Ринат Хайров

«Я ПРИВОЗИЛ МИНИСТРА ОБОРОНЫ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСК, ПОСЛЕ ЭТОГО ПОШЛИ ОБОРОННЫЕ ЗАКАЗЫ НА КОРВЕТЫ»

— Ринат Шамильевич, вы были советником министра обороны России Анатолия Сердюкова и наверняка можете объяснить, почему возник скандал вокруг «Оборонсервиса» и продажи непрофильных военных активов...

— Что касается имущественного комплекса, у нас не было ни в реестре, вообще нигде описи всего имущества армии. Только при Сердюкове был создан единый общий реестр, а до этого во многих крупных городах-миллионниках просто сдавали эти помещения негласно в аренду — министр это запретил. А кому такое понравится? То есть к недовольству генералитета добавилось недовольство на местах. Мало того, стали смотреть ОКРы и НИРы, то есть опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, и обнаружили, что многие тянутся по 15 - 20 лет! Да за это время все разработки устарели, а деньги на них по-прежнему тратились. Министр многие закрыл.

— Еще недовольные появились?

— Дальше — перед ВПК поставили задачу, что нужна не новая техника, а совершенно новое поколение техники. Говорят, многое закупали за границей, но надо же было что-то нашему ВПК показать — вот что уже есть, почему вы такое не делаете? Сделайте лучше — будем брать у вас. Толчок нужен был, конкуренция. А еще и цены на вооружение были большие, везде же были субсубсубподрячики... Что сделали? Пригласили из налоговой службы специалистов, и они сидели и анализировали ценообразование продукции предприятий, чтобы цена на вооружение не была запредельно большой. Вот вам, пожалуйста, недовольными стали и промышленники, их по деньгам резали. В общем, когда сейчас гордо говорят: вот, мы столько военных кораблей, подлодок спускаем на воду, столько военных самолетов делаем — база была заложена тогда. Я привозил в Зеленодольск министра обороны России, когда лоббировал интересы Зеленодольского судостроительного завода имени Горького. После детального знакомства с этим предприятием оборонные заказы на корветы пошли. Сейчас российская армия в принципе модернизировалась, это боеспособная армия. Это мы хорошо продемонстрировали в Сирии.

«РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ — ВОТ ОН, ЛЕТАЕТ НАД НИМИ, А ПРИБОРЫ ЕГО НЕ ВИДЯТ. ПРОСТО ПАНИКА БЫЛА НА БОРТУ»

— После минобороны в 2010-м меня пригласил в КРЭТ своим первым замом гендиректор Николай Колесов. Я взял на себя вопросы, которые касались минобороны, и разруливал их с военными. Мы с оборонзаказом хорошо справились... У Колесова перспективное направление, потому что это именно новое вооружение, средства радиоэлектронной борьбы.

— То есть у России все-таки есть шансы в сфере высоких технологий?

— Есть. Много делается интересного. Помните, как в апреле 2014 года российский фронтовой бомбардировщик Су-24 страшно напугал в Черном море современный американский эсминец «Дональд Кук». Тогда у него вся электроника ослепла и оглохла. Смотрят: российский самолет — вот он, летает над ними, а приборы его не видят. Просто паника была на борту. Тогда мы показали американцам: ребята, смотрите, у нас тоже есть кое-какие неплохие разработки. СМИ писали, что вроде бы после этого инцидента дюжина человек списалась с эсминца, а с другими работали психологи...

«В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ, В ПОСЕЛКЕ ДЖАЛИЛЬ САРМАНОВСКОГО РАЙОНА ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ ТАРИФЫ НА ВОДУ, НА ТЕПЛО — ЭТО СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА»

— Что вы считаете главным итогом своей работы в Думе?

— Удалось многое. Когда собирается наш комитет по обороне, приходят представители и минобороны, и минфина, и ЦБ... Если смотреть по принятым законам, их с моим участием больше 100. Вот сейчас я внес поправки в закон о военной ипотеке, он 22 апреля прошел второе чтение. Предлагал поправки в Налоговый кодекс, в Жилищный кодекс...

— С какими просьбами и проблемами к вам обращались избиратели?

— С очень разными, в основном с житейскими. Кого-то волнует трудоустройство, кто-то жаловался, что дом подмывает, а рядом проходит газопровод, надо его убрать, кто-то просил с плохими дорогами разобраться... Был тематический прием военнослужащих, когда они перешли на «пластик», кому-то зарплату не перечисляли. В переходный период всегда бывают накладки. Ну тут я звонил в минобороны, и там сразу снимали все вопросы: если знаешь людей, проблемы решать проще. Потом вообще мы эту работу на поток поставили — передавали в министерство номер части и фамилию, и проблема решена.

В Москве и в Казани постоянно проводим приемы избирателей, по районам ездим. Еще у нас есть сайт, где можно обращение к депутату оставить, — зачем из деревни или еще откуда-то издалека ехать на прием? А сегодня интернет везде есть, если родители не разбираются, то дети всегда помогут. Сейчас, когда встречаюсь с людьми в Альметьевском округе, вижу, что там своя специфика, в частности, в Альметьевске, в поселке Джалиль Сармановского района очень высокие тарифы на воду, на тепло. Это очень серьезная проблема юго-востока республики. Буду вникать...

— Поскольку вы кандидат экономических наук, вам это будет сделать легче. К слову, вы спокойны за свою диссертацию в свете работы вольного сетевого сообщества «Диссернет»?

— Это интересная тема. Но я защищался в 2000 году, тогда не было развитого интернета, так что скачать-то диссертацию было неоткуда... Сам работал в библиотеках, изучал труды по теме, конечно, что-то цитировал, как и положено при подготовке кандидатской. Защищался в Марийском государственном университете. Оппоненты у меня были оттуда, а еще из Чувашского госуниверситета, так что за свою работу я спокоен. Вообще, для чего мне нужна была кандидатская? Когда я был начальником налоговой, иногда приходил кто-нибудь и заявлял с порога: а вот я кандидат наук, я лучше вас разбираюсь! Ну вот, я тоже стал кандидатом экономических наук. Хотя мало стать кандидатом, нужно еще и опыт иметь, и стремление, постоянно изучать и внедрять что-то новое... А так, корочку положил дома, она и лежит...

«НА ЗАСЕДАНИЯХ ДУМЫ ДЕПУТАТЫ ПОРОЙ РУГАЮТСЯ, А ВЫШЛИ ИЗ ЗАЛА — ПОШУТИЛИ, ПОУЛЫБАЛИСЬ, ПОШЛИ ВМЕСТЕ КОФЕ ПИТЬ»

— Как оцениваете атмосферу, которая сложилась в Думе?

— У нас в комитете по обороне атмосфера идеальная, мы все заточены на интересы армии. Ну а на заседаниях Думы депутаты порой ругаются, Жириновский подколоть любит — это всегда с утра 10-минутное шоу... Но вышли из зала — пошутили, поулыбались, пошли вместе кофе пить. Ведь часто депутаты такие шоу специально устраивают для ТV, для пиара.

— Многие говорят, что Дума в России ничего не решает, она всего лишь декорация...

— Парламент есть в любой стране, он и в России нужен обязательно. Недавно в Думе отчитывался премьер, ему очень острые вопросы задавали. И министрам, когда они отчитываются, тоже бывает несладко. Пожалуй, только к министру иностранных дел Сергею Лаврову депутаты отнеслись благожелательно, а остальным досталось по полной программе. Вообще, если предыдущий спикер Думы Борис Грызлов заявил, что Дума не место для дискуссий, то нынешний председатель парламента Сергей Нарышкин, наоборот, повторяет: Дума как раз место для дискуссий, для споров, для выявления истины.

— Ринат Шамильевич, почему вы решили баллотироваться вновь?

— Многие вопросы, которые были мною подняты, законопроекты, которые я предложил, еще в работе. Хотелось бы их довести до принятия. Думаю, что если избиратели окажут мне доверие, в качестве депутата-одномандатника мне это будет сделать проще.