару. Но с 1 апреля 2013 года Lufthansa решила удалить два маршрута из своего расписания — казанский и пермский. Среди причин назвали рост цен на топливо и обслуживание рейсов, многочисленные налоги и сборы, не позволяющие дальше оставаться прибыльными на этом рынке.

Тогда эксперты авиаперевозок и туррынка восприняли это как «очень грустное событие». Во-первых, потому, что Lufthansa — это особый уровень сервиса, немецкий стандарт надежности; во-вторых, сложился целый класс людей, предпочитавших именно этого перевозчика и готовых платить за удовольствие; в-третьих, Франкфурт — крупнейший хаб Европы; в-четвертых, уход немцев называли репутационным ущербом для РТ, поскольку благодаря этому рейсу много немецких компаний заинтересовались Татарстаном.

Уйдя из Казани и Перми, компания Lufthansa повысила — до 6 раз в неделю — частоту рейсов из аэропортов Нижнего Новгорода и Самары. «Очевидная популярность маршрутов из Нижнего Новгорода и Самары, рост пассажиропотока в каждом городе и коэффициент загрузки самолетов более 80 процентов позволили компании принять решение о введении новых рейсов во Франкфурт, — сообщили тогда в Lufthansa. — Успешность деятельности авиакомпании в этих городах ставит их в один ряд с лидирующими российскими направлениями, такими как Москва и Санкт-Петербург».

Но спустя год авиакомпания ушла и из Самары с Нижним. «Шло снижение спроса, у рейса был отрицательный финансовый результат, — рассказал вчера «БИЗНЕС Online» директор по авиационной коммерции ЗАО «УК «Аэропорты регионов» Сергей Доценко. Под занавес заполняемость была 55 - 60% — пик падения спроса.

В конце 2014 года у аэропорта «Казань» были планы по возобновлению (на «Оренбургских авиалиниях») рейса в Германию, Мюнхен, который с 2011 года выполняла авиакомпания «Ак Барс Аэро», но дело так и не пошло.

Рейс Казань — Франкфурт будет выполняться по понедельникам и пятницам на Airbus А320, старт перевозок — 15 июня. Быть ли рейсу постоянным, «Аэрофлот» определится через три месяцаФото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«ЛОГИЧЕСКИ НЕ МОГУ ОБЪЯСНИТЬ»

Отметим, что для «Аэрофлота» рейс из региона за границу весьма не свойственен — такие направления авиакомпания развивает из своего базового аэропорта Шереметьево. Что же заставило крупнейшего российского авиаперевозчика пойти на этот не совсем понятный риск?

«Франкфурт — это вотчина авиакомпании Lufthansa, которая находится в Star Alliance, «Аэрофлот» находится в SkyTeam, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании AVT (продажа авиабилетов) Азамат Сабиров. — Это два разных альянса и две разные философии. Поэтому новость из разряда «Аэрофлот» начал летать в Австралию». Зачем? Понятно, что там хаб неплохой. Но не верится, чтобы «Аэрофлот» начал работать со Star Alliance... Если это так, то для Казани это, конечно, хорошая новость. Но «Аэрофлот» уже имеет хаб в Шереметьево, зачем ему летать в хаб Lufthansa?.. И не вижу необходимости и перспективной загрузки рейсов во Франкфурт. В Мюнхен еще может быть, куда летала «Ак Барс Аэро». Есть такое соглашение, М2 называется, и мы обсуждали с коллегами, что если бы у «Ак Барс Аэро» была договоренность с местными лоукостерами и там бы был организован хаб... Но что «Аэрофлоту» делать во Франкфурте, я не очень понимаю. Логически не могу объяснить. У нас нет такого пассажиропотока. Туда полетит либо Airbus, либо Boeing-737, в них влезают 150 человек, то есть 150 человек должны регулярно набираться во Франкфурт — не самый туристический город. Зачем? Почему не в Токио?.. Но, в принципе, если рейс появится, это будет круто».

По словам главного редактора «Авиационного обозрения» Алексея Синицкого, при падении пассажиропотока в европейские страны по причине курсовой разницы валют логично от авиакомпаний ожидать закрытия существующих международных рейсов, а не открытия новых, тем более из Казани: «Тот факт, что авиакомпания открывает новый рейс, говорит о том, что она видит прямой пассажиропоток во Франкфурт, видит перспективы этого рейса или рассчитывает его «раскатать» впоследствии. Возможно, они рассчитывают на часть этнического потока. Но более вероятное объяснение такого решения надо искать в другом. Я думаю, что «Аэрофлот» изучал своих пассажиров, подсчитал, сколько пассажиров летят из Казани в Москву и потом пересаживаются на фрункфуртский рейс, как регулярно они летают этим маршрутом и т. д. Когда их набирается достаточно для отдельного рейса, принимается соответствующее решение. Оно принимается не наугад, а на точной информации. В этом весь расчет. Но в любом случае со стороны «Аэрофлота» это интересный шаг».

Источник полагает, что все дело едва ли не в личных договоренностях президента РТ Рустама Минниханова и гендиректора «Аэрофлота» Виталия СавельеваФото: prav.tatarstan.ru

Источник «БИЗНЕС Online» полагает, что все дело едва ли не в личных договоренностях президента РТ Рустама Минниханова с генеральным директором «Аэрофлота» Виталием Савельевым. Напомним, в крайний раз они встречались в Казани 17 февраля. Примерно того же мнения придерживается Доценко: «Насколько понимаю, это совместный проект «Аэрофлота» и правительства Татарстана. Дело в договоренности. Сам «Аэрофлот» таких рейсов не открывает однозначно, за границу летают только его «дочки» «Россия» и «Аврора». Если из Казани за границу полетит «большой» «Аэрофлот», это экстраординарное событие, однозначно, что здесь все не просто так».

«ТУДА ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО ПОЛУЧИТЬ КВОТЫ, НО НЕ ДЛЯ АЭРОФЛОТА, КОНЕЧНО»

По всей видимости, дело именно в той «крутизне», о которой говорит Сабиров. Впрочем, местные игроки рынка оценили новость как однозначно положительную.

«Пусть летают, чем больше рейсов будет из Казани, тем удобнее будет и пассажирам, и с точки зрения конкуренции: тарифы будут падать, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Франкфурт — признанный хаб, один из трех самых крупных в Европе. Из него очень удобно летать транзитным пассажирам, так что это очень привлекательный рейс. Туда очень тяжело получить квоты, но не для «Аэрофлота», конечно».

«Идея хорошая, как показал опыт авиакомпании Lufthansa, которая около 10 лет летала из Казани во Франкфурт, была целая категория людей, которые пользовались только Lufthansa, постоянно летали. Наверное, «Аэрофлот» тоже знает эту статистику, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор «Компаньон СП» Сергей Пасечник. — Если смотреть те направления, которые сейчас есть из Казани, то это Стамбул, к которому стали в последнее время относиться с некоторым недоверием, это Хельсинки, которые, увы, работают с некоторыми перерывами в течение года, это Прага и Эмираты, которые тоже, к сожалению, на лето приостановили свои полеты. Поэтому я думаю, что Франкфурт — удобное направление, которое вполне может быть востребованным. Зависит от того, какой самолет поставят, сколько там пассажиров планируется. Но то, что это полезно для развития туризма как из Казани, так и в Казань, — это несомненно. Рейсы нужны минимум 2 раза в неделю, идеально 3 раза в неделю, но тут уже от многих причин зависит, от экономической и политической ситуации».

По мнению Доценко, если проект выживет, то это будет хорошим примером другим регионам. По нашим данным, рейс будет выполняться по понедельникам и пятницам на самолете Airbus А320, старт перевозок — 15 июня. Быть ли рейсу постоянным, «Аэрофлот» определится через три месяца.